Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: руки и мудры  (Прочитано 14058 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6277
    • Традиция натхов
Re: руки и мудры
« Ответ #15 : Июль 13, 2008, 23:03:08 »

Адеш!
Это зависит от цели самого практикующего, конечно, лучше мудры практиковать с личного разъяснения. Мудра-это, вообще, в йоге фундаментальное понятие.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1281
Re: руки и мудры
« Ответ #16 : Июль 13, 2008, 23:16:49 »

Адеш, Гуруджи!
Не могли бы вы сказать, а почему пять концентраций на махабхуты, называют именно мудрами?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6277
    • Традиция натхов
Re: руки и мудры
« Ответ #17 : Июль 14, 2008, 09:42:23 »

Адеш!
Мудра, как я уже говорил, это союз пустоты и формы. С точки зрения натхов, концентрация (дхарана) означает духовное сосредоточение т.е. осознание Атмана в объекте. В данном случае, в пяти злементах. Атман за пределами всех качеств и описаний, поэтому, при соприкосновении с пятью элементами, он воспринимается как пять вьом. Есть сосредоточение на внешних объектах и осознание в них Атмана, а есть сосредоточение на элементах в чакрах. Эти концентрации в текстах описаны как внешняя и внутренняя лакшьи.  Посредством них Атман сам себя познает во всей своей трансцендентности. Техники концентрации и описания внутренних лакшьев в виде пяти элементов описаны во многих натховских текстах. Во многих просто указаны разные места локализации махабхут.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1281
Re: руки и мудры
« Ответ #18 : Июль 14, 2008, 19:09:19 »

Адеш!
Спасибо Гуруджи, интересно. У меня сразу возникло соотношение с практикой кашмирской кхечари-мудры. А еще вот хотелось бы узнать про мудры в натховских текстах типа чанчари, бхучари, агхочари, унмани, я так понимаю джнянендрии связаны тоже с Атманом и пятью махабхутами.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6277
    • Традиция натхов
Re: руки и мудры
« Ответ #19 : Июль 15, 2008, 19:58:38 »

Адеш, Leta Baba.

Так все и есть, кашмирская кхечари - это созерцание процессов феноменальных изменений в пустоте своего шива-сознания, которое можно назвать Атманом, Брахманом или Шивой. Так вот, созерцание элементов в этом сознании и будет разновидностями такой кхечари-мудры. В принципе, смена лакшьев тоже может стать одной практикой, взаимодополнение внутренней и внешней лакшьев, экстериоризация и интериоризация. Т.е. какое-то время ты концентрируешься на социальных процессах, а в другое время - на внутренних, по сути, таким образом можно практиковать постоянно.
  А мудры, которые описаны в текстах Горакшанатха - есть связующее звено между двумя лакшьями. Одни тексты упоминают пять мудр, другие - восемь. Сами по себе они связаны с пратьяхарой. В них нужно достичь такого состояния, чтобы глаза видели внешние объекты и не видели их одновременно, уши слышали звуки, но не было цепляния за эти звуки и т.д. Есть у натхов кое-какие практики, связанные с этими мудрами и, по сути, эти они связаны с той же кхечари, которую практикуют в тантризме.
« Последнее редактирование: Июль 15, 2008, 20:13:05 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: руки и мудры
« Ответ #20 : Март 03, 2018, 22:27:20 »

Здравствуйте (Намасте)! Не могли бы кто-нибудь прояснить ситуцию с джняна-мудрой и ей же чин-мдрой, только в другом положении на коленях? В чем между ними разница, какая из них как правильно называется и какая специфика и назначение каждой из них? По мне замечено, что при интенсивных пранаямах лучше ладонями на коленях, тем более это также связано с удобством при выполнении бандх. При созерцаниях лучше перевернуть ладонями вверх. Но я также видел как гуруджи Матсьендранатх демонстрировал в видео пранаямы с бандхами и этой мудрой ладонями вверх.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6277
    • Традиция натхов
Re: руки и мудры
« Ответ #21 : Март 09, 2018, 08:28:27 »

Я думаю, вы абсолютно правы относительно рук при интенсивной практике пранаямы. С моей точки зрения, эти мудры заимствованы из тантры, и в самих текстах, посвященных в большей степени йоге, они фактически не упоминаются. Тексты, где акцент на йогические практики, переносят фокус на внутренние состояния, которые появляются при практике йоги, а кистевые мудры, если говорить именно об индийских источниках, в большей степени связаны с практикой ритуалов. Поэтому проще держать ладони при пранаяме так, как вам удобно.
   
Что касается джняна- и чин-мудры, в основном мне они встречались в книгах поздних авторов, очень похоже на недавние новаторства типа размещения 12 мантр почитания Сурьи в ряд полудинамических упражнений, которые ныне называют Сурья-намаскар. С джняна- и чин-мудрами, вероятнее всего, произошло что-то подобное. Большинство современных источников рекомендует одну мудру ладонью вверх, а другую вниз, а для чего они, видно из их названия - для обретения "знания" и для "размышления". 
 
В общем-то это все, что пока можно сказать для ваших возможных поисков, выводов и решений что-либо делать или нет, ни больше, ни меньше.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

"र" Tatyana

  • *
  • Сообщений: 358
Re: руки и мудры
« Ответ #22 : Март 09, 2018, 09:12:49 »

Большинство современных источников рекомендует одну мудру ладонью вверх, а другую вниз, а для чего они - видно из их названия - для обретения "знания" и для "размышления". 
Адеш!
Гуруджи, скажите пожалуйста, говорите ли Вы здесь о Абхая и Варада мудрах?
Рекомендовано  ли у Натхов при почитании Духовного Наставника,   визуализировать Сат Гуру в Сахасрара-падме и   совершающего  ладонями эти жесты?  (такую рекомендацию прочитала в книге С. Ратха.)
Прочитала, что: «варада мудра обладает настолько сильным воздействием, что ее постоянная практика может привести к физическому и эмоциональному истощению.»
Могли бы Вы это прокомментировать?
Сердечно кланяюсь.
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: руки и мудры
« Ответ #23 : Март 09, 2018, 18:17:12 »

Я думаю, вы абсолютно правы относительно рук при интенсивной практике пранаямы. С моей точки зрения, эти мудры заимствованы из тантры, и в самих текстах, посвященных в большей степени йоге, они фактически не упоминаются. Тексты где акцент на йогические практики, переносят фокус на внутренние состояния, которые появляются при практике йоги, а кистевые мудры, если говорить именно об индийских источниках, в большей степени связаны с практикой ритуалов. Поэтому проще держать ладони при пранаяме так, как вам удобно.
   
Что касается джняна- и чин-мудры, в основном мне они встречались в книгах поздних авторов, очень похоже на недавние новаторства, типа: помещение 12 мантр почитания Сурьи в ряд полу динамических упражнений, которые ныне называют Сурья-намаскар. С джняна и чин мудрами, вероятнее всего, произошло что-то подобное. Большинство современных источников рекомендует одну мудру ладонью вверх, а другую вниз, а для чего они - видно из их названия - для обретения "знания" и для "размышления". 
 
В общем-то это все, что пока можно сказать для ваших возможных поисков, выводов и решений что-либо делать или нет, ни больше, ни меньше.
Понял. Буду продолжать как удобно. Спасибо за терпение и разъяснения. Видимо подобные вопросы бесконечны, пока не открыть для себя возможность получения из первоисточников, поэтому постараюсь ограничиться в дальнейшем.
В современных изложениях есть путаница как раз в том, что в одних источниках явно указывают "джняна" - ладонь направлена вниз, "чин" - вверх,  - и в этом их различие. В других наоборот, джняна - вверх. Однако нашел еще такую трактовку, что положение ладоней не важно, а различие в положениях пальцев, при джняне соприкосновение кончиками, при чин - пальцы "внахлест", указательный в основании большого. Меня же больше интересовало именно направление ладоней, нежели тонкая часть ритуалистики и символики, поскольку кроме прочего кажется, что когда вниз, то и вся направленность туда, прорабатывается низ. Я и сам теперь замечаю даже по небольшому количеству доступных классических текстов, многое в новых изложениях действительно дорабатывается, детализация привносится авторами каждым своя.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6277
    • Традиция натхов
Re: руки и мудры
« Ответ #24 : Март 11, 2018, 08:04:12 »

Большинство современных источников рекомендует одну мудру ладонью вверх, а другую вниз, а для чего они - видно из их названия - для обретения "знания" и для "размышления". 
Адеш!
Гуруджи, скажите пожалуйста, говорите ли Вы здесь о Абхая и Варада мудрах?
Рекомендовано  ли у Натхов при почитании Духовного Наставника,   визуализировать Сат Гуру в Сахасрара-падме и   совершающего  ладонями эти жесты?  (такую рекомендацию прочитала в книге С. Ратха.)
Прочитала, что: «варада мудра обладает настолько сильным воздействием, что ее постоянная практика может привести к физическому и эмоциональному истощению.»
Могли бы Вы это прокомментировать?
Сердечно кланяюсь.

Адеш!

Да, такие рекомендации есть и в йогических текстах, и в Тантрах. Например, в "Гхеранда-самхите", там, где стхула-дхьяна, рекомендуется в сердце созерцать Божество, а в сахасраре - Гуру. Иногда встречаются разновидности этой практики, в данном тексте описана Гуру-чакра из 12 лепестков, слоги которой составляет тантрическая Наватма-мантра, а также Парапрасада. Другой пример из "Куларнава-тантры" (гл. 4.117-118): там в описании урдхвамнаи дается практика созерцания Гуру, на самом деле, эта так называемая Чарана-видья тайная, и ее передают только продвинутым практикам. Преданность Гуру крайне важна. В этих шлоках, где описана дхяна на Гуру, он изображен с абхая- и вара-мудрами, он также отождествляется с Шивой. Но вообще, во многих Тантрах такого рода дхьяны на Гуру в сахасраре есть, а абхая- и вара-мудра - это частые жесты очень многих Божеств.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

"र" Tatyana

  • *
  • Сообщений: 358
Re: руки и мудры
« Ответ #25 : Март 11, 2018, 16:33:36 »

Гуру Джи,  очень, очень  большое спасибо Вам!
С сердечным почтением кланяюсь.
Записан