Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Тантризм-шактизм => Тема начата: Чёрный Нектар от Декабрь 02, 2015, 12:10:38

Название: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Чёрный Нектар от Декабрь 02, 2015, 12:10:38
Что такое шуддха-викальпа? И что такое садхана шуддха-викальп?
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 03, 2015, 17:20:13
  Викальпа – это архетипический образ, который возникает в вашем сознании. Что такое архетипы сознания, неплохо объяснено у Юнга, где он говорит о бессознательном, коллективном бессознательном и т.д.; на мой взгляд, это очень хорошо объясняет человека как всю вселенную или то, что в себе содержит все.

  Однако чтобы понять, что такое шуддха-викальпа, надо изучать философию Кашмирского шиваизма, теорию трех Шакти, трех упай, Краму и Трику. А самое главное, к чему я лично всем рекомендую обратиться, так это к принципу кальпа-ритуала, который соответствует анава-упае, далее, викальпа – что соответствует шакта-упае (или джнянопае) и нирвикальпа – что соответствует шамбхава-упае (или иччха-упае).

  Нирвикальпа – это когда вы в состоянии "пустотности ума" и вы над индивидуальными ограниченными мотивациями, что выражается тем, что вы становитесь проводником Воли Шивы, или же себя как воли своего высшего Я, или себя как Шивы. Но при этом возникающие формации ума на фоне вашего чистого сознания отображают это самое пустое и чистое сознание. Тогда ваши омраченные викальпы (ашуддха-викальпы) превращаются в очищенные формации сознания, называемые шуддха-викальпами. Когда это с вами происходит, тогда все ваши действия моментально становятся также чистыми. Тогда чистое сознание присутствует во внешней практике, например, в ритуале, и ритуал наполняется смыслом. Архетипический смысл ритуала становится божественным. Ваша высшая природа Шивы выражена в ваших очищенных мыслеформах, и они, соответственно, – в ваших внешних действиях, тогда внешняя практика не становится инертной, в связи с тем, что она наполнена высшим смыслом.

  Соответственно, деление практики на упаи, также кальпу, викальпу и нирвикальпу – весьма условно. По той же причине, например, Джаяратха, который пролил свет на труд Абхинава Гупты "Шритантралоку", говорил, что каулический ритуал – это практика шамбхава-упаи. Хотя в нем есть действие и, казалось бы, можно было отнести ритуал к анава-упае, но так как в нем все связано с восприятием себя как манифестации Бхайравы, то это именно шамбхава.

  Когда действие резонирует с вашим сердцем и ум просветлен вашим естеством, то это и есть основа каула-ритуала, тантрической йоги. Шуддха-викальпа – это своего рода связующее звено в этом процессе, хотя как практика шакта-упаи она, конечно, может и не выражаться во внешнем действии. Но по-любому, на мой взгляд, она должна в сущности задействовать уровень нирвикальпы.

  Скажем так шуддха-викальпа - это пустотная мысль, или бесформенная чистая форма – можно и так выразиться для большего понимания. И в принципе шуддха-викальпа может быть основой вашего духовного поиска, и даже тем, что называют смыслом жизни. Ибо ее смысл подразумевает что-то большое, наиболее значимое. Скажем так, это непрерывное выявление того, что для вас может быть сущностным, самым совершенным ориентиром. Сюда можно добавить и то, что этот ориентир чисто субъективен, это базируется на очищении своей подлинной субъективности от самой разной наносной фальши, что в тантре называют "аварана-шакти", "канчука", "майя" и т.д., захламление чистого субъекта бессмысленными объектами, что лишает сознание живости.

  Шуддха-викальпа – это не просто низкое сознание, порожденное внешними "авторитетами", лжеморальными тенденциями и т.д., а то, что выражает свободу вашего сердца от внешних и внутренних обуславливающих его факторов. Постоянное совершенствование этого процесса – это и есть практика с шуддха-викальпами. 

В КШ, в основном воззрении, низшего как бы и нет вообще, все есть проявление Шивы (своего высшего сознания), а "низшее" - это как бы определенные аспекты высшего. Так как термин "шуддха-викальпа" – понятие из КШ, то, очевидно, на основе его воззрения его лучше и рассматривать.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 03, 2015, 23:01:58
Что касается сновидений, в индийской тантре свапна и содержащиеся во сне викальпы (архетипические образы, фантазии, мыслеформы) – это то, что связано с сукшма-шарирой (тонким телом).
Состояния сознания связаны с кальпа, викальпа, нирвикальпа. Сначала разберемся с состояниями сознания, тем более, далеко не все знают, например, отличие турьи и турьятиты согласно КШ.
 
1) Джагарат – это бодрствование, когда включены органы чувств.
2) Свапна – это сон, когда чувства выключены, вы видите с закрытыми глазами картинки, т.е. те самые викальпы.
3) Сушупти – это когда вы проваливаетесь в глубокий сон, не видите никаких картинок, вы как бы растворились.

Далее надо сказать, почему, например, сушупти, где казалось бы состояние бессознательного провала, в КШ выше, чем свапна и джагарат. В джагарат вы больше погружены в объектный мир, во внешний (через чувства), а в свапне вы менее вовне, вы отождествлены с мыслеформами, там меньше объектности. В сушупти вы оставляете реальность грез, растворяются викальпы, вы погружаетесь в пустоту; хотя это и инертное состояние, но оно связано больше с природностью человека, с тем, что для него врожденно. Сон – это очень важный врожденный инстинкт, выше него только, может быть, дыхание. В сушупти, согласно КШ, вы более субъектны. 
   
Идем далее.

4) Турья – этот термин происходит от чатурья (четвертое). Это очень важный уровень, он заключается в том, что предыдущие три вы используете как силу (шакти) для осознания себя, того, кто неизменен в этих трех состояниях. Например, когда я в сушупти, я не помню ничего; я понимаю, что я был в глубоком сне, забытьи, только когда я проснулся. Соответственно, я использую один вид из трех состояний для осознания других, и все они позволяют постичь вечный Атман, который и раскрывается в турье. Если мы посмотрим некоторые практики, например, в тибетском буддизме, там йога сновидений может включать рассмотрение и бодрствования как подобного сну; действительно, дневная активность и сон сильно взаимозависимы, соответственно, одно может влиять на другое. Также там в йоге сновидений обретается опыт ясного света и т.д. Подобному меня учили и мои Гуру, но там это все происходит через интенсивную практику мантры, нады и света, в конечном счете, раскрытие природы Атмана. В Кашмирском шиваизме уровень турья означает природу Шакти, через которую вы раскрываете себя как Атман, это более высокий уровень субъективности и "внутреннего".

5) Турьятита – то, что за пределами даже турьи. В Кашмирском шиваизме турьятита – это Шива. Иерархически Шива более "внутренний" и он над Шакти: если Шакти – это сила проявления и изменений, исходящих из Шивы, то Шива неизменен и запределен, по крайней мере в шиваизме это часто именно так. Шива – это еще большая субъективизация.
 
Хотя, конечно, говорить, что Шива выше Шакти в каком-то смысле можно очень условно, ибо Шакти и Шива – это одна реальность и они нераздельны, об этом же говорят и многие источники тантрической йоги, и сами Тантры, потому некоторые йогины предпочитают описывать только турью, ибо условности им мало интересны. Очевидно, по той же причине часто в КШ упоминают четыре упаи, четвертая – нирупая (отсутствие методов, или уловок). Иногда четвертый метод называют ананда-упая – метод блаженства Шивы и Шакти.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Чёрный Нектар от Декабрь 04, 2015, 09:04:43
>там это все происходит через интенсивную практику мантры, нады и света

Что за "свет" и его практика?
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Чёрный Нектар от Декабрь 06, 2015, 21:32:14
Кстати, в упомянутой вами ваджраяне аналогом турьятиты будет свабхавикакая (свабхавика-дхармакая).
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 08, 2015, 02:39:54
Если соотносить четыре-пять уровней сознания с тремя-четырьмя кайями Будды, то мне вспоминается сразу Шьямакант Двиведи, у которого мне также доводилось учиться.
Он проводит такие соответствия (в каких уровнях какие кайя осознаются):

1) Нирманакайя - джаграт
2) Самбхогакайя - свапна
3) Дхармакайя - сушупти
4) Сахаджакайя - турья.

Я уже ранее объяснял, что различия между турьей и турьятитой если и есть, то они весьма условные.

Мне кажется, что если проводить параллели между индийской тантрой и буддийской, безусловно, вы найдете массу условных различий и массу сходств. Потому просьба "правоверным буддистам" не беспокоиться относительно указанных мной параллелей, я надсектарный человек, при всем уважении к любым традициям.

В Индийской тантре есть такое понятие, как почитание бывших сиддхов (Гуру) той или иной тантрической Традиции в виде тех, кто воплощались на земле в человеческой форме. Их называют манаваугха. Есть Мастера, которые пребывают в атмосферном или астральном плане, их называют сиддхаугха. И также те совершенные души, которые существуют во Вселенной, их называют дивьяугха. В каждой тантрической традиции есть разные списки со своими манава, сиддха и дивьяугха. Мне кажется, эти три категории могут соответствовать уровням нирманакайя, самбхога и дхарма.

Мой Гуруджи в Шривидье, Чидгананданатха, говорил, что между тремя телами: стхула, сукшма, карана и тремя уровнями сознания есть определенная связь. Есть также еще и махакарана-шарира. Также существует связь со сферами, соответствующими манава, сиддха и дивья Гуру (сиддха-пурушами).
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 08, 2015, 03:49:31
По поводу роли света и звука в практиках сновидений можно сказать отдельно. Мой Гуру мне давал практику, когда ты интенсивно начитываешь мантру, например, ежедневно по 6 часов: через какое-то время ты начинаешь воспринимать наду. Нада - это вибрация, или спандана, которая является более тонким уровнем мантры, или основой мантры. К этой практике также можно отнести растворение в "беспричинно" возникающем звуке (анахата). Существует целая теория относительно звуков анахаты, но вместе с ней есть и теория относительно той же спанданы, в виде света: это напряжение возникает из нады. Оно в Тантрах описывается как светящаяся точка (бинду) с очень концентрированной и пульсирующей вибрацией, которая порождает лучи (калаа). Эти две сущности, из которых проявляется вся Вселенная, очень важны в тантрической йоге. Мой Гуруджи Чидгананданатха на последнем сатсанге всем рассказал о том, что вместе со звуками нады может проявиться и опыт света. И этот свет также может приводить к растворению (лайя). В буддийской традиции есть много практик, связанных со сновидениями, одна из их главных задач – обрести опыт ясного света. Для этого в буддизме, например, используется слог "А", всем он знаком в практиках дзогчена и др. И этот светящийся слог рассматривается как основа, так же как сама бинду или тигле. На эту тему мне сразу вспомнилась одна из техник «Виджнянабхайрава-тантры»:

अबिन्दुमविसर्गं च अकारं जपतो महान्।
उदेति देवि सहसा ज्ञानौघः परमेश्वरः॥ ९०॥

abindumavisargaṁ ca akāraṁ japato mahān |
udeti devi sahasā jñānaughaḥ parameśvaraḥ || 90 ||

Если вы произносите букву "А" без бинду или висарги, тогда, о Богиня, внезапно появляется Парамешвара — великолепный поток мудрости.

Висарга - это придыхательный звук, который совершается в этой системе на выдохе, а анусвара на вдохе. Сам же звук "А" не связан ни со смыканием рта, как при анусваре, ни открыванием, как при придыхании в висарге, потому он связан или с кумбхакой, или просто с нейтральным состоянием. Этот гласный звук в данной индийской тантрической традиции соотносится с самим Шивой, а также источником всех таттв, потому этот Шива в виде света Пракаша архетипически очень напоминает то, о чем говорит дзогчен.

Насколько я знаю, тибетский алфавит формировался под влиянием индийских гупта, брахми и деванагари. Думаю, несмотря на свои отличия, даже формы букв очень схожи и заметна явная связь. Кто у кого какие заимствовал практики — это уже другой вопрос. Или же это был взаимообмен. Но то, что они имеют древние связи, — это вне сомнений. Мы знаем, что многие натхи когда-то практиковали ваджраянские методы и многие буддийские тантрики были натхами.

Днем они практиковали одно, а ночью другое.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Чёрный Нектар от Декабрь 08, 2015, 11:25:35
Ясно. Благодарю!

Сахаджакая — это то, что и свабхавикакаей называют.
На самом деле, сахаджа- и свабхавикакая — это всё различные описания дхармакайи, т. к. последняя это не просто сушупти, а осознанное, пробуждённое сушупти.

Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 09, 2015, 12:36:40
Наверное, я все же напишу побольше уточнений, которые я нашел в книгах на хинди Шьямаканта Двиведи, Анудж Синха и др. Они все же разделяют нирманакайю, самбхогакайю, дхармакайю и сахаджакайю, описывая каждую подробно по качествам и по тому, какие связи им соответствуют. Но, думаю, и понятия сушупти, турья, турьятита также в разных индийских Сампрадаях могут иметь разные описания и связи. Шьямакант Двиведи, например, приводит такие соответствия (методы, тела, совершенства и т.п.):

1) निर्माणकाया  "нирманакайя" - कायाव्ज्र "кайяваджра" (совершенство тела) - विशु्द्धयोग "вишуддхайога"
2) संभोगकाया "самбхогакайя" - वागवज्र "вагваджра" (совершенство речи) - धर्म योग "дхармайога"
3) धर्मकाया "дхармакайя" -  चित् वज्र "читваджра" (совершенство сознания) - मन्त्रयोग "мантрайога" 
4) सहजकाया "сахаджакайя" -  ज्ञानवज्र "джнанаваджра" (совершенство знания) - संस्थान योग "самстхана йога"

Анудж Синх упоминает четыре тела в связи с четырьмя чакрами в теле, мудрами, элементами и т.д. Например:

1) набхичакра (пупочный центр) - нирманакайя, элемент земли, кармамудра
2) хридая (сердечный центр) - дхармакайя, элемент воды, дхармамудра
3) кантха (горловой центр) - самбхогакайя, элемент огня, махамудра
4) ушниша (макушка головы) - сахаджакайя, элемент воздуха, самайямудра

Там много еще разных соответствий, что каким уровням тел соответствует, но это долго набирать. Вообще, я так понимаю, в Ваджраяне, как и в индийской тантре, локализации, количество чакр, их контент, качества, соответствующие им практики могут сильно отличаться в зависимости от разных направлений. Я не спец в Ваджраяне, в основном ориентируюсь на индуистские источники, а в них что-то встречается и про Ваджраяну, плюс есть еще ученики и друзья, кто посвящен в буддизме, думаю, если что-то захотят добавить, то most welcome.

А что касается турьи, конечно, это четвертое состояние задействует сушупти и другие уровни, используя их как инструменты для самоосознавания (Атмана т.е.), потому безусловно четвертое состояние есть и внутри сушупти, свапны, джагарата, в то же время и отлично от них. В индийской тантре вообще все очень четко описано, какие элементы связаны со стхула-шарирой, какие с сукшма, какие с карана и что с махакарана или пара. Все это, конечно, изучать, разбирать полезно, хотя труд кропотливый.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 09, 2015, 13:03:19
Это если судить по описанию турьятиты из книжки Баладжинатха.

Его изложение неплохое, единственное, я кое с какими его трактовками не согласен. Ну, например, там, где он говорит, что то нирвикальпа-самадхи, которое описано у Патанджали, это то же самое, что сушупти (глубокий сон), а савикальпа-самадхи - это свапна. Может, он имел в виду что-то другое, но не очень хорошо донес свою мысль, но сравнивать йогина, будь то в савикальпа-самадхи или, тем более, в нирвикальпа, с глубоко уснувшим и храпящим мужиком - это неадекват. Есть там и другие моменты, с которыми я не согласен или с чем-то согласен, но отчасти.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Чёрный Нектар от Декабрь 09, 2015, 13:28:48
1. Очевидно, что в разных тантрах эти термины по-разному понимают. Главное — суть улавливать. Сущностную ваджраяну (махамудру и махасандхи) можно реализовать и с опорой на такую теорию, где всего два состояния описываются — дхармакая и рупакая (первое реализуется шаматхой, а второе — випашьяной).

2. В книгах адептов кашмирского шиваизма частенько кого-то стараются превратить в идиотов и на их фоне возвысить "уникальную" трику. Это нужно уметь фильтровать. :)
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 09, 2015, 13:43:48
Я думаю, такие грубости - обычное дело во многих традициях. В текстах разных Традиций можно услышать что-то типа: "После того, как вы узнали этот метод (доктрину), разве нужно что-то еще?" или "Все остальные методы, кроме этого, бессмысленны", иногда они и в одном тексте могут делать взаимоисключающие утверждения. В Индии (да и вообще в этом мире) очень много всего такого, что понимать буквально не стоит. Наверное, в этом плане когда буддисты в йоге сновидений иногда советуют воспринимать мир подобным сну, они более чем правы.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: रा Tatyana от Декабрь 10, 2015, 04:44:26
Наверное, в этом плане когда буддисты в йоге сновидений иногда советуют воспринимать мир подобным сну, они более чем правы.
Адеш, Гуру Джи!
Для современных людей, оказывается, даже обстоятельства смотрят по АL.
Какая «жизнь»…, такая и «смерть»….
ИЛЛЮЗИИ.
Поняв это уже на научной основе, очень трудно воздержаться от благодарностей.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Чёрный Нектар от Декабрь 13, 2015, 22:13:42
Мне кажется, что я понял. :) Свабхавикакая — это реализация дхармакаи включающей рупакаю. Почему ввели дополнительное понятие? Дело в том, что есть реализация дхармакаи без рупакаи, которую осуществляют в самом начале пути как его основу.

Сахаджакая и, скорее всего, турьятита трики — это всё синонимы такой всевключающей, доведённой до полной реализации, дхармакаи.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Чёрный Нектар от Декабрь 25, 2015, 13:08:08
Получается, что помимо шуддха- и ашуддха- существует два типа викальп — реактивные, интуитивные и проактивные, логические — те, что манасом и буддхи называют.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 09, 2016, 16:39:56
Получается, что помимо шуддха- и ашуддха- существует два типа викальп — реактивные, интуитивные и проактивные, логические — те, что манасом и буддхи называют.

Я исхожу из того, что шуддха-викальпа - принцип, используемый в шакта-упае, соответственно, и в контексте взаимодействия остальных упай. Если есть какие-то тексты с объяснением на санскрите и в понятийной форме таких "видов викальп, как реактивные и т.д.", и это в контексте упай и связанных с ним тантрических текстов, то буду рад, если вы их приведете. В связи с той схемой, что описал я, мне не хотелось бы ничего выдумывать и сочинять, несмотря на то что я мог бы даже подобрать какие-то термины на санскрите для таких слов, как "интуитивные" и т.д.

Мое изложение базируется на том, что практика шамбхава-упаи - это отсутствие викальпы (архетипической мыслеформы), шакта-упая - это метод, который отображает Шамбхаву, ибо если викальпа отражает нирвикальпу (безмыслие), то она становится шуддха-викальпой, а когда чистое намерение и мысль выражены в действии, это становится священнодействием - это уровень крия-упаи или анавы. И в принципе, эти все условные деления хоть и важны, но важно также их рассматривать системно, как взаимораскрывающие суть друг друга. 
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Чёрный Нектар от Январь 09, 2016, 17:57:19
Вы чистое намерение наверное к иччха-шакти и нирвикальпе относите? Мне кажется, что иччха-шакти — это название первичной, бесформенной энергии, энтропии, а не некое выраженное, индивидуализированное желание мыслить и действовать. Если это и называть чистым намерением, то нужно принять во внимание, что есть также сфера врождённых и приобретённых рефлексов, которые можно как осознавать (пребывая в нирвикальпе), так и не осознавать, т. е. есть ещё малое, вторичное намерение. Но если это намерение не относится к нирвикальпе, викальпе и кальпе, то к чему его тогда относить? В ваджраяне это относят к самбхогакае, сфере викальп.
Название: Re: Шуддха-викальпа и её садхана
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Январь 10, 2016, 05:28:17
Дело в том, что между разными школами была конкуренция (война т.е.), отсюда и трактовки одних и тех же понятий встречаются разные. Каждая школа пыталась в случае их "победы", грубо говоря, "подмять под себя" побежденную. У каждой школы были свои критерии в виде определений, что считать обусловленностью (бандхана), а что освобождением (мокша).

В санкхье, также йоге Патанджали, на ней базирующейся, освобождением считалось отсоединение себя, сознания (пуруша) от материи, или материальной основы (пракрити). У нас есть внешние органы чувств для познания внешнего мира, однако есть и внутренний орган, или инструмент, который называют "антахкарана". До тех пор пока сознание вовлечено во все внешнее, оно зависимо, поэтому у Патанджали описан подход, как постепенно можно сознание отстранить от вовлечения. Условие невовлечения есть остановка (ниродха). Вы не совершаете массу действий, увлекающих вас, например, не совершаете насилия, оставляете праздную активность. Потом вы должны сделать устойчивым ваше положение тела (асана), затем остановить прану, чувства и далее – колебания читты. После чего вы достигаете полного разотождествления со всем внешним, включая даже внутренний инструмент (антахкарана), ибо и он тоже есть результат раскрытия пракрити. Например, буддхи является очень важным для выявления, что вас ограничивает, а что нет, он выбирает, различает то, в каком направлении двигаться. Тем не менее, даже он является инструментом, а не целью.

Далее, санкхья хоть и была то теистической, то атеистической на разных своих этапах, в целом для недвойственных Тантр она дуалистическая, или атеистическая. Даже Патанджали, упоминая Пуруша-вишеша (особое сознание), или Ишвару, не ставил его как цель: почитание таких принципов помогает в обретении мокши, мокша же есть цель. Но мокша и в санкхье, и у Патанджали заключается в двойственности, иногда даже их йогу называют вийога (разделение). Недвойственные Тантры, опуская эту теорию, пытались доказать ее неполноценность через дополнительные таттвы, также трактовку освобождения как особую связь себя и Шивы. Там цель была не просто в отсоединении от пракрити, а еще и в слиянии с Шивой и его Шакти, или милостью (ануграха). Потому в том же КШ есть теория о том, что чем ниже таттва – тем в ней все больше преобладает двойственность, которую желательно преодолеть. На уровне шуддха-таттв там один вид разделенности, на уровне шуддхашуддха – другой, и на уровне ашуддха – еще больший. Также в самих ашуддха-таттвах есть своя иерархия в соответствии с уровнями двойственности, и в них зависание во внешних объектах – это один уровень двойственности, разделенность (способность различать в буддхи) – другой, отсоединение сознания от пракрити – еще один. Но все это остается двойственностью, и практики этого уровня называются "анавой" – ограниченными методами.

Но в недвойственных Тантрах цель – не просто слияние с Шивой (чего нет в санкхье и у Патанджали), там также есть еще теория, что более низкие категории могут быть использованы в другом статусе, когда вы, живя в мире, осознаете его как проявление "ануграхи" Шивы. Приведу вам пример из жизни: вы можете как турист, например, поехать в нищие страны, посетить музеи и прочие достопримечательности, можете хоть в Африку или Северную Корею, но жить там как местные, на их уровне – это совсем другое. Понимаете, в чем разница? Если у вас гражданство США, Канады, Англии, Австралии – это одна история, а если у вас гражданство Африки, Северной Кореи или Пакистана – это уже совсем другая. Вы, конечно, можете жить и в странах третьего мира с двойным гражданством: к примеру, вы – олигарх, для вас это "крия-шакти" (место для работы), но истинное счастье для вас – жить на Канарах. Нередко такие деятели (с несколькими гражданствами, но продажами ресурсов по месту работы) могут тем, кто всего этого не имеет, рассказать о том, как хорошо в нищей, разграбленной стране и как плохо где-либо еще (часто там, где олигарх имеет второй паспорт). Они даже могут рассказать тем, у кого нет хотя бы близких к их возможностей, о том, как они "любят Родину" (еще бы, так иметь любить т.е.). Они могут рассказывать связанным по рукам и ногам людям о том, как им тяжело жить на Манхэттене, а вы лохи самые счастливые на свете, что живете на Родине (не поясняя при этом про статусы жизни всех деталей). Все эти глумления мозгов я называю своими именами, а именно, борьбой за лучшее место в этом мире, войной за место под солнцем. Так каков же смысл всех этих просветляющих историй, если их обратно перевести в метафизику? Смысл в том, что тот, кто имеет шире картину мира, кто более осознан, у кого теоретический базис более полноценный и учитывает большее количество факторов, тот достоин лучшей жизни. Это я не к тому, что на Западе все хорошо – вы можете быть и там категорией, которую называют "боганы" (быдлом), ишачить на ненавистной работе, имея возможность поехать в ту же Индию на пару неделек в год. Это можно сравнить, например, с адвайтой майявады. Т.е. в майяваде вы изолируетесь от мира, вы сливаетесь с высшим, чего нет в санкхье, однако, не имея понятия "ануграхи", вы хоть и сливаетесь с Брахманом, но отстранены от всей полноты мира. Кашмирские шайвы и такую адвайту также не считали полноценной. Идеально – это когда вы можете пользоваться содержимым любых уровней, но для своей высокой цели; если кто-то к этому не идет вследствие своего невежества, то это их выбор и их проблемы. Пользуясь контентом разных уровней, для того, кто имеет связь с более высокой категорией, те же самые явления могут иметь иное значение. Примерно как я приводил пример с туризмом в Африку. Санкальпа и викальпа как качества манаса – это одно, или савикальпа и нирвикальпа у Патанджали, а, например, эти же термины в Кашмирском Шиваизме могут означать несколько иное. Понятием "намерение" вы можете обозначить санкальпу в виде функции манаса, можете "намерением" назвать, например, рагу, которая находится в канчуках, можете – иччха-шакти в Садашива-таттве и т.д. Это все разные уровни. Потому, чтобы сей предмет рассматривать, нужно, во-первых, использовать термины санскрита, что дает возможность понять конкретно данные традиции и их методы, а также понимать отличие одной индийской системы от другой. Так как западная психология – вещь хоть где-то и хорошая, но ее терминология может быть неадекватно использована, когда мы ее проецируем на восточные традиции. Эти три упаи и их принципы скорее отображают три энергии Шивы – крия, джняна и иччха, которые соответствуют шуддха-таттвам; а манас, буддхи, ахамкара, конечно, могут тоже использоваться в более высоких целях, но они сами по себе – категории ашуддха-таттв.

Это так, для начала. Хотя я уже довольно много написал. Как будет время, разберем поподробней.