Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Натхи и Буддизм  (Прочитано 36570 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виласанатх

  • Гость
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #15 : Июнь 26, 2007, 02:42:01 »

Если тема буддизма пересеклась с темой денежных подношений, то хочется уточнить:

В буддизме лучшим подношением считается подношение практики – то есть регулярное и упорное применение на практике всего, чему учит Гуру. «Среднее подношение» — это служение учителю делами, речью и мыслями. Что же касается материальных даров (деньги, ценности, еда и пр.), то это – «низшее подношение».

В натховских текстах, которые удалось прочитать, я на эту тему ничего не встречал, но думаю, что отношение у натхов к вопросу если не точно такое же, то очень близкое.
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #16 : Июнь 26, 2007, 22:07:30 »

Адеш!
Хочу задать вопрос относительно буддийских обетов (врат). Употребляют ли буддисты алкоголь?
Знаю по рассказам знакомых, что в Тайланде буддийские монахи употребляют в пищу мясо, в отличии от монахов Японии и Китая. Неужели это не противоречит принципу ахимсы?
Спасибо. 
Записан

Враджанатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 101
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #17 : Июнь 27, 2007, 17:58:55 »

Шри Натхаджи Гуруджи Адеш!
  Алакх, я хочу сказать вам, что дзен это сутра, а ваджраяна это тантра, и отличие у них такое же как у пуран от агам, и они сколько угодно могут грести под себя. Да методы и воззрение у них разные, но и плоды практики тоже различны. Каждый может выбрать то, что ему ближе. Алкоголь употребляют в ритуальных целях, т.к. внутренние тантры можно назвать вамачарскими, и тантрики используют в практике нечистые субстанции. Относительно Тайланда не чего сказать не могу, не знаю. Может им просто нравится это дело?
  Мне тоже хотелось бы, чтобы традиция Натхов вышла за пределы индии, т.к. это самая свободная традиция в плане филосовских воззрений. Не потому, что каждый может думать, что хочет, а широтой своих взглядов, бескрайних как само пространство. Философия натхов может вобрать в себя все и в тоже время остатся философией натхов. Не хотелось бы чтобы все свелось к индийским обычаям как у кришнаитов и шайвизму.
   Про янтра-йогу кажется это терма открытое самим ННР. Да Дзогчен в Тибет пришел из индии. Падмасамбхава, Вималамитра это индийские учителя. Вайрочана учился у Шри Сингхи. Учения Дзогчена были тайными и когда Шри Сингха передавал учение Вайрочане, Он это делал за девятью стенами. Поставив медный котел на треножник, сидя на нем и говоря в медную трубу.
 Тигле - это бинду, да можно сказать, что есть аналогии с кундалини. Нисходящая, восходящая и в сердце, но я не много знаю об этом. Мне честно говоря кажется, что натхи ближе к даосам и тибетским йогам, чем к йоге принятой в индии.
   Алакх, а что вас привлекает в традиции натхов? Если можно то более сущностные причины, а не внешние атрибуты.
   Да, относительно денег. Конечно это только символ т.к. прося посвящение у учителя мы должны поднести ему вообще все что имеем имущество, тело, чувства и ум.
Всего самого доброго, Адеш.
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #18 : Июнь 27, 2007, 21:40:30 »

Адеш Враджанатх!
Спасибо за хороший ответ, пишите почаще.

   Алакх, а что вас привлекает в традиции натхов? Если можно то более сущностные причины, а не внешние атрибуты.

Всё привлекает, то, что во-первых традиция йогическая, самая что ни на есть. Второе, то, что у натхов есть все садханы, какие только могут быть в Индии, в разных традициях. Связи натхов с каулической традицией,  как говорит Гуру, что в натхах сохранились практики, которые были в утерянных ныне тантрических сампрадаях. Нет у натхов крайностей, таких как допустим в западных моделях вайшнавизма. Есть, конечно, свои ниямы, относительно чистого образа жизни, но они более научно все объясняют, почему им нужно следовать, а не просто, мол "регулирующие ведические принципы, Бхагавад-гита так говорит и все тут". Ну, и самое главное, натхи - не фанатичные приверженцы какой-то одной секты, но и не оппозиционеры разным сектам, а это даёт возможность жить гибко в разных социумах и применять различные методы. Натхи не говорят, что один метод лучше, а другой хуже, что индийская тантра ведёт к мокше, а ведизм - нет,акцент делается на самом человеке и том, как он эти практики использует. Получит он мокшу или нет, все зависит от него лично, а не от конкретного "изма", очень хорошо это объясняется в книге "Философия Горакшанатха". Мировоззрение натхов магично, потому что - не шаблонное, вот это мне собственно и нравится. Идеи у натхов я вижу разумными, в них нет фанатизма и в тоже время им не чужда бхакти.
« Последнее редактирование: Июнь 27, 2007, 21:50:07 от Alakh »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #19 : Июнь 28, 2007, 22:27:20 »

Адеш!
Пожертвование называется «дакшина» или «дана», в йоге составная часть ниямы. Об этом можно прочитать в книге «Введение в натха-йогу», а так же во многих текстах натхов. Есть разные виды даны, вастара-дана, дхан-дана, ашрая-дана, анна-дана и т.д. Пожертвования бывают разные, если ученик грихастха, то он может помогать храму пожертвованиями, если это садху, то обычно принято жертвовать при встрече 11 рупий, если ты приходишь в какой-то храм или встречаешься с Гуру, принято жертвовать символическую дакшину, если ты, например, долго не виделся с Гуру. Если же ученик постоянно находится возле своего Гуру, он и так все действия посвящает для него, практикует Горакшанатхаджи ки севу и Гуру-севу.  Ученик, который принял саньясу совершае пожертвование тем, что проповедует учение грихастхам и разным людям. Гуру и Иштадевата в натха-сампрадае рассматривается как одно целое и поэтому повторение Гуру-мантры, которая передается при дикше с медитацией на Гуру, так же считается жертвованием.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #20 : Июль 04, 2007, 13:07:30 »

Адеш!
Интересно то что в корейском дзене, есть два направления одно монашество позволяет вести семейную жизнь, другое нет, такая вот сутраяна. А ещё мне кажеться лини Тхеравады как то мало освящена, хотя практика випасаны взята именно из неё, ещё у них там есть практика называемая "самадха", дополняющая випасану. Очевидно это не есть само самадхи о котором говорил Патанджали, а нечто другое, но видимо есть какие-то похожести.
Записан

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #21 : Июль 05, 2007, 15:22:05 »

Тема слишком сложная и обширная, чтобы осветить ее в рамках форума. Но:

1) школы корейского сона, позволяющие вести семейную жизнь т.н. монахам - это тяжелое наследие японской оккупации, когда японцы пытались в рамках "японизации" привить японский буддизм. Конечно, это не есть хорошо. Одно дело - практиковать мирянам (этому есть примеры и в соне), но совсем другое - совмещать несовместимое, т.е. монашество и семейную жизнь.

2) "саматха" и "самадхи" - два разных палийских слова (в Тхераваде используется не санскрит, а пали). "Саматха" - это санскритское "шаматха", т.е. практика дхьяны, сосредоточения (на объекте или без объекта).

3) в число пяти обетов ("панча шила") буддистов входит обет воздержания от одурманивающих веществ, к которым относятся алкоголь и наркотики. Но! алкоголь, действительно, употребляется в ритуальных целях (как и мясо) в высших, или внутренних тантрах (ануттара-йога тантра в терминологии новых школ, маха-, ану- и ати-йога в терминологии старой школы). Каждый получивший абхишеку (дикшу) какой-либо внутренней тантры должен регулярно (обычно говорится о четырех днях в лунный месяц) участвовать в ганапудже (или сам совершать ее). Но! мясо и вино, вкушаемые на ганапудже - это уже не мясо и вино (не знаю, есть ли в индуизме параллель - наверное, есть, но на открытом форуме я большего сказать не могу).

4) монахи Юго-Восточной Азии (и Тибета) едят мясо (хотя в последнее время многие отказываются от мяса). Это связано с тем, что первоначально (а вот многих случаях и сейчас) монахи питались исключительно подаянием и не могли выбирать и "привередничать". Впрочем, монахам запрещено есть мясо, если животное было убито специально для него (если, скажем, монах приходит в дом, а хозяин на радостях хочет зарезать для него барана, то монах должен предупредить, что это мясо он есть не будет).

5) главный текст по янтра-йоге в традиции ННР - "ньида кхаджор" ("союз солнца и луны") - есть тибетское пекинское издание и итальянский перевод. Но на самом деле есть разные школы трулкхора - например, те же упражнения, входящие в Шесть йог Наропы (или почти идентичные с ними Шесть йог Нигумы). Просто традиционно в буддийской традиции практика делится на два этапа: стадия зарождения (утпатти-крама), преимущественно тантрическая, и стадия завершения (сампанна-крама), преимущественно йогическая. Как правило, чтобы получить дикши и наставления, необходимые для практики второй, необходимо начитать немалое количество мантры ишта-дэвата (в случае Калачакры, например - миллион), причем, крайне желательно, в затворе, и получить определенные знаки. Поскольку западные люди, как правило, ленивы  :05:, мало кто из европейцев в этом вопросе грамотен. Но такие все же есть.
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #22 : Июль 06, 2007, 17:04:26 »

Сапрема пранама Чарья-самудра!
У меня, в связи с Вашим прошлым ответом, назрел тут один вопрос. Знаете, условно у натхов аугхары также считаются тантриками, а даршани - Йоги, только вот у них всё не так однозначно:так как и йогу и тантру практикуют оба. А вопрос у меня относительно стадии зарождения и стадии завершения - я слышал, что на стадии завершения, которую Вы очевидно не безосновательно назвали йогической, практикуются 6 йог Наропы и так же параллельно вамачарские садханы. Так каким образом йоги Наропы связаны с вамачарскими садханами? Насколько я знаю, они тоже вроде бы как тантрические? Вообще, сходство с натховской линией, конечно, удивительное.

« Последнее редактирование: Июль 06, 2007, 17:08:22 от Alakh »
Записан

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 183
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #23 : Июль 06, 2007, 21:03:38 »

Спасибо, за интересный ответ, Charya Samudra.
Теперь ситуация с тайскими буддистами немного прояснилась. У них также один из запретов - не вступать в контакт с женщиной, для этого даже в поездах специальные места для монахов есть, ну и когда по улице монахи ходят, то женщин сторонятся, отходят, чтобы случайно не каснуться.

Есть еще такой вопрос, в буддизме Тхеравада я читала, что сначала практикуется анапанасати (работа с дыханием), а потом саматха и випашьяна, очень напоминает йогический подход. Могли бы Вы это как-то прокомментировать.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #24 : Июль 08, 2007, 13:16:54 »

Адеш!
Враджанатх, насколько я знаю, Шри Сингха получил упадешу от Авалокитешвары идти и получить знания дзогчена в Уддьяне от Манджушримитры. Вайрочана, ученик Шрисингхи, тоже получил посвящения в дзогчен в Уддьяна-питхе. Уддьяна-питха - это также известный сиддха-питх у натхов и тантристов. По текстам натхов, Уддьяна-питтха в микрокосмической структуре человека, находится в свадхистана-чакре (Кама-рупа). В «Субхугья-лакшми-упанишаде» так же говорится, что уддьяна находится в свадхистана-чакре. Если Дзогчен появился в Уддьяна-питхе, как следует по легенде, то Он вполне мог быть связан с натхами. В текстах Кубджика «Шатсахастра-самхите» говорится, что Джаландхара-питха расположена во рту, Пурнагири - на верхней губе, Камарупа - в глазах и Уддьяна в ушах. Интересно, что Авалокитешвара так же отождествляется в Непале с Матсьедранатхом. Хотя, конечно же, с Матсьендранатхом соотносят множество историй и связывают его личность с разными местами - с Камакхья-питхом, Шри Ланкой, Непалом, Бенгалией и т.д. По легенде, он, находясь в рыбе, получил знания от Шивы. Океан означает колесо сансары и кулу, рыба - это тело, в котором находится живое существо, иногда тело называют гхатой или сосудом, а голос Шивы - это шабда-брахман. Значение истории в том, что Матсьендранатх через сушумну услышал в сахасрара-чакре Шиву и получил от Него знания. В этом плане архетипически история Матсьендранатха напоминает историю с медным сосудом о получении знания дзогчена. Если Матсьендранатха рассматривать как любое живое существо, которое пробуждается и восходит вместе с духовной силой Кундалини к Шиве, обретая трансцендентное знание, то в этом смысле все дживы, получающие подобным образом знания от Шивы, являются натхами. Натхи считают, что после тапасьи, сидя во чреве рыбы – своей 12-и летней садханы, Матсьендранатх вышел реализованным сиддхом, и ему явились все Боги, от которых он получил мантры, а также способность самому составлять мантры. Шива дал ему на это благословение, и эти мантры сейчас известны в натха-сампрадайе как шабар-мантры, и в связи с этой способностью, Матсьендранатха на юге Индии называют Кави-нараяном. Он является одним из 9 известных Нараянов и натхов (Нава-натхи). Все мантры считаются проявлением шабда-брахмана и все мантры есть само проявление сознания, т.е. сознание - есть мантра. Дзогчен - это практики просветления сознания и, я думаю, они очень близки к тому, что практикуют натхи, просто названия разные, а суть одна. Буддизм отличается большей упорядоченностью; в натховских пантхах, к примеру, существуют так называемые пагал или равал натхи, которые ходят голые, посыпанные пеплом, с отпущенными волосами, живут на шмашанах, иногда они практикуют вамачарские методы, среди них есть мусульмане, возможно, такие натхи напоминают ранних буддийских сиддхов сахаджаяны. Но, как мне кажется, для нынешнего буддизма - это вещи трудно совместимые.  В связи с этим линии ваджраяны и натхи и разделились, ну ещё и по той причине, что натхи приняли так же и вайдика-сампрадайю, в отличие от буддистов.   



« Последнее редактирование: Июль 09, 2007, 00:07:12 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #25 : Июль 09, 2007, 11:41:56 »

Всем Адеш!

Матсиендранатха-джи, спасибо огромное за интересную и полезную информацию. Действительно, Уддияна - это главный источник дзогченовских тантр в нашу кальпу. Согласно традиции, Гараб Дордже (Прахеваджра), бывший первым учителем дзогчена в нашем мире, родился чудесным образом от дочери уддиянского царя. (Конечно, здесь выпадает из поля зрения бонский дзогчен, но мы его в рамках темы вынесем за скобки).
Касаемо "совместимости" сиддхов и современного буддизма - так тут вот какая штука. Буддизм, попав в Тибет (а оттуда - в страны монгольского региона), был принят именно в качестве государственной, "официальной" религии. И поэтому тантрические методы были в той или иной мере ассимилированы монашеской структурой - а монахам какая же вамачара? Но, тем не менее, существовала (и существует) "не-монашеская" традиция (особенно в дорефоменных, не-гелугпинских школах). Тот же самый чод - жесть еще та  :07:

Алакх:
Касаемо связи садхан с Шестью йогами. Стадия зарождения - это и есть практика садханы. Причем все (или почти все) садханы, относящиеся к "высшим" (в терминологии новых школ) или "внутренним" (в терминологии старой школы) тантрам, можно смело отнести к вамачарским (в буддизме нет терминов "вамачара/дакшиначара", но признаки налицо). Почему так - сказать сложно. Во всяком случае, непременно присутствует символика пяти нектаров/пяти видов мяса, соотносящихся с пятью джнянами, ишта-дэваты всегда созерцаются со своими шакти (шакти может присутствовать в виде символа, например кхатванги), а третье тантрическое посвящение - посвящение мудрости - предполагает наличие йони-янтры  :wwink:

Буддийские тантры (в терминологии новыш школ, старая школа - ньингма - это отдельная песня, причем не короткая) делятся на отцовские, материнские и недвойственные. Отцовские тантры (например, Гухьясамаджа) традиционно делают упор именно на стадию зарождения и  праны вводятся в авадхути (так в буддизме называется центральный канал - тождествен ли он сушумне - вопрос открытый) силой сосредоточения на теле ишта-дэвата. Материнские тантры (например, Чакрасамвара) подводят к практикам стадии завершения, когда работают непосредственно с пранами, нади и бинду.

Если говорить конкретно о Шести йогах, то практики стадии завершения бывают "со знаками" (то есть йогические) и "без знаков" (то есть методы распознавания природы ума и пребывания в ней, практики осознанности - я, конечно, очень сильно упрощаю на самом деле). На самом деле и те, и другие, как правило, совмещаются. Практики "без знаков" - это махамудра, которой примерно соответствует дзогчен (строго говоря, дзогчен - это не тантра, хотя может использовать тантрические методы). Шесть йог были "скомбинированы" Наропой на основе различных тантр и сведены в единую систему. Почему они идут после садханы? Потому что садхана позволяет развить устойчивую дэвата-ахамкару, подразумевающую также восприятие своего тела как тела ишта-дэвата.

Теперь о связи садханы и йоги. В садханах внутренних тантр эта связь очень ясно видна. Помимо того, что во многих садханах прямо говорится об определенных переживаниях, связанных с чакрами и бинду, налицо определенная "перспектива", что ли. Так, во внешних тантрах янтра - это "внешнее" окружение ишта-дэвата, в то время как во внутренних - это, в первую очередь, само тело садхака. Внешняя ганапуджа - это подношение упачар гуру, дэва и дакини, в то время как внутренняя - это подношение (включающее, в лучших вамачарских традициях, мясо и вино, а то и все пять нектаров) "самому себе", когда тело воспринимается как янтра. Ну и еще много таких примеров, хотя я и так слишком много для открытого форума сказал.

Что же до сходства с натховской линией - знаете, мне вообще сдается (по крайней мере, сейчас, на данный период), что тантра не вмещается ни в рамки буддизма, ни в рамки индуизма (понимаю всю некорректность этого термина)...

Надеюсь, что ответил на Ваш вопрос. Кстати, пользуясь темой, приглашаю всех интересующихся на http://clearlight.fastbb.ru/ - а то там одни буддисты  :wwink:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #26 : Июль 10, 2007, 21:10:06 »

Адеш!
   Интересно ещё и то, что Луипада и Кришнапада - основоположники материнской тантры Херука Чакрасамвары, которую относят к тантрам «стадии завершения» (йогическим), известны как упомянутые ранее Матсьендранатх и Кришнанатха в натха-сампрадае. Собственно, Луипа жил в Бенгалии, я слышал, что Луипа так же повлиял на линию сахаджаяны в буддизме. Не знаю, насколько она сейчас сохранилась. Так же интересно было бы узнать о буддийском сиддхе Анангаваджре или Раманаваджре, по легенде самих буддистов - это никто иной, как Горакпа (Горакшанатх). Сами натхи в Индии не говорят о связи Горакшанатха с буддизмом и о самом факте, что Он был буддистом. Но учитывая то, что даже в разных штатах Индии о нем существуют различные истории у самих же натхов, вполне очевидно, что буддисты просто описали Горакшанатха в соответствии со своей версией - не как Шиву, а как Махасиддха ваджраяны.
  Спасибо за хорошую ссылку, я так понял, это форум Сураджа из Нью Йорка? Мы с ним года два или три назад переписывались, он вроде бы недавно был в Индии и получил посвящение, если не ошибаюсь в шактийской сампрадае. 

Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #27 : Июль 11, 2007, 11:33:25 »

Адеш, Матсиедранатха-джи!

Интересно, что о связи Горакшанатха (и прочих натховских сиддхов, почитаемых в буддизме) с буддизмом и о том, что он был буддистом, не говорят и сами буддийские источники  :010:

Сейчас я на работе и особого времени нет, так что не могу поискать более-менее развернутых жизнеописаний сиддхов, а потому просто приведу для интересующихся два кратких рассказа из "Чатурасити-сиддха-правритти" Абхаядатты (известной на русском языке как "Львы Будды"):

Цитировать
Рыбака Минапу, жившего в Северной Индии, учил Махадева. Минапа pыбачил в океане Ита в Камарупе и продавал улов на базаре. Однажды огромная рыба попала на крючок и утащила его в воду. Развернувшись, она проглотила рыбака, но он не умер - такая у него была карма. В это время богиня Ума спрашивала Махадеву о Дхарме. "Моя Дхарма - секретное учение, его нельзя открывать не своим, - ответил Махадева. - Давай закроемся на дне океана, чтобы никто не слышал, о чем мы говорим". И вот, рыба, проглотившая Минапу, случайно пpоплывала под домом на дне океана. К тому времени богиня Ума уже уснула от объяснений Махадевы, и когда он спросил ее: "Понимаешь?", Минапа ответил изнутри рыбы: "Понимаю". Так ему удалось услышать Дхарму. Когда все было рассказано, богиня, проснувшись, попросила продолжать наставления. "Я уже все рассказал", - удивился Махадева. "Но я-то слышала только первую половину, потом уснула". "А кто же говорил 'Понятно' ?" "Это не я, я спала". Махадева посмотрел вокруг и увидел, что рыбак внутри рыбы слышал Учение. Так как он уже стал как бы учеником Махадевы, тот решил дать ему посвящение. Получив наставления, Минапа медитировал в желудке рыбы двенадцать лет. Потом рыбу выловили. Она была такая тяжелая, что рыбаки решили, что внутри неё драгоценности. Когда ее вскрыли, оттуда вышел Минапа и рассказал свою историю. Все пришли в восхищение, когда прикинули, сколько времени и в каких условиях он работал с умом. Став известным йогином, Минапа летал, не останавливаясь, по всей стране и, казалось, даже не касался земли. Однажды, когда он танцевал на камне, его ноги прошли сквозь гранит, как сквозь жидкую грязь.

Он пел при этом:
Теперь, свободный от прошлой кармы, я полон радости, это радость Дхаpмы. Это и есть путь наилучших способностей; о, драгоценное чудо, мой ум!

Так он пел в течение пятисот лет к радости всех живых существ. Он сохранил имя Минапа, другое имя было Ваджрапада, а третье - Ачинта, "не заключенный в мысли". Он овладел сначала магическими способностями, но, не останавливаясь, двигался путем Дхармы. Минапа в своем теле ушел в ясный свет.

Цитировать
В восточной Индии правил некогда царь Девапала. У него был единственный сын. Принцу исполнилось двенадцать лет, когда его мать тяжело заболела. Перед смертью она сказала : "И счастье, и беды живых существ происходят из благих и дурных поступков. Даже если тебе покажется, что ты теряешь жизнь, не делай ничего вредного или бесплодного". Когда она умерла, подданные советовали царю жениться вторично, и вскоре он посватался к царице соседнего государства. Они поженились. Новая жена отца увидела молодого принца, сильно заинтересовалась им и некоторое время спустя сама написала ему любовное письмо. Но принц ответил отказом. "Он смеется надо мной", - подумала царица. В ярости она приказала своим приближенным убить принца, но они не решились этого сделать. Тогда она расцарапала себе тело до крови и дождалась в постели прихода царя Девапалы. "Что с тобой случилось?" - спросил он. "Твой благородный сын надругался надо мной и бросил меня здесь". "Если это правда, он будет казнен!" - воскликнул царь в гневе, и приказал палачам оттащить сына в лес и отрубить ему руки и ноги. Палачи задумались: "Юноша скорее всего невиновен, к тому же он - царской крови. Мы можем спасти его, убив взамен одного из наших детей". Но принц отказался, говоря: "Это неправильно. Убивайте меня. Мать сказала мне перед смертью, 'Не делай ничего дурного, даже чтобы спасти себя'. Так что исполните приказ отца". Тогда палачи пpислонили его к стволу дерева, отрезали ему руки и ноги и ушли. В царстве Девапалы жил в это время великий йогин Ачинта. Он дал пpинцу посвящение и поучения. Затем он пришел к пастухам, жившим примерно в километре от места казни,и сказал: "Недалеко от вас мучается человек. У него отрезаны руки и ноги и вокруг него собираются хищники. Кто-нибудь из вас хочет пойти к нему?" Маленький мальчик, сын продавца благовоний, сказал: "Я пойду, но ты постереги стадо". И он пошел в лес, ориентируясь по стервятникам, которые собирались над деревьями. Вернувшись, он подтвердил то, что говорил йогин. "У тебя есть что-нибудь съестное?" - спросил Ачинта. "Да, - ответил мальчик, - я живу у начальника пастухов, он кормит меня. Я могу половину отдавать тому человеку". "Хорошо, - сказал йогин, - ухаживай за ним. Его зовут Чауранги". Мальчик построил шалаш вокруг дерева, кормил принца и руками убирал его нечистоты. Так он помогал калеке двенадцать лет.

Однажды он застал принца на ногах. Удивленный, он бросился его расспрашивать, и принц сказал: "Великий гуру своими мощными методами привел меня к пониманию пустоты. Как прекрасно осознать истину всего сущего и оказаться вне удовольствия и страдания! Все теперь приходит в согласие с истинной реальностью, и даже когда-то потерянное возвращается". Потом он поднялся в воздух и предложил пастуху учиться у него. Но тот сказал: "Я сейчас не хочу наставлений. У меня есть учитель, который велел мне заботиться о тебе, и я только следовал его словам". И юноша-пастух отправился к своему стаду. Когда йогин Ачинта вернулся и узнал о случившемся, он очень обрадовался. В тот же день он дал юноше посвящение и инструкции и отправился дальше. Пастух медитировал и обрел сиддхи Махамудры. Когда это произошло, гуру вернулся и сказал: "Не уходи из мира, пока не пробудишь к просветлению десять тысяч живых существ". С тех пор юноша давал посвящение каждому приходящему к нему. Однажды Махадева выругал его, говоря: "Не давай посвящения любому. Не пристало учить лентяев и циников. Бери только тех, кто ведет себя как следует". Пастух подумал и согласился с Махадевой. Не прекращая пасти скот, он стал учителем, известным под именем Горакша. Даже сейчас, если у вас хорошая карма, вы можете получить у него посвящение, - и тогда в определенные дни вам будут слышны звуки его дамару, котоpые не слышны дpугим.

Про буддизм ничего нет...

А вот я нашел информацию о том, что джонангпинский учитель Кюнга Дролчог (перерождением которого традиционно считается Таранатха), живший в первой половине XVI века, какое-то время жил в Непале в мандире Муктинатх среди учеников Тиртанатхи.

Форум действительно Сураджевский. Я помню, Вы появлялись еще на старом форуме несколько лет назад. Сурадж действительно посвящение получил, но не в Индии, а у кого-то в Америке (подробностями я не интересовался).

Еще раз огромное спасибо за Ваши сообщения и вообще за всё.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #28 : Июль 17, 2007, 21:06:25 »

 
Адеш!
   В некоторой литературе, однако, я встречал немного упоминаний о Горакшанатхе как о махасиддхе ваджраяны, причем не только англоязычной, недавно вот заглянул в книгу на хинди, взял ее в библиотеке горакпурского мандира. Книга называется "Горакшанатх и натха-сиддхи" (Горакшанатх аоур натхасиддха), там приведены интересные списки 84 сиддхов, как натхов так и сиддхов ваджраяны.  Даже указаны даты жизни некоторых из них, место, кто чей был Учитель и даже указаны «джати» (касты), в которых они являлись. Приведу один список из «тенджура грантха», где-то полные данные, где-то нет.

Имя - Луипа, джати - кайястха, деш (местность) - Магадха, посвящен Раджадхармапалом (769-809 год н.э).
Лилапа, его Учителя - Сараха, Вирупа-раджа Вапал (809-849 н.э).
Домбипа, кшатрий, Магадха, шишья Луипы.
Шабарипа, кшатрий, Викрамашила, ученик Сарахи и Гуру Луипы.
Сараха, брахман, Наландха, Раджадхармапал (769-809).
Ланкалипа, шудра, Магадха.
Минапа, Матсьодари (в рыбе), Камарупа, шишья Джаландхарпада.
Горакпа, (местность и каста не указанны), Гуру Матсьендранатх, отец Девапал (808-49 н.э.) Чорангипа, раджа, место Магадха, в тексте говорится, что он гуру-бхаи Горакшананха.
Винапа, раджа, (Бихар), шишья Канхапы, а тот Бхадрапы.
Шантипа, брахман, Магадха, Учитель Махипал (974-1026).
Тантипа, город Содхонагар, ученик Джаландхара (46).
Чамарипа, чармакар (работник по выделке кожи), Вишнунагар на востоке «пурва-деш».
Кхадгапа, шудра, Магадха, ученик Чарпати (54).
Нагарджуна, браман, город Канчи, ученик Сарахи.
Канхапа (Чармапа), Сомапури, Девапал (808-49).
Тханапа, шудра, Пурва-бхарата (восточная Индия), он Учитель Шантипы.
Наропа, браман, Магадха, (Махипал 974-1026).
Шалипа (Шилапа), шудра, Видхапур.
Тилопа, брахман, Бхинагар, Гуру Наропы.
Чхатрапа, шудра, Сондханагар.
Бхадрапа, брахман, место Манидхар, посвящен от Сарахи.
Декхадхи, место - Мандхпур.
Аджогипа, грахапати (семейный человек), место Салипатра.
Калапа, Раджапур, третий приемник Авадхутипы?.
Дхомбхипа, дхови (прачечник), место Салипутра.
Канканапа, царского происхождения, место-Вишнунагар. 
Кавалапа, место Удиса, ученик Дхантапы.
Догипа, браман, Удиса(или Шалипутра), ученик Луипады. 
Бхадепа,  место-Шравасти, ученик Канхапы.
Тандхе (танте), шудра, место-Каушамби.
Кукурипа, браман, место-Капилавасту, Учитель Минапы.
Кучи (Кусулипа), шудра, место-Кари.
Дхармапа, браман, Викрама-шила, ученик Канхапы и Дхаландхарипы.
Махипа (Махипал), шудра, Магадха, ученик Канхапы.
Ачинтипа, лакархара (резкик по дереву), Дханирупа?.
Бхалаха (Бхавапа), кшатрий, Дханджур (Салипур).
Бхусукупа, царского происхождения, Наланд, Девапал.
Индрабхути, царь, Ланкапур, Анангакаджа и Камбалапы ученик.
Мекопа, ваник (стрелок, очевидно кшитрий), место-Бангал.
Кутхалипа, место-Рамешвар, ученик Шантипы.
Камарипа, лохар (работник по металлическим изделиям), Салипутра, ученик Авадхути. Джаландхарпа, браман, место-Нагарабхо, Гуру Канхапы и Матсьендранатха.
Рахупал, шудра, Камарупа, третий приемник Сарахи.
Дхарвари (Дхарбхарипа), Бодхинагар, четвертый приемник Вирупы.
Дхокарипа, шудра, Салипутра.
Мединипа, место-Лакхапуя?, четвертый приемник от Лилапы.
Панкаджапа, браман, ученик Нагарджуны.
Ханваджра (дхантапа), кшатрий, место-Вириндра, Девапал.
Джогипа (Аджогипа), домба (изготовитель корзин), Удантапари, ученик Шабарипы.
Телупа, шудра, Бхангапур, ученик Майтрипы.
Гуданрипа, чиримар (охотник), Дисунагар, ученик Лилапы.
Лучикапа, браман, Бхангладеш.
Ниргунапа, шудра, восток Индии.
Джапананта, браман, Бхагалпур.
Чарпати (Пачари), кахар (носильшик), место-Чампа, Гуру Минапы.
Чампакапа, царского рода?.
Бхикханапа, шудра, Салипутра.
Бхилапа, военный стрелок, Сатпури.
Кумарипа, Джоман Шридеш?.
Чавари (Джавари Аджапалипа) третий последователь Канхапы.
Манибхадра, грихадаси (домашняя слуга), Магадхья, ученица Кукурипы (очевидна была женщина).
Канакхалапа (женщина Йогини), место Девикота, ученица Канхапы.
Калакальпа, шудра, Бхиралир нагар?.
Кантали (Кантхалипа), дарджи (преподователь), Манидхар (Мехар), ученик Канхапы.
Дханули(Дханурипа), вайшью, Девикота, ученик Канарипы.
Капал (Камалпа) шудра, Раджпури.
Килапа, царского происхождения?, Сараха.
Сагарапа, царь, Канчи.
Сарвабхакшапа, шудра, ученик Сахар Шабари, Чхоте Сараха и Бхусук.
Нагабодхипа, браман, Западная Индия, ученик Нагарджуны.
Дарикапа, царь, Удис, ученик Луипы.
Путулипа, шудра, Бхангладеш.
Панаха (Апанахапа) чамар (выделшик кожи), Сандхонагар.
Кокалипа, сын царя, место-Чампаран.
Анангапа, шудра, Гоура, третий продолжатель Томбипы.
Лакшмикара (женщина Йогини), дочь царя, Самбхалпур, сестра Раджи Индрабхути.
Самудапа, Сарвадидеш.
Бхуми (Вьялипа), браман, Апатрадеш?.
   
  Из этого списка четыре были женщины йогини: Манибхадра, Мекхала, Канакхала, Лакшмидхара. Интересно то, что упоминается в списке Горакпа (Горакшанатх) и еще то, что Луипа и Минапа, рассматриваются как отдельные персонажи, но сказано, что Минапа («Матсьодара» в рыбе). В «Хатха-йога прадипике»  в списке натха-йогов, упоминается Матсьендра и Минанатха как разные личности. По одной из известных версий Минанатха был сыном Матсьенры. В Натха-сампрадае считают, что Минанатха один из «чоураси-натхе» - 84 натхов, а Матсьендранатх - один из 9 натхов, существуют янтры содержащие имена Минанатха и Матсьендранатха, как разных йогов. Один известен как Аватар Шивы, другой уважаемый Гуру, в сампрадае. В историях о сиддхах очень много противоречий.
    В книге на хинди, из которую я процитировал, перечислены списки махасиддхов ваджраяны, есть еще немало других списков, как сиддхачарьев, так и натхов, а так же история о том, что был некий Лама Таранатха, который в своих трудах утверждает, что Анангаваджра был буддистом, который в последствии стал известен как Горакшанатх, он практиковал Карма-мудру.
    О том, что Раманаваджра или Анангаваджра был известен как Горакшанатх, так же писал Дж. Бриггс и недавно была еще издана интересная книга на английском «Natha cult and Mahanad» (Натха культ и Маханад), кому интересно, прилагаю наш перевод двух глав про Горакшанатха и связь с буддизмом.
   
История Горакнатха

   Ученые не сходятся в едином мнении относительно проиcхождения Горакхнатха и Матсьендранатха, а также мест их рождения. Йоги рассматривают Горакнатха как сына Бога и поэтому, считают, что он не связан обычными законами времени и пространства. До сих пор предпринимаются попытки исследовать и  анализировать различные доказательства и присутствует желание прийти к однозначному результату. Фактически, различные тексты, трактаты и книги, включающие литературу и легендарные первоисточники по философии натхизма, свидетельствуют о различных, не точных и противоречивых датах. Бриггс (1938) считает, что время жизни Горакнатха соответствует периоду не позже, чем 1200г. н.э., вероятно, одиннадцатому столетию, и что он был родом из Восточной Бенгалии. Мохан Сингх (1937) в своей книге «Горакнатх и средневековый индийский мистицизм» говорит, что Горакнатх жил в IX-X в. Бартхвал (1936) также относит Горакнатха к X веку н.э. и говорит о его роли в установлении единства между индусами и мусульманами. Шастры ссылаются на натхов, как на культ IX столетия н.э. Сен (1960) не смог найти какие-либо исторические подтверждения о Горакнатхе. Тем не менее, он считает, что культ натхов возник в Восточной Индии, вероятно в Бенгалии, задолго до XIV столетия. Сур (1986) утверждает, что культ появился в Бенгалии между X и XII столетиями н.э. Фактически, различные легенды и литературные писания говорят о датах, берущих начало с VII-VIII в. и до VI века.
   Легенды Расалу, Пуран Бхагата и хинду северо-запада, Баппы Удаипура и буддистской шайвисткой традиции Непала, относят Горакнатха к VII-VIII векам.
   Легенды, относящиеся к Гуге, (литературное свидетельство из Западной Индии, подобно «Джанешвари» (1290 н.э.), культ дхармы и буддистско-шиваитская традиция Бенгалии, а именно в период правления королей Пала, относят Горакнатха к XI и XII столетию н.э. и, безусловно, к периоду, ранее 1200 г. н.э. Бхандаркар и Чхаттопадхяй придерживаются раннего воззрения, основанного на «Джнянешвари». Если Горакнатх считается современником Маинамати и Маникчандра, то он должен принадлежать к XI веку н.э.
   Связь йогинов и натхов в работах Кабира (1440-1518), литературных источниках, подобных "Горакнатх ки гоштхи" и трудах сикхов, относящихся к Гуру Нанаку (1469-1538), указывают XV столетие как период существования Горакнатха, как говорил Уилсон (1828).
   Другая философская школа, рассматривает натховский культ как часть ведической религии, более древней, чем джайнизм. Легенды говорят, что Виндунатх был рожден Рудрой и Сурьявати. От Виндунатха произошли натхи, и впоследствии распространились на огромной территории Индии. Основными из них считаются Минанатх и Горакнатх (Баллал Чаритам).
   Леви (1905) полагает, что Матсиендранатх установил единство пашупата-шиваизма и буддизма в Непале. Последователи Горакхнатха, канпхаты, также считались буддистами по происхождению, но в XII в. они стали шайвитами. Шахидуллах пишет, что Матсьендранатх пришел в Непал в 657г. н.э. во время правления Нарендрадевы. Его отождествляют с Авалокитешварой, что указывает на связь с буддизмом. Фактически, знаменитые натховские Гуру, такие как Матсьендранатх, Горакнатх, Джаландхарнатх и Чаурангинатх были включены в список буддистских сиддхачарьев (Дасугупта).
   Шастри, во вступлении к своему изданию "Рамачарита", говорит о переходе Горакнатха в шиваизм:
"Мужчины, достигшие успеха в своих аскезах и йога-практиках, считались сверхчеловеческими существами или натхами. Они становились объектом поклонения и имели большое количество учеников. Адинатх, Матсьендранатх, Минанатх и другие, были сторонниками буддизма. Но Горакнатх, который по происхождению был буддистом под именем Раманаваджра, стал шайвитом, за что был ненавистен буддистам как отступник. Таким образом, образовалась форма секретного и мистического поклонения, которая вместе с политическими изменениями в восточной Индии, привела к падению буддизма в этой стране."
   Натх (1940) ссылается на мнение Таранатха, тибетского буддистского Ламы и дает следующую оценку Горакнатху. Во времена мусульманского влияния большинство буддистских монахов приняло убежище в земле Кукис на востоке. Один буддистский монах, Анангаваджра (или Раманаваджра) обратился в шайвизм. До этого монах Саманташова принял буддистский тантризм и проповедовал культ сахаджия. Он был влиятельной личностью в Непале и Тибете и был известен под именем Луипада. Анангаваджра взял имя Горакнатх и принял культ Луипады. Он распространял новую веру с великим старанием и усердием. Эта история показывает связь натха-йогинов с буддистским тантризмом. Некоторые знаменитые натха-йогины  упомянуты в списке восьмидесяти четырех тибетских сиддхов.
   Ученые придерживаются различных точек зрения по поводу места происхождения знаменитых натховских Гуру, таких как Матсьендранатх и Горакнатх.
   Легенды Непала указывают, что Горакнатх пришел в Катхманду из Пенджаба. Монахи Горакхпура так же утверждают, что он пришел в Уттар Прадеш из Пенджаба. Различные легенды и истории, монастыри в Тилле, Джхелуме и другие места относящиеся к ним, приводят одну версию о том, что Горакнатх родом из Пенджаба. Тем не менее, бенгальские предания - история Маник Чандры, короля Пала и культа дхармы, указывают на его восточное происхождение, в частности из Бенгалии. Бриггс (1938) наводит на мысль, что существует возможность того, что Горакнатх мог прийти в Пенджаб с востока, согласно точке зрения коммуникативного фактора, широко распространенного в то время.
   Сен (1960) настойчиво заявляет: "Нет сомнений, что культ натхов берет начало в Восточной Индии, в частности - в Бенгалии, задолго до XIV века, когда мы получили первое упоминание. Тем не менее эти мифы и легенды принимали различные формы в течение темных столетий. Из Бенгалии, культ и его легенды распространились по всей территории. Йогины с прорезанными ушами ("кан-пхат") известны во всей Индии - в Пенджабе, в Раджпутане, в Махараштре и в других местах. В традициональной поэзии не-бенгальских йогинов существует достаточно лингвистических признаков их бенгальского происхождения."
   Сен также связывает историю происхождения натховских Гуру с "космогоническим повествованием культа дхармы". Следующая таблица показывает эту связь:

Пять «ади-сиддхов» произошли из пепла кремированного тела Адинатха. Минанатх произошел из пупка, Горакхнатх – из лба (или волос, т.е. «джата»), Хадипа из скелета, Канпа из ушей и Чауранги из ступней. Есть и  другие интерпретации происхождения Хадипы, Канпы и Чауранги: Хадипа работал чистильщиком и поэтому он имеет такое имя. Канпа взяли как выделение Кришны, в то время как Чауранги  произошел от чатуранга (четырехцветный кусок одежды).
   Деятельность и достижения этих натха-сиддхов известны из  литературы натхов в Бенгали. В их основе лежат следующие темы: передача высшего знания Шакти от Шивы; духовные наставления; высшее знание, которое передается ученикам от Гуру, то есть от мастера (Горакхвиджая); и сыну от матери (история Маянамати и Говидачандра).  Уникальная наполненность этих тем сделала литературу натхов  совершенно особой категорией.

Связь с тантрой

Изучение натховского культа и литературы, показывает, что тантрическая культура и буддизм системы Ваджраяна, оказали на них огромное влияние, и не будет преувеличением сказать, что верования и практики йоги, тантры и культа натхов - переплетены. В следующем двустишие из «Горакшашатаки» (санскрит) говорится о шести ступенях йоги:

Asanam prAnasamrodham pratyAhArAshca dhAranA
dhyAnam samAdhiretAni yogANdAni vadanti shat

Вот эти ступени: 1) положения тела,  контроль дыхания, 3) отвлечение чувств от внешних предметов, 4) концентрация сознания на определенном объекте, 5) медитация,  6) растворение Я и идентификация Я с объектом медитации. Посредством йоги, в конечном счете, происходит единение с Шивой в сахасраре, через пробуждение Кундалини. Акцент на кайя-садхану, т.е. процесс создания совершенного и неразрушимого тела и  хатха-йога, с её физико-химическими процессами, сделали культ натхов очень близким к сиддхам, а точнее сказать, особой стадией культа в Индии. Двиведи (1950г.) объясняет это следующим образом:
«Некоторые считают, что это по существу криптографический-буддизм или эзотерический буддийский культ, который позже отделился от буддизма и трансформировался в шайвизм. Остальные, с другой стороны, полагают, что натхизм  - это, по-существу, шайвизм, который в процессе своей эволюции, поглотил внутрь себя эзотерический буддизм  и по этой причине мы находим в нем смесь эзотерического буддизма и йогического шайвизма».
   Также необходимо отметить, что самые знаменитые натха-йоги: Матсьендранатх, Горакнатх, Джаландари и Чаурангинатх были включены в список буддийских сиддхачарьев.
   Сен (1984 г.) соединяет существование двух отдельных направлений натхизма в начальную ступень. Минанатх и Горакнатх, их подходы, вовсе отличались от доктрин и практик Хадипы и Канпы. Первая категория следовала путем знания и йоги. В ней не было места женщине, одной из панчамакар тантры и все йогины в конечном счете становились авадхутами. Вторая категория не придавала такой важности йоге, и она не была ориентирована только лишь на знания. Она представляла собой более либеральный подход в принятии тантрических практик и здесь женщина уже не рассматривалась как табу. Эту категория можно отождествить с капаликами. Тем не менее, не смотря на различия и противоречия, между двумя группами не было крупных проблем и, в конечном счете, между ними произошел синтез и растворение конфликта. Йоги-гуру стали садху-авадхутами, в то время как йоги-капалики превратились в нищенствующих монахов и домохозяев.
   Кундалини-йога занимала первоначальное место в тантрической садхане. Сила Кундалини, дремлющая в муладхара-чакре, пробуждается йогином, который достигает состояния высшего просветления. Абсолютный контроль «ретах», пранайама и контроль дыхания, полное уничтожение эго – кардинальные принципы состояния садханы, которая выступает как сахаджавастха. Существует много общего между культом натхов и тантра-садханой, поскольку процесс создания совершенного человеческого тела связан с различными стадиями через которые проходит Кундалини. 
   Согласно тантрической традиции, тело – это храм Бога. Это есть Шактидхама (храм Шакти) и Шивадхама (храм Шивы), различные чакры и падмы. Теория творения – Шива и Шакти – ключевая в этой традиции. Тантра в своей основе недуалистична. Брахман – это Высшая Реальность, которая постигается через садхану. Куларнава-тантра, так описывает Всемогущего:

advaitam kecidicchanti dvaitamicchanti cApare
mama tattvam na jAnati dvaitAdvaita vivarjitam

что означает: «Кто-то желает не-двойственности, в то время как другие говорят о двойственности. Человек не знает моего реального состояния, которое свободно от двойственности и недвойственности».
   Так же и у натхов, основная цель йоги -  достижение самадхи, где уничтожается эго, а Я сливается с Параматмой. Больше не существует никакого осознания границ времени и пространства. Здесь присутствует близкое сходство физиологической и психической концепций. Как утверждает Горакшашатака:

yathestham dhAranam vAyoranalasya pradipanam
nAdAbhivyaktirArogyam jAyate nAdashodhanAt

что означает: «очищением нади сдерживается прана, разжигается огонь пищеварения, слышен внутренний звук, а тело освобождается от болезней».
   Внутренний звук становится сладостнее и более красивым, когда йоги проходит высшие стадии садханы. Как упоминалось ранее, на начальной стадии оглушающий звук подобен грому, барабану и океану. После этого проходит минута и слышится мягкий звук, подобный колоколу, раковине моллюска, птице, пчеле, флейте и бамбуковому инструменту. В натха-культе, практики «нада», рассматриваются как важный аспект садханы.
   Другая близкая связь с буддийской тантрой подтверждается очень известной работой  Кауладжяна-нираная, которая ссылается на фразу «маччхагханапада-ватарита», то есть обнаруженная Матсьендранатхом, который соотносится с Луипой. Матсьендра или Маччхендра, или Маччхагхна, основатель школы Каула, как полагают, происходит из Чандрадвипы (или Шандвипы), предположительное месторасположение -  Бангладеш. Некоторые ученые считают, что это место должно быть достаточно близко к Камарупе.
   Длинная линия передачи восьмидесяти четырех сиддхов включает имена знаменитых натха-йогинов, что и заставило Шастри подробно остановиться на связи натха-йогинов с буддийским тантризмом. Йога – необходимый компонент тантры и натхизма. Йогины следуют пяти внешним методам, для достижения своей цели, также отличным от восьми ступеней составляющих систему Патанджали:

1) Яма (контроль чувств)
2) Нияма (изучение Шастр и медитация)
3) Праняма (контроль дыхания)
4) Асана (положение)
5) Пратьяхара (отвлечение ума от внешних объектов)

Все это лежит в основе самадха-йоги, которая по-существу обозначает остановку умственного процесса и потерю осознания ограниченного Я.

Шесть категорий самадха-йоги:

1)Дхьяна-йога
2)Нада-йога
3)Расананда-йога
4)Лайясиддхи-йога
5)Бхакти-йога
6)Раджа-йога

   Натха-йогины следуют хатха-йоге. «Ха» - означает солнце, а  «тха» - луну. Процесс, благодаря которому достигается соединение солнца и луны, называется йога. Это основная тема Горакша-паддхати и Горакшашатаки.

«Чандрадитьяпарамагам» (санскрит) о йогинах говорит следующее:

suratinAma yA kanyA yoganAth-vivAhitA
sA kanyA saktigarvA ca prAdurAsit sulakshanA
mamAg~Naya yoganAtho vivAhamakarot purA
tasyAh garveabhaban putrA AdinAthAdi sorhasa
AdinAth-minanAth-satyanAth-Sachetanah
Kapilo nAnakascaiba sorhete grihavAsinah
Giri-puri-vAratyAdi sailonAga sarasvati
rAmAnandi-shyAmAnandi sukumArAcyutosthA
ete daSha graham tyaktvA bhramanti digdigantaram

Что означает: «Йоганатх женился на хорошей женщине, по имени Сурати. Женщина дала рождение 16-ти сыновьям, включая Адинатха. Шесть из этих сыновей, а именно: Адинатх, Минанатх, Сатьянатх, Сачетананатх, Капиланатх и Нанакнатх - были домохозяинами, остальные десять: Гиринатх, Пуринатх, Бхаратинатх, Шаилонатх, Наганатх, Сарасватинатх, Рамананданатх, Шьяманандинатх, Сукумарнатх и Ачьютанатх - отказались от всего мирского и стали путешествовать с места на место».

Следующее описание из Агамасамхиты (санскрит):

iShvarAdudbhavo yogi rudra akAdasaibaca
pradhAnasca mahAyogi vindunAthasca putrakah
tasya putrah AdinAtho rudrakulaprakAShaka
siddho gorakShanAthasca minanAthastathottama

Что означает: «Биндунатха был рожден от Махайоги, а его сын Адинатх является прародителем знаменитых йогинов, а именно Горакнатха и Минанатха».

   «Хатха-йога-прадипика» упоминает имена нескольких йогинов, в числе которых есть и знаменитые натха-йогины, о чем говорится ниже:

shri AdinAtha-matsyendra-saradAnanda bhairabAh
сaurangi-mina-gorakSha-birupAkSha-bileShayAh

Связь с шиваизмом

Как упоминалось ранее, культ натхов имеет тенденцию к религиозному синкретизму. Шайвизм обеспечивает другие важные компоненты в этом процессе. Шива в культе натхов - ни Рудра  ведической эры, ни Махайоги Шива пуранического периода. При этом, он не просто аскетичный Йогешвара со спутанными волосами, но и  Пашупати с двойными свойствами разрушения и благодеяния. Здесь у Шивы особый характер. Он абсолютно всемогущ и в то же самое время он напуган безмерной силой сиддхов. Как показывает история Маникчандры, Господь Шива боится Маянамати, которая наделена Высшим Знанием:

mor kathA kan yadi maynAr barAbar
kailAs bhuban mor kairbe landabhanda
(Манкчандра Раджар Ган в Бенгали)

что означает: «Я боюсь Маянамати, поскольку она способна играючи разрушить гору Кайлас»

Другой случай из «Горакхвиджая» показывает силу Горакхнатха, которая ужасала даже Яму:

gorker dekhiA kop yama kAmpe dare
yatek kAgoj ani dilek gochare

что означает: Яма, бог смерти был напуган, когда увидел Горакнатха.

   Другая точка зрения о схожести связана с кайя-сиддхами. Тантрическая садхана отводит главное место мукти (освобождению), через «бхукти» (удовольствие, получение наслаждения). Когда обретены кайя-сиддхи, то тело становится таким же сильным как ваджра и свободным от болезней и распада. Натха-йогины также следуют методу ваджра-йоги и кайя-сиддхам. Йогины говорят: «Акаша-чандра-бхеда», через что останавливается нисходящий  поток амброзии. Существует четыре типа чандры (луны), а именно: адичандра, ниджачандра, унмадачандра и гаралачандра. Ниджачандра соединенная с акашачандрой, присоединена к сахасраре. Когда йогины пьют «гаралачандру», то тело и ум очищаются и йогин становится сиддха-дехой. Кайя-садхана  вместе с концепцией Шива-Шакти, очевидно показывает влияние Тантры на Натха культ.

Каула-джняна-нирная, следующим образом описывает концепцию и взаимосвязь Шивы-Шакти:

shiva-madhye gatA shaktih kriy A-madhya-sthitah shivah
j~Nana-madhye kriyA linA kriyA liyati icchayA
icchA-shaktir-layam yAti yatra tejah parah shivah

что означает: «Шакти погружается в Шиву. Шива погружается в действие (крия), крия погружается в знание (джняна) через желание (иччха), а Иччха Шакти - в Шиву, и это есть Высшая Реальность, состояние «парах шивах». В этом состоянии Шакти остается дремлющей в Шиве. Это не имеющее атрибутов состояние сравнимо с Шуньей (пустотой) в Шайва Агамах. Это уникальное взаимоотношение Шабда Брахмана с тремя формами проявления Шакти, такими как: Джняна, Иччха и Крия, а так же окончательное не имеющее атрибутов состояние, наступающее во время тотального прекращения творения, обеспечивает явные общие факторы между тантрическими доктринами шиваизма и натхизма.

Как отмечается в "Горакха-сиддханта санграхе" (санскрит, стр.39), поиск нады – важная цель йогина:

shri AdinAthena sapAdakoti
layaprakArah cathita jayanti
nAdAnusandhAnakamekameba
mAnyAmahe mukhyatamam layAnAm

Это напоминает концепцию нады в шайвизме. Где нада – это "антах санджалпатма", то есть причина внутренней речи, олицетворение всех слов и значение в недифференцированном единстве (Нада карика: 8).

shabdabrahmani niShNAtah
parambrahmAdhigacchati

что означает: "Тот, кто способен реализовать Шабда Брахмана, тот реализует Парам Брахмана, то есть самого высшего Брахмана".
« Последнее редактирование: Июль 17, 2007, 21:14:08 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Денис

  • *
  • Сообщений: 104
Re: Натхи и Буддизм
« Ответ #29 : Декабрь 25, 2015, 16:52:11 »

Если тема буддизма пересеклась с темой денежных подношений, то хочется уточнить:

В буддизме лучшим подношением считается подношение практики – то есть регулярное и упорное применение на практике всего, чему учит Гуру. «Среднее подношение» — это служение учителю делами, речью и мыслями. Что же касается материальных даров (деньги, ценности, еда и пр.), то это – «низшее подношение».

В натховских текстах, которые удалось прочитать, я на эту тему ничего не встречал, но думаю, что отношение у натхов к вопросу если не точно такое же, то очень близкое.

Я например не понимаю, как можно говорить об ученичестве и одновременно заявлять ценники на учения, тут что-то одно должно быть, но вместе это это как-то не укладывается у меня в голове. Если мы возьмём тхеравадинских монахов, проживающих в России, то они живут за счёт денежных пожертвований тхеравадинов-мирян. Тогда как лекции, общие собрания у них совершенно бесплатны, к тому-же ещё накормят. В традиционных странах, тхеравадинские монахи вообще живут в нищинских кути и питаются подаянием. В России, есть такой учитель как Еше Лодой Ринпоче, он тибетец, но живёт в Бурятии, так все его тантрические посвящения совершенно бесплатны. Живёт он ведать за счёт спонсоров, жертвователей. Не моё конечно дело, но российские гуру Натха-сампрадаи, тоже вполне могли бы существовать за счёт своих учеников, а учения давать бесплатно, то есть могли бы принять модель тхеравадинских монахов, живущих в России. И ещё хотел бы заметить что у российских тхеравадинов, относящихся к бхиккху Панньяавудхо, тхеравадины-миряне очень крепко сплоч
Записан