Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: Kanirigapunga от Май 17, 2010, 18:52:46

Название: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Kanirigapunga от Май 17, 2010, 18:52:46
Здравствуйте, хотелось бы прояснить вопрос с практикой асан, а конкретнее - падмасаны и сиддхасаны. Несомненно это две важные позы используемые для пранаям и различного рода медитативных практик. Собственно вопрос в следующем- Какую из этих асан использовать, при медитации, а какую при пранаяме? Почему? Мне видится , что практика этих поз дает разный эффект при использовании одной какой-либо практики. Ваши соображения по этому поводу. А также хотелось услышать авторитетное мнение Yogi Matsiendranatha.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: grig от Май 17, 2010, 20:53:20
Какую из этих асан использовать, при медитации, а какую при пранаяме?

имхо, обе хороши для пранаямы (и мудр), а для медитации лучше что нибудь попроще,  ведь мало кто сможет комфортно больше получаса в этих позах просидеть, так чего париться не отказываеть же себе в практике?  :123:
"Падмасана и сиддхасана для сиддх а не для спокойствия!"  - так говорят махайоги.
А когда комфортна падмасана ( и сиддхасана) в течении длительного времени то вопрос отпадёт сам собой.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Lakshminath от Май 17, 2010, 22:16:12
Джай Шива Горакшанатха!

Адеш!

А какую пранаяму Вы имеете в виду?

Ряд текстов говорят о том, что обе позы хороши, какие-то могут считать, к примеру, сиддхасану самой лучшей для всех практик. Однако действие их и правда различно, и выбор той или иной асаны может зависеть от состояния Вашей праны в теле, и от того, что Вы хотите получить от практики. Например,  сиддхасана больше воздействует на сушумну, направляет туда прану, а падмасана, на мой взгляд, больше ориентирована на распределение праны в теле равномерно и ее интеграцию. Тонкостей еще много и тут, мне кажется, надо просто практиковать и наблюдать какое влияние  различные положения оказывают на энергетическое состояние, хотя, возможно, для этого нужна определенная тонкость восприятия.
Порой даже находясь в самой простой сукхасане, можно придти к глубоким медитативным состояниям, а в других случаях ключом может стать сиддхасана, падмасана, свастикасана...
Это по моему опыту, интересно узнать как у других  :05:


Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Asitanganath от Май 17, 2010, 22:37:14
Адеш!

Цитировать
А когда комфортна падмасана ( и сиддхасана) в течении длительного времени то вопрос отпадёт сам собой.

боюсь, что тогда вопросы насоящие только начнут подниматься...
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Алламанатх от Май 17, 2010, 22:50:11
Джая Шива Горакшанатх!
Адеш!
Имхо, обе хороши для пранаямы (и мудр), а для медитации лучше что нибудь попроще
К сожалению, сложилось распространенное мнение, что пранаяма и мудры - это  не медитативные практики.  А зря :)

ведь мало кто сможет комфортно больше получаса в этих позах просидеть,

Увы, невозможность сидеть больше получаса в медитативных асанах (в БШЙ, например, сиддхасана и падмасана считаются медитативными ) часто говорит о выполнении асан (в целом) в беспокойном состоянии, соответственно, и итог ожидаемый получается...

"Падмасана и сиддхасана для сиддх а не для спокойствия!"  - так говорят махайоги.

Интересно, о каких сиддхах, которые достигаются в беспокойном состоянии, говорят махайоги?  :05:
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: manavah от Май 18, 2010, 09:17:26
"Порой даже находясь в самой простой сукхасане,
можно придти к глубоким медитативным состояниям"-по моему это лучший ответ.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Kanirigapunga от Май 18, 2010, 13:49:38
Джай Шива Горакшанатха!

Адеш!

А какую пранаяму Вы имеете в виду?

Ряд текстов говорят о том, что обе позы хороши, какие-то могут считать, к примеру, сиддхасану самой лучшей для всех практик. Однако действие их и правда различно, и выбор той или иной асаны может зависеть от состояния Вашей праны в теле, и от того, что Вы хотите получить от практики. Например,  сиддхасана больше воздействует на сушумну, направляет туда прану, а падмасана, на мой взгляд, больше ориентирована на распределение праны в теле равномерно и ее интеграцию. Тонкостей еще много и тут, мне кажется, надо просто практиковать и наблюдать какое влияние  различные положения оказывают на энергетическое состояние, хотя, возможно, для этого нужна определенная тонкость восприятия.
Порой даже находясь в самой простой сукхасане, можно придти к глубоким медитативным состояниям, а в других случаях ключом может стать сиддхасана, падмасана, свастикасана...
Это по моему опыту, интересно узнать как у других  :05:



Спасибо за конструктивный ответ Lakshmi. Мне кажется ,чем выше уровень мастерства, тем меньше практикующий зависит от положения тела, имхо на медитативное состояние мастера не влияет: ходил-бы он, лежал или сидел. Т.к. это уровень пока не достигнут, все-же интересно узнать о включении определенных процессов при исполнении этих асан.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 18, 2010, 14:42:23
Шри Гуруджи Адеш!

Здравствуйте, хотелось бы прояснить вопрос с практикой асан, а конкретнее - падмасаны и сиддхасаны. Несомненно это две важные позы используемые для пранаям и различного рода медитативных практик. Собственно вопрос в следующем- Какую из этих асан использовать, при медитации, а какую при пранаяме? Почему? Мне видится , что практика этих поз дает разный эффект при использовании одной какой-либо практики. Ваши соображения по этому поводу. А также хотелось услышать авторитетное мнение Yogi Matsiendranatha.

Сиддхасана, как меня учили мои Гуру, считается идеальной в практике хатха-йоги, для того чтобы обрести способность качественно пребывать в дхьяне. Лучше всего в сиддхасане удерживать положение рук в бхайрава-мудре. Также сидхасана эффективна, когда ваш уровень пранаямы перешел на кожное/клеточное дыхание. Если пранаяма используется пока еще как прана-викасака, вы практикуете разные виды сахита-кумбхак с целью развить разные праны в теле, через них научиться контролировать доши, то падмасана, свастикасана, гуптасана, ваджрасана - более эффективны. В падмасане лучше использовать джняна-мудру, в ваджрасане - просто положить ладони вниз на колени. 
 
Вообще, хатха-йога предназначена для того, чтобы себя очистить, дисциплинировать, стать более собранным, убрать рыхлость в теле. Параллельно практике хатха-йоги нужно соблюдать яму и нияму, также ниямы, отдельные священные предписания, связанные конкретно с хатха-йогой или раджа-йогой. Эти практики - фундаментальные, без них не может практиковаться в совершенном виде тантра, сахаджа и т.д. Конечно, на более высоком уровне какие-то формальные ниямы не столь важны, там начинаются другие законы, но я пока еще не видел ни одного человека, который бы, например, миновал школу отречения, очищения и тапаса и сразу стал совершенным сахаджием или тантриком-сиддхом. В России об этом рассказывают много сказок, того, чего нет на самом деле в Индии. Примеры приводить не буду, многие знают, насмотрелись. Поэтому этап качественного очищения и подготовки очень важен. Мой Гуруджи Митхилешнатх, например, сахаджу объяснял так: "Са" означает практику с "ха" - хатха-йогой, и "джа" - джапой. Для хорошей качественной джапы нужно уметь управлять праной и умом, которые взаимосвязаны.   
 
Когда тексты говорят о начальном уровне, о подготовке, конечно, это не означает, что на "начальность" уровня нужно раньше времени смотреть свысока: если он не будет пройден достаточно хорошо, то станет подобно зАмку на песке. Поэтому хатха-йога, бхакти, карма-йога и т.д. делают прочным "духовный фундамент" для эзотерических практик сахаджи. А совершенное тело, ум, прана, управление эмоциями, чувствами - это критерий того, что адепт прошел подготовку, и это гарант, что мистические аспекты йоги не приведут его к противоположности того, к чему они должны были бы привести. Освоение совершенной асаны важно для подготовки.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yuri от Май 18, 2010, 16:12:37
Адеш.Сиддхасана хороша тем ,что левая пятка упирается в промежность и из-за этого очень хорошо чувствуется мулабандха и связь с муладхарой полнее.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 18, 2010, 17:15:49
Сиддхасана хороша тем ,что левая пятка упирается в промежность и из-за этого очень хорошо чувствуется мулабандха и связь с муладхарой полнее.

Единственное, в самой сиддхасане нелегко выворачивать стопу, чтобы  еще при этом давила пятка на промежность. Хотя, есть разные вариации. А вообще, такое положение действительно способствует сосредоточению праны в сушумне, а когда прана в сушумне, то, согласно той же Свародая-тантре, лучше всего практиковать созерцание. С одной стороны, дхьяна - это естественное состояние, но для того, чтобы к нему подойти и утвердиться в нем, нужны вспомогательные методы. И сиддхасана - хоть и форма телесной манипуляции, однако, помогает. Бандхи, мудры также способствуют приведению ума к равновесию и дальнейшей самьяме.     
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: grig от Май 19, 2010, 07:29:19
Адеш!

в беспокойном состоянии,
  Заметьте не я это произнёс!  :010:


Название: Сиддхасана
Отправлено: Tolik Divanov от Май 17, 2017, 17:22:08
Всем Хари и Ом! Здравствуйте уважаемый Гуру и практикующие! Прошу прощения что опять вопрос по технической части. Посмотрел видео файлы, там Матсиендранатх демонстрирует сиддхасану, и ученик Сварганатх тоже показывает сиддхасану в фильме "25 асан". И возник вопрос
Казалось бы, - как можно по такому опять спрашивать, 21 век на дворе все давно разжевано, но в том и дело что мне показалась другая техника исполнения. Раньше я ориентировался на исполнение в варианте Бихарской школы, и там говорится так что верхняя пятка кладется на основание органа, то есть строго на поределенную точку. Получается что верхняя нога и инжняя строго одна нд другой, в том и сложность, что щиколотки соприкасаются некоторым образом.

А на видео все буквально намного проще: нижнюю ногу подлжил, стопу подсунул, а верхняя кладется кое-как, куда ляжет, пятка не давит на ту самую точку в основании органа. Но на мой взгляд это не соответсвует описанию в класическом стиле. Должен быть нечто типа замка из верхней пятки и нижней.
Почему еще я об этом спрашиваю. Например взять изыскания йога проживающего  давно в германии и учившегося у Шивананда Сарасвати, Бориса Сахарова. Он сказал такое дело, что от положения ног в сиддхасане зависит угнетается ли половая детяльность или наоборот активируется. Точно не помню какой вывод он сделал, но наподобии того, что нижняя нога левая в классическом описании, она связана с ида-каналом, значит это будет угнетать выработку полового гормона, а если нижняя правая, то наоборот стимулировать. Далее было предположении что у женщин наоборот, верхняя нога лежит на клиторе, поэтому возбуждающая деятельность будет с правой ногой вверху.
Но не зависимо от того кто делает, наверняка я вижу что положение верхней ноги важно. Та точка куда кладется верхняя пятка в китае называется типа каких-то врат, то есть тоже очень важна. А как на видео каждый сможет, даже наверняка старенький дедушка который про асаны не слышал ни разу.
Я прав в своем вопросе или нет? Может кто-то прокомментировать из практикующих? И заодно насчет теории Б. Сахарова своими соображениями поделиться.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 20, 2017, 13:28:33
Я думаю, надо проанализировать классические тексты и потом определиться, что считать сиддхасаной и какой она должна быть. В древних индийских текстах не встречается ничего о том, что для женщин одни каналы, а для мужчин другие, если мы конкретно говорим об индуистских; может, в Ваджраяне или где-то еще такое и есть, но это не моя традиция. И, судя по всему, в текстах йоги говорится именно о мужском варианте, хотя мы знаем, что были и женщины посвященные и практикующие, но в целом в садху идут больше мужчины, видимо, поэтому в текстах они и взяты "за образец". Термин "сиддха-йони асана", как мы встречаем в книгах Бихарской Школы, в текстах не употребляется в контексте, что это именно для женщин. Хотя в них сказано "надавить пяткой на йони", но там под йони не подразумевается конкретно женский половой орган, скорее это область канды. Так же как линга (сваямбху, бана, итара, пара) у всех есть в тонком теле, это скорее принципы, имеющие отношение к энергетическим процессам, но они могут быть связаны с определенными областями и физического тела независимо от пола практикующего.

Большинство текстов не говорят, какую именно пятку надо упирать в промежность, вот, например, подборка из нескольких текстов: 

Йога-мартанда:

6. Одна стопа помещается в область йони, еще одна стопа помещается в область промежности. Руки сложены у груди.
7. Туловище вертикально и неподвижно, чувства успокоены, взгляд неподвижно обращен на межбровье, это именуется сиддхасаной, дающей освобождение.

Вивека-мартанда:

13. Сиддхасана такова: следует крепко прижать одну пятку к месту йони, вторую — к основанию лингама, подбородок крепко прижать к груди, успокоить индрии и направить взгляд на межбровье. Она открывает путь к мокше.

Шива-самхита:

3.85. Старательно прижав пяткой йони (промежность), йогин должен поместить другую пятку над лингамом (половым органом), фиксируя взор между бровями. Чувства успокоены, тело совершенно прямое.

3.86. Эта поза - способ быстро достичь совершенства в йоге.

3.87. Благодаря этой позе йогин покидает мир и достигает высочайшей цели. Во всем мире нет более тайной позы, чем эта. Созерцанием, совершаемым в этой позе, йогин освобождается от грехов.

Гхеранда-самхита:

2.7. Сядь на пятку одной ноги. Пяткой другой ноги прижми основание половых органов. Подбородок прижат к груди. Сохраняя неподвижность и владея своими чувствами, упорно смотри в место между бровями. Эта поза, открывающая двери к освобождению, называется сиддхасана.


Однако есть и те, которые говорят о том, что таки надо именно левую пятку упереть в промежность, а правую поместить поверх гениталий:

Шандилья-упанишада:

9. Сиддха — это [положение сидя с вертикальной спиной без напряжения] и прижиманием левой пятки к промежности, и помещением пятки правой ступни над гениталиями с сосредоточением ума на месте между двумя бровями.

Хатха-йога прадипика:

1.36. Сиддха, Падма, Симха, Бхадра. Из них самая удобная и самая лучшая - Сиддхасана.
 
1.37. Сиддхасана. Крепко прижми к "йони" пятку одной ноги слева от половых органов. Вторую пятку положи справа от половых органов. Подбородок прижми к груди. Держи чувства под контролем. Смотри неподвижно в пространство между бровями. Это - сиддхасана, открывающая дверь к спасению.
 
1.38. Эта сиддхасана делается также и таким образом: помести правую пятку над половыми органами, а левую - над правой.
 
1.39. Одни называют ее сиддхасаной, другие - ваджрасаной, еще называют ее муктасаной или гуптасаной.
 
1.40. Так же как умеренное питание - важнейшее в яме, а ахимса (ненасилие) - важнейшее в нияаме, так и сиддхасана - важнейшая из асан.
 
1.41. Из 84 асан, сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72 000 Нади.
 
1.42. Самосозерцанием, умеренной пищей и практикой сиддхасаны за 12 лет йогин достигает йога-сиддхи.
 
1.43. Когда сиддхасана выполняется успешно, прана-вайю успокаивается и задерживается кевала-кумбхакой, другие асаны выполнять уже ни к чему.
 
1.44. Успех в сиддхасане дает унмани-авастха (состояние «не-ума») и три бандхи делаются сами собой.
 
1.45. Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки (способа задержки дыхания), подобной кевала, нет лайи (растворения), подобной нада (внутренний звук).

Текстов довольно много, и тех, что на санскрите, и также на других индийских языках и диалектах, потому все крайне сложно учесть, но из того, что я видел, в основном они повторяют многое из тех, что вам всем знакомы. Как видите, одни тексты говорят о помещении левой стопы вниз, а другие нет, про гормоны в текстах тоже ничего нет (тогда этого и не могло быть), но там говорится, что асана помогает контролировать чувства. Что индусы в целом подразумевают под брахмачарьей и сублимацией сексуальной энергии, это вообще отдельная и важная тема. Но в общем могу сказать, что это тема мировосприятия, а не просто техническая. Я пока еще так и не встретил никого, кто давлением пятки на промежность сублимировал сексуальную энергию, видел множество лгунов, особенно в Индии. У некоторых вообще был полный неадекват и "поведение Шарикова", например, один "садгуруджи" как-то нам говорил, что надо быть брахмачари и "no sex at all". И буквально через одну минуту забывался и говорил мне, чтобы я дал своей ученице наставление заняться с ним сексом. От чего я неоднократно приходил в недоумение и, конечно, отвечал, что не ко мне ему с таким надо обращаться. Причем это не конкретно моя история, потом многие женщины, которые к нему ездили, да что там, почти все, кто не старые, говорили, что он к ним лип. Так вот, тоже много говорил и про уддияна-бандху, и про давление пятками, и даже нелепости на тему тантры (думая, что мы не изучали эту тему полноценно), в общем, все это оказалось просто сказками про белого бычка. И причем 95% "технарей-брахмачари" именно такие. В конечном счете я ответы нашел в тантрических текстах, что секс не нужно подавлять техническими путями, его надо сочетать с ануграхой. А сам по себе секс не является ни плохим, ни хорошим, он будет у вас таким, что вы и ваш(-а) партнер(-ша) на него проецируете или не проецируете вообще ничего. Потому умствования на тему управления гормонами, пятками, как это написал С. Сарасвати или его ученики, лично у меня вызывают огромные сомнения. Это не вопрос кому-то что-то доказать, а вопрос того, как ЛИЧНО ВАМ с этим живется, хорошо и счастливо, помогает ли в практике или нет. Я думаю, это именно тема совершенства ученичества, искренности с собой и знания того, с чем вы взаимодействуете в этом мире. Одно я знаю точно: если многие практики для большинства не работают, то значит в их подачи что-то не то, в передаче этих практик. А что может быть не то, если есть тексты, где они описаны? Я так понимаю, что нет достойных Гуру и достойных учеников, которые могли бы эти темы искренне обсуждать; раз практика говорит, что она дает сиддхи, то, логически, там есть нечто секретное. А какой дурак будет секретное передавать толпе, секретное можно передавать тому, кто готов отдать ради тебя все, всю свою жизнь, кто доказал свою преданность временем, делами, а не пустозвонством и публичным пафосом. Соответственно, как я уже и говорил в других темах этого форума по подобным историям, ученичество и путь – это не то, что вписано в жизнь, а жизнь используется для пути и самосовершенствования. Многие просто выдергивают из этого всего куски и, используя их отдельно, думают, что случится какое-то чудо. Поэтому я советую тем, кто серьезно ищет себя и свой путь, это осмыслить как следует.

Далее, действительно иногда ноги соотносят с лунными и солнечными каналами, даже в практике махамудры это видно, но какие-то тексты говорят, что ида и пингала соединяются в канде. Возможно, поэтому какие-то тексты в описании сиддхасаны просто не уделяют внимание, какая из пяток давит. Я вообще считаю, что каналы - это категория тонкого плана, а что такое тонкий план - это надо говорить отдельно. Тонкий план имеет дело как с конкретикой, так и с абстракцией, с архетипами и прочим, он более гибок, чем физический. 

На картинке я указал, что правая стопа сверху, а левая в промежности, вот ТУТ (http://nathi.ru/practice/asana/25asana.pdf) есть схема. Но я не думаю, что будет огромной ошибкой, если положение пяток изменится. Если, допустим, у кого-то от природы ноги не складываются так, как сказано в одном тексте, и вы их сложили так, как это сказано в другом (как он допускает), то нет никаких проблем. Главная цель сиддхасаны - направление праны в сушумна-нади, вот на что надо в своем сознании ориентироваться. 
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Lakshminath от Май 21, 2017, 00:18:04
Адеш!

Спасибо, Гуруджи, за Ваш ответ!

Цитировать
Главная цель сиддхасаны - направление праны в сушумна-нади, вот на что надо в своем сознании ориентироваться.

Действительно, ведь так можно и проверить (если есть сомнения по поводу правильности выполнения) - если прана в сушумну пошла, значит сиддхасана верно выполняется. :05:

Вообще, это ощущение сиддхасаны ни с чем не спутаешь, сушумна в себя забирает, и становится совершенно все равно, какая у тебя там пятка, нажимаются ли точки и лежат ли правильно щиколотки...

Еще к теме совершенства ученичества и искренности (о чем Вы, Гуруджи писали выше) - мне тоже кажется, что именно это имеет первостепенное значение, а не техника. Будь то сиддхасана, брахмачарья или что угодно. Многие сейчас просто на техниках немножко повернуты, я вижу как у Гуруджи постоянно спрашивают о технических деталях, да и в целом в сети дискуссии на эти темы. Такое ощущение, что люди думают, что у них нет нужного эффекта именно потому, что они технически делают что-то неправильно. А ведь не хватает как раз "секретного ингредиента" - состояния ученика (т.е. настоящего ученичества, не формального), которое и состоит из искренности, самоотдачи, открытости


Далее было предположении что у женщин наоборот, верхняя нога лежит на клиторе, поэтому возбуждающая деятельность будет с правой ногой вверху.
Tolik Divanov, а вот тут мне не очень понятно, зачем класть женщине ногу так (на клитор), чтобы с ней была возбуждающая деятельность???
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 25, 2017, 11:00:40
Можно, конечно, неоднозначно относиться к индусам в целом и к тому, что они пишут, говорят и делают, но сфотографировал я это в книге Нараянадатты Шримали, книга по мантрам, раздел "Асаны". Вот как он изображает два вида сиддхасаны:

(http://i709.photobucket.com/albums/ww95/Nathayogini/Book%20scans/c4730def-cfd6-4ea1-b54c-341c9b1e04a8_zpsn3ew7vk5.jpg) (http://s709.photobucket.com/user/Nathayogini/media/Book%20scans/c4730def-cfd6-4ea1-b54c-341c9b1e04a8_zpsn3ew7vk5.jpg.html)

 
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Lakshminath от Май 27, 2017, 13:24:02
Адеш!

Вот как раз к теме Гуруджи записал новое видео:

https://youtu.be/R5TJNjvIzPA (https://youtu.be/R5TJNjvIzPA)
Название: Re: Сиддхасана
Отправлено: Tolik Divanov от Май 31, 2017, 22:09:28

 Здравствуйте все!
Большое спасибо за уделение времени на ответы, все внимательно прочел и просмотрел видео и я с вами практически во всем согласен в мнении. Думаю даже у нас возник некий комфликт непонимания, наверное это не видно со стороны, но я тоже иногда возможно понимаю больше чем кажется, частично от того что многое понял из постов Гуру, а частично было ранее и некое свое видение.
 Дело в том что я так изначально и понимаю сиддхасану, как внутреннее содержание, это понятно и из текстов (не беря в расчет современные трактовки комментаторов), где написано в частности направлять взгляд в межбровье, то есть в моем понимании изначально это скорее как состояние, как мудра для сушунмы или как медитация. Если утрировать для понимания, можно сказать сиддхасану можно практиковать идя по улице пешком, вот как я изначально себе это представлял.

 И только уже исходя из все этого был задан вопрос по технике. Ведь дело в том, что это все-таки дается именно как АСАНА, сидячее положение тела. Плюс ко всему, ведь есть много других-похожих поз, где оказывается давление пяткой, наподобии полулотоса или маха-бандха, но чем-то же и выделяется сиддхасана как АСАНА от других.


Большинство текстов не говорят, какую именно пятку надо упирать в промежность, вот, например, подборка из нескольких текстов: 

 Вот в чем я ошибся, почему-то казалось, что в во всех текстах (то ли условно, то ли в этом был особый смысл, но видимо только в ХЙП) предлагается нижнюю ногу использовать левую. В связи с этим и упомянул предположения Сахарова Б, а он между прочим естествоиспытатель был, который наоборот всячески развеивал мифы. Там речь шла не о различии каналов, а о том что при сходстве каналов(в отличае от цигун), ида-слева, пингала-справа, существует различия в анатомии, поэтому и разное воздействие. Но пусть этот момент останется и недоказуемым или останется для обсуждения отдельно.

 А в чем я не ошибся, - и это именно основывается на анализе текстов теперь уже(благодарю за подробное цитирование), - везде говорится чтобы верхняя пятка ложилась в основание лингама, здесь я думаю это уже было бы явное игнорирование такой момент упускать. Поэтому и предположил что в технике которую вы показывали все-таки скорее "сиддха-йони асана", а в "правильной" технике верхняя пятка заводится к груди и опускается вниз и потому строго кладется на основние лингама(врата жизни).
 Тогда получается как раз еще более отличное от других состояние, снизу больше давления из-за этого замка, правда взамен сидеть сложнее, площадь опоры уменьшается и спину тяжелее держать. Такую позу действительно качественно освоить возможно сложнее, чем падмасану.

Цитировать
Tolik Divanov, а вот тут мне не очень понятно, зачем класть женщине ногу так (на клитор), чтобы с ней была возбуждающая деятельность???
И вот тут тогда понятно почему. В том и дело что не зачем-то, она эта верхняя пятка когда ляжет в соответствии с "правильной" техникой, то внезапно обнаружится что на том месте у женщин рядом клитор, поэтому видимо и говорится в комментариях у БШЙ, что для них другой вариант, "сиддха-йони асаны", где пятку кладут немного в сторону, выше на бедро на манер полулотоса. Это как раз как на видео.

Но я по-прежнему не вижу смысла делать такой вариант как основной, поэтому при всем согласии и общности в принципах, останусь при своем мнении и буду практиковать скорее как на картинке второй вариант ,чем первый
(хотя по картинке мало что понятно по эскизу)



________________________________________________


Цитировать
говорил мне, чтобы я дал своей ученице наставление заняться с ним сексом.

почти все, кто не старые, говорили, что он к ним лип

Можно было бы подшутить над тем гуру, подговорить кого-ниубдь кто наоборот постарше, или даже не из учеников какую-нибудь знакомую более пожилую тетю с юмором к нему отправить
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Kanirigapunga от Июнь 01, 2017, 14:15:27
Подскажите, в йогамудрасане, руки сзади переплетены, как и ноги :41: (т.е. правая нога сверху допустим, значит и рука правая сверху ) или наоборот
Название: Re: Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июнь 06, 2017, 18:19:21
Дело в том что я так изначально и понимаю сиддхасану, как внутреннее содержание, это понятно и из текстов (не беря в расчет современные трактовки комментаторов), где написано в частности направлять взгляд в межбровье, то есть в моем понимании изначально это скорее как состояние, как мудра для сушунмы или как медитация. Если утрировать для понимания, можно сказать сиддхасану можно практиковать идя по улице пешком, вот как я изначально себе это представлял.

Я думаю, сведение глаз в межбровье - это не современные трактовки, так описано в древних текстах йоги. Хотя вот есть такой текст "Джога-прадипика" (не путать с ХЙП), там почти во всех 84-х асанах Джаятарама предписывает направлять взгляд или в межбровье, или на кончик носа. В Индии в устной форме мне Гуру говорил, что любую позу, в которой ты можешь успешно медитировать, можно считать сиддхасаной. Насчет "практиковать идя по улице пешком", если пребываешь в совершенной осознанности, это, наверное, лучше назвать сиддха-бхава, асана именно в контексте хатха-йоги - это скорее все же статическое положение.   

Кстати, в ХЙП сиддхасану соотносят еще с рядом других асан или названий (есть версия, что просто в буддизме у нее одно название, а у индийцев другое):

1.39. Одни называют ее сиддхасаной, другие - ваджрасаной, еще называют ее муктасаной или гуптасаной.

1.40. Так же как умеренное питание - важнейшее в яме, а ахимса (ненасилие) - важнейшее в нияме, так и сиддхасана - важнейшая из асан.

1.41. Из 84 асан сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72 000 нади.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июнь 06, 2017, 22:11:48
Подскажите, в йогамудрасане, руки сзади переплетены, как и ноги :41: (т.е. правая нога сверху допустим, значит и рука правая сверху ) или наоборот

Так просто физически удобно.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: midnightsun от Июль 07, 2017, 23:19:34
Подскажите, в йогамудрасане, руки сзади переплетены, как и ноги :41: (т.е. правая нога сверху допустим, значит и рука правая сверху ) или наоборот

Так просто физически удобно.

Если делать эту мудрасану при активной Сурье, то это будет называться уттамадакшинахаста или наоборот?
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 20, 2017, 13:06:49
Если делать эту мудрасану при активной Сурье, то это будет называться уттамадакшинахаста или наоборот?

Технику с таким названием – "йога-мудрасана" – именно с использованием наклона в падмасане, судя по всему, в прошлом веке разработал Свами Кувалаянанда. Но в его подаче нет описания захвата рук и сменой их в связи с работой той или иной свары (смена дыхания в ноздрях), у него там просто расположение рук на полу. Одна из асан с названием "йогасана" описана в "Гхеранда-самхите", но там эта техника с вертикальным положением тела. Тем не менее, встречается немало асан с похожим выполнением, но с другими названиями, например "баддха-падмасана", согласно "Тришикхи-брахманопанишад": нужно спереди захватить стопы в падмасане и сделать наклон. Согласно средневековому тексту "Рудра-ямала" традиции Каула, где описано около сотни асан, "баддхасана" должна делаться в падмасане со скрещенными сзади руками и захватом руками стоп. Есть немало поздних текстов, где описаны ее варианты, как в "Шри-йога-каустубха", где используется захват одной рукой, перекинутой через поясницу. Есть каталог асан в джайпурском музее, в 1881г. предоставленный пандитом Лакшминатх Шастри, там тоже есть эта асана с руками под бедрами и сцепленными замком. Есть схожий вариант с "баддха-падмасаной", но с захватом ладонями локтей и с наклоном в падмасане, называется "агни-кундасана" в "Хатха-прадипике". Есть вариант, описанный в упомянутой выше "Рудра-ямале" (Уттара-тантра), в положении "саманасана" (как падмасана, только носок одной ноги надо "продеть" между бедром и голенью), надо сделать наклон, обхватив руки сзади в замке. Есть еще "падмасанкатасана" из "Асанана-намани" и "Хатха-парадипики" и масса других вариантов, но я как-то уже писал, что все эти тексты и источники - это энциклопедии для Йогачарьев и Гуру, для специалистов, которые сами многое прошли и могут учить уже без всех этих текстов. Я думаю, что хатха-йога в основном была практикой, передаваемой устно ученикам, которые преданы своему Гуру и на которых не жалко расходовать свое время. А на форуме тут мы, скорее, даем пищу для размышлений, для возможности поиска ориентиров и чтобы определиться (что обычно занимает какое-то время, йога создана была для более-менее адекватных людей, с наличием понимания).
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: midnightsun от Июль 26, 2017, 23:16:13
на форуме тут мы, скорее, даем пищу для размышлений, для возможности поиска ориентиров и чтобы определиться (что обычно занимает какое-то время, йога создана была для более-менее адекватных людей, с наличием понимания).
Воистину так и есть, многие истины должны оставаться под шёлковым покрывалом некоторой таинственности и недосказанных полунамёков, а те обрывки спасительного шёпота, которые могут быть услышаны по нелепой случайности забредшим искателем в скрытую сокровищницу знаний, заглушит шум вечного водопада, берущим начало в недосягаемых ледниках Кайласа. Некоторые индусы всю жизнь сидят с одной поднятой вверх рукой, которая со временем уменьшается в объеме из-за нарушенного кровообращения и полностью отсыхает. Это признак сильной веры в слово Гуру, и многим последователям далеко до такой степени доверия, даже если они способны понять, что в этом методе что-то не так и наверняка должна быть зеркальная компенсация и выравнивающая противоасана, стабилизирующая отклонение от центрального равновесия, особенно в те критические моменты садханы, когда Агни разбушевался настолько, что мало помогает даже сухой лёд и многочасовое водяное охлаждение всей органической системы. Эта комплексная асана настолько важна, что её полное освоение приближает состояние мукта намного более эффективно, чем все другие асаны, описанные в том числе и Дхирендрой Брахмачари (хоть и с некоторыми недоговорками). Вариантов исполнения много, но выдержать хотя бы один в течение целой йамы способен далеко не каждый.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Tolik Divanov от Июль 28, 2017, 22:35:20
Воистину так и есть, многие истины должны оставаться под шёлковым покрывалом некоторой таинственности и недосказанных полунамёков, а те обрывки спасительного шёпота, которые могут быть услышаны по нелепой случайности забредшим искателем в скрытую сокровищницу знаний, заглушит шум вечного водопада, берущим начало в недосягаемых ледниках Кайласа.
Пафосно конечно немного, но наверное так и есть. А я сейчас открыл для себя вариант сукхасаны. Раньше все время встречалось описание, в котором лодыжки скрещиваются, как сидя по-турецки. А вот в этом варианте ,что в комплексе 25 асан, это нечто, я такой легкой и полезной асаны никогда не встречал. С другой стороны она и как сидхасана действует, а сидеть в ней без проблем можно сколько угодно, в течении ямы например, пока пранаямы делаются, и ног даже менять не нужно. Очень полезный вариант сукхасаны.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Август 23, 2017, 17:49:38
Интересное описание в "Тришикхи-брахманопанишад" и точно такое же в "Джабаладаршанопанишад":

येन केन प्रकारेण सुखं धैर्यं च जायते।

तत्सुखासनमित्युक्तमशक्तस्तत्समाश्रयेत्॥५१॥

yena kena prakāreṇa sukhaṃ dhairyaṃ ca jāyate।

tat sukhāsanam-ityuktam-aśaktas-tat samāśrayet ॥51॥

Примите любую комфортную позу и сохраняйте ее легко. Это сукхасана, которую может выполнять даже слабый человек.

Т.е. любая асана, в которой комфортно пребывать, есть сукхасана.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Tolik Divanov от Август 23, 2017, 21:37:31
Это уже понятно, названия и соответствия им варьируются, свастикасана тоже по-разному может встречаться в текстах.
Но я имею ввиду то самое давление пяткой для мула-бандхи присутсвует, и сидеть можно удобно и долго, имеется ввиду независимо от названий, я бы просто сам до такого не догадался бы. Правда видел даже тут предлагали ваджрасану (которая как бусидо поза), с подкладыванием под себя выступающих предметов  :05:
Спасибо вам за знание и применение путем цитирования текстов первоисточников для помощи в обучении посетителей форума
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Август 25, 2017, 18:54:01
Правда видел даже тут предлагали ваджрасану (которая как бусидо поза), с подкладыванием под себя выступающих предметов  :05:

В классических источниках этого нет – все эти подкладывания, ремни и прочее, чем занимаются у Айенгара и не только, по-моему, извращение. Кстати, раз уж о ваджрасане упомянули, кое-где асана с таким названием описана скорее как сиддхасана, а где-то асаны отожествляют; кажется, такая же картина и относительно сукхасаны со свастикасаной. Вот, например, описание ваджрасаны в "Йогакундалиньяупанишад":

वामाङ्‌घ्रिमूलं कन्दाधः अन्यं तदुपरि क्षिपेत् ।
समग्रीवशिरःकायो वज्रासनमितीरितम् ॥ ६ ॥

vāmāṅ‌ghrimūlaṃ kandādhaḥ anyaṃ tadupari kṣipet ।
samagrīvaśiraḥkāyo vajrāsanamitīritam ॥ 6 ॥

Поместите левую пятку под канду, а другую наоборот, сверху. Держите шею, голову, туловище ровно, это есть ваджрасана. (6)
 
Цитировать
Спасибо вам за знание и применение путем цитирования текстов первоисточников для помощи в обучении посетителей форума

Это моя обязанность, я пишу тут потому, что читают все.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Tolik Divanov от Август 31, 2017, 18:11:34
Правда видел даже тут предлагали ваджрасану (которая как бусидо поза), с подкладыванием под себя выступающих предметов  :05:

Кстати, раз уж о ваджрасане упомянули, кое-где асана с таким названием описана скорее как сиддхасана, а где-то асаны отожествляют; кажется, такая же картина и относительно сукхасаны со свастикасаной. Вот, например, описание ваджрасаны в "Йогакундалиньяупанишад":

vāmāṅ‌ghrimūlaṃ kandādhaḥ anyaṃ tadupari kṣipet ।
samagrīvaśiraḥkāyo vajrāsanamitīritam ॥ 6 ॥

Поместите левую пятку под канду, а другую наоборот, сверху. Держите шею, голову, туловище ровно, это есть ваджрасана. (6)
 
Это и мне встречалось, именно как альернативный вариант сиддхасаны) Не помню правда где уже, я еще не очень хороший знаток текстов. Это как я понимаю обе пятки сверху
Вот по поводу верхней пятки в сиддхасане, о чем я ранее упоминал, встретилась книга Гамментхаллера про Кундалии, я видел вы её уже обсуждали, так вот  унего явственно указывается, что верхняя нога такое положение принимает, что орган оказывается в замке между двумя пятками. Это так, к слову, что не я один так трактую.

Цитировать
В классических источниках этого нет – все эти подкладывания, ремни и прочее, чем занимаются у Айенгара и не только, по-моему, извращение.
Не знаю,е сть ли даже такой прием у Аенгара, это скорее чье-то местное ноу-хау, как понял. Если вдуматься идея даже здравая, основная поза ваджрасаны удобна для спины, а сидя на предмете и ноги при этом еще немного разгрузятся, это и в дзене такое есть ,специальные скамейки, и мула-бандха дополнительно. Извращение наверное уже в нецелостности подхода, когда вспомогательное используется там, где должно быть достигнуто без посторонней помощи.

В связи с этим еще небольшой вопрос, не могли бы прокомментировать медитации с опорой для спины? К примеру сидение около стены или дерева. Наверное с точки зрения традиции это и есть непоследовательность, если тело не готово то и каналы и ум тоже, но с другой стороны как мне кажется может быть эффективным и при постепенном одновременном освоении практик. Используется это где-либо?  И каковы дополнительные влияния, на сосредоточенность или протекания пран
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Tolik Divanov от Декабрь 20, 2017, 13:31:36
В связи с этим еще небольшой вопрос, не могли бы прокомментировать медитации с опорой для спины? К примеру сидение около стены или дерева.

И каковы дополнительные влияния, на сосредоточенность или протекания пран
Прокомментирую сам себя :05: Как заметил из опыта, при выполнении именно хатха-йогических упражнений, пранаям, мудр, опора будет мешать, поскольку сушунма не выпрямляется и не ощущается снизу вверх должным образом, что мешает её задействованию как важного инструмента в хатха-йоге.
При длительных же созерцаниях больше часа возможно другая ситуация.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 20, 2017, 15:19:26
Некоторые вещи натхи используют: например, такое толстое черное джанеу, как веревка, называется Бхайрава-матанга, ей обкручивают пояс. Это и помогает ровно сидеть при садхане, и предмет священный. Конечно, есть какие-то вспомогательные предметы садханы, но все зависит от того, кто и что считает практикой. Натха-йогины в основном предметам придают как прикладное, так и священное значение (одновременно), так как йога - это для них священный процесс. Просто так для удобства тела – такого нет. Но, наверное, если люди мирские и важен просто комфорт – не проблема, главное, делая те или иные "упаи", не забывать главной цели йоги.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Tolik Divanov от Декабрь 22, 2017, 13:05:56
Некоторые вещи натхи используют: например, такое толстое черное джанеу, как веревка, называется Бхайрава-матанга, ей обкручивают пояс. Это и помогает ровно сидеть при садхане, и предмет священный. Конечно, есть какие-то вспомогательные предметы садханы, но все зависит от того, кто и что считает практикой. Натха-йогины в основном предметам придают как прикладное, так и священное значение (одновременно), так как йога - это для них священный процесс. Просто так для удобства тела – такого нет. Но, наверное, если люди мирские и важен просто комфорт – не проблема, главное, делая те или иные "упаи", не забывать главной цели йоги.
Ясно, благодарю, я поэтому не так категорично и отношусь к вспомогательным средствам, хотя сам не использую, тут даже если разобраться, можно усмотреть как раз более близкое отношение к главной цели. В спортзале ведь могут заставить сидеть по инструкции только так и иначе, и может стать не до йоги совсем, а если самостоятельно для удобства применить опору, можно даже о теле забыть и погрузиться глубже. Не совсем ясно правда с джанео, если сидеть помогает обворачивание пояса, то должно мешать дышать животом). Еще костыль данда я знаю есть, в качестве подставки под локоть при длительной анулома-виломе как вы советовали - это понятно, но мне лично чисто из любопыства интересно зачем в подмышке для разблокирования свары опытные садху используют (видел фотографии некоторых гуру), практики высокого уровня таких трудностей не должны испытывать с заложенностью по идее, как мне казалось, чтобы использовать внешние средства для этого.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 22, 2017, 16:02:03
С джанеу - там другая история, это используется для углубленной практики раджа-йоги, там уже не до дыханий. :05:
А по поводу свар - я не думаю, что эти садху прямо такие совсем какие-то терминаторы из жидкого металла.  :05: Поменять свару одну на другую только одним сосредоточением не так-то и просто. Может, вы это и сделаете, но это будет не так, чтобы мгновенно. А вам, например, надо принять еду прямо сейчас и надо, чтобы именно "свара солнца" работала.
Название: Re: Падмасана vs Сиддхасана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 22, 2017, 16:40:35
Я помню, ко мне во Франции пришла какая-то женщина и говорит, что она очень опытный практик в "Айенгар-йоге", 10 лет непрерывной практики. Потом выясняю в процессе занятий, что она не знает, что такое мула- и джаландхара-бандхи. Насчет этих всех йог с нагретыми полами (Бикрам), с подушками, канатами, "йога"-классов по видеокассете без преподавателя (на Тайване такое видел), я думаю, это меняет эффект многих асан. Например, чакрасана уже не усиливает руки, если ты ее делаешь, разлегшись на опоре. Там, где надо сопротивляться гравитации, ты делаешь наоборот. Или "йога в сауне", типа имитации индийского климата. Но в Индии йогины, наоборот, стараются преодолевать климатические влияния, а не балдеть от них. Задача йоги как раз обратная: все меньше и меньше становиться зависимым от внешних реалий и воздействий. А потакая слабостям, человек утрачивает осознанность, собранность.