Натха-Сампрадайя

Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 09, 2017, 18:43:29

Название: Последовательность и "хаотичность" анг в йоге
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 09, 2017, 18:43:29
Мне встречались разные последовательности и количество разделов йоги, но вот эта последовательность из "Агни-пураны" (381.11), думаю, особенно интересна:

प्रणयमस्तथा ध्यानं योगो प्रत्याहारोऽथ धारणा | समाधिश्च मुनिश्रेष्ठा यमो नियम आसनम् ||

praṇayamastathā dhyānaṃ yogo pratyāhāro'tha dhāraṇā | samādhiśca muniśreṣṭhā yamo niyama āsanam ||

Одиннадцатая часть "Курма-пураны" (11.11-12) фактически повторяет эту шлоку и описание последовательности анг: пранаяма, дхьяна, пратьяхара, дхарана, самадхи, яма, нияма, асана.

Лично меня это не удивляет, я еще более десяти лет назад общественности как-то писал в одной из статей и интервью, что все эти последовательности анг условны. Что самое интересное, асаны, которые сейчас стали самой главной, а может и даже единственной практикой, отнесены в самый последний раздел, до них идет яма и нияма. Вот такая потеха над теми, для кого фитнес и есть "йога".  :05: Хотя лично я вижу логику и даже в том, как асана описана у Патанджали, у Горакшанатха, в "Шива-сутра-вимаршини" и др. текстах разных традиций, даршан. Относительно ямы и ниямы – тоже логично, есть даже версия, что они предписывались санньясинам, и логика еще в том, что по мере совершенствования в созерцательных методах восприятие и совершенствование ямы и ниямы тоже может меняться. 

В общем, решил открыть эту темы, думаю сюда помещать ссылки из разных йогических, ведических (шрути), пуранических (смрити), тантрических текстов, разные последовательности "анг" йоги, также их названия и трактовки.