А что такое называется "опорой" в медитации? Это буддийское или индуистское понятие? Недавно наткнулся на это слово, и в предыдущем сообщении оно употреблено, поэтому заинтересовался. Так и хочется сказать, что это предмет сосредоточения; то, на чём сосредотачиваешься. Это - первое, что приходит в голову. Но, может, я ошибаюсь. Проясните, пожалуйста, гуруджи.
Очень просто: безопорное состояние ("нирадхара", "нираламба", "алакх ниранджан" и т.д.) означает то, что вы не используете опору в виде, например, Атма-сварупы, коей являются пять вьом. Сварупа – означает модель, присущая чему-то, в данном случае – Атману. Атман – вне качеств, поэтому ему можно дать лишь какие-то приблизительные характеристики наподобие вездесущего света (сурьякаша) или того, что пронизывает все явления бытия (таттвакаша), и т.д.; это все описания того, что невозможно все равно никак описать, а значит, характеристика – и есть опора. Или лакшья-цель – внутренняя, внешняя или средняя (тонкое тело); вы А-лакшья, или "Алакх", – означает то, что вы не используете никакую лакшью, чтобы пребывать в Атмане. То же самое с 16 адхарами, в них уже больше выражен принцип формы, и эти формы вы используете для практики, а практика заключается не в том, чтобы жирок скинуть, а в том, чтобы постичь то, что за пределами всего. А какую роль играют адхары? Чтобы Кундалини пробудить бандхами, мудрами, дришти (это тоже форма мудр), сосредоточением на разные важные области (та же мудра; Гхеранда, например, мудрами называл концентрацию на пяти элементах), и Кундалини вместе с дживатмой соединяется с Шивой (сверхсознанием). То же самое и с чакрами, где принцип формы преобладает еще сильнее. Говорится во всех текстах натхов и в некоторых тантрах: "Того, кто не знает эти вещи, нельзя считать настоящим йогином". Это самые важные формы опоры в йоге, потому что это то, без чего все асаны, все пранаямы – просто гимнастика, общеукрепляющие дыхательные техники, что угодно, но не духовная практика. Вы как бы через опору возвращаетесь в безпорное состояние, известное как сахаджата.
Опорой можно считать все, весь инструментарий тантриков или садху: это и вещи, которые используются в духовной жизни (так как многие из них используются в пудже), и разные идолы в виде янтр, виграха, – одним словом, все, что дает энергию, которую потом можно задействовать в высоких целях. Даже люди – это опора, как это ни парадоксально звучит, Гуру – это опора, гурубхаи – это опора, чакра практикующих – это опора, у тантриков их Шакти – это опора и сила. Однако все опоры нельзя понимать как панацею; без них никуда, но безопорность особенно важна, так как все, что проявлено, также зовется Майей. Т.е. Майя – производное от "мейя" – то, что задает определенную меру, размер, потому это и опора, и ограничение одновременно. Майя может проявляться и через многие практики. Вы когда-нибудь видели людей, помешанных на разных практиках? Которые так полюбили практики (или кто-то их научил практики любить
), что даже перестали окончательно понимать их предназначение. Походите по йога-центрам, и вы там их увидите очень много. А если еще человек на это убил годы, стал раскрученным преподавателем своих иллюзий – это все, он даже не сможет вас слушать. Вот это называется Майя.
Раз мы говорим о сахасраре, то нужно отметить, что это место безопорное, потому что оно за пределами тела. В сахасраре, конечно, есть характеристики, они есть в двадашанте, но это настолько тонкий и сложноописуемый уровень, что, например, Горакшанатх и многие другие натхи предпочли это не описывать вообще, только в самых общих чертах. Не описали детально, очевидно, в связи с тем, что любые умопостроения насчет безопорных категорий вполне могут стать клиническими случаями, с помешательствами на тонких иллюзиях, утонченной и глубокой гордыне и т.д. Без Гуру, который заверит, что ты правильно все практикуешь, можно залезть в глубокие психологические дебри. Но видите, из этого сразу напрашивается тема относительно Гуру, учеников и т.д.: уберешь что-то, и вся система может рухнуть. Подобно тому как уберешь какую-то деталь из компьютера или машины, каркас, может, останется, но сама машина не включится.
Более того, во всем этом нет ни одной простой темы.