Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Тантризм-шактизм => Тема начата: Virati от Май 26, 2007, 18:14:43

Название: Йогини. Культ и храмы тантрической традиции.
Отправлено: Virati от Май 26, 2007, 18:14:43
 Йогини. Культ и храмы тантрической традиции
 Автор Vidya Dehejia  

 (Пер. с англ. Виратинатх, Лалитaнатх)


Предисловие.


   Простое, круглое ограждение  без крыши и сокровенной святыни, открыто небу и и позволяет солнечному свету пролиться на свою не защищенную арену, что необычно для индийского храма. Внутри огрождения, в нишах его круглых стен находится группа женских образов, насчитывающая 64 образа, с прекрасными телами, но часто с нечеловеческими головами. Эти святыни упоминались как храмы Чаусат (64) йогинь; культ, давший им начало, остается тайной, и полное неведение окружает их личность и сооружение. Заинтригованная необычностью этих храмов и их загадочных образов, я начала исследование йогинь и их святынь, надеясь раскрыть тайны этого таинственного культа.    Останки этого замечательного храма рассеяны по северной части Индии, некоторые из них расположены в отдаленных и труднодоступных местах. О большинстве храмах йогинь сообщал Чаннингхам в своих исследовательских турах конца 19-ого столетия, но немногие исследовались с тех пор. Мои путешествия в не часто посещаемые части центральной Индии, где попрежнему действуют вооруженные грабители, известные как дайкоты, привели к интересным столкновениям. В Дудахи (где находится храм йогинь) сельские жители забаррикадировались в своих лачугах, полностью убежденные в том, что я местная королева дайкотов, Хазина; в то время как в Наресаре, месте расположении йогинь, я выяснила, что после успешного похищения людей, храмы часто использовались дайкотами как безопасное и тайное убежище.
   Одна причина, почему йогини и их храмы были забыты, могла возникнуть из-за сильного чувства смятения и страха, который они наводили на обычного человека. Обычно люди говорят о йогинях шепотом, если вообще упоминают о них. Эта тайна удерживалась до такой степени, что о существование йогини храма в Хирапуре стало публично известно только недавно, в 1953 году. Весьма удивительно, что эта хорошо сохранившаяся святыня, находящаяся всего в десяти милях от главного храмового центра Бхуванешвара, должна была оставаться неизвестной все эти годы. Существует широко распространенное мнение о том, что человек может быть проклят йогинями по целому ряду причин, и верят, что даже приближаясь слишком близко к их храмам могут возникнуть пагубные последствия. Это укоренившееся опасение заставляет обычного сельского жителя и даже горожанина, избегать храма йогинь. Он предпочтет не говорить с вами о йогинях и еще меньше пожелает отвести вас к одной из их святынь.
    Этот благоговейный страх йогинь, существует еще с давних времен. Брахманда пурана, которая содержит известную поэму Лалита-сахасранама или «1000 имен Лалиты», заканчивается предупреждением о том, что любой лишившийся разума, кто передаст поэму непосвященному, будет проклят йогинями. Навлечь на себя проклятия йогинь, считалось страшнее смерти. Джнянарнава тантра подобным образом сообщает, что человек, передающий священное и секретное знание тому, кто не имеет посвящения, станет пищей для йогинь. Такое отношение, вероятно стало причиной по которой культ йогинь, на протяжении многих столетий, остается хорошо сокрытой тайной.
   Опубликованные материалы о культе йогинь не существенны. Исследования индийского искусства вовсе игнорировали йогинь и их храмы. Историкам, простая архитектура святынь йогинь, отсутствие башен, ворот и декоративных орнаментов, возможно казались незначительными в контексте истории индийского храма. Однако удивительно, что изысканные скульптурные изображения йогинь в некоторых храмах, не привлекли тех, кто заинтересован в развитии индийской скульптуры. Очень трудно осознать тот факт, что ни иконограферы, ни историки индийской религии, не проявили должного внимания к выдающемуся культу средневекового периода, беря во внимание значительное число храмов, существующих до сих пор и тех, что были разрушены. Культ йогинь игнорировался даже в работах посвещенных почти неизвестным религиозным направлениям, а также в книгах посвещенных различным формам поклонения, связанным с Великой Богиней. Даже учение тантры минует храмы йогинь относительным безмолвием, игнорируя этот уникальный культ.
   Проведя предварительное исследование, определившее тантрический характер поклонения йогиням, я пообщалась с тантрическими Гуру, в надежде получить от них понимание этой древней, утраченной традиции. Однако я обнаружила, что радушно принимают лишь тех, кто желает получить посвящение. Несмотря на то, что я не исключала возможность принятия такого решения, вскоре я осознала, что это не возможно осуществить, так как в Северной Индии (в противоположность Южной), подобная инициация включает не только участие в обрядах определенно сомнительной природы, но также клятву о секретности, относительно всей информации переданной после инициации.
   С того времени я обратилась к собранию рукописей в различных частях суб-континента, а по прошествии многих месяцев непрерывного поиска, я наконец обнаружила рукописи на бумаге и на пальмовых листьях, которые пролили свет на этот, до настоящего времени позабытый аспект средневековой религии и культуры. Конечно я могла только бегло просмотреть огромное количество материала, содержащегося в рукописях. Не считая многочисленные и часто не систематизированные библиотечные собрания, несколько семей обладают древними и ценными рукописями. Во многих частях Индии, к рукописям относятся с глубоким почтением, поклоняясь им вместе с семейными Богами, около которых они размещены. Часто верят, что эти документы обладают определенным могуществом; например, в день, когда реки Ориссы выходят из берегов, в них бросают рукописи, чтобы умилостивить и успокоить богов!
   Информация, относящаяся к йогиням и культу, связанному с ними появилась в конечном счете из ряда неизвестных и неопубликованных рукописей, а также из опубликованных санскритских текстов, которые не были систематически проанализированы. Подробно о этих источниках можно почитать в Библиографии, но я хотела бы дать краткий обзор материалу, который исследовала. В библиотеках Варанаси, Бароды, Мадраса и других местах, в рукописной форме существует множество намавали йогинь, которые представлены в виде списков имен. Эти именные списки не сопровождает никакой объяснительный материал, и обычно они заканчиваются одним стихом, провозглашающим, что йогиням надлежит поклоняться со всей преданностью. Пока существует несколько подобных намавали, у нас есть немного информации относительно йогинь или их культа, просто предоставляя нам перечень имен, которые редко соответствуют, если сравнивать одинок со следующим. Пураны, относящиеся к йогиням как правило содержат такие намавали,  например Агни пурана содержит два именных списка, так же как и Сканда, и Калика пурана. Два намавали в той же самой пуране (как в случае со Сканда пураной) часто содержат совершенно различные имена шестидесяти четырех йогинь. Однако, более тщательное изучение этого и другого пуранических текстов обеспечивает информацией относящейся к характеру йогинь и тайнам их взаимоотношений с Высшей Богиней.
   Группу рукописей озаглавленная как Йогинипуджавидхи или "Способ поклонения йогиням", можно было бы представить в начале знакомства, как содержащую материал, который прольет свет на йогинь храмов. Однако, все эти документы, как оказалось - тексты Шри Видья культа, а йогини Шри чакры принадлежат категории, отдельной от тех, которых мы рассматриваем. Такие рукописи можно не принимать во внимание в нашем исследовании. То же самое относится к классу текстов, найденных в большинстве библиотек содержащих рукописи, озаглавленных Йогинидаша: это работы астрологического толка. Исторические романы и полуисторическая литература, например «Яшастилака» Сомадевасури (959 н.э.), «Раджатарангини» Калхана (1150) и «Катхасаритсанара» Сомадева (1070), содержат рассказы о йогинях. Подробное исследование этих историй на санскрите, показывает, что в большинстве из них говорится о ведьмах, дается несколько описаний йогинь как богинь, что обеспечивает нас важным материалом.
   Однако из тантр, принадлежащих к школе каула, реально представляющих йогинь и культ, связанный с ними, вполне можно почерпнуть информацию. Язык, на котором написаны эти тантры – иносказательный; фактически эти документы часто излагаются обстрактным языком, который называется сандха бхаша и понятен только посвященному. Культы, связанные с тантрой - тайные по своей природе и посвящение от Гуру очень важно. С того момента как Гуру посвящает притендента в тайны культа, нет никакой потребности для подробного изложения написанных текстов. Каулические тантры обращаются к йогиням без четких объяснений о положении, занимаемом этими богинями, очевидно предполагая, что такие основные факты уже известны их читателям. Куларнава, одна из самых известных тантр каулической школы, предоставляет нам ценную информацию о статусе занимаемом йогинями и указывает на их возвышенное положение среди последователей пути кула. В издании на английском не употребляется термин «йогини», хотя в оригинале на санскрите, Куларнава тантра содержит многочисленные ссылки на йогинь. Ряд таких ссылок был найден при исследовании. Также примечателен тантрический текст Куладжнянанирная, принадлежащий школе, называющей себя Каула йогини.
   До настоящего времени неизвестная и неизученная Шри Маттотара тантра предоставляет нам чрезвычайно важную информацию относительно культа йогинь. Маттотара признается определенными традициями как одна из первоначальных шестидесяти четырех тантр, завершающая каждую главу ссылкой на свою доктрину, Йогинигухья, что означает "Тайна йогинь". Написанная на санскрите, эта тантра находится в национальных архивах Непала в более чем тридцати рукописных копиях, в подлинниках на невари и деванагари, из которых самая ранняя версия на невари, упомянутая в тексте, принадлежит к 729 году или 1609 н.э. При исследовании этой тантры я использовала полную подлинную  версию, написанную на деванагари (№4/2506). Не неизвестная в Индии, Маттотара тантра является оригиналом так называемой Горакша самхиты, изданной в неполной форме Санскритским Университетом в Варанаси. В этой более поздней версии, неоднократно говорится, что это тайное знания не поведано нигде, кроме как в Шри Маттотара (anya tantram mayA guptam kathitam shrImattotare), а каждая глава завершается утверждением, что это текст каулической школы. Джанардан Пандей, который издал Горакша самхиту, считает что этой рукописи приблизительно четыреста лет. Однако текст самхиты был составлен намного раньше, указывая на то, что  Маттотара была составлена все-таки ранее.
   Принимая форму диалога между Шивой и Деви Кубджикой, Шри Маттотара тантра в кратком описании чакр (ритуальные круги), происхождение и значение каждой объясняет в отдельной главе, вместе с инструкциями к схематическому изображению. Из-за особого отношения к йогиням, в этом тексте подробно рассматриваются четыре чакры; Кхечари-чакра и Йогини-чакра - оба круга из шестидесяти четырех йогинь; Мула-чакра образованная восемидесят одной йогини и Малини-чакра включающая пятидесяти богинь. Маттотара сообщает, что цель поклонения йогиням - приобретение различных мистических способностей, что также наводит на мысль о ритуальных практиках, связанных с культом.
   Чаще всего можно встретить поклонение группе из шестьдесяти четырех йогинь, оно было одним из значимых, хотя менее распространенным, чем культы практикуемые шактами, которые верили в превосходство Шакти или Силы Великой Богини, сосредоточенной в человеке.
    
Часть Главы 1. Основные аспекты йогинь.

Йогини внутри чакр.  

   Особая группа  из 7-и йогинь известна под именами: Дакини, Ракини, Лакини, Какини, Шакини, Хакини и Якини, и являются характерной особенностью тантрической йоги. Распределение  энергии по всему тонкому телу живых существ, осуществляют несколько энергетических каналов, отходящих от сушумны (главный канал, расположенный вдоль позвоночника). Семь чакр, описывают как энергетические центры вращающиеся вокруг сушумны, от муладхара-чакры (в основании позвоночника), до сахасрара-чакры (в макушке головы), и что каждая чакра находится под покровительством одной из йогини, перечисленных ранее.
   В тантрической йоге визуализируют энергию внутри тела как Дэви Кундалини,  лежащую свернувшись в основании позвоночника и обычно спящую. Садхака должен пробуждать Кундалини, медитируя на нее и поднимая ее вверх через каждую чакру, до тех пор пока она не достигнет сахасрары, где пребывает Шива. В каждой чакре, садхака испытывает особый род блаженства и приобретает определенную силу, в качестве завоевания первоначальных форм материи. Если садхака желает обрести сиддхи (магические способности), он может остановиться на определенной чакре и медитировать на йогини, которая ее возглавляет. Однако если цель садхака - просветление, он должен все время направлять Кундалини к сахасрара-чакре, где объединившись с Шивой  она  дарует блаженство реализации. Вполне возможно, что йогини чакр - божества, отличные от йогинь храма.

Йогини Шри Чакры.
 
   Шри Чакра, известная так же как Чкра-раджа или "король чакр" - основной инструмент учения Шри Видья, она составляет основной и  важный аспект поклонения Шакти. Модель Шри Чакры символизирует проявленную вселенную, а так же человеческое тело с Махатрипурасундари, Богиней Шри Чакры, которую представляют как пронизывающую оба объекта - вселенную и человека. Ее необъятная и заполняющая все энергия,  выражена в сложной конфигурации связанных друг с другом линий, треугольников и кругов, которые образуют известную Шри Чакру.
   Шри Чакра заключает в себе 9 чакр, одна внутри другой и каждая из 9-и  управляется группой йогинь. Главенствующие йогини внешней авараны -  8 Праката (проявленных) йогинь, которые связаны с такими качествами как любовь, гнев, жадность, опьянение и т.п. Шестнадцать Гупта (скрытых) йогинь возглавляют следующую чакру и соотносятся с интеллектом, памятью, слухом и т.п. Подобным образом ассоциируются с различными телесными качествами и функциями, которые необходимо преодолеть, 16 Гуптара (очень скрытые) йогинь, 14 Сампрадая (традиционных) йогинь, 10 Кулакула йогинь, 10 Нигарбха (скрытых)йогинь, 8 Рахасья (секретных) йогинь и 3 Парапарарахасья (особо секретных) йогинь. В завершении, в центре, находится Дэви Трипурасундари, также упоминаемая как Лалита.
   Поклоняясь Шри Чакре, садхака должен проникать сквозь внешние ворота, медитируя на каждую последующую конфигурацию и продолжать постепенно продвигаться внутрь. Каждая йогини Шри Чакры управляющая соответствующим ей пространством, способна наделить необходимыми способностями, например богатством, славой, здоровьем, красотой, контролем над всеми функциями тела и ума, а так же контролем над элементами природы. Садхака, желающий достижения самореализации, должен миновать каждую группу йогинь и устремится вверх к центру. Такое намерение подразумевает усиленный курс медитативной дисциплины; для бинду (точка) в центре, важно отметить, что состояния сверх-сознания достигают очень не многие. А силы данные йогинями  не имеют существенного значения. Возможно, что йогини Шри Чакры принадлежат к категории отличной от йогинь храма с которыми их не стоит путать.

Йогини содержащие матрики.

   Исследование приблизительно тридцати списков йогинь, которыe я смогла обнаружить, показывает, что редко два списка соответствуют друг другу, и каждый должен соответствовать существующим традициям, носящим имена 64-х йогинь. Я разделила эти списки на две категории, основываясь на том,  включают они Матрики или исключают их. Эти категории подтверждают то, что матрика-содержащие списки определяют для йогинь очень высокий статус, в то время как списки исключающие матрики, причисляют йогинь к  нижестоящей позиции.    Главный пример соединения йогинь с 8-ю Матриками - текст Агни пурана, который мы рассматривали в первой главе. Он образует группы йогинь из Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Аиндри, Чамунды и Махалакшми и утверждает, что они  принадлежат к той же семье (кула) что и матрика, или же были рождены (самбхава) из нее. Однако список 64-х йогинь  Агни пураны фактически не включает имена Матрик среди своих 64-х имен, в то время как списки рассматриваемые здесь, рассматривают Матерей как йогинь. Вторая группа Матрик, которая представляемая как 16, преобладает в меньшей степени, несмотря на известную концепцию. Имена этих Матерей совершенно отличаются от хорошо известной матрики Брахми-группы, содержащей в себе: Гаури, Падму, Шачи, Медху, Савитри, Виджаю, Джаю, Девасену, Свадху, Сваху, Локамату, Шанти, Пушти, Дхрти, Тушти и Куладевату. Мы обнаружили, что списки йогинь, включающие привычные Матрики, иногда присоединяют 7-ю или 8-ю форму из этих менее известных 16-и.    Мы увидим, что традиция содержащая матрику отводит для йогинь высокий статус, описывая как разнообразные аспекты Божественной Женщины или как высоко стоящих помошниц Богини. Имена йогинь часто принадлежат непосредственно Великой Богини и Ее важным аспектам, например Навадурги. Эта традиция также объединяет имена эманаций Богини, как в случае с матриками, а помощницы более низкого статуса подобны дикпаликам. Описание матрика-содержащих образов не соответствует  текстовым спискам, что говорит о существовании нескольких местных и независимых традиций подобных сгруппированных йогинь. Поэтому тексты не могут оказать существенную помощь в установлении неописанных образов йогинь.

Часть Приложения 1. Навадурги как йогини.

   Дурга, наверное, самый важный и единственный аспект Деви и самой Дурге, которой поклоняются в 9-и различных формах, таких как Навадурги. Существует два текстовых варианта 9-и Дург и оба состава формируют часть списка из 64-х йогинь, содержащегося в Калика пуране. Один состав из 9-и имен указывает наиболее разрушительный аспект природы Дурги и каждое имя содержит слово «чанда», означающее «свирепая» или «гневная». Тексты перечисляют: Уграчанду, Прачанда Чандогру, Чанданайику, Чанду, Чандавати, Чандарупу, Атичандику и Рудрачанду. Калика-список 64-х йогинь, содержит 6 из этих 9-и имен. Самый популярный вариант Навадург объясняет смысл как и  хронологический перечень, основных событий жизни Парвати. Она - Шаилапутри (Дочь гор), Брахмачарини (Незамужняя, молящая об исполнении своей просьбы - получения Шивы в мужья), Чандагханта, Кусманда, Скандамата (Мать Сканды), Катьяяни (форма, в которой она убила демона-буйвола), Каларатри, Махагаури и Сиддхидатри (Дарующая совершенства). Калика-йогини включают 7 из этих 9-и форм, пропущены только Брахмачарини и Сиддхидатри.
   Несколько других имен, принадлежащих Высшей Богини, так же являются частью калика-списка. Например имя Чандика, включенное здесь и обозначающее йогини, является основным именем Деви в Девимахатмье. Среди йогинь есть так же Калика, Каушики, Амбика, Сакамбхари, Бхима и Бхрамари; это те имена, с которыми соотносят Чандику в этой знаменитой поэме. Калика-список 64-х йогинь включает матрики. Девять Матерей близких  Брахми ряду и 7  альтернативной концепции из 16-и, в результате образуют 16 Матерей. Калика пурана ясно отражает традицию, в которой йогини не являлись спутницами Богини, как ее 64 различных аспекта. Глава, содержащая этот список, повествует что 64-м йогиням поклонялись отдельно (yoginIstu catuShaShTi pUjayet pR^ithak pR^ithak), это утверждение подкрепляет их возвышенный статус.
   Два списка 64-х йогинь почти похожи на список из Калика пураны, найденные в текстах о поклонении Дурге. Один намавали из Махакаласамхиты, а второй, включенный в неопубликованный манускрипт из Миднапура, округа Западной Бенгалии. Миднапурский текст, включает оба перечня Нава-Дург, которые были обнаружены в Калика пуране, несмотря на то, что Махакаласамхита не приводит Нава-Дург «чанда»-разновидности. В двух этих списках встречается одинаковое количство матрик, встречающееся в Калика пуране и оба списка объединяют несколько имен Деви в группу йогинь, включая Шакамбхари, Бхиму и Бхрамари.

Другие аспекты Деви.

   Список Сканда пураны, коротко рассмотренный в первой главе, включает несколько имен самой Деви и ясно показывает, что 64 йогини представляют целостную энергию Высшей Богини. Этот список не содержит полного набора матрик, называющий только Брахми  и Чамунду. Другой список этой разновидности, включающий полный набор матрик, содержался в Брханнандикешвара пуране, он включает как йогинь даже Парвати и Дургу. Имена третьей группы из 64-х йогинь, заключающей в себе матрики,  также указывают на йогинь, как на существующие аспекты Деви, эта группа пришла из рукописи, озаглавленной Йогини-мантра-янтради в коллекции Сарасвати Бхавана, Варанаси. Включенные в ее список йогини: Бхадракали, Лалита, Амбика, Гаури, Бхадра, Трипура Сарасвати Нараяни, Каларатри, Дхумавати, Катьяяни и Кундалини. Документ чакра из Раджастхана дает нам наглядный пример того же самого списка имен, лишь с небольшими отличиями в расположении.
   Еще один список 64-х Йогини, указывающий, что йогини почитались как аспекты Божественной Матери, рецитировался как часть ежедневной пуджи в храме Деви, Камакхья. Не считая привычных матрик, этот список включает также 6 имен из группы 16-ти Матерей. Храм Камакхья, расположенный на холме, откуда открывается вид на громадную по своему размаху реку Брахмапутра, один из наиболее значительных шактийских питхов или мест, особенно священных для поклонения женскому началу. Ощущается благоговейный трепет, почти магическое присутствие, в определенных прекрасных и одиноких местах, что несомненно отвечало местам, становящимся Шакти-питхами. Понятие питха - традиционно ассоциировалось с известным мифом об уничтожении Шивой жертвоприношения Дакши. Однажды Дакша проводил великое жертвоприношение, на которое не пригласил свою дочь Сати и ее мужа Шиву. Будучи не в состоянии вынести оскорбление нанесенное мужу, Сати совершила самоубийство. Услышав трагические новости, разъяренный Шива поспешил к месту действия и расстроил жертвоприношение. Затем, безутешный в смерти Сати, он блуждал по земле, танцуя неистовый танец отчаяния, все время нося тело Сати на своем плече. Боги, наблюдая это годы, решили, что необходимо что-то сделать, чтобы излечить Шиву от безумия. Легенда гласит, что Вишну рассек на части тело Сати своей чакрой. Каждое место, куда упала часть тела Сати, превратилось в место магической силы поклонения Шакти.
   Камарупа, куда упала йони (детородный орган) Сати - место, где возрождающая сила Богини наиболее значима. На холме Камарупы находятся 10 храмов Деви, из которых Камакхья самый важный. Обычно, в Шакти-питхах отсутствует изображение, а поклонение проводится в месте, где покоится камень, образованный непосредственно горой. Пол святыни Камакхья сделан из каменных плит, наклоненных с обеих сторон вниз, встречающихся в йони-подобной впадине, глубиной около 10-и дюймов. Эта впадина, постоянно наполняется водой подземного источника. Ей (впадине) поклонялись как богине Камакхье. Это один из немногих храмов Деви, в котором пуджа 64-м йогиням, с повторением их, является частью установленного, ежедневного поклонения. Список йогинь Деви пураны основанный на 64-х формах Деви, ясно показывает, что йогини - первоначальные аспектами Великой Богини.

Дикпалики как йогини.

   Список из 64-х йогинь, приведенный в Видхи Прапа, джайнским святым Шри Джинапрабхасури,  жившим между 1264-1334 гг., включает не только Матрику, но и 8  Дикпала шакти, хранительниц 8-и направлений. Начиная с востока и следуя в надлежащим им порядке, список Джинапрабхасури перечисляет нам Дикпалик: Индрани, Агнейи, Ямая, Наирутти, Варуни, Ваявья, Саумья (для Каубери) и Ишани. Его список включает также ряд имен Деви,  например: Калика, Харасиддхи, Ума, Нараяни, Бхадра и Бхадракали. К тому же, есть несколько имен йогиней, которые  указывают на грозный и отчасти эксцентричный аспект их характера. Вот эти имена: Астхибхакши (Поедательница костей), Мамсаприя (Любительница плоти), Махадамштра (Обладательница больших зубов), Диргхадамштра (Обладательница длинных и острых зубов), Ламбошти (с отвисшей губой),  Викатакши (Обладательница ужасного взгляда). Подобные имена не часто встречаются в списках, включающих Матрику, но как мы увидим в Приложении II, это разнообразие имен вполне естественно для списков, не допускающих этих божеств. Существуют также чакры, содержащие имена йогиней этого ряда.

Йогини Шахдола.

   Группа зарегистрированных йогинь, состоящая из 25-и, из местности Шахдол  центральной Индии, принадлежит к традиции, которая присоединяет к йогиням Дикпалик. Представлены три Матрики и, кроме того, мы имеем три шакти Дикпалик: Шри Ваджра (для Индрани), Шри Яма и Шри Варуни. Имена шахдольских йогинь имеют санскритское происхождение, но более половины изображений отсутствует, мы не можем что-либо утверждать в этом отношении. Среди йогинь присутствует Тарала (Блестящая), Рамани (Прекрасная и Юная), Тарани (Спасительница), Бханави (Сияющая), Наини (Нагини, Богиня змей) и Джаути (искаженная от Джаянти, Победоносная). Подобно списку Джинапрабхусури - существует ограничение в присоединении Дикпалик, так как ни одно из других вписанных шахдольских имен не находит место в его перечне.

Чaнди пурана орисской традиции

   Чанди пурана Сарала Даса, написанная в 15-м столетии, (в период когда язык ория был самостоятельным и развивающимся), содержит список из 64-х йогинь. Этот список включает Матрики и содержит множество имен местного орисского происхождения. Среди йогинь есть Васели, божество неизвестное в других районах Индии, хотя до сих пор почитаемое в каждой орисской деревне, в образе камня окрашенного ярко-красным цветом, изображающего присутствие божества. Из списка Сарала Даса мы можем опознать тех богинь, которым посвещены отдельные храмы и которых продолжают почитать в наши дни: Чарчика, Уттараяни, Нараяни, Бхагавати, Самалайи, Угратара, Тарини, Кутари, Варахи, Дваравасини, Гопали и Мохини. Его Хенгула йогини, на данный момент является особым семейным божеством раджи Талчера, в то время как Бахути - иштадевата раджи Калькутты. Это означает, что йогини Сарала Даса почитались как божества высшего уровня, хотя  происхождение йогинь из различных частей тела Деви показывает, что они лишь творения, и, возможно аспекты Богини. Список 64-х йогинь Шарала Даса ясно изображает особую традицию имен Oриссы.

Традиция Центральной Индии в Бхерагхате и Гвалиоре.

   Имена йогинь полученные из Бхерагхата, не содержались в каких-либо известных текстовых списках, так что эта группа представляет самостоятельную традицию Центральной Индии. Несчитая Матрик, которые точно соответствуют категориям, нескольо имен Деви, такие как Шри Камада (имя Деви в Калика пуране) и Шри Сарватомукхи (имя Деви в Лалита сахасранаме) соеденены вместе. Имена, не имеющие санскритского происхождения, включают Эруди, Парави, Терамва, Такари, Дарддара и Тхикини. Однако большинство имен имеют санскритский корень, хотя грамматически не совсем верны. Рушини, вероятно происходит от руша (гнев); Ранджаджира может быть изменением от RРанаджита (Та, кто выиграла войну); Тхирачитта - вероятно Стхирачитта (Та, чей ум устойчив); Аудара, может происходить от Удара (Большебрюхая); Сандини, вероятно измененное от Чандини (Ужасная), а Ахкала может быть измененное от Aкшая (Неразрушимая). К правильным именам на санскрите относятся: Бибхатса (Страшная), Maндодари (Мелкобрюхая), Пингала (Краснобурая), Aджита (Непобедимая), Aнанда (Радостная), Taпани (Горящая), Хамсини (с лебедем), Уттала (Грозная), Лампата (Сладострастная) и Бхишани (Ужасная).
   Другая группа записанных йогинь, отражающая местную традицию, являет собой неполный ряд, включающий примерно 18 изображений из Наресара, среди которых есть две ясно отмеченные Матриками, Вaйшнави и Индрани. Группа Наресара также не является частью какой-либо известной текстовой традиции и включает несколько имен не-санскритского происхождения: Нивау и Джампа.