Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 12695 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6165
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #60 : Август 03, 2018, 14:11:07 »


С уджаййи еще не понятно как все-таки с ней обращаться на внутренне-праническом уровне, написано наполнять живот, а кумбаку при этом делать в горле зачем-то, то есть поднимать придется. В другом варианте написано вдыхать от сердца до горла.
Если применительно к асане, то дышать животом, и в низу же делать задержку.

Там не говорится про "кумбхаку в горле", там так говорится в описании вдоха при удджайи:

कण्ठात्तु हृदयावधि सस्वनम् lagati kaṇṭhāttu hṛdayāvadhi sasvanam

через горло (воздух) идет к сердцу (в легкие), производя звук sasvanam.

Тут, очевидно, речь идет о сокращении голосовой щели, что способствует образованию звука. Т.е. речь идет о звуке и связанном с ним сокращении, а не о месте кумбхаки. Ведь кумбхака - это уже остановка воздуха.

Ну и тут уже раньше обсуждалось, что под "заполнением воздухом" они часто подразумевают явно не физическую анатомию, потому что есть рекомендации "вдохнуть в живот", до "большого пальца ноги" или даже "до кончиков волос" :05:, т.е. речь идет часто о тонком теле, хотя отчасти это и завязано на физическое тело (на то она и йога с телом). Там многие тексты, кстати, копируя друг друга, описывая удджайи, говорят: गच्छता तिष्ठता (делать можно в движении или сидя, также стоя), что может подразумевать "делать ее можно постоянно" (хотя я не думаю, что это применимо только к кумбхаке). Очевидно многие современные преподаватели йоги в Индии эту часть в описании удджайи распространили и на практику асан, ведь в асанах бывают смены позиций, переходы, что подразумевает движение. Но, опять же, не во всех асанах все виды дыхания возможны, я очень сильно сомневаюсь, что, например, дыхание с использованием живота актуально в майюрасане, а она описана уже с самых древних Упанишадах, причем как вполне "силовая" техника. Я как-то уже говорил, что в самих текстах нет детального описания "полного вдоха", как ему многие учат сейчас, контекст полного дыхания может уже содержаться в самом корне термина "пурака". А вот что и когда считать полным, я думаю, тут все зависит от ваших ощущений на данный момент и того, что вы конкретно делаете.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6165
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #61 : Август 03, 2018, 17:06:12 »

В сурья-бхеде же говорится вдыхать из муладхары до головы, то есть везде не просто полное дыхание с различными внешними элементами типа перекрытия горла или ноздри, а еще внутренняя крия различается по направлению и адхарам.

В описании сурья-бхеды говорится: आकेशादानखाग्राच्च निरोधावधि कुम्भयेत्। ākeśādānakhāgrācca nirodhāvadhi kumbhayet сделайте задержку (на вдохе), до тех пор пока прана не наполнит тело от ногтей (ног) до кончиков волос (т.е. все тело целиком). Я думаю, тут речь идет о природе солнца и праны, способности распространяться, так как чандра, скорее, символизирует сознание и покой, растворение и сужение, поглощенность, а сурья - именно витальную силу. Очевидно, по этой же причине тексты часто говорят и о том, что звуки нады сначала слышны в правом ухе, потому что сначала идет уровень более грубый, а потом все тоньше и тоньше в направлении растворения, и по большому счету обычное восприятие тела "исчезает" вообще в поглощенности. Сурья-бхеда дает целостность праны во всей энергосистеме, соответственно, эта пранаяма и сводит на нет флюктуации праны в теле, что известно как дисбаланс вата-доши, о чем тексты и говорят, описывая достоинства сурья-бхеды.

Что касается адхар, да, они задействованы в практике мудр и бандх, иногда и в практике пратьяхары. Об этом я писал в своем блоге на английском.

Только там это называется мармы, "Шандилья-упанишада" во многом повторяет шлоки "Йога-яджнавалькьи", "Васиштха-самхиты" и др.: даже Тантры часто эту практику описывают, копируя шлоки, например, их можно встретить в таких текстах, как "Агамарахасья-тантра", "Махакала-самхита" и др.       

Цитировать
По крайней мере со своего уровня понимания, по видео Гуруджи я так понял, что эта уджайи делается идентично маха-бандхе, вдох вниз живота и там производится кумбхака в районе канды, судя по бандхам на задержке.

Относительно маха-бандхи все непросто, о ней проще говорить вживую, потому что она хоть и завязана на два замка, ее часто описывают в связи с маха-мудрой и маха-ведхой. Причем одни тексты маха-бандху фактически отождествляют с маха-ведхой, а другие с маха-мудрой. Я бы сказал, что тут можно провести параллели с ваджроли, сахаджоли и амароли как одной техникой, условно делимой на свои уровни или этапы. Тут ситуация, как с капалабхати и бхастрикой, термин "бхастра" (кузнечные меха) используется и в описании капалабхати, во множестве текстов нет особой разницы в дыхании. Хотя где-то капалабхати состоит в промывании рото-носовой полости водой, а где-то - в "продыхивании", также в пранаяме, как правило, упомянута кумбхака, в капалабхати я особо не замечал такого. Дыхание одно, но где-то добавлена кумбхака с бандхами, особыми визуализациями, и получается уже другая техника, несмотря на сходство одного из существенных элементов. Так же и с маха-бандхой. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #62 : Август 06, 2018, 17:40:30 »

Здравствуйте,
Натха джи ко Адеш! Гуру джи ко адеш!

С бхастрикой недоразумение вышло, прошу прощения. Иногда в оригиналах упоминается только конкретная сторона, а указаний практиковать на другую сторону нет. И не понятно, специфика это, или так надо. В комментариях пишут, что "само собой" это нужно делать на обе стороны(пример - сиддхасана, что уже обсуждалось), а иногда не пишут. Иногда очевидно, что делается только в одну сторону, как в сурья-бхеде. Или иногда, как понял, комментаторы сами не совсем знают. Сатьянанда например все смешивает, разъясняет таким образом, что в бхастрике делается в обе стороны, получается не только активация огня, но и наоборот. :05:

По поводу уджайи вот такие детали сбивают с толку:

Гхеранда-Самхита
    5.69. Втяни воздух обеими ноздрями. Наполни воздухом рот, сожми воздух во рту.(ну здесь еще можно понять как именно это самое сужение голосового прохода, учитывая универсальности переводов)
    5.70. Очисть закрытый рот от воздуха, введя воздух обратно в горло и лёгкие. Выполни Джаландхара-бандху и задержи дыхание со всей силой, и удерживай его так долго, как сможешь.


Гхеранда-самхита в переводе Деминых
    Вдохни обеими ноздрями и воздух внутри задержи, напрягая мышцы груди и горла. Затем двигай воздух во рту, выполни джаландхара-бандху, шею согнув, и продолжай выполнять задержку, пока это тебе удобно будет.

В Шри Вилакшан Авадхут в переводе Йоги Лакшминатх явно указывается
    Вдохните воздух через обе ноздри и заполните им живот. Задержите его на некоторое время в районе голосовых связок. Затем медленно выдохните.

Вот что я имелл ввиду, не совсем понятные манипуляции, с ртом, горлом, поэтому и возникают вопросы относительно остального, "от горла до сердца" например, а почему бы в ином случае не вдыхать в муладхару или манипуру. Является ли это неким сущностным различием для правильного выполнения. Пока еще не разобрался со статьей об адхарах и пратьяхары, но по крайней мере понял в сурья-бхеде почему-то упускался мной такой момент в кубхаке об наполнении и усвоении ощущений всем телом, теперь стала понятнее суть.


Отдельное спасибо ,что внесли ясность о разновидностях маха-бандхи, этот ответ давно искал. У Сатьянанды например она трактуется больше как три замка на выдохе, что производит проникновение вверх, что по сути маха-веддха. Так-то бы не проблема, вроде цепляний к техническим нюансам :130:, но получалось ощущение несоответсвия в последовательности в практике мудра-садханы из трех мудр с таким исполнением.
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #63 : Август 06, 2018, 17:48:12 »

Кстати, я нашел неплохие объяснения относительно связи огня в теле и появления звуков нады, этот принцип берет начало в ведических источниках, подхватывается в йога-упанишадах и дальше уже идет использование во многих описаниях йогических техник в натховских текстах, тантрах, пуранах. Я, возможно, напишу об этом чуть позже.

Интересно еще чем при этом объясняется что в противоречие текстам и связи нады и огня, часто именно в левом ухе у кого-то начинает слышаться звук, по крайней мере баланс смещен как минимум 60/40
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6165
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #64 : Август 07, 2018, 01:00:46 »

Вот что я имелл ввиду, не совсем понятные манипуляции, с ртом, горлом, поэтому и возникают вопросы относительно остального, "от горла до сердца" например, а почему бы в ином случае не вдыхать в муладхару или манипуру.

Я посмотрел текст в оригинале. Видите ли, тут многое зависит от значения терминологии, а также контекста. То, что они перевели как "наполни воздухом рот, сожми воздух во рту" или "затем двигай воздух во рту" / मुखं प्रक्षाल्य mukhaṃ prakṣālya / если совсем буквально, то "промывка рта" (т.е. воздухом или праной). Там также используется термин वक्त्र (vaktra), но оба термина могут иметь несколько значений: помимо "рот", также "лицо", что может означать и голову в целом. Если лицо или голова, то это также может означать что-то типа "продыхивание головы". Насчет муладхары, тут, конечно, вряд ли, хотя मुख может еще означать в тантрической символике йони или лингу, но вряд ли тут речь идет об этом, хотя иногда проникновение при практике кхечари (проникновение языка за мягкое небо) описывают таким образом, но это больше символизм. Я думаю, области от легких, потом горла и головы, согласно Аюрведе, как раз и связаны с капхой, также в тантре и йоге, именно с лунной таттвой, отсюда и описание основной работы с ними. И, вероятней всего, когда говорится मुखमध्ये च धरायेत् mukhamadhye ca dharāyet (также удержи воздух в середине рта или головы), речь идет и о сосредоточении сознания, тем более, это и само собой разумеется, что там, где прана, там и сознание.

А что касается Йоги Вилакшанавадхута, этой части на хинди: kaNthan mein rok kuchh kAl tyAg dIjiye, то там говорится: "Немного времени задержите в горле и высвободите (воздух)". Т.е. везде речь примерно о том же, о сокращении голосовой щели с созданием сопротивления движению воздуха, а также осознавании его движения и концентрации (вместе с сознанием) в областях легких (там говорится буквально о сердце, но под ним подразумевается в целом та область), горла и "рта - головы".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #65 : Август 08, 2018, 01:07:45 »

намасте!
Спасибо за разъяснения и статью о пратьяхаре и адхарах, медленно шаблоны ломаются относительно практик йоги, даже не знаю откуда столько набралось, до сих пор не разгрести. Мне существенным моментом в пранаямах, включая уджайи, представлялась движение праны вниз или вверх и связь со вдохом и выдохом именно в качестве адхары, потому что такое явление возникает, может быть с точки зрения последовательности странно, что при концентрации пран к центру дхарана может наступить без пратьяхары, т.е. полная бдительность вовне, но и внимание прилепает на выбранные объекты внутри. Поэтому сквозь более технический уровень, как с точки зрения "крийя-йоги" пранаямы рассматривал.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6165
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #66 : Август 10, 2018, 01:18:37 »

У Сатьянанды например она трактуется больше как три замка на выдохе, что производит проникновение вверх, что по сути маха-веддха. Так-то бы не проблема, вроде цепляний к техническим нюансам :130:, но получалось ощущение несоответсвия в последовательности в практике мудра-садханы из трех мудр с таким исполнением.

В описании Махамудры, Махабандхи и Махаведхи в текстах часто встречается много противоречий, все изложено языком намеков и смешивающим конкретику с языком символов и абстракций. Еще одно подтверждение того, что йога изначально не была практикой для простых людей, она окутана сферой тайны, завесу которой может снять только настоящий Гуру для настоящего ученика. Я приведу несколько на вид противоречивых примеров в описании этих мудр в разных йогических текстах. Но я думаю, что противоречия здесь существуют для основной массы людей, кто не достаточно глубоко окунулся в Традицию. Кому суждено уловить суть и смысл, тому суждено, а кому нет или не сейчас, ничего не поделаешь. Вот несколько примеров, казалось бы, "противоречий".

«Йогататтва упанишад» описывает фактически Махамудру, переходящую в Махабандху, но она всю эту практику называет просто Махабандхой:

पार्ष्णिं वामस्य पादस्य योनिस्थाने नियोजयेत् ।
प्रसार्य दक्षिणं पादं हस्ताभ्यां धारयेद्दृढम् ॥ ११२ ॥

pārṣṇiṃ vāmasya pādasya yonisthāne niyojayet ।
prasārya dakṣiṇaṃ pādaṃ hastābhyāṃ dhārayeddṛḍham ॥ 112 ॥

Левую пятку уприте в промежность, вытянув правую ногу, захватите ее стопу двумя ладонями. 112

चुबुकं हृदि विन्यस्य पूरयेद्वायुना पुनः ।
कुम्भकेन यथाशक्ति धारयित्वा तु रेचयेत् ॥ ११३ ॥

cubukaṃ hṛdi vinyasya pūrayedvāyunā punaḥ ।
kumbhakena yathāśakti dhārayitvā tu recayet ॥ 113 ॥

Положив подбородок на грудь, сделав вдох и задержав дыхание как можно дольше, сделайте выдох. 113

वामाङ्गेन समभ्यस्य दक्षाङ्गेन ततोऽभ्यसेत् ।
प्रसारितस्तु यः पादस्तमूरूपरि नामयेत् ॥ ११४ ॥

vāmāṅgena samabhyasya dakṣāṅgena tato'bhyaset ।
prasāritastu yaḥ pādastamūrūpari nāmayet ॥ 114 ॥

Выполнив на левую сторону, надо повторить и на правую. Какую бы ногу ни вытягивали, ее потом надо положить на противоположное бедро.

अयमेव महाबन्ध उभयत्रैवमभ्यसेत् ।
महाबन्धस्थितो योगी कृत्वा पूरकमेकधीः ॥ ११५ ॥

ayameva mahābandha ubhayatraivamabhyaset ।
mahābandhasthito yogī kṛtvā pūrakamekadhīḥ ॥ 115 ॥

Это Махабандха, которая должна практиковаться в оба направления.
В Махабандхе йогин должен делать вдох, удерживая воздух. 115.

«Даттатреяйога-шастра» описывает практику, известную как Махаведха, называя ее Махабандхой, которая там идет после описания стандартной Махамудры:

महाबन्धस्थितो योगी स्फिचौ सन्ताडयेच्छनैः ।
अयमेव महाबन्धः सिद्धैः अभ्यस्यते नरैः ॥ १२४॥

mahābandhasthito yogī sphicau santāḍayecchanaiḥ ।
ayameva mahābandhaḥ siddhaiḥ abhyasyate naraiḥ ॥ 124॥

Йогин, принявший положение Махабандхи, должен последовательно ударять ягодицами о землю. Эта Махабандха практикуется Сиддхами.

«Гхеранда самхита» не описывает ударов о землю, там упоминается только некая удданакубхака:

महाबन्धं समासाद्य उड्डानकुम्भकं चरेत्।
महावेधः समाख्यातो योगिनां सिद्धिदायकः ॥२२॥

mahābandhaṃ samāsādya uḍḍānakumbhakaṃ caret।
mahāvedhaḥ samākhyāto yogināṃ siddhidāyakaḥ ॥22॥

В первую очередь прими положение как в Махабандхе и выполни удданакумбхаку. Это называется Махаведха, дарующая успех йогинам.

«Джог прадипьяка», описывая последовательно Махамудру, Махабандху и Махаведху, также не говорит о том, что надо ударять таз о землю в Махаведхе. Согласно этому тексту, особое место влияние Махамудры - это जोनि स्थान अपान है जहां महामुद्रा को घर है जहां | место йони (промежность), где расположена апана, есть обитель Махамудры. Имеется в виду то, что через ноги и т.д. идет влияние на апану. याको साधन ऐसै ठानै नाडि विलोय वाय सिरि आनै || Практикуя таким образом, влияя на каналы, жизненная сила направляется вверх. महाबंध घर कंठ जु होई प्राण निरोध करै पुनि सोई | - обитель Махабандхи есть горло, там происходит остановка праны.

Далее говорится:

महावेध का घर पुनि जानो दसमें द्वारमधि सो मानो ||
या मै जिभ्या उर्ध चढावै चंद्र स्थानी आनि ठहरावै |
प्राणापान निरोधन  करई ऐसै वज्र कपाट ही जरई

Десятая дверь есть обитель Махаведхи (великого проникновения). Необходимо направить язык вверх, где расположена луна. Нужно подавить движение праны и апаны, что пробуждает канал ваджра.

Далее Дхаятарама говорит, что к Махаведха-мудре прилагается некая Махамайя-биджа, повторяемая как аджапа (естественно), что практикуя Махаведху таким образом, расцветает тысячалепестковый лотос, достигается сахаджа-самадхи.

Очевидно Джатарама пытался донести идею об элементах контроля энергии и ее прохождения в актуальном для йогина направлении. Где процесс идет от периферии к центру, от внешнего к внутреннему, от низа вверх и т.д., т.п.

Но есть и другой любопытный факт: Джаятарама в описании 84 асан одну из асан называет Махамудрасана, описывая ее как и Махамудру, где надо поместить левую пятку в промежность, правую ногу вытянуть и захватить руками, направив взгляд на кончик носа. Выполнять надо на обе стороны. Также такое название асаны и ее описание встречается в «асана-йога грантха» и «йогасанамала сачаритра».

Очевидно, что есть разные подходы, как соединить жизненную силу в центральном канале и поднять ее в сахасрара-чакру. Тексты указывают основные ориентиры, на которые и направлены те или иные техники, которые внешне могут отличаться от того, как учит тот или иной Гуру. Нужно иметь хорошее понимание энергетических процессов, чтобы для вас стало ясно, где это асана, когда она становится мудрой, и какая эта мудра или последовательность мудр как разновидность одной мудры.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Durganath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 139
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #67 : Август 10, 2018, 19:59:56 »

Спасибо, Гуруджи, это очень интересно!
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 222
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #68 : Август 12, 2018, 19:58:29 »

Алеш!
Так то же именно попадает в центральный канал ( а именно в брахманади)? Апана+Прана усиленная Саманой в манипуре? И как попадают ? Через муладхару? Но мы поднялись уже до манипуры? Иногда пишут что мулабандхой в этих техниках вверх поднимают сексуальную энергию а чем она отличается от Апаны? И как эти же техники заставляют войти в сушумну кундалини? :07:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6165
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #69 : Август 16, 2018, 10:40:01 »

Адеш!

Так то же именно попадает в центральный канал ( а именно в брахманади)? Апана+Прана усиленная Саманой в манипуре? И как попадают ? Через муладхару? Но мы поднялись уже до манипуры? Иногда пишут что мулабандхой в этих техниках вверх поднимают сексуальную энергию а чем она отличается от Апаны? И как эти же техники заставляют войти в сушумну кундалини? :07:

Я могу, если вы не против, сказать на основе своего опыта, как практического, так и основанного на знании текстов. Тексты все в чем-то сходятся, а в чем-то для кого-то иногда кажутся разрозненными. Об опыте я могу говорить только наиболее существенном и том, что лично у меня не вызывает сомнения.

Прана и апана - это вдох и выдох, которые или предельно укорачиваются и успокаиваются, или останавливаются полностью, когда вы находитесь в очень глубокой концентрации. А концентрация, если она достаточно глубокая, всегда сопровождается, как минимум, замедлением дыхания и соединением праны и апаны в сушумне. Остальные праны, по моему личному опыту, "подтягиваются" в сушумну вслед за праной и апаной. Да, я могу сказать, что это происходит фактически одновременно.

Говорить "адекватным" языком о том, что такое сушумна, или брахма-нади, я считаю, нереально. Потому что это зависит не от моего желания, но также от психофизического состояния того, кто меня воспринимает на должном уровне (если это вообще именно так). Ни я, ни кто-либо другой не может передать это знание, если человек при этом сам не пробудил сушумну и не имеет опыта глубокой самьямы. Мой опыт показывает, что проще не говорить мне что-либо вообще, занимаясь неблагодарной деятельностью, чем стать "радио" для самого себя или других. Сушумна - это портал в другую жизнь, если хотите. Ее потому и описывают именно так, что наш ум не вместит в себя ее суть. Например, тексты говорят, что сушумна во много раз тоньше волоса и в тоже время она содержит в себе всю вселенную. Это же суицид для ума. И пока это не случится, хоть как ты жонглируй информацией, феноменальными категориями и всяческими примерами, и, тем более, верь в техническую панацею (чем живут многие нынешние йога-тычеры и йогнутый народ). Все хотят получить что-то очень грандиозное, при этом доведя халяву до самого невозможного ее предела, валяясь в кровати и постукивая в клавиши, типа: "Нисаргадатта Махарадж сказал вот так-то", "А какой по сравнению с нами со всеми был милашка Рамана Махарши". 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #70 : Август 16, 2018, 21:14:59 »

Долго рассуждал и соотносил со своим маленьким опытом, как все-таки изловчиться чтобы маха-бандху встроить и соотнести с пранаямами, но последний пост ГуруДжи все разрушил, даже полегчало , спасибо что вы есть и несете направление. Даже иногда страшно подумать, если бы этот форум и ваши наставления не нашел, какие бы представления оставались? А с другой стороны - а сам-то сейчас в каком состоянии и отдалении от понимания, - все так же бесконечно)))))
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6165
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #71 : Август 17, 2018, 13:07:55 »

Что касается сексуальной энергии, я думаю, ее можно считать Кундалини. Сублимация этой энергии и пробуждение Кундалини между собой связаны, но это не означает, что должна атрофироваться половая функция и т.п., как некоторые это понимают.

Что касается апаны и праны, в целом тексты часто их соотносят с разными категориями, или сущностями: с надой и бинду, Шивой и Шакти, сознанием и витальной силой и т.д. Т.е., получается, их объединение означает растворение друг в друге. Тут, опять же, те же сексуальные элементы: при оргазме Шакти или Шива превращаются в красную или белую бинду, как сущностные элементы Шивы и Шакти. Ну а что при оргазме бывает, все знают: наступает "шантика" (умиротворение), или лайя (растворение), или символическая смерть с преображением. Т.е. слияние праны и апаны в сушумне порождает полное спокойствие, чистоту, трезвость, отсутствие напряжения, одним словом, здоровое состояние ума и психики в целом, что делает здоровым и тело. Потому полноценное пробуждение сушумны описано парадоксами: с одной стороны, это смерть, а с другой - это моральное и психическое оздоровление, наступает "перезапуск системы".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6165
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #72 : Август 18, 2018, 04:36:19 »

Ранее я обещал расширить тему относительно "внутреннего огня". Я случайно обнаружил очень интересное описание источника внутренней "нады", которое встречается в одной из самых ранних Упанишад, "Брихадараньяка". Шлока из нее также повторяется и в "Майтри-упанишаде" (2.6.).

बृहदारण्यक उपनिषद् bṛhadāraṇyaka upaniṣad  5.11.9

अयमग्निर्वैश्वानरो योऽयमन्तः पुरुषे येनेदमन्नं पच्यते यदिदमद्यते तस्यैष घोषो भवति यमेतत्कर्णावपिधाय शृणोति स यदोत्क्रमिष्यन्भवति नैनं घोषं शृणोति

ayamagnirvaiśvānaro yo'yamantaḥ puruṣe yenedamannaṃ pacyate yadidamadyate tasyaiṣa ghoṣo bhavati yametatkarṇāvapidhāya śṛṇoti sa yadotkramiṣyanbhavati nainaṃ ghoṣaṃ śṛṇoti

अयम् अग्निः этот огонь, वैश्वानरः в виде вселенского человека, योऽयमन्तः पुरुषे который находится внутри живых существ, येनेदमन्नं पच्यते यदिदमद्यते благодаря ему переваривается пища, которую вкушают. तस्यैष घोषो भवति यमेतत्कर्णावपिधाय शृणोति स Он (человек) слышит именно тот шум, когда закрывает уши. यदोत्क्रमिष्यन्भवति नैनं घोषं शृणोति (Однако) когда он умирает, он не слышит этого звука.

Вайшванара в Ведах – очень почитаемое божество, примерно как и Агни, и часто с ним отождествляется. Также это одно из божеств, на которое рекомендует совершать дхьяну "Йогаяджнявалькья" и "Васиштха-самхита". Мы можем найти немало параллелей со многими источниками йоги. Например, "Хатха-йога-прадипика" говорит следующее: 

यदा तु नाडीशुद्धिः स्यात्तथा चिह्नानि बाह्यतः।
कायस्य कृशता कान्तिस्तदा जायेत निश्चितम्॥१९॥

yadā tu nāḍīśuddhiḥ syāttathā cihnāni bāhyataḥ|
kāyasya kṛśatā kāntistadā jāyeta niścitam||19||

Когда нади очищены, тогда появляются внешние признаки, стройность и сияние тела, йогин имеет успех вне сомнений.

यथेष्टं धारणं वायोरनलस्य प्रदीपनम्।
नादाभिव्यक्तिरारोग्यं जायते नाडिशोधनात् ॥२०॥

yatheṣṭaṁ dhāraṇaṁ vāyoranalasya pradīpanam|
nādābhivyaktirārogyaṁ jāyate nāḍiśodhanāt ||20||
 
Если йогин может удерживать жизненную силу (имеется в виду кумбхака), усиливается сияние и внутренний огонь. При очищенных каналах слышны звуки нады, побеждаются болезни.

Конечно, есть разные виды агни в теле, среди которых джатхарагни считается особо значимым. Но понятие "здоровья" с точки зрения простого человека и йогина может быть не одним и тем же. Йогины не ставят перед собой цель стать просто здоровыми, для них цель, скорее, самадхи. Потому ритуал внутреннего и внешнего огня для грихастхи, многих тантриков и для санньясина имеет разные уровни. Йогин внутренний огонь пробуждает только в сушумне, "умирая" для внешнего мира. Поначалу вместе с огнем, светом появляются и звуки нады, но при полной реализации даже мельчайшие колебания прана-спанданы угасают. Вышеупомянутая "Майтри-упанишад" (6.22) говорит о двух видах Брахмана: это Шабда-брахман, который проявляется в звуке, и Парабрахман, где звук исчезает.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ocean

  • *
  • Сообщений: 49
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #73 : Август 18, 2018, 12:42:57 »

Прана и апана - это вдох и выдох, которые или предельно укорачиваются и успокаиваются, или останавливаются полностью, когда вы находитесь в очень глубокой концентрации. А концентрация, если она достаточно глубокая, всегда сопровождается, как минимум, замедлением дыхания и соединением праны и апаны в сушумне. Остальные праны, по моему личному опыту, "подтягиваются" в сушумну вслед за праной и апаной. Да, я могу сказать, что это происходит фактически одновременно.
Спасибо Гуру джи, очень ценные разъяснения!
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #74 : Август 18, 2018, 18:18:53 »

Алеш!
Так то же именно попадает в центральный канал ( а именно в брахманади)? Апана+Прана усиленная Саманой в манипуре? И как попадают ? Через муладхару? Но мы поднялись уже до манипуры? Иногда пишут что мулабандхой в этих техниках вверх поднимают сексуальную энергию а чем она отличается от Апаны? И как эти же техники заставляют войти в сушумну кундалини? :07:
Анологичного плана вопросы всегда возникают. Я все-таки выскажу приземленно-исследовательский взгляд,
немного отвлекусь от главной темы, выскажу предположение, что многие термины эзотерики "замусорены" современной популяризацией.. Поэтому как часто упоминает Гуруджи, самому, вне традиции о них адекватного представления вряд ли получить.
Мне проще понимать становится, когда отбросить представления сложившиееся по многочисленным трактовкам. Если написано апана отвечает за выделение, а верхние праны за отрыжку или моргание, может надумываться много лишних представлений, а на деле-то ничего выдумывать не нужно, все как написано так и есть, если понаблюдать внутрь, посоотносить проявления многих телесных процессов :17:
С научно-потребительской внедуховной точки зрения я бы назвал сбор пран в указанных местах как инструмент внутреннего воздействия, для помощи концентрации, если от груди опускать ощущения("вайю" или "нервных импульсов") вниз, а снизу в свою очередь вверх и подключать уддияну для сжатия, возникает более спонтанная дахарана на указанной области, что должно "пробуждать" участок позвоночника. Еще в некоторых источниках говорят о входе праны в сушумну на различных более высоких участках, мне кажется это имеет смысл с такой точки зрения.
Записан