Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Распорядок дня и рацион натхов  (Прочитано 49633 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Sadhu

  • *
  • Сообщений: 8
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #90 : Май 26, 2018, 01:56:00 »

Адеш! В йогических текстах часто встречаются очень противоречивые рекомендации - то делать усилия, то наоборот, что прану надо приручать как диких животных. Расскажите пожалуйста, какие признаки того, что процесс практики пранаямы - это именно прогресс, а не раджас? 

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6236
    • Традиция натхов
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #91 : Май 29, 2018, 13:42:24 »

Адеш!

какие признаки того, что процесс практики пранаямы - это именно прогресс

В разных текстах даются разные признаки реализации в пранаяме. Самая известная - это деление на уровни по продолжительности задержки дыхания, а именно कनिष्ठ kaniṣṭha - короткий период, मध्यम madhyama - средний и उत्तम uttama - высокий. На первом йогин контролирует потоотделение (स्वेद sveda), на среднем - дрожь в теле (कम्प kampa), а на высшем, согласно Gheraṇḍa saṃhitā (5-56), происходит "оставление земли", или левитация (भूमि त्याग bhūmi tyāga). В других текстах, например, в описании третьей стадии, говорится об "усталости", "прибитости" (विषाद viṣāda), но так как в отношении трех состояний используется "победа" (जय jaya), то речь идет о "покорении тяжести", "победе над усталостью", т.е. в противоположность этому - легкость, от чего भूमि त्याग bhūmi tyāga можно понимать не обязательно как физическую левитацию, а скорее как "легкое состояние", хотя в некоторых случаях одно может не исключать другое.
 
В некоторых Тантрах, например, в Аgamarahasya-tantra или Mārkaṇḍeya-purāṇa (гл. 36), подобное описание, в Kūrma-purāṇa (2.36. 21-26) говорится о четырех процессах прогресса в пранаяме. Они таковы:

1) ध्वस्ति dhvasti - прекращение привязанности к плодам благих и негативных поступков.
2) प्राप्ति prāpti - обретение независимости от таких состояний, как кама, лобха, моха, оставление желаний обычного (ऐहिक aihika) и другого (अमुष्मिन् amuṣmin)  миров. Оставление всех желаний (स्यात्सर्वकामिकी syātsarvakāmikī).
3) संविद् saṃvid - знание (постижение) прошлого (अतीत atīta), будущего (अनागत anāgata), ближайших и удаленных объектов, луны, солнца, планет и т.д. (макрокосма).
4) प्रसाद prasāda - реализация "милости", "благодати", благодаря которой умиротворяется ум, чувства, органы чувств и пять пран.

Также в Пуранах, например в Vāyu-purāṇa (11.4 - 11) и, соответственно, в случаях, когда их цитируют Тантры, есть описание других 4 элементов, также близко ассоциируемых с четырьмя вышеупомянутыми. 

1) शान्ति śānti - избавление от несовершенств (पाप pāpa).
2) प्रशान्ति praśānti - совершенство в речи, устранение проблем, связанных с отцом, матерью и прочими родственниками (पितृमातृप्रदुष्टानां pitṛmātṛpraduṣṭānāṃ).
3) दीप्ति dīpti - просветленное видение, видение прошлого и будущего, постижение объектов вселенной (солнца, луны и т.д.). 
4) प्रसाद praśāda - успокоение пяти пран, ума, чувств и их объектов восприятия.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ананда

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #92 : Июль 05, 2018, 13:50:35 »

Адеш!

С некоторых пор читаю мантру, благословляющую пищу - что бы ни ела. После еды возникает сильное чувство благодарности. Есть ли благодарственные мантры или это желание поблагодарить - что-то из христианства, а не из йоги? Занятно, что желание благодарить за пищу христианскими молитвами у меня возникало редко, а сейчас вот оно есть всегда, а нужного "инструмента" нету или я о нем не знаю.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6236
    • Традиция натхов
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #93 : Июль 05, 2018, 15:46:36 »

Вроде как даже в самой Иисусовой молитве есть упоминание о пище:

Oтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

Или́: О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния.

"Дай нам пищу на сей день" – я помню, когда-то давно, когда интересовался еще христианством, слушал, что под пищей может подразумеваться "духовная пища".

Вот еще что встретилось:
На благословение пищи и пития мирянам

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Когда я с учениками жил полтора года в межрелигиозном ашраме и мы обменивались на практике знаниями с католиками, мусульманами, буддистами, иудеями (каббалистами), я видел, что у католиков есть песнопения, у иудеев тоже молитвы. Принятие пищи у всех - особый ритуал. Но, как мне это видится, такого логически связанного со всеми аспектами духовной жизни изложения, как в индуизме, нет ни у кого. Взять любую из мантр, будь то Вайшванары, Пурнаты, Брахмана и др., глубину их смыслов можно разбирать и разбирать, и там всегда будет бесконечность.

А что касается "чувства благодарности", я смею допустить, что молитва раскрывает сознание и энергию, так как яджна подразумевает оставление эго (то, что закрывает и сковывает). Принято считать, что объекты чувств отнимают у нас энергию, однако я лично считаю, что все зависит от внутреннего состояния, чистоты, с которой тебе доводится с ними соприкасаться. Если в основе эго, то это соприкосновение разрушает, а если самозабвенность, самопожертвование, то, наоборот, это раскрывает и увеличивает энергию. Звучит, казалось бы, просто, но в этом вся суть тантры, совершенного його-мировоззрения, когда одно и то же явление одного ведет к духовной деградации, а другого к очищению.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ананда

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #94 : Июль 05, 2018, 22:22:45 »

Адеш, Гуруджи!

Благодарю за ответ, но я имела в виду немного другое. Христианские молитвы мне, разумеется, известны. Я хотела узнать, есть ли в индуизме подобные благодарственные молитвы или мантры. И вообще, принято ли не только благословлять пищу, но и благодарить за нее после трапезы или есть какой-то смысл этого не делать (или нет смысла делать) с точки зрения именно традиции натхов.
Записан

Ананда

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #95 : Июль 05, 2018, 23:49:10 »

По поводу того, что молитва высвобождает энергию - я это явственно чувствую. Вообще одухотворение вроде бы обыденных действий - это великая вещь. Начинаешь понимать, что ничего "обыденного" и "простого" на самом деле нет. Все полно духовного смысла, и если проживаешь каждую минуту в памяти о Божественном, то все преображается.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6236
    • Традиция натхов
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #96 : Июль 10, 2018, 11:28:35 »


 И вообще, принято ли не только благословлять пищу, но и благодарить за нее после трапезы или есть какой-то смысл этого не делать (или нет смысла делать) с точки зрения именно традиции натхов.

У натхов принятие пищи - это внутренняя яджня. В общем-то, смысл яджни и заключается в декларации во время ритуала "идам на мама" ("это не мое", а пожертвованное). Пища подносится пищеварительному огню, который собой олицетворяет тот же огонь, что и во внешнем ритуале. Это, конечно, если в двух словах, так-то на эту "простую тему" надо делать большую и не простую статью.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6236
    • Традиция натхов
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #97 : Июль 13, 2018, 13:29:53 »

Есть неплохая шлока из «Бхагавад-Гиты», которая часто используется как мантра перед принятием пищи:

ब्रह्मार्पणं ब्रह्महविर्ब्रह्माग्नौ ब्रह्मणा हुतम्।
ब्रह्मैव तेन गन्तव्यं ब्रह्मकर्मसमाधिना।।

brahmārpaṇaṁ brahma havir brahmāgnau brahmaṇā hutam |
brahmaiva tena gantavyaṁ brahma-karma-samādhinā ।।

"Брахман есть средство подношения (т.е. "шрува" ритуальная ложка), Брахман есть подносимое (хавья) Брахманом (тот, кто подносит) в Огонь Брахмана, Брахмана достигает тот, кто погружен в самадхи деятельности Брахмана".

 Эта шлока указывает на недвойственную природу данного обряда, фактически, принятие пищи - это интериоризированный ритуал агнихотры. Если мы "кормим огонь" внутри нашего тела, который рассматривается как священный, то мы тем самым поддерживаем прану (жизнь в нашем теле). Огонь в хоме - это Божество, от которого зависят остальные Божества, так как они все почитаются через огонь. Так, например, если вы поддерживаете прану в теле, то вы поддерживаете и работу чувств в теле, манас (ум), которые являются Божествами в нашей микровселенной.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 79
  • гастролер
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #98 : Июль 14, 2018, 05:13:35 »

Интересный взгляд получается, и метафизическая практика, если так можно выразиться, получается наше тело материальная оболочка, в которой обитают вышние силы приводящие всю систему в действие, а наш "Я" тоже такая сила и может наблюдать за этой микровселенной.
Записан

Ананда

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #99 : Август 20, 2018, 19:51:50 »

Благодарю, Гуруджи!

Все уложилось в голове и теперь я воспринимаю еду именно так, что я, мое тело - просто посредник, а акт еды сакрален. Кстати, при этом как-то автоматически становится нелепой и святотатственной идея обжорства.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6236
    • Традиция натхов
Re: Распорядок дня и рацион натхов
« Ответ #100 : Август 25, 2018, 15:03:39 »

Кстати, при этом как-то автоматически становится нелепой и святотатственной идея обжорства.

Любые инстинкты в общем-то самопроизвольно регулируются в соответствии с уровнем присутствия ануграхи, хочу заметить, не подавляются, а регулируются, что многие тантрические тексты контролем и называют. Это как вождение машины: вы используете тормоз, но не для того, чтобы она остановилась раз и навсегда, а для регулирования и возможности управлять в соответствии с ситуацией. А ануграха - это как раз и есть источник такой регуляции. Если вы с ней, то вы духовно практикующий, если без нее - то обычное животное. Но суть этого всего в ее наличии, связи с ней, т.е. йоги.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.