Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: медитация на сахасрару  (Прочитано 12424 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

VLAD

  • *
  • Сообщений: 23
медитация на сахасрару
« : Декабрь 06, 2012, 17:46:42 »

каждое утро примерно в 11:00, медитирую на  сахасрару 12минут , стараюсь сконцентрироваться на ощущениях в области темени, представляю как пульсирует энергия, сегодня почувствовал напряжение в области глаз будто оттуда что то утекает, вечером того дня делал зарядку, самочувствие не прямо слабость но присутствовала легкая усталость с другой стороны вроде как память стало чуток по лучше, все ли я верно делаю? 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #1 : Декабрь 07, 2012, 00:29:52 »

Цитировать
каждое утро примерно в 11:00, медитирую на  сахасрару 12минут , стараюсь сконцентрироваться на ощущениях в области темени, представляю как пульсирует энергия, сегодня почувствовал напряжение в области глаз будто оттуда что то утекает, вечером того дня делал зарядку, самочувствие не прямо слабость но присутствовала легкая усталость с другой стороны вроде как память стало чуток по лучше, все ли я верно делаю?

Мой Гуруджи Шри Митхлешнатхджи давал очень простой и эффективный метод нашей традиции: медитацию на свет, звук и пустоту, а также их совмещение. Я думаю, вам эта практика может пригодиться.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

VLAD

  • *
  • Сообщений: 23
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #2 : Декабрь 07, 2012, 16:44:22 »

"медитацию на свет, звук и пустоту, а также их совмещение."
Можно по подробнее
Записан

Vikram

  • *
  • Сообщений: 317
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #3 : Декабрь 07, 2012, 20:52:13 »

Ага. присоединяюсь.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #4 : Декабрь 08, 2012, 17:07:31 »

Сахасрара – это обитель Парамашивы, и в остальных центрах внизу восходит Кундалини, между всеми чакрами и сахасрарой есть бинду-чакра, "бинду" – означает спонтанное колебание (спанда). И обычно верхние центры связаны с акашей, или пустотой, пустым пространством, в котором сознание самопостигается и становится Шивой. Когда вы практикуете мантры или же посредством правильной пранаямы очищаете все нади тела, то в области головы вы можете почувствовать вибрацию, которая сама проявляется без усилий, эта вибрация есть нада. В зависимости от методик, которые вы используете как опоры, могут быть разные опыты: иногда в виде света, иногда в виде звука, пустоты или тишины. Это очень известные практики, и они описаны во многих текстах йоги.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Антари

  • *
  • Сообщений: 205
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #5 : Декабрь 08, 2012, 18:44:46 »

А что такое называется "опорой" в медитации? Это буддийское или индуистское понятие? Недавно наткнулся на это слово, и в предыдущем сообщении оно употреблено, поэтому заинтересовался. Так и хочется сказать, что это предмет сосредоточения; то, на чём сосредотачиваешься. Это - первое, что приходит в голову. Но, может, я ошибаюсь. Проясните, пожалуйста, гуруджи.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #6 : Декабрь 08, 2012, 21:16:45 »

А что такое называется "опорой" в медитации? Это буддийское или индуистское понятие? Недавно наткнулся на это слово, и в предыдущем сообщении оно употреблено, поэтому заинтересовался. Так и хочется сказать, что это предмет сосредоточения; то, на чём сосредотачиваешься. Это - первое, что приходит в голову. Но, может, я ошибаюсь. Проясните, пожалуйста, гуруджи.

Очень просто: безопорное состояние ("нирадхара", "нираламба", "алакх ниранджан" и т.д.) означает то, что вы не используете опору в виде, например, Атма-сварупы, коей являются пять вьом. Сварупа – означает модель, присущая чему-то, в данном случае – Атману. Атман – вне качеств, поэтому ему можно дать лишь какие-то приблизительные характеристики наподобие вездесущего света (сурьякаша) или того, что пронизывает все явления бытия (таттвакаша), и т.д.; это все описания того, что невозможно все равно никак описать, а значит, характеристика – и есть опора. Или лакшья-цель – внутренняя, внешняя или средняя (тонкое тело); вы А-лакшья, или "Алакх", – означает то, что вы не используете никакую лакшью, чтобы пребывать в Атмане. То же самое с 16 адхарами, в них уже больше выражен принцип формы, и эти формы вы используете для практики, а практика заключается не в том, чтобы жирок скинуть, а в том, чтобы постичь то, что за пределами всего. А какую роль играют адхары? Чтобы Кундалини пробудить бандхами, мудрами, дришти (это тоже форма мудр), сосредоточением на разные важные области (та же мудра; Гхеранда, например, мудрами называл концентрацию на пяти элементах), и Кундалини вместе с дживатмой соединяется с Шивой (сверхсознанием). То же самое и с чакрами, где принцип формы преобладает еще сильнее. Говорится во всех текстах натхов и в некоторых тантрах: "Того, кто не знает эти вещи, нельзя считать настоящим йогином". Это самые важные формы опоры в йоге, потому что это то, без чего все асаны, все пранаямы – просто гимнастика, общеукрепляющие дыхательные техники, что угодно, но не духовная практика. Вы как бы через опору возвращаетесь в безпорное состояние, известное как сахаджата.

Опорой можно считать все, весь инструментарий тантриков или садху: это и вещи, которые используются в духовной жизни (так как многие из них используются в пудже), и разные идолы в виде янтр, виграха, – одним словом, все, что дает энергию, которую потом можно задействовать в высоких целях. Даже люди – это опора, как это ни парадоксально звучит, Гуру – это опора, гурубхаи – это опора, чакра практикующих – это опора, у тантриков их Шакти – это опора и сила. Однако все опоры нельзя понимать как панацею; без них никуда, но безопорность особенно важна, так как все, что проявлено, также зовется Майей. Т.е. Майя – производное от "мейя" – то, что задает определенную меру, размер, потому это и опора, и ограничение одновременно. Майя может проявляться и через многие практики. Вы когда-нибудь видели людей, помешанных на разных практиках? Которые так полюбили практики (или кто-то их научил практики любить :05:), что даже перестали окончательно понимать их предназначение. Походите по йога-центрам, и вы там их увидите очень много. А если еще человек на это убил годы, стал раскрученным преподавателем своих иллюзий – это все, он даже не сможет вас слушать. Вот это называется Майя.

Раз мы говорим о сахасраре, то нужно отметить, что это место безопорное, потому что оно за пределами тела. В сахасраре, конечно, есть характеристики, они есть в двадашанте, но это настолько тонкий и сложноописуемый уровень, что, например, Горакшанатх и многие другие натхи предпочли это не описывать вообще, только в самых общих чертах. Не описали детально, очевидно, в связи с тем, что любые умопостроения насчет безопорных категорий вполне могут стать клиническими случаями, с помешательствами на тонких иллюзиях, утонченной и глубокой гордыне и т.д. Без Гуру, который заверит, что ты правильно все практикуешь, можно залезть в глубокие психологические дебри. Но видите, из этого сразу напрашивается тема относительно Гуру, учеников и т.д.: уберешь что-то, и вся система может рухнуть. Подобно тому как уберешь какую-то деталь из компьютера или машины, каркас, может, останется, но сама машина не включится. :05: Более того, во всем этом нет ни одной простой темы.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Антари

  • *
  • Сообщений: 205
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #7 : Декабрь 08, 2012, 22:20:12 »

Спасибо за ответ, гуруджи. Пранаам.
Записан

VLAD

  • *
  • Сообщений: 23
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #8 : Декабрь 21, 2012, 13:22:04 »

А как медитировать на пустоту и свет? В начале представлять пустоту? В виде безмерного пространства или по попросту не думать, успокоить мысли?   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #9 : Декабрь 22, 2012, 05:41:08 »

А как медитировать на пустоту и свет? В начале представлять пустоту? В виде безмерного пространства или по попросту не думать, успокоить мысли?    

Сахасрара-чакра – это 50 лепестков, помноженные на 20, т.е. двадцать раз прохождение Кундалини вверх и вниз по принципу анулома-вилома (туда и обратно) – включает сахасрару, есть такой принцип, хотя он не всегда обязательный, масса и других подходов. Но смысл такой, что сахасрара – это особая чакра, которая включает высвобожденный потенциал всех остальных в теле. Тело должно быть очищено пранаямой, так чтобы вся энергия в теле свободно циркулировала, и тогда наступает чувство, что тело как будто пустое, прозрачное, в нем появляется легкость, и все мысли исчезают, так как они растворяются в энергии (пране). Энергия фактически при своей естественной циркуляции приводит к чувству вьомы (пространственности, или пустоты). Самый простой способ ощутить пустотность – это отпускание закрепощенности и, тем самым, открытие свободной циркуляции энергии, утончение состояния энергии. Сахасрара и вообще верхние чакры – это чакры, которые в большей степени связаны с пространством, также пространством сознания (чидакаша). Иногда тантрики и йогины это светящееся пространство соотносят с Шивой в виде света сознания Парасамвит или Пракаша. Можно постепенно подходить разными методами к пустоте через освобождение психофизических блоков в своей психофизике, методы могут быть разные из наборов хатха-йоги, как вспомогательные элементы.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

VLAD

  • *
  • Сообщений: 23
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #10 : Декабрь 22, 2012, 16:13:44 »

Может ли сама по себе только медитация привести к положительным результатам? Например как раджа йог добивается правильного дыхания путем упорядочивания разума и наоборот хатха йог добивается того же результата путем праноямы. Или требуется системный подход?
Записан

Антари

  • *
  • Сообщений: 205
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #11 : Декабрь 22, 2012, 17:21:07 »

Может ли сама по себе только медитация привести к положительным результатам? Например как раджа йог добивается правильного дыхания путем упорядочивания разума и наоборот хатха йог добивается того же результата путем праноямы. Или требуется системный подход?
Очень хороший вопрос. Тоже интересно, что лучше: делать какую-то одну практику или сочетать несколько? В одних книгах даётся совет сосредоточиться на одном методе и приводится аналогия с копанием колодцев, в других - говорится, что методы и практики друг друга поддерживают, что не надо сосредотачиваться на одном упражнении, игнорируя другие. В третьих же книгах говорится, что нужно прислушиваться к себе и исходить из своего состояния на данный момент, нельзя себя ни к чему принуждать, тело и разум сами подсказывают, какую практику делать. В каком-то смысле, этот вопрос схож с другим: что лучше углублённо изучать  одну традицию или несколько.
Записан

Антари

  • *
  • Сообщений: 205
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #12 : Декабрь 22, 2012, 21:14:29 »

Может ли сама по себе только медитация привести к положительным результатам? Например как раджа йог добивается правильного дыхания путем упорядочивания разума и наоборот хатха йог добивается того же результата путем праноямы. Или требуется системный подход?
Здесь: http://amritnathashram.org/english/amrit.php?pid=5, - написано:postures themselves do not give peace of mind. They are useful only to keep the body fit and healthy. Only Siddhasana and Komal Padmasana are benefical for the practitioner. Mainly Sukh Asana the posture of convenience and ease is the best.
А здесь:http://www.dattadarshanam.ru/yogashastra.htm, - вообще ничего не говорится о хатха-йоге. :011:
Получается, что можно заниматься йогой, освоив лишь несколько асан?
Записан

Sathya MahaAvatar

  • *
  • Сообщений: 86
  • RUSSIA САНЬЯСА
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #13 : Декабрь 22, 2012, 21:21:04 »

Может ли сама по себе только медитация привести к положительным результатам? Например как раджа йог добивается правильного дыхания путем упорядочивания разума и наоборот хатха йог добивается того же результата путем праноямы. Или требуется системный подход?


Очень хороший вопрос. Тоже интересно, что лучше: делать какую-то одну практику или сочетать несколько?
1. В одних книгах даётся совет сосредоточиться на одном методе и приводится аналогия с копанием колодцев,
2.в других - говорится, что методы и практики друг друга поддерживают, что не надо сосредотачиваться на одном упражнении, игнорируя другие.
3. В третьих же книгах говорится, что нужно прислушиваться к себе и исходить из своего состояния на данный момент, нельзя себя ни к чему принуждать, тело и разум сами подсказывают, какую практику делать. В каком-то смысле, этот вопрос схож с другим: что лучше углублённо изучать  одну традицию или несколько.

В принципе речь идет  об одном и том же.  Сначала базовые курсы, затем постепено все боле сложные.
Что важно в данный момент, для ког то здоровье, для кого то материальное благополучие и реализация в социуме, работа, служба, бизнес.., для ког то отношения  важнее, например отношения в семье (с детьми, с родителями..)... Если есть рядом учитель он конечно подскажет куда лучше двигаться в настоящее время. Если точно не у верены что методы совместимы (особенно сложные) и не кому подсказать, Лучще не смешивать. В основном это касается сложных практик. Если это комплекс, комплекс выполняется  полностью.  Если посоветываться не с кем  то
нужно прислушиваться к себе и исходить из своего состояния на данный момент, нельзя себя ни к чему принуждать,
( плюс еще специальная разясняющая литература и опыт других практикующих... )
Записан

Антари

  • *
  • Сообщений: 205
Re:медитация на сахасрару
« Ответ #14 : Декабрь 22, 2012, 21:29:06 »

Может ли сама по себе только медитация привести к положительным результатам? Например как раджа йог добивается правильного дыхания путем упорядочивания разума и наоборот хатха йог добивается того же результата путем праноямы. Или требуется системный подход?
Здесь: http://amritnathashram.org/english/amrit.php?pid=5, - написано:postures themselves do not give peace of mind. They are useful only to keep the body fit and healthy. Only Siddhasana and Komal Padmasana are benefical for the practitioner. Mainly Sukh Asana the posture of convenience and ease is the best.
А здесь:http://www.dattadarshanam.ru/yogashastra.htm, - вообще ничего не говорится о хатха-йоге. :011:
Получается, что можно заниматься йогой, освоив лишь несколько асан?
Боюсь, что я не совсем правильно выразился. Не столько о хатха-йоге, сколько о многочисленных асанах.
Записан