Натха-Сампрадайя

Основная дискуссия => Тантризм-шактизм => Тема начата: Rangjung от Октябрь 12, 2017, 18:30:49

Название: Шарабхешвара
Отправлено: Rangjung от Октябрь 12, 2017, 18:30:49
Адеш Гуруджи!

Интересует такое Божество как Шарабха, считается что он - проявление Шивы. Если вам не сложно, скажите пожалуйста, а насколько это Божество древнее и связан ли Шарабха с йогой так же, как вы недавно описали связь Багаламукхи с йогой?
Название: Re: Шарабхешвара
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 16, 2017, 23:35:37
Впервые имя Шарабха упомянуто в Ригведе, в гимне к Индре и Вайю, он упомянут как родственник Риши (शरभाय ऋषि बन्धवे śarabhāya ṛṣi bandhave):

विश्वेत्ता ते सवनेषु प्रवाच्या या चकर्थ मघवन्निन्द्र सुन्वते ।
पारावतं यत्पुरुसम्भृतं वस्वपावृणोः शरभाय ऋषिबन्धवे ॥६॥

viśvettā te savaneṣu pravācyā yā cakartha maghavannindra sunvate ।
pārāvataṃ yatpurusambhṛtaṃ vasvapāvṛṇoḥ śarabhāya ṛṣibandhave ॥6॥

"О Мегхаван (имя Индры, который был коронован на горе Мехаван). Достойны восхвалений при совершении жертвоприношений все твои действия, дарующие благосостояние Паравану, собранные в больших количествах для Шарабхи, который является родственником Риши."

Помимо упоминаний также в Атхарва-веде, интересное упоминание Шарабхи встречается в Шатапатха-брахмане, где он упомянут как Кимпуруша (получеловек-полуживотное):

स यं पुरुषमालभन्त । स किम्पुरुषोऽभवद्यावश्वं च गां च तौ गौरश्च गवयश्चाभवतां यमविमालभन्त स उष्ट्रोऽभवद्यमजमालभन्त स शरभोऽभवत्तस्मादेतेषां पशूनां नाशितव्यमपक्रान्तमेधा हैते पशवः – १.२.३.[९]

sa yaṃ puruṣamālabhanta । sa kimpuruṣo'bhavadyāvaśvaṃ ca gāṃ ca tau gauraśca gavayaścābhavatāṃ yamavimālabhanta sa uṣṭro'bhavadyamajamālabhanta sa śarabho'bhavattasmādeteṣāṃ paśūnāṃ nāśitavyamapakrāntamedhā haite paśavaḥ – 1.2.3.[9]

Он тот человек, которого они предложили, он стал кимпурушей; конь и бык, которых принесли в жертву, стали самкой и самцом буйволов, а баран, которого умертвили, стал верблюдом, умерщвленный козел – стал Шарабхой. Этих животных нельзя вкушать, потому что они лишены жертвенной сущности. 1.2.3.9

Позднее Шарабха, известный также под именем Шалабха, встречается и в Пуранах (в Шримадбхагавата, Матсья, Сканда, Харивамша, Шива и Падма Пуранах), также в Махабхарате (Вана парва, Шанти парва, Ади парва, Удьога парва, Дрона парва), в Рамаяне (в Юддхаканде) и также в самых различных Тантрах в самых разных образах. Часто его описывают как Божество, имеющее четыре лапы, которые символизируют восемь форм Шивы, его бедра символизируют вьядхи (болезни) и мритью (смерть), которые он контролирует. Его живот – это Вадавагни Бхайрава, в его сердце находится Балатрипурасундари, в двух крыльях – Богини Шулини Дурга и Пратьянгира, в горле – Махакала Бхайрава, в его глазах – солнце, луна и огонь, в когтях его находятся ваджры Индры. У него также лик льва.

В основном многим упасакам Шарабха известен как форма Бхайравы, кто предотвратил заражение кровью, которую испил Нарасимха, убив демона Хираньякашипу. История такова, что Хиранькашипу совершал аскезы, чтобы получить силу не быть убитым ни на земле, ни в воздухе, ни в помещении, ни на улице, ни животным, ни человеком. Тогда явился Вишну в облике полульва и получеловека, это происходило на ступеньках дворца (ни в доме, ни на улице), он поднял Хиранькашипу и убил у себя на колене (ни на земле, ни в воздухе). Однако, напившись крови Хиранькашипу, Нарасимха стал попадать под его демоническое влияние, с этой целью Шива принял облик Шарабхешвары, поднял Нарасимху над землей и "уронил" его так, что тот изрыгнул всю кровь Хираньякашипу из себя. Шарабхешвару иногда называют Ашу Гарудой за то, что он еще обладает способностью летать. В этом смысле Шарабха собой символизирует силу большого количества живых существ. Можно привести современный пример, когда разрабатываются все новые и новые виды вооружения, с более сложным программным управлением и функциональными способностями. Фактически Шарабха – это некое Божество с "улучшенными" способностями Нарасимхи, более усовершенствованное для борьбы с демонами, обладающее более гибкими способами ведения войны.

Его имя Шалабха, которое переводится как "кузнечик", означает, что данное насекомое способно совершать прыжки, напоминающие полет, хотя в целом он находится на земле. В честь него в йоге есть всем известная шалабхасана, которая достаточно силовая, впрочем, Шалабха, или Шарабха, и есть символ силы, он полон Шакти (энергии). В своем тексте "Тантрика Махакавья" Нараянасвами дает йогическую интерпретацию образа Шарабхи, например, что его восемь лап означают аштанга-йогу, четыре из них смотрят вверх (антаранга-йога) и четыре – вниз (бахиранга-йога). Но, как мне кажется, Шарабха скорее может ассоциироваться с разными видами живых существ и их силами, как говорят многие тексты йоги, что существует такое же количество йогических асан, сколько и живых существ. Овладение асанами может означать даже большее, чем способность принимать разные положения тела, но, вероятно, и осознание разных вибрационных характеристик, которые наполняют всю вселенную, для реализации главной способности – стать сиддха-пурушей и выйти из-под влияния сансары и майи. Шарабха – это Божество, которое снимает магические чары, выводит практикующего из околдованности иллюзорной силой. Посему он способен даровать духовное освобождение. Однако в связи с тем, что Божество включает в себя конгломерат самых разных энергий, он способен давать сильную трансформацию, поэтому от садхака требуется серьезный самоконтроль и зрелость. Требуется огромная преданность настоящему Гуру, реализованному Сиддху, кто сам реализовал в себе это Божество и его мантры и может передавать в полноценном состоянии это своему шишье. В противном случае мантры Шарабхи, Пратьянгиры и др. способны принести огромный вред экспериментаторам с такого рода мантрами и садханами. В связи с этим я не буду в открытом доступе давать никакой технической информации по практике таких Божеств.

Возвращаясь к теме йоги, весьма интересное описание шарабхасаны встречается в Агама-рахасья-тантре, там есть описание многих асан с такими же названиями, что и в текстах хатха-йоги (той, как ее многие понимают сейчас). Однако эти асаны описаны часто как подстилки из разных материалов, на которых нужно сидеть и начитывать мантру определенное число раз, что дает разные сиддхи. Так, например, маюрасана, симхасана, куккутасана и др. – это и какие-то материалы (из кожи животных). Но, говоря о шарабхасане, может возникнуть путаница, потому что это не "животное", которое можно найти в реальной природе, соответственно, вывод: под асанами подразумевается еще и сам образ, несущий тот или иной вид силы.