Натха-Сампрадайя

И другое... => Разное => Тема начата: room от Январь 13, 2018, 17:15:28

Название: О творчестве
Отправлено: room от Январь 13, 2018, 17:15:28
Доброго времени

Здравствуйте Гуру Матсьендранатх. Немного каверзный вопрос, потому что может выглядеть как праздное любопытство на отвлеченную тему, о творчестве. Встречал в ваших ответах, что это действие Шакти. Или шакти как таковое, как её суть и проявление. Но вот что интересно в этом вопросе, как творчество соотносится с шакти непосредственно в человеке? Почему может быть много творческого устремления и умения, но нет никакого проявления духовности, даже что там говорить, бывает и полное отсутствие морали. По разным свидетельствам многие гение исскуства в жизни были скверные люди, с огромным уязвимым эгом, тяжелым характером, часто психически неуровновешанные и больные. Как будто их творческий потенциал и внутренняя направленность соотносится с некой темной одержимостью и омрачением сознания, нежели просветленностью и действием шакти как созидательной масштабной силы.
 Может быть я в чем-то неправ? Примеры бывают разные, и из них в современной духовной литературе часто встречается упоминание о неком просветленном поэте Кабире. Но в целом прослеживается вышеуказанная тенденция и такими людьми созданы величайшие произведения исскуств. Почему в творческом процессе не чувствуется процесса познания и трансформации сознания?
 И еще вопрос более личного плана, надеюсь не будет излишне непозволительным. Как ощущается изменения в восприятии исскуства, собственного и внешнего творчества, в процессе изменния с духовном становлением. Подобно перемене восприятия мира, каким образом меняется и восприятие исскуства?

Вы выудили любопытный парадокс, разрешение которого в прошлом надолго лишило меня покоя. Хочу вкратце поделиться наблюдениями.
Начну с цитаты из «Письма ясновидца» А. Рэмбо, ставшей когда-то лейтмотивом собственного творчества. И поныне.
«…Всё дело в том, чтобы сделать душу чудовищной, наподобие того, что компрачикосы делали с лицом. Вообразите человека, сажающего и культивирующего на своем лице бородавки. Я утверждаю, что нужно стать ясновидящим, сделать себя ясновидящим. Поэт делает себя ясновидцем путём долгого и систематического расстройства всех своих органов чувств [...] Он ищет самого себя, он пробует на себе все яды, чтобы оставить лишь их квинтэссенцию. Это нестерпимая мука, поэту требуется вся его вера, вся сверхъестественная сила духа, зато он станет великим больным, великим преступником, великим проклятым - и великим учёным! Ибо достигнет неведомого! Потому что он возделывал свою душу - и без того богатую, - больше, чем кто-либо другой! Он достигнет пределов неведомого, и хотя жаждущий, он даже перестанет понимать смысл своих видений, он всё-таки их видел!..»
И действительно, если воспринимать эти слова буквально, можно быстренько сделать рассудку ручкой. А в худшем случае – перестать быть человеком вовсе. Примерно такие трансформации происходили со многими (как мне видится), кого нарекают гениями.
Вот что забавно: деятели искусства, исповедовавшие, исповедующие иные принципы – как будто лишены внутреннего зрения, в их произведениях не чувствуется ничего запредельного.
Такой парадокс. Чем гармоничнее твоя жизнь, тем невыразительнее краски, тем преснее метафоры. И наоборот.
В прошлом, помню, как за писаниной забывал поесть, поспать, сказать простое «спасибо» кому-то важному. Нервное, эмоциональное и общее психическое истощение. И это накладывает свинцовую печать на будущее «я».
И неудивительно, что чуть ли не каждый второй поэт покончил с собой.
Оговорюсь, что речь идет исключительно о тех людях, кто самозабвенно и безвозмездно посвящал, посвящает себя творчеству. Не о тщеславных набивателях оскомин, ноющих над разбитым корытом матронах, etc.

Мне помог ряд уловок. Не знаю, Анатолий, какова у Вас ситуация, но, может, пригодится.
Изменение восприятия всего процесса заняло у меня на удивление мало времени.
Например, если безвылазные сутки с бумагой и чернилами воспринимать как тапас; если крутящиеся на языке слова – как мантры; пожирание ума образами – как своего рода чод (не уверен в индуистском наименовании эквивалента)… тогда на выходе Вы получите нечто сродни озарению. Даже не на выходе, а во время.

Для меня не существует (не помню, существовало ли?) разделения на добрые, отвратительные, воодушевляющие, развращающие или еще какие стихи. Главное лишь одно – пытался ли автор заглянуть «за». А остальное, слова всякие – это майя ))
Ан все равно, когда стараешься жить в согласии с собой, некоторые (читай: многие) собственные строки сильно смущали. Сей диссонанс и вызывал разлад внешнего с внутренним римом. После вышеуказанной корректировки углов зрения – это прошло.
Зато ряд произведений адептов искусства вывернуло наизнанку. Порой там, за красками, мрамором, аккордами, буквами – непочатые ландшафты циклопических бонсаев, на которых растут бурдюки с амритой. Почище какого бхаджана или тханки, простигосподи )

Нарисую для наглядности еще такой шаржик: алоокий человечек, оседлав кухонный стол, телескопом мундштука щурится на танцы воронов в предрассветном сфумато картинной рамы окна; на подушечках его пальцев спит дюжина измаранных чернилами фей… а в паре метрах от него, попирая шкуру тигра шелковистыми пятками, то ли тужится, то ли намаскарасанится краснощекая барышня, бренча инкрустированной санскритом сбруей.

Я всего лишь хочу сказать, что если решил развиваться через творчество в ракурсе йоги, почему бы не принять и его как священнодействие. Нечто ценное. Дорогое тебе. Со своими ритуалами и атрибутами. Тогда и тлеющая сигарета в пять утра может обратиться яджней. И «отдача» станет позитивной.

…а любители и любительницы покрасоваться пусть дальше отклячивают гузки.
Или лопаются аки фаршированные гелием индюки после личной передачи им от шмаха-ваха-тертона наивысшего поучения, бывшего нацарапанным на клочке бумажки, найденном в самом тайном из высокогорных отхожих мест.
Или малюют разноцветные квадратики за тыщу тыщ капустных листов каждый.

Без самопожертвования ни в одной сфере сколько-нибудь значимых результатов не добиться, искусство тоже требует. Но вовсе не обязательно приносить на его алтарь здравый смысл и здоровье.
…хотя не увлечься и соблюсти баланс бывает чудовищно сложно, когда между строк живут твои собственные одержимости и безумия, - эта эквилибристика где-то сродни нахождению в асане, укрощению пран, etc.

Хм. Пока писал, закралась идея, какой еще добавить кусочек в мозаику. Ведь вдохновение, по сути, является ануграхой. Из этого вытекает много интересного…


Моё почтение,
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 14, 2018, 12:21:18
Доброго времени
Вы выудили любопытный парадокс, разрешение которого в прошлом надолго лишило меня покоя. Хочу вкратце поделиться наблюдениями.

Здравствуйте room, спасибо вам за участие! Очень надеялся, что кто-нибудь, да и раскроет тему "изнутри", для "пользователя" :016: и вот случилось, да еще так красочно, и вместе с тем в контексте йогической практики. Трудно охватить всю картину сразу, что вы изобразили, но можно сказать каждый штрих отозвался, - именно! Ведь так оно и есть! Почему я этого не понимал? Или не хотел понимать, а только чувствовал на уровне интуиции. Наверное потому, что для меня все-таки это не столь жизненноважный процесс как теперь вижу после ваших высоких откровений, вот какая ситуация. По этой же причине мне лично уже становится понятно, что использовать в ракурсе йоге при таком подходе не дано.. так, спонтанные вспышки творчества время от времени и переодическое погружение в процесс. Слабоватое тут самопожертвование, главного условия-то нет оказывается. Хотя вопроса в выборе между настоящим и ненастоящим никогда и не возникало тоже, а разделение на доброе, аморальное, извращенное или воодушевляющее искусство... - ну оно уже есть, такое разделение, приходится с этим считаться, в данном случае чтобы изъясниться как-то, передать смысл сего парадокса.
Прошу прощения, что не могу поддержать беседу на уровне, переходя к практической части в преобразовании восприятия процесса, тут сложность в том, что нужно сами йогические практики для этого реализовать, утвердить, чтобы полноценно увязать, ваш опыт и рекомендации мне понятны логически, но практически сталкиваюсь с некоторым препятствием. Знаете, когда я пытался осмыслить происходящее во время вдохновений, попробовал применить простое созерцание, и вот какая загвоздка обнаружилась. Оказывается в моменты творения, чтобы не мешать этому делу, приходится не присутствовать, а отсутствовать. С точки зрения эзотерики можно сказать, если заполняют какие-то энергии при этом, то тебя как будто вытесняет и наблюдателя больше нет, или растворяешься. Вот в чем сложность. Некому сливаться с этим творческим процессом сознательно, чтобы воспринимать как тапас или текст как мантру. Как будто нечто берет управление на себя, действуя уже самостоятельно, или как будто выходишь куда-то ТУДА, чтобы извлечь ОТТУДА и даже "когда-то" :010:, а не знаменитое "здесь и сейчас", вот такая вот бессознательность получается. Ваш опыт я учел и запомнил, и очень признателен, возможно всему свое время и в какой-то момент это произойдет.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 14, 2018, 16:34:47
Приветствую!

Вы знаете, Анатолий, почти все написанное выше жило и во мне лишь где-то в невербальной сфере, самому занимательно было разбирать.
Думается, что так сразу говорить «не дано», не следует, т.к. любой процесс можно и полезно рассматривать через призму йоги (и творчества, кстати). Будь ты хоть каменщик, хоть дворник. Для кого-то и эти занятия дадут куда больше, нежели все пуджи вместе взятые.

Если от того, что Вы не пишете сколько-то времени, не возникает душевной боли; а вовлечение периодическое (когда естество просит), то это тоже очень хорошо. Со временем Вы либо станете больше себя скармливать творчеству, либо оно сойдет на нет, либо всё так и останется. Последний вариант мне видится весьма маловероятным, поэтому итог в любом ключе – позитивный. Даже переключившись на иные занятия, опыт останется, и его должно использовать.
Ведь если прекратить себя искать, можно законсервировать душу в болоте или выкурить в трубу.

Что касается «физического» наполнения пространств, то у меня язык не повернется «Падаль» Ш. Бодлера (например) назвать не светлым стихотворением. И в целом его поэзию. Кто-то может сказать, что у меня проф. деформация, а я скажу, что иной взгляд – ограниченный. Если утрировать, то вспоминается эпизод с медитацией на слог «ом», выложенный на земле экскрементами.

Касаемо практической части, мы рискуем, оперируя умозрительными конструктами, впасть в мракобесие )
Но попытка не пытка. Возьмем джапу. Какими бы глубокими познаниями касательно ее сути ни обладал адепт, во время рецитации мы только рецитируем; одновременно с этим не размышляя о значении каждого слога. Вся глубина и грани мантры во время джапы живут на подкорке.
Точно также и со словами стихов.
В асане уже присутствует и пранаяма, и дхарана, и… но они не начнут там «быть» только от того, что мы об этом станем размышлять при выполнении. Эти состояния «ловятся». Также с аналогией творческого процесса и тапаса. Кто знает, как у кого что начнет восприниматься? Это только мои подобия.
Единственное, что еще отмечу: «заполняют какие-то энергии при этом, то тебя как будто вытесняет и наблюдателя больше нет, или растворяешься». Вам собственные слова ничего не напоминают?..))

Про путешествия во внутренних мирах (когда потенция строк извлекается из «оттуда» и «когда-то», каких и вовсе может не быть в материальной вселенной) сложно писать из-за обилия нюансов. Боюсь утомить гостей, жаждущих йоги )



Моё почтение,
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 15, 2018, 22:42:39
Думается, что так сразу говорить «не дано», не следует, т.к. любой процесс можно и полезно рассматривать через призму йоги (и творчества, кстати).

Здравствуйте! Ну имелось ввиду, что от тапаса, насколько я его понимаю, это все же далеко в моем случае. А в целом пытаться рассматривать сквозь призму йоги, это само собой, думаю любой, кто находясь в социуме, начал открывать для себя эту дисциплину, во всем начинает примерять её и на окружающее и на внутренее). Да, верно замечено, несколько технарское стремление было по практической части, целостный подход конечно выглядит иначе, но я изживаю постепенно в себе стараясь понемногу расширять понимание, связывая в целое. Да и даже сам вопрос не столько актуален теперь в плане сиюминутно решения, нежели на тот момент когда спрашивал, понятно уже что такое все-таки нужно лично переживать, никто не научит, но направление вы подсказали, а время покажет.
Немного еще выскажусь, раз уж модераторы выделили в отдельную тему, спасибо им. Вот насчет этого замечу
Цитировать
«заполняют какие-то энергии при этом, то тебя как будто вытесняет и наблюдателя больше нет, или растворяешься». Вам собственные слова ничего не напоминают?
В том и дело, что не какой-то духовный опыт напоминает, а обычную бессознательность, когда вдруг ловишь себя на мысли, что не помнишь что делал 5 минут назад, или выкуривал ли уже сигарету, закуривая новую. Только по результату в итоге ощущения уже другие, когда всплываешь, но не в процессе :05:. Так что в  целом в этом отношении думаю даже "высокий творческий процесс" может быть подвержен таким сансарным недостаткам как бессознательность). По конкретно этой теме, если добавить еще "опробование ядов" по Рэмбо, вот эту бессознательность в процессе, "чернуху" в творчестве, - все что связано с обычными рядовыми гениями :010:, -  вытекает один объемющий вопрос, который в той теме спрашивал заодно у Гуруджи: а как же все-таки духовно-возвышенные реализованные, йоги, как бы они творили? И как воспринимают творчество? Сложно ведь представить что из себя представляет такая личность. Быть может они не писали бы в мрачных цветах совсем, не использовали миноров, не сочиняли трагедий, просветленные же все-таки личности). В дополнение о внутренних мирах, а также о том, откуда оно берется и полном осознанном присутствии в такой момент.. интересен опыт Гопи Кришны, который домедитировался до пробуждения Кундалини, много страдал от этого впоследствии, но в некоторый момент из него неконтролируемым потоком полилось творчество. А точнее на него, как он излагал сам, находясь в полной осознанности буквально целые абзацы стихов снисходили безостановочно, причем в визуальной форме даже, только успевай списывать, как всего лишь послушный исполнитель в этом процессе :07: Есть о чем задуматься, если сравнить такое состояние с собственным в моменты наката вдохновений. И найти общее :139:
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Individ от Январь 17, 2018, 14:04:57
..когда вдруг ловишь себя на мысли, что не помнишь что делал 5 минут назад, или выкуривал ли уже сигарету, закуривая новую.
Вы курите?
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 20, 2018, 12:12:48
Курю, но не как в примере, можно было бы и совсем бросить, но в соблюдении некого контролируемого баланса я сейчас вижу больше пользы нежели отказ совсем от курения. Конечно же мнение спорное, а кто не курил совсем или когда-то всеми силами боролся с этой привычкой, те и вовсе противоположное мнение выскажут. Это уже отдельная тема.
Сам пример в цитате ярко символизирует ту бессознательность, когда в увлеченно погружен в  творчество, а большинство работников умственного труда или какого-то креативного труда удмаю в большинстве своем люди курящие.
Цитировать
..когда вдруг ловишь себя на мысли, что не помнишь что делал 5 минут назад, или выкуривал ли уже сигарету, закуривая новую.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Individ от Январь 20, 2018, 17:12:53
Понимаю, это тоже все довольно индивидуально, и по моему опыту надо очень и очень небольшое количество табака для активизации умственных и творческих способностей в человеке, или нади постепенно им забиваются и все получается совсем наоборот, в таком случае действительно лучше совсем без табака, да и ему есть неплохие альтернативы вроде того же чая. И здесь как раз проявляется такой момент творческого перехода как разнообразие подходов, техник или инструментов исполнения, то есть это такое использование всего что есть подходящего без преобладания чего-то одного в сюжете, и дальше в свою очередь либо оставить такой ровный спокойный ландшафт с игрой на полутонах, или уже переход в некую кульминацию, но не обязательно форсированно, а тоесть как идет так и идет, ну или просто немного пестринки в текстуру добавить, но с этим тоже главное не переборщить.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Individ от Январь 20, 2018, 23:39:28
дальше в свою очередь либо оставить такой ровный спокойный ландшафт,
Здесь хотелось бы немного отметить что если говорить о творчестве в широком смысле, со всеми его многообразиями видов, направлений и стилей, то этот подход не во всем окажется приемлемым, и в других случаях будет характерным и обратное положение, но это по большему счету относится лишь к вариациям на тему экспериментов с формой, а принципы построения и развития мало в чем отличаются.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Durganath от Январь 23, 2018, 18:53:36
а как же все-таки духовно-возвышенные реализованные, йоги, как бы они творили? И как воспринимают творчество? Сложно ведь представить что из себя представляет такая личность. Быть может они не писали бы в мрачных цветах совсем, не использовали миноров, не сочиняли трагедий, просветленные же все-таки личности).

Чем чище сознание тем больше понимание что "мрачные цвета" так же окрашены, как и “позитивные". И те и другие создают единую картину мира. Мне кажется, что просветление - это осознание своего единства со всем сущим, когда практикующий осознает и глубоко переживает единение со всеми людьми, богами, состояниями, эпохами, расами, культурами, ритуалами и тд. В таком состоянии просветленная личность становится в какой-то степени единой со всеми самыми великими поэтами, художниками, учеными, как и их творениями, но не ограничивается этим.

Но даже если представить что просветленная личность пишет стихи - почему они непременно должны быть саттвичными, с чего все взяли что просветленные должны быть добрыми и нежными, как волонтеры в хосписе, может они из сострадания будут писать самые мерзкие стихи, чтобы вышибать людей из их шаблонов? Простые люди практически никогда не знают что именно хорошо для них, но все почему-то ищут в духовно-возвышенных йогах нянечек, которые будут именно к ним относиться очень хорошо, дарить миру в их лице много “чистоты".
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 24, 2018, 23:05:36
     Намасте


     «…сознание своего единства со всем сущим…»

     …кто-то ежедневно джапирует мантру, например, Горакшанатха, олицетворяющего и проявленное, и непроявленное, и запредельное; но повседневный калейдоскоп зачастую чересчур быстр, пестр и неоднозначен для его дешифровки обычным умом, пусть даже пытающимся расширяться – в том числе посредством указанной мантры. И наш кто-то обращается к богам ради осознания локальных явлений. Он начинает лучше понимать, допустим, гнев в себе. Или если кто-то не признается, что в груди его живет сорока, которая хочет не просто много блестючек, а больше, чем у коллег и соседей, то сия личность может начать возводить цитадели пасквилей, а позже и воровать. Весь контроль зависти над существом зиждился в неприметности и отрицании угнездившейся сороки. Хоть и только на словах, но это просто.
     …порой слышишь вариации на тему: «это безумие! Он(а) сумасшедшее!». С какой-то стороны «это» - всего лишь легкий щелчок по шаблонам, к которым человек зачастую возвращается буквально через минуту. Есть формы трудноперевариваемые - у кого какие. Иногда понять индивидуума, использующего кухонный нож вместо пениса, проще, чем предателя среди близких людей.

     О чем я? О безумии. Незамутненном, необусловленном, немотивированном. Спонтанном. Сталкиваясь с плодами его, невольно задумаешься... нет, сначала ошпаришься запахом, словно бы вялотекущими по жилам 220 вольтами, но потом задумаешься: а во мне это есть? Если я его не вижу, контролирует ли оно меня? Вдруг я не в силах даже признаться себе? Потом что-то вроде: «…фьюх!.. Общество на мой счет уже предприняло бы необходимые ходы». Но тогда откуда это в человеке? Надо иметь божественную фантазию, чтобы вообразить алгоритм действий, ведущий к рождению с таким умом.
     Другой вариант – одержимость. Ифритами, ракшасами, бесами – на любой вкус. Но вопросов становится только больше: какова их природа? Способы проникновения? Контроля? Изгнания? И т.д. Ответы в свете последствий звучат как-то невнятно, а то и нелепо.
     На мой вкус безумие – один из самых (если не самый) крепких орешков в разрезе понимания. Речь даже не об осознании. Анализ на матрице рационализма – и тот не клеится, даже с метафизическими вкраплениями. В то же время богов, олицетворяющих его, особо не наблюдается. Или хотя бы более-менее выраженный трикстерный архетип. Ей-богу, если б нашел мурти с шутовским колпаком на голове али пятке, стал бы истовым бхактом. Хех. Но ведь актуально, учитывая в сколь прожорливой мясорубке мы живем. Даже стальной хребет – не гарантия, что дело твое не кончится фаршем.
     Можно сюда, конечно, припомнить подвиг юродства или садху, «сошедших с ума» от любви или чего там еще. На их счет, ежели речь о действительной святости, мое мнение примерно таково, что происходит трансляция лилы. А спектр вышеупомянутого безумия находится где-то в диапазоне «антилилы».
     Тем не менее, и с ним мы, получается, обретем единение. Чудно получается. Что тут ещё сказать?

Горакшанатха ко адеш!


Моё почтение,
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 25, 2018, 00:14:44
но потом задумаешься: а во мне это есть? Если я его не вижу, контролирует ли оно меня? Вдруг я не в силах даже признаться себе?
Хороший вопрос! И не только в себе, но и вдругих можно поискать)

Цитировать
Но даже если представить что просветленная личность пишет стихи - почему они непременно должны быть саттвичными, с чего все взяли что просветленные должны быть добрыми и нежными, как волонтеры в хосписе, может они из сострадания будут писать самые мерзкие стихи, чтобы вышибать людей из их шаблонов? Простые люди практически никогда не знают что именно хорошо для них, но все почему-то ищут в духовно-возвышенных йогах нянечек, которые будут именно к ним относиться очень хорошо, дарить миру в их лице много “чистоты".
Справедливое замечание, возможно вы и не хотели бы рассматривать нечто конкретное, но наверное следует переформулировать мой вопрос, не стал расписывать подробно, чтобы не растягивать то сообщение. Думаю никто не считает, что должны быть добрыми волонтерами или веселыми как клоуны. Но тем не менее внутренний опыт подсказывает в целом, что вопрос не лишен оснований. Недвойственность фактически присутствует при восприятии красивого в жизни и в искусстве. Можно смотреть тяжелую драму и получать возвышенное состояние сознания, и преобладание мрачных тонов может быть очень красивым. Но когда это идет изнутри, то происходит отражение внутреннего состояния, здесь уже чистый опыт, не теория. И в этом случае трагичность проявляет себя как крайность, вот почему и вопрос, ведь "просветление - это осознание своего единства со всем сущим".
Здесь следует уточнить, речь не столько о конкретных отдельновзятых средствах, сколько о возникшем из них единстве. Конечно же любой деятель станет использовать те или иные мрачные выразительные приемы, понятно что они присутствуют в жизни, без них и чисто технически не получится что-то). Но в общей картине это будет выглядеть совсем иначе имхо. Как какой-нибудь автор, осознанно или нет, делает целью передачу своего смятенного состояния с помощью таких угнетающих приемов, так высокодуховный сделает их инструментом передачи другого состояния, и я лишь усомнился что эти два произведения творчества будут похожи).

Оказывается вспомнил один важный пример по теме, произведение преписываемое Горакшанатху "Умри, йог..(как умер Горакшанатх и прозрел..)". По правде сказать, ничего не понял когда читал, но многое почувствовалось, и впечатление осталось сильное. Драматичные и радостные интонации сплетаются как будто в одно непрерывное полотно, нет крайностей, грустные мотивы не передаются как болезненные, а веселые в свою очередь тоже спокойны.
Цитировать
Ветер доносит тяжёлое дыхание своё, но, вместе с тем, ноги легки — какое время года сейчас? Если даже боль близка?
Звуки неизвестной мелодии добавляют волшебство в мелодию волн. Поля, обрамлённые зимними облаками, наполнены цветами.
Моё сердце сегодня не послушно мне, небо пропитано песнями. Кто видит мой дух? Если даже боль близка?
Если мы читаем какую-то трагедию, видим своеобразное упоение болью, даже если выражено через иронию, сатиру, юмор. А здесь некая отрешенная предрешенность, как будто автору легко от тяжести. И это уже не трагедия и не комедия, а нечто за рамками, как выход за пределы трех гун, ну или почему же не саттвой хотя бы такое назвать. Разве это не то, о чем я спрашивал?)
Конечно же все это только видение через собственную призму, и мне близка музыка, в поэзии не разбираюсь, а может быть этот пример и вовсе иллюстрирует нечто другое, к примеру принципиальное различие востока-запада, не знаю.


Название: Re: О творчестве
Отправлено: Durganath от Январь 25, 2018, 06:28:35
Адеш!

Недвойственность фактически присутствует при восприятии красивого в жизни и в искусстве.

Если есть "восприятие красивого в жизни", значит есть воспринимаемое и воспринимающий, то есть фактически это двайта. Красота и искусство - это то, что познается в сравнении с чем-то другим и основывается на эстетическом и культурном уровне воспринимающего. Искусство существует в определенном времени и принадлежит определенным культурам, оно развивается, меняется, это не абстрактное понятие. Произведения искусства оцениваются не только за их “красоту”, но и за новаторство, за тот эффект, который они произвели на современников, а это всегда делается в сравнении с другими произведениями в той же сфере. Да и красота - понятие довольно растяжимое и зависит от ряда факторов, индивидуальных для каждого конкретного человека.

как выход за пределы трех гун, ну или почему же не саттвой хотя бы такое назвать.

да хотя бы потому, что выход за пределы трех гун - это выход за пределы саттвы
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 25, 2018, 08:36:58
да хотя бы потому, что выход за пределы трех гун - это выход за пределы саттвы
там и написано "или", то есть не приравнивается. Но как об этом можно говорить что-то наверняка)
А "новаторство" и производимый "эффект" это то, на чем сейчас центрирована культура с запада, главное бы этот самый эффект произвести, иногда чем хуже, абсурднее, тем лучше оценивается. Хотя уже все это до такой степени, что и не новаторство само по себе уже. К чему это? к тому, что теоретизировать можно много об относительностях и переменах, только классические произведения, мировые достояния культуры, ценятся вне времени невзирая на то, что красоту называют растяжимой.
Цитировать
Если есть "восприятие красивого в жизни", значит есть воспринимаемое и воспринимающий, то есть фактически это двайта.
Факт этого восприятия - наверное двайта, а само восприятие - недвайта, вот это я имел ввиду. Как выше приводил пример собеседник room "эпизод с медитацией на слог «ом», выложенный на земле экскрементами.") Здесь немного запутаться можно, так получается, что внутри одного кроется другое и до бесконечности, в двойственных философиях недвойственность рассматривается. Но если вернуться к этому недвойственному восприятию "хорошего" и "плохого", то даже через него не проходят некоторые новаторства, которые больше денежной конъюнктурой являются
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 27, 2018, 06:09:53

Произведения искусства оцениваются не только за их “красоту”, но и за новаторство, за тот эффект, который они произвели на современников
Еще по теме новаторства и извечного... Мне кажется это связано с разделением на формы и содержания, одно пусть и меняется, другое вне времени. Наверное банальные для кого-то мысли выскажу, вот как видятся в целом тенденции, которые сейчас.: Слишком явное отделение формы происходит, но совсем не в хорошем смысле, а как будто часто цель выпендриться и больше ничего. А вокруг все смотрят и апплодируют, - ценят. Знаете, когда бывает такое ощущение, рассказывает кто-то шутки с очень самодовольным видом, с видом как будто октрывает вам америку, а этим шуткам лет сто и вы их слышали многократно в более интересном изложении. Вотс  современным новаторством в культуре такое же ощцщение. Не в том неприятие, что оно непонятно, или часто какой-то шокирующий эпатаж, а просто вот аткая банальность и вторичность бессодержательная, в массе, в том что предлагается под культурными программами. Уже чем ярче обложка, тем лучше не открывать.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Durganath от Январь 27, 2018, 11:48:33
А вокруг все смотрят и апплодируют, - ценят.

Не в том неприятие, что оно непонятно, или часто какой-то шокирующий эпатаж, а просто вот аткая банальность и вторичность бессодержательная, в массе, в том что предлагается под культурными программами.


Адеш!
Если все аплодируют, а вы не понимаете, почему, вероятность, что у вас (а не у всех) не хватает культурного уровня для понимания, намного выше, чем вероятность того, что это действительно не имеет культурной ценности. Оно не обязательно должно нравиться (совершенно нормально, если нет), оно в большинстве случаев специально создается “некрасивым” чтобы шокировать, или эмоционально воздействовать на зрителя, и уж точно искусство не синоним простоте, содержательности или красоте. Думаю, как и в любом вопросе, для того чтобы глубоко понять и оценить предмет, в современном искусстве надо разбираться, развивать свою эрудицию, анализировать и много изучать.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 27, 2018, 14:04:32
Намасте

     Позволю себе заметить, что вы говорите о разных мерностях.   
     Тут какая штука. Если пройтись по некоторым выставкам «современного искусства», поговорить с людьми, то станет ясно, что речь о форме коммерции, а то и отмывания денег. Там просто нет искусства как такового, поэтому сравнивать эти, с позволения сказать, выкидыши, например, с классикой – бессмысленно.
     С другой стороны, когда читаешь конкурсный сборник разных авторов, находишь там настоящую жемчужину, а выясняется, что редколлегия номинировала «наследницу Ахматовой», как она себя позиционирует… Конечно, субъективизм. Можно допустить, что я совершенно не разбираюсь в вопросе по сравнению с членами жюри. Что найденная мною «жемчужина» лишена таланта, не вышла за рамки существующих канонов, а только «выпендривалась». Не вопрос. Тут согласия не будет никогда ни у кого ни с кем.
     Но дело в том, что тенденция на лицо – если сравниваются произведения, имеющие классический душок, – с разрушающими догмы и постулаты классики, то последние никогда не будут в фаворе. Это разумно, потому что большинству читателей (если сейчас вообще кто-то читает, тем более поэзию) до фонаря это самое новаторство. Они не будут разбираться в тонкостях, а быстренько сравнят строки со своим скудным багажом знаний и вынесут окончательное: «фе!.. вот Пушкин – то да. Гигант. А это что? Пф».
     А спросите меня – наглый графоман без размаха воображения этот А.С. Но классика, что уж.
     Бывает иначе. Собирается толпа. Восхваляют картину: автора, замысел, исполнение. А со стороны выглядит так, что никто ничего не понимает, но стыдно признаться соседу. И каждый выдавливает из себя что-то типа умное, дабы лицо не потерять. Но это уже безотносительно творчества момент. Если нет подкованности, подобную сцену можно наблюдать и перед шедевром, и перед выкидышем.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Individ от Январь 27, 2018, 16:21:53
Добавлю тоже. Искусства стало слишком много, а хорошего много не бывает, а если хорошего становится много в нем сразу возникает разделение на очень хорошее, просто хорошее,ну и не очень хорошее, причем не факт что первого треть будет, хорошо еще если четверть. И неважно эпатаж не эпатаж, это только один из ходов, только действительно часто использующийся и от этого надоедающий, это как цирковое жонглирование, тремя, а то и двумя предметами на фоне постоянно меняющихся декораций, искусство во многом стало искусством смены декораций, к тому же оторванным от жизни. Раньше когда все было вместе религия, искусство, наука, политика, тогда это интересно было. Сейчас это больше похоже на такое рафинированное эстетство с симуляцией элитарности.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Durganath от Январь 27, 2018, 17:43:28
Искусства стало слишком много, а хорошего много не бывает
Ну и людей стало "слишком много" на земле, так почему же искусство должно оставаться в некоем неизменном количестве, как "во времена" классиков, хотя никто не подозревает сколько всего создавалось во все культуры и во все времена и просто было утеряно? Классики и стали классиками потому что их произведения высоко ценились и оберегались с течением времени. Думаете, у Леонардо да Винчи не было бездарных современников? Это была эпоха Возрождения, не было ни интернета, ни телевидения, я думаю искусством или каким-то видом ремесла не занимался там только ленивый.
И почему всем хочется чтобы искусство непременно было хорошим, самым лучшим? Время само расставит все по своим местам, а хорошее всегда надо уметь находить лично для себя, это касается всех сфер, в том числе и йоги. Так получается, если вокруг так много тошнотворных направлений "йоги" (а-ля "йога с пивком" или "йога с козочками"), то надо посыпать голову пеплом и жаловаться что "хорошей йоги больше нет"? Очень даже есть, и наш Гуруджи тому пример.


Цитировать
Раньше когда все было вместе религия, искусство, наука, политика, тогда это интересно было. Сейчас это больше похоже на такое рафинированное эстетство с симуляцией элитарности.

Ну раньше и небо было голубее, и трава зеленее :) совсем скучно живем в Кали-юге  :41:
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 27, 2018, 19:20:14
     Индивид, четверть – это циклопически оптимистично. Взять самый популярный русскоязычный ресурс «стихи.ру». Открываю сейчас и вижу статистику: зарегистрировано 782148 авторов (лет пять назад, если память не изменяет, было раз в 10 меньше), 2833 он-лайн (тогда же цифра редко подбиралась к 900). Сегодня опубликовано более 40,5 миллионов стихов. Попробуйте представить. Какая там четверть.
     Про механизмы наращивания популярности даже писать не хочется. Всё бы ничего, ладно, нравится платить за проги да побираться ради похвалюшек – флаг в руки. Но. Со временем человек, набрав сколько-то дифирамбов мещанского характера, начинает мнить из себя невесть что. И публиковаться. За свои средства, конечно, однако засилье подобных мультяшек профанирует всю среду. Издателям-то  что. Капуста зреет, и ништяк. А кто-нибудь возьмет томик такого современного автора и подумает: вот каковы нынешние веяния, вот на кого следует равняться. Дескать, напечатался же. Не хухры-мухры.
     Касательно оторванности от жизни. Я ранее писал, что чувствую наиболее ценным в поэзии и искусстве (взгляд «за» и т.д.). И всегда воспринимал его, как некую мистерию, где важен процесс, отношение и передаваемая суть, а не наполнение пространств. Большинство т.н. визионеров в качестве декораций использовали фрагменты внутреннего мира. И? Это оторвано от жизни? Скажу больше: считаю, что эстетика здесь превыше этики и прочих «норм». Всему свое место. Для любой из приведенных Вами сфер (религия, наука, политика) существуют соответствующие площадки. Если литература, то в прозе. Для искусства они могут послужить мотивами, атмосферой, средствами, но не сущностью (за редким исключением; или если намеренно по конкретным причинам). Взять злободневные стихи – это же просто зарифмованные газетные статьи. Или Хайям, Руми – зарифмованные афоризмы, притчи. Это не поэзия. Хотя виноват бывает и перевод.
     Как-то обсуждал возможность огранить в произведении катрен, состоящий из двоичного кода. Если кто-то додумается, как органично вписать сие, будет здорово. Но это же не означает (не обязательно), что произойдет интеграция, синтез науки-техники с поэзией; или актуализация первого через второе. При этом в мотивах вполне может довлеть религия. А суть произведения останется невербальной.
     Я не говорю, что морализаторство, злободневность и т.п. не заслуживают внимания или лишены ценности. Но ведь и рафинированное эстетство по-своему богато.
     Резюмируя – каков мотив, таков и результат, кто что хочет. Эпатирующие – эпатируют или раздражают. Выплескивающих боль – пожалеют или смешают с грязью. Капустные парикмахеры – стригут или мимикрируют непризнанных гениев. А стремящиеся расширять свои горизонты – …
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Individ от Январь 27, 2018, 20:28:40
Разделение хуже-лучше-выше-ниже, это такое постоянное явление и как вы заметили присутствует практически во всем, и то что вкусы разные только его добавляет, не стал в это углубляться потому как оно и понятно и только больше делений создает. Но и не это главное, как и не усложнение непременное условие качества, если можно так опять же сказать. Искусство, и творчество в простом, в обыденном, оно ведь тоже по своему привлекает, но простое именно как простое и доступное или хотя бы как средне простое, а не как завернутое в сложную обертку метафор для тех кто в теме, с чем такой перебор уже, понятно что и этому место должно быть, что и это пройдет и баланс может и найдется, потом когда-нибудь, меня же это не особо и волнует на самом-то деле, я человек далекий уже от большей части современного искусства, а вот творчество, как нечто универсальное, именно как вы говорите процесс, оно как раз интересно.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 27, 2018, 22:17:43
…речь действительно шла об универсальных критериях. Тем не менее, они напрямую связаны с формой. И когда кто-то говорит о чрезмерной навороченности в плане выразительных средств, я слышу другое: «мне лень во всем этом разбираться, я за простоту, в ней столько всего заключено и вообще краткость – известно чья сестра». В итоге на конкурсах побеждают вещи вроде произведения под названием «Оргазм». Хотите процитирую? «А». Конец цитаты. Все. Апогей развития и апофеоз «современного искусства».
     Если автор способен, то он нахимичит нужную ему концентрацию метафор и вычислит подобающую геометрию обертки, невзирая на вкусы, выпестованные нынешним поэтическим общепитом. Если не способен – начинаются оправдания и полемика.
     Гуру джи Матсьендранатх Махарадж где-то говорил (неточная цитата): «кхечари – это все, что вам нужно понять, реализовать. Если сможете, то никаких техник не потребуется». Так просто прозвучало, а начнешь разбирать – черт голову сломит. Путь к «простому» или через «простое» получается много сложнее, нежели кажущийся «сложным».
     Вы говорите, что далеки от современного искусства. Большей его части. И как развиваться через него, не отслеживая тенденции? Не беря на вооружение неожиданные приемы, случайно обнаруженные хоть у самого неискушенного из современников?
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 28, 2018, 02:29:06
Цитировать
Думаю, как и в любом вопросе, для того чтобы глубоко понять и оценить предмет, в современном искусстве надо разбираться, развивать свою эрудицию, анализировать и много изучать.
Цитировать
Сейчас это больше похоже на такое рафинированное эстетство с симуляцией элитарности.
В итоге на конкурсах побеждают вещи вроде произведения под названием «Оргазм». Хотите процитирую? «А». Конец цитаты. Все. Апогей развития и апофеоз «современного искусства».
Пример не в бровь, а в глаз, именно это явление я пытался описать как массовое. Только я вижу в этом именно форму, то есть её проявление в отсутствии в том числе, пусть это как-то уже называют, напрмиер минимализм или выражают путем того самого эпатажа. Происходит игра формами, а больше ничего и нет, мастурбируют себе мозг и на показ выставляют результат.А в этом результате - банальность под видом оригинальности. я там не зря пример со столетней бородатой шуткой приводил, такое "искусство" было в детских буквариках и раскрасках, А- автобус, разница только в том что для взрослых сделали "Оргазм" и вот уже серьезное концептуальное направление! А раз не понравилось - значит не понял :010: Широкое и чистое йогическое восприятие конечно важно, но как бы не перестараться наоборот, как в анекдоте неоднократно встречавшемся здесь на форуме: если бы не мое высшее образование, подумал бы, что занимаетесь сексом.
 Касательно усложнения форм в "хорошем" смысле, ни у кого ведь нет претензий, хотя такое может тоже кому-то не нравиться, потому что уже напротив, - непонятно, - вот здесь и уместно задуматься о совем развитии, как советует Дурганатх, но не в случае текста "Оргазм". Из музыки к примеру джаз мне никогда не нравился, но почему-то не возникало мысли заявлять, что это не музыка, больше повод разобраться в недостатках восприятия, а именно в стремлении рационализировать, утилизировать и разложить по полкам понятным образом. Так что и там форма - и там, но под одну гребенку не получится). Спасибо всем за интересные поучительные мысли.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 28, 2018, 03:36:21
Дверь. На двери -
                  "Нельзя без доклада"
Под Марксом,
            в кресло вкресленный,
с высоким окладом,
                  высок и гладок,
сидит
     облеченный ответственный.
На нем
      контрабандный подарок - жилет,
в кармане -
            ручка на страже,
в другом
         уголочком торчит билет
с длиннющим
           подчищенным  стажем.

     На злобу дня. И виртуозная форма, и со смыслом. Есть чему поучиться. Такие вещи нужны, и они вне времени, были и будут актуальны. Но я в таком ключе не стал бы и пробовать написать. Разве что в качестве тренировки. У В.В. были свои задачи, у меня – свои.
     Дадаизм – поэзия, а футуризм – мусор; я такого не говорил. Смысл был в сравнении не течений (как джаз/металл), а внутренних направленностей творцов, векторов, зависящих от глубинных мотивов.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Durganath от Январь 28, 2018, 04:05:51
В итоге на конкурсах побеждают вещи вроде произведения под названием «Оргазм». Хотите процитирую? «А».

Можно устроить конкурс кто лучше прочитает это стихотворение, думаю был бы аншлаг  :41:

вообще обижаться на мир за то что слишком много поэтов развелось, много публикаций бездарных за свой счет, много очень плохого современного искусства, все вокруг продается, все профанируется, это ясельная группа детского сада, мир таков каков он есть, и если вы не будете его менять меняя себя, то "для вас" он точно не изменится  :123:
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 28, 2018, 12:34:07
Намасте

     Дурганатх джи, а Ваши слова о повсеместных громких овациях в адрес саттвичных гуру тоже нужно интерпретировать как обиду? Может, раз большинство приписывает им этакий набор качеств, они правы, и об этом надо молчать, м?
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Durganath от Январь 28, 2018, 15:45:42
Дурганатх джи, а Ваши слова о повсеместных громких овациях в адрес саттвичных гуру тоже нужно интерпретировать как обиду? Может, раз большинство приписывает им этакий набор качеств, они правы, и об этом надо молчать, м?

какие еще “мои слова о повсеместных громких овациях в адрес саттвичных гуру”?  :46:
Вроде об искусстве речь вели, и о том, что, как и йога, любой путь сложен, и чем более поверхностно мы судим о чем-то, тем штампованнее мыслим.  :10:

Лично я не против по-настоящему саттвичных Гуру, только это редкость очень большая, да и мало кто понимает что это такое и какая работа за этим стоит. как и не против шарлатанов, к которым, уверена, всегда будут идти только искатели халявы и помутненные личности. Ну так и пусть идут, мне не жалко.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 28, 2018, 16:32:14
«…с чего все взяли что просветленные должны быть добрыми и нежными…»

     Вас обижают слова указанных «всех»?
     Если они («все») старательно рукоплещут саттвичным гуру, быть может, за ними правда, и это Вам не хватает понимания (перефразируя другие Ваши слова: «Если все аплодируют, а вы не понимаете, почему, вероятность, что у вас (а не у всех) не хватает культурного уровня для понимания…»)? Пишет кто-нибудь о саттвичных качествах гуру, и как Вы решаете, что преподносится оттиск личных представлений, а не объективное мнение? Про себя Вы без зазрения пишете, дескать: «я-то понимаю, что такое саттва. Но мало кто кроме». Я сейчас даже не о конкретно нашем диспуте, а в принципе. Риторика, да. На деле тут я с Вашей позицией целиком солидарен.
     Вернемся к обидам ))
     Мы «разговариваем речь» о творчестве, но не только. Давайте еще иначе выражусь. Допустим, в трех соседних с моей квартирах вырезали всех жителей. Расчленили и устлали обрубками пол лестничной клетки. Я выхожу утром на работу и мозжу чье-то выкатившееся глазное яблоко. Мне теперь не следует даже заикаться о подобных явлениях? Что-то радужное тут обнаружит лишь психопат. Значит, я буду описывать так, как это существует. И тут Вы тоже скажете: «Ах, ты просто обиделся на бедного ущербного душегубца. Детский сад, штаны на лямках». Так получается?
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Individ от Январь 28, 2018, 17:29:09
…«А». Конец цитаты. Все. Апогей развития и апофеоз «современного искусства».
Есть некоторая разница между простотой и примитивизмом, хотя и примитивизм имеет право на жизнь если в нем есть потребность, но хотелось бы немного в другую степь поклониться, только разговор изначально идет в увязке творчества и искусства, а так оно обычно и воспринимается в современном мире, в других же сферах творческий подход во многом ограничен, или так же воспринимается как литье воды на мельницу искусства. И тут тоже вспоминаются слова Гуру Йоги Матсьендранатха Джи о том, что в натхизме служение Высшему, если оно настоящее, может и быть и есть как неотъемлемая часть всех видов деятельности, и это близко тому универсальному пониманию творчества которое может и быть и простым и сложным или предельно искусственным, но актуальным прежде всего в реальном, а уже потом в искусственном. А получается все совсем наоборот, все загоняется в искусственный загон искусства, и там оно в самом себе и окукливается.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 28, 2018, 17:49:24
…«А». Конец цитаты. Все. Апогей развития и апофеоз «современного искусства».
Есть некоторая разница между простотой и примитивизмом, хотя и примитивизм имеет право на жизнь если в нем есть потребность, но хотелось бы немного в другую степь поклониться, только разговор изначально идет в увязке творчества и искусства, а так оно обычно и воспринимается в современном мире, в других же сферах творческий подход во многом ограничен, или так же воспринимается как литье воды на мельницу искусства. И тут тоже вспоминаются слова Гуру Йоги Матсьендранатха Джи о том, что в натхизме служение Высшему, если оно настоящее, может и быть и есть как неотъемлемая часть всех видов деятельности, и это близко тому универсальному пониманию творчества которое может и быть и простым и сложным или предельно искусственным, но актуальным прежде всего в реальном, а уже потом в искусственном. А получается все совсем наоборот, все загоняется в искусственный загон искусства, и там оно в самом себе и окукливается.
Снова удивительно точные слова (на мой взгляд), такое дело получается, все высказывания и точки зрения точно в цель, однако общую картину так и не объять, бесконечная беседа будет
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 28, 2018, 18:59:34
     Проводя параллель между ануграхой и вдохновением, – служение абсолюту и подразумевал. Т.е. если нет полной самоотдачи, изобилуют внутричерепные искажения, то сам процесс будет шрамировать и уродовать душу; или, в лучшем случае, станет разминкой для ума, как решение кроссвордов.
     Но кто сразу, на первых порах, способен проводить манасика-пуджи? Взять и начать писать просто и одновременно глубоко – такая же утопия. Я не умею. Сходу и пример не приведу. Даже на умозрительном уровне я бы не спешил с выводом, что форма вторична.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 28, 2018, 20:46:39
Т.е. если нет полной самоотдачи, изобилуют внутричерепные искажения, то сам процесс будет шрамировать и уродовать душу; или, в лучшем случае, станет разминкой для ума, как решение кроссвордов.
Вот вобщем-то в одном предложении данной мыслью раскрыта вся суть вопроса, с чего начиналась тема.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Individ от Январь 29, 2018, 00:19:07
Проводя параллель между ануграхой и вдохновением, – служение абсолюту и подразумевал.
Именно поначалу действительно так и было, и было очень интересно и живо передана масса моментов, а чуть позже диалог уже сместился в эту сторону, и похоже вы как раз из тех людей для кого оно является и призванием и методом пути к Высшему, и возможно с моей стороны что-то могло показаться слишком, но на самом деле и мне оно тоже близко, только за всем не угнаться, или надо с головой погружаться, а оно не для всех.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Durganath от Январь 29, 2018, 05:21:05
Адеш!

«…с чего все взяли что просветленные должны быть добрыми и нежными…»

     Вас обижают слова указанных «всех»?

представляю себе эту картину маслом - “обиженный на всех Дурганатх”  :41:  давно так не смеялась  :126:

Цитировать
     Если они («все») старательно рукоплещут саттвичным гуру, быть может, за ними правда, и это Вам не хватает понимания (перефразируя другие Ваши слова: «Если все аплодируют, а вы не понимаете, почему, вероятность, что у вас (а не у всех) не хватает культурного уровня для понимания…»)?

“Понимание” искусства - это то, что человек приобретает, получая образование и изучая предмет. Человек учится чувствовать и понимать, поэтому чем выше опыт, насмотренность, начитанность в данном вопросе, тем больше человек способен оценить и понять. Творить можно как с пониманием, так и без понимания искусства, и есть масса тому примеров. То, что отсутствие образования, связей, знакомств может влиять на конечное признание творца и вписание его имени в историю искусства, тоже  есть масса примеров. Нам может нравиться или категорически не нравиться Пушкин, но невозможно отрицать, что его поэзия - это часть культурного наследия нашей страны. Возможно встретившись с очень эрудированным пушкинистом, кто-то может изменить свое мнение о его вкладе, а кто-то так и будет кричать “бездарность!”. Духовная зрелость предполагает принятие тех сторон жизни, на которые вы не можете повлиять. Например, если стать очень влиятельным человеком в области культуры и в частности поэзии, можно добиться того, что весь Пушкин будет признан фигней и исключен из школьной программы. Но для этого нужна очень большая власть, а не только свое драгоценное мнение по какому-либо вопросу. Вы можете влиять только на себя и менять сначала себя, о чем я и пишу в каждом ответе.

Что касается того что мне не хватает "культурного уровня" для понимания духовных сфер. Являясь преданным учеником своего Гуру,  я несу ответственность за свое развитие согласно полученным упадешам и клятвам которые я дала. Ученик развивается только с благословения учителя и под его контролем.

Цитировать
Пишет кто-нибудь о саттвичных качествах гуру, и как Вы решаете, что преподносится оттиск личных представлений, а не объективное мнение? Про себя Вы без зазрения пишете, дескать: «я-то понимаю, что такое саттва. Но мало кто кроме».

приведите точную цитату  :10:

Цитировать
Я выхожу утром на работу и мозжу чье-то выкатившееся глазное яблоко. Мне теперь не следует даже заикаться о подобных явлениях? Что-то радужное тут обнаружит лишь психопат.

 :46: :41:
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Individ от Январь 29, 2018, 19:31:03
Творить можно как с пониманием, так и без понимания искусства, и есть масса тому примеров. То, что отсутствие образования, связей, знакомств может влиять на конечное признание творца и вписание его имени в историю искусства, тоже  есть масса примеров.
Только это не обязательно обозначает актуальность данного творчества или показатель уровня развития творца и в каждом из вариантов возможно множество других вариантов: актуальное творчество без понимания, неактуальное творчество с пониманием, признанный творец без понимания но вполне интеллигентным уровнем, или признанный творец с образованием и развитием гопника нового уровня тоже ведь достаточно распространенная категория, ну и т.д., и вариантов в одну или другую сторону по каждому показателю достаточно большое набирается.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: room от Январь 29, 2018, 20:16:16
Намасте

     Дурганатх джи. Хорошо. Видимо, я увлекся сравнениями. Обойдемся без метафор. Ради всех бинду над i.
     Простой вопрос: почему Вы стали напяливать на меня образ обиженного ребенка?
     Теперь еще ерничаете насчет "ценности" моего мнения. Позвольте тогда несмышленышу умаститься бальзамом Вашего.
Название: Re: О творчестве
Отправлено: Tolik Divanov от Январь 29, 2018, 21:51:59
Пожалуй несколько соглашусь с возникшей неловкостью, но мне кажется здесь не нужно особо драматизировать, все в той или иной степени грешат шаблонным подражанием Гуруджи Матсьендранатху, не отнять))) Поэтому иногда такая философия мол "ничего не принимай, ничего не отрицай" уже незаметно декламируется без опытного подтверждения знанием предмета, но и тема повернула в несколько разговорное русло, когда коснулось "настоящего искусства", что уже располагает..