Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: Nadia Khudyk от Ноябрь 02, 2018, 16:44:13

Название: Время
Отправлено: Nadia Khudyk от Ноябрь 02, 2018, 16:44:13
Адеш, Гуру джи! Намасте участникам форума!
В последнее время у меня вызывает интерес понятие Времени и возникло несколько вопросов по этому поводу:

По моим ощущениям время на тонком плане течёт иначе чем в физической реальности. Иногда состояние, которое является следствием какого-то события, приходит раньше, чем само событие. И ещё, как мне кажется из опыта, этот зазор во времени между грубым и тонким планом  всегда разный и, по всей видимости зависит от значимости события. Если я правильно интерпретирую свои ощущения, то получается, что на каждом плане бытия действует своё время?

У каждого из нас свои отношения со временем, которое, с одной стороны, индивидуально, и течёт для одного человека быстрее чем для другого, иногда оно «сжимается», а иногда «растягивается» на каком-то отрезке жизни, а с другой стороны оно безличностно и одно для всех.Чем является Время на абсолютном уровне и как оно взаимодействует с Пространством?

С одной стороны, на самом Высшем уровне прошлое, настоящее и будущее сосуществуют одновременно в уже законченном виде, а, с другой стороны, совершая действия в настоящем моменте, мы влияем на все времена сразу. Как можно согласовать в своей голове одно с другим?

Название: Re: Время
Отправлено: Владлен от Ноябрь 06, 2018, 09:57:42
Намасте Гуруджи и участникам форума! Возможно, время появилось как единица измерения для определения  местоположения объекта в проявленном мире, и в "обычном" состоянии ум пытается упорядочить, объяснить творение вселенной, которое бесконечно безвременно
Название: Re: Время
Отправлено: Nadia Khudyk от Ноябрь 06, 2018, 18:47:04
Адеш!
Сегодня слушала интересную лекцию по санскриту одного индийского брахмана. В ней говорилось, что время в буквах санскрита символически представлено горизонтальной чертой, которая соединяет полукруги с вертикальными линиями. Полукруги связаны с чакрами или же бессознательным, а линии символизируют сознательную часть, благодаря которой то, что бессознательно, приходит в движение. Например, когда душа (сознательная часть по отношению к телу) покидает его, оно становится неподвижным. Буквы санскрита символизируют Шакти-Питхи, которые находятся на лепестках чакр. На ожерелье у Кали тоже 50 голов (количество букв санскрита и лепестков чакр). Время в форме Кали нас неизбежно убивает. Тогда получается, что убивая, оно освобождает нас и делает целостными?
И ещё одна трактовка времени из лекции по современной философии, которая, по моему мнению, соответствует тому, что написал Владлен. В ней время схематически представляется в виде последовательности, в которой мы соединяем точки, чтобы нарисовать линию. Эта последовательность существует только в момент, когда мы рисуем линию. Когда же она нарисована, то время, как последовательность событий (точек на линии) исчезает, из чего следует, что время - это последовательное раскрытие нашей природы, но когда человек приходит к познанию своей истинной природы, то время исчезает.
Мне кажется, что эти две концепции дополняют одна другую.
Название: Re: Время
Отправлено: Viveknath от Ноябрь 07, 2018, 01:56:58
Чем является Время на абсолютном уровне и как оно взаимодействует с Пространством?

Шри Гуруджи ко Адеш!

Мне представляется, что на "абсолютном" уровне времени не существует. Время – это мера вечности (или бесконечности), т.е. оно "относительно" по определению. Время – динамическая характеристика пространства, а пространство – статичная среда, внутри которой разворачивается временной континуум. Время и Пространство – это Ардханаришвара, два аспекта Единого, не существующие одно без другого, как два полюса магнита. Они "рождаются" из Абсолюта одномоментно, подобно тому как две точки висарги возникают из единой бинду. Пространство – Шива, Время – Шакти. А поскольку с Шакти у каждого свои взаимоотношения, соответственно, и время для нас – индивидуально и субъективно.
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 07, 2018, 14:56:42
Тут уже много правильного написано было, потому буду краток. Конечно, время - это Махавидья (Великое знание) и Богиня, она связана и с прана-шакти, и с чит-шакти.

Почитание Кали очень важно, и важно также забыть о том, какого вы возраста, если хотите постичь себя настоящего, забыть о своем теле, себе как пространственно-временном объекте. Вы, конечно, останетесь физически, скорее всего, но другое измерение будет привнесено в вашу жизнь. Это очень важный процесс - выйти за общепринятые, навязанные разными факторами рамки, преодолевая иллюзии себя как относительного явления.
Название: Re: Время
Отправлено: Nadia Khudyk от Ноябрь 07, 2018, 23:03:33
Большое спасибо Гуру джи Матсьендранатху, Вивекнатху джи и Владлену за ответы. Мне стало понятно, в каком направлении нужно развиваться, чтобы постичь суть Времени и выйти за пределы его ограничений.
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 12, 2018, 20:12:18
Вообще, вся индийская дхарма посвящена преодолению временного и непостоянного, потому ее и называют Санатана Дхарма (вечная реальность). Как дхарма, она поддерживает все бытие, включая и то, что временное, но в главной своей сути она вечна. Именно по этой причине йога может быть связана с любой дхармой, ведь если вы посмотрите на все разделы йоги, то они посвящены чему-то стабильному, вечному, будь это яма, нияма, асана с пранаямой, все они отображают свой главный ориентир - вечность.
Название: Re: Время
Отправлено: Ocean от Ноябрь 18, 2018, 10:34:16
Намасте!
Большое спасибо за тему!
Название: Re: Время
Отправлено: Nadia Khudyk от Ноябрь 22, 2018, 16:38:42
Гуру джи ко Адеш!

В книге Гитартхасанграха с комментариями Абхинавагупты говорится о внутреннем и внешнем времени: «Все [подразделения] времени [принадлежат внутреннему времени]. Чтобы [осознать] этот предмет, следует практиковать внутреннюю йогу. Различные виды ухода (смерти) производятся внутренним временем. Это приводит к остановке главного объекта постижения, выраженного внешним временем. Поэтому сказано: «во всякое время будь предан йоге.» (глава 8)» Предположу, что внешнее время описывается в джйотише, а внутреннее время, возможно, связано с матрикой, практика которой относится к  внутренней йоге? В учении о Калачакре тоже говорится о внешнем и внутреннем круге времени. Насколько я поняла из информации в интернете, внешний круг связан с макрокосмом, а внутренний с человеком как микрокосмом и включает в себя учение о тонкой структуре человека. Гуру джи, не могли бы Вы в общих чертах объяснить разницу между внешним и внутренним временем.
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 23, 2018, 10:43:48
Вишеша аширвадам!

Nadia Khudyk, от своего Гуру я знаю, что, во-первых, такого рода практики есть интериоризированный ведийский обряд, который позже обрел внутреннюю йогическую форму. Если вы будете изучать ведические ритуалы, то увидите, что в них находятся и шесть сезонов, и, например, выкладка хаван-кунды из 360 кирпичей, одна сторона которой - ночь, а другая - день, всего 720. Что, очевидно, легло в основу таких элементов йоги, как "канда" (место пробуждения огня Кундалини), 72 тыс. нади и т.д. Все это очень интересно, и следует детально изучать все параллели и точки соприкосновения.

Также вы можете в текстах йоги увидеть соотнесения вдоха и выдоха с днем и ночью, с темным периодом лунного месяца и светлым, или упомянутые "аяны" (полугодия). Вероятно, тут речь об отличии времени в пространстве людей и Богов – того, что у людей "много", у Богов "совсем немного". Так, если вы входите в глубокую дхьяну, то вы переноситесь из пространства людей в мир существ более высокого порядка, потому у вас в таком состоянии открывается возможность в одном цикле вдоха и выдоха прожить день и ночь, и т.п. А что касается "внутреннего", тут все "просто" :05:: чем ближе к Атману (более внутреннему т.е.), тем время больше останавливается там, а внешнее пространство в отношении этого внутреннего ускоряется. Вы как бы "выпадаете" из внешнего времени.

И раз вы упомянули Абхинава Гупту и КШ, то, наверное, нельзя не вспомнить известное там учение, которое легло в основу системы Трика, развитой Абхинава Гуптой, – Кали-Крама Сампрадаю. Суть его, если в двух словах, состоит в колесе, состоящем из трех категорий: познающий (субъект), познаваемое (объекты) и познавание (процесс связи субъекта с объектами). Так замыкается круг из этих трех, где вы, погружаясь в объекты, постоянно возвращаетесь в себя самого, в вечный Атман (или Брахман), через который вы способны проникать в реальности всех сотворенных объектов. Эти три категории разделялись каждая на четыре, образуя в общей сумме 12 форм Шакти, а именно Кали, каждая из которых имеет свои особенности. Но без пребывания в своей изначальной природе, которая сохраняется и пронизывает все собой сотворенное на всех его этапах развития, этого "круга не будет", он будет как бы "потерян". Свое естество и есть та основа, которая никогда и ни при каких обстоятельствах не должна быть утрачена. И для "внешних объектов" (пишу в кавычках, так как они условны для высшей реальности Атмана) изначальное естество будет внутренним и, очевидно, также той самой "йогой", о которой речь и идет в упомянутом вами куске текста.

Для меня, как адепта, имеющего пурнабхишеку в неварской пашчимамнае, вполне очевидно, что эти же принципы, видимо, попали и туда из ранней Крамы, что легли в основу образа Богини Кубджика, которая "сжимается", или погружается внутрь себя, и там внутри раскрывает в себе Шиву и также всю вселенную. Это тоже "принцип круга", который вы найдете, на самом деле, и в Шривидье, и в мантрах Багаламукхи (суть которых - вернуть практикующего к процессу освобождения от всего временного), и в Тара-краме и во многих других. Но, конечно, с темой естества надо быть предельно аккуратным, так как сансарные люди под этим словом понимают совсем противоположное, потакание своему невежеству. Потому все истинные Гуру держат в глубокой тайне все эти садханы. Знание слишком большое, во имя него всего себя надо пожертвовать без остатка, а с вариантом "кое-как" я бы советовал быть очень осторожным, в данной сфере весьма желательно двигаться с как можно более трезвой головой и искренним сердцем.         
Название: Re: Время
Отправлено: Nadia Khudyk от Ноябрь 23, 2018, 13:58:26
Спасибо, Гуру джи! Ваш ответ многое мне прояснил, а также указал путь для дальнейшего развития.  suns
Продолжаю читать книгу Абхинава Гупты, и там есть такие строки:
Шри Бхагаван сказал:
 Я — Время, миров разрушитель, появившийся здесь, чтобы миры уничтожить. И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга в обоих войсках. /33/
 Поэтому — поднимись, обрети славу, врагов победи, насладись процветающим царством, ибо Я уничтожил их прежде, ты будь лишь орудием, о Савьясачин! /34/

Из этого можно сделать вывод, что у Арджуны есть выбор, убивать или не убивать врагов, а эти враги всё равно погибнут, почему так?
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 23, 2018, 21:10:22
Из этого можно сделать вывод, что у Арджуны есть выбор, убивать или не убивать врагов, а эти враги всё равно погибнут, почему так?

У него, вообще-то, на самом деле выбора нет. :05: Во-первых, потому что у него своя дхарма кшатрия, которую он должен выполнять, о чем Кришна ему и говорит. Но, более того, Кришна еще и аватара, он беспристрастно видит причины и следствия (kāraṇa – kārya), он видит законы справедливости и не ставит их в один ряд с человеческими интересами, которые могут быть омраченными. Если по карме Кауравы должны погибнуть, то они погибнут, ведь, согласно истории, они захватили власть и незаконно приписали себе большее, чем реально должно было им принадлежать, т.е. они, если говорить как есть, просто-напросто украли. У Кришны там все понятно: вор и ему подобные - должны лежать в земле :016: А у Арджуны включились ложные "моральные принципы" вместо справедливости, которой по своей Дхарме должен следовать правильный кшатрий. Он проецирует свои человеческие слабости и привязанности, пытаясь увидеть карму людей лучшей, чем она есть. Кришна же видит все как есть, нейтрально: если Кауравы алчные, завистливые, склонные к воровству, приписыванию себе большего, чем заслужили, то тут жалей - не жалей (во что впал Арджуна), но у них негативная карма. Арджуна до конца этого не видит, а у Кришны "все подсчитано" до мелочей, у кого сколько и каких заслуг, у кого больше и меньше, а также кто нарушал обещания, а кто нет. Там все очень закономерно.
Название: Re: Время
Отправлено: Nadia Khudyk от Ноябрь 24, 2018, 11:12:03
Спасибо, Гуру джи!
Название: Re: Время
Отправлено: Nadia Khudyk от Декабрь 05, 2018, 19:14:08
Шри Гуру джи ко Адеш! Намасте участникам форума!

Описание Таттв в КШ, а также такие произведения как Спанда Карика, Тантра Сара и другие натолкнули меня на мысль, что то, что там описано, пересекается с моим личным опытом. Т.е. рождаясь, мы каждый раз проживаем процесс обрастания покровами, которые заслоняют собой осознание себя как Атмана. Взрослея и всё больше вовлекаясь в сансару, мы забываем о своей Божественной Природе больше и больше. Только изучение соответствующей литературы позволило мне осознать, что мои детские сны и мысли  были не просто случайной фантазией.  Можно ли сказать, что проживание космических процессов в рамках индивидуального живого существа будет определяться как внутреннее время? А осознавание этих процессов в себе будет внутренней практикой йоги, которая должна привести нас к пониманию единства внутреннего и внешнего Времени? 
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 08, 2018, 07:06:15
А осознавание этих процессов в себе будет внутренней практикой йоги, которая должна привести нас к пониманию единства внутреннего и внешнего Времени?

Конечно, если Кашмирский шиваизм базируется на традиции Каула и т.п., а йога натхов с акцентом на внутреннее есть эссенция такого рода методов, то именно так все и происходит. Более того, можно сказать даже лучше: йога натхов - это не продукт тантры или чего-то еще. Это по той причине, что Кашмирский шиваизм начинает сразу с "верхушек", т.е. с анупаи (не-метода), с того, что ты Шива и есть, по сути это будет "внутренним" в отношении даже шамбхавопаи, шакта и, тем более, анава, и натха-йога ориентирована на то же самое. Может, кто-то возразит, дескать, в текстах есть анги (разделы йоги), преподносимые как "ступени", они идут часто, как и у Патанджали, но это далеко не так, ведь очень много текстов, где эти анги нарушают и такую последовательность, и количество анг. Что Горакшанатх взял эссенцию из Кашмирского шиваизма, это Дичковский мне как-то высказал свое видение во время общения. Однако его рассуждения мне понятны, так как ему Кашмирский шиваизм ближе. Но мое видение иное: как и многие натхи в Индии, я допускаю, что если Горакшанатх учил сущностным элементам КШ и других тантрических сампрадай, то, вероятно, он говорил о реальности, откуда вышли все эти тантрические системы. Т.е. "внутреннее" - это и то, что в нашей сущности, а также то, откуда берет начало генезис тантрических воззрений. Так было всегда, даже если посмотреть другие традиции, например Шрути, Упанишады, которые есть эссенция Вед. Мы же не можем сказать, что они существовали в изолированном виде от Вед, их ритуалистики и т.д. То, что они отчасти отделились потом, не говорит о том, что они не имели связи с другими ведическими практиками. Здесь только вопрос в отделении их как формально "независимых", но само это знание было внутри ведизма, можно даже сказать, было его стержнем, "внутренней основой". С "внутренними методами йоги" и тантризмом история очень похожа. Конечно, ученые могут доказывать "несоответствия по времени", что и когда за чем шло, но и Сампрадая, с чего и когда она началась и продолжалась, тема не фиксированная. В Сампрадае есть немало практик, которые появились вообще лет 20 назад, есть те, которые появились в прошлом столетии, есть такие, которые возникли в 16-17 веке под влиянием бхакти, есть такие элементы, которые в 13-14 веке под влиянием ислама, есть такие, которые от атимаргики (каулов, капаликов и пашупатов). Но элементы - это упаи, у меня за все это время сложилось впечатление, что для Сампрадаи в целом они не являются внутренней основой, а если для кого и являются, то это дело личного вкуса тех или иных адептов. Я думаю, что были когда-то времена свободных йогинов, а не мертвых форм внутри жестко сформированных духовных корпораций, когда днем йогин мог быть шиваитом, вечером - буддистом, а ночью - каула-садхаком, а потом началось дробление и т.д. Но нам-то что от этого? Цель практики - найти истинного себя, ту чистоту, которая лежит в основе всего. Изначально ведь все об этих ориентирах и говорят. 
Название: Re: Время
Отправлено: Nadia Khudyk от Декабрь 09, 2018, 14:43:05
Спасибо, Гуру джи! Теперь ситуация стала для меня более понятной. suns
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 13, 2018, 18:00:24
Я раньше не раз говорил о натховском принципе, который используется и во многих текстах натхов, и в книгах Банерджи, это – двайтадвайта-виварджита. Вот тут (http://matsyendranatha.com/?p=397) я цитировал "Хатха-йога-прадипику":

Есть немало тех, кто себя называют тантриками, они говорят, что Горакшанатх и натхи ориентированы не на то же, что и Кашмирский шиваизм и т.п. В общем-то, я уже говорил, что не считаю их мастерами в тантризме. Приведу лучше шлоку из известного каулического текста урдхвамнаи, "Куларнава-тантры" (улласа 1, шлока 110). 


अद्वैतं केचिदिच्छन्ति द्वैतमिच्छन्ति चापरे |
मम तत्त्वं न जानन्ति द्वैताद्वैत विवर्जितम् ||

advaitaṃ kecidicchanti dvaitamicchanti cāpare |
mama tattvaṃ na jānanti dvaitādvaita vivarjitam ||

Кто-то предпочитает недвойственность, кто-то - двойственность, ни один из них не знает сути, которая вне двойственности и недвойственности (двайтадвата-виварджитам).

Абсолютно те же самые ориентиры, что и в Натха-сампрадае, иногда прямо те же термины, иногда то же самое, только под другими названиями, адвайтадвайта-вилакшана, адвайя, пратьякша-адвайта и т.д.
Название: Re: Время
Отправлено: Alex.n от Декабрь 13, 2018, 23:06:35
Намасте, Гуру джи! Спасибо, освещаете смысл текстов, их параллели!

Цитировать
Есть немало тех, кто себя называют тантриками, они говорят, что Горакшанатх и натхи ориентированы не на то же, что и Кашмирский Шиваизм и т.п. В общем-то, я уже говорил, что не считаю их мастерами в тантризме.

Вообще не понимаю, как люди, которые толком нигде и ни у кого не учившись, судят об Великих Традициях с позиции своего невежества. Какое-то сочетание твердолобости и наглости, кмк...
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 14, 2018, 13:47:40
Какое-то сочетание твердолобости и наглости, кмк...

Там в сочетании еще есть желание любой ценой низвести пониже тех, кто живет не по его правилам. Я не живу по их правилам, но я не лезу с этим к ним. Я, например, никогда за все время первым ни на кого не нападал, но когда внедряются к нам с разрушительными целями, то, конечно, мы всегда можем жестко ответить.

Конечно, цель полноценно учиться и развиваться мало у кого есть, агрессивность - это не качества ученика, потому что ученику не до того. Сосредоточенные на развитии люди, как правило, инвестируют себя в сферы, которые обывателям не интересны и тяжелы.
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 14, 2018, 14:38:29
Вообще в качестве размышления, думаю, было бы полезно разобрать этимологию слова время काल kāla, от корня कल् - подсчитывание, нумерация, движение, звучание, вкушение (тут, конечно, может быть идея поглощения, но, думаю, не только). Если серьезно обсуждать эту тему, то, мне кажется, надо рассмотреть и этимологию, и хотя бы основные контексты (соотношение, например, с пространством देश deśa, ритуалом и т.д.) и системы отсчета, какие они существуют в Индии.
Название: Re: Время
Отправлено: Alexandros от Декабрь 14, 2018, 14:58:15
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Вообще в качестве размышления, думаю было бы полезно разобрать этимологию слова время काल kāla, от корня कल् - подсчитывание, нумерация, движение, звучание, вкушение (тут конечно может быть идея поглощения, но думаю не только). Если серьезно обсуждать эту тему, то мне кажется надо рассмотреть и этимологию, и хотя бы основные контексты (соотношение например с пространством देश deśa, ритуалом и т.д), ну и системы отсчета, какие они существуют в Индии.
Это действительно очень интересная тема, особенно с учётом того, что она мало где раскрывается.

Но если исходить от корня कल्, не будет ли производным от него कला? Или оба эти слова являются его производными, показывая несколько разные аспекты одного и того же, показывая связь времени со свойствами пространства и энергией?
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 16, 2018, 08:44:44
Но если исходить от корня कल्, не будет ли производным от него कला?

Да, верно, слово कला есть производное от дхату कल् + пратьяя (аффикс) अच्+टापू. Чтобы было понятно в общих чертах, такое "выведение термина" взято из грамматики Панини на основе "Махешвара-сутрани" (Махешвара-сутр). Ач अच् - это одна из известных аббревиатур, образуемая из "Махешвара-сутр" методом сжатия (пратьяхара), включает в себя все гласные от "а" अ до "ау" औ и "ч" च्, последняя "ч" - своего рода маркер, который обозначает конкретную "пратьяхару". Обычно используют 44 пратьяхар. Т.е. из ач, по этой схеме, и выводится "А". Я не могу это все объяснить коротко, но сомнений нет, что это именно так. И если взять что-то попроще, то вот что сказано у Моньера Вильямса:

Kalâ, f. from KAL 3 in the sense of  to perceive, to know : fraction, small part, portion; art.

И по смыслу получается, что калА - как частица (деление) части общего временного процесса. В свое время я просматривал комментарии Джаядева Сингха на "Паратришика-виварану", там разбирается матрика и ее соотношение с 36 таттвами, например, гласные (свара), когда с короткой "а" связывают ануттару, с долгой "А" - ананду, с "и" - иччху. Далее, например, сочетание ануттары и иччхи порождает самьюктакшары (гласные дифтонгического происхождения), сочетание "а" + "и" - порождает "э", "а" + "э" - порождает "аи" и так разворачивается вся матрика, в том числе и согласные (вьянджана). Т.е. ананда с иччхой порождают джняну, крию и другие шакти, таттвы. Это описание встречается и в "Тантралоке", в этом плане этот текст хоть и не совсем прикладной, но там очень хорошо разобраны все эти принципы, конечно, с позиции Кашмирского шиваизма. Так вот, в соотношении всех акшар с таттвами, я у него в канчуках нашел только таттву "калА", а "кАла" почему-то не оказалось. Обсуждая эту тему со своим французским учеником, изучающим КШ, мы таки нарыли информацию: оказывается, там просто-напросто соединены эти две таттвы в одну, так как они между собой связаны. И связь там, очевидно, не случайная. Сам термин "калА" в тантризме очень значим, например, на принципе кАма-калА, который есть элемент творения, происходящий из союза Шивы и Шакти, базируется и вся Шривидья, даже Кали-кула, так как последняя заканчивается на почитании Кали верхней амнаи, Кама-кала Кали, которая тождественна Трипурасундари. Соответственно, для реализованного мастера любой из кул уже все эти деления на кулы, амнаи и прочее не представляют из себя никакой проблемы, он может использовать арсенал их всех.

На самом высоком уровне для вас есть просто одна тантра во всех ее многочисленных проявлениях. Хотя, конечно, я хоть это и объясняю простыми словами, но не думаю, что тут надо строить иллюзии на тему легкой реализации такого уровня, это огромная практическая работа и изучение под руководством реализованного Гуру. В общем, и в Каула Сампрадае вы встретите много элементов, связанных с калА, и в Самайе Лакшмидхары, он, например, соотносил 360 таттвических лучей в чакрах с самватсамварой, символическим годом (с которым в Ведах связан ритуал агнихотры). Но это, конечно, все сугубо технические элементы, я думаю, нам было бы неплохо вернуться к теме времени. Если вы успели заметить, тут присутствует образ некоего расширения из одной точки или что в ней присутствует латентно все аспекты времени, все мироздание. Надеюсь, мы разовьем дальше эту тему, хотя в том, что я упомянул, может быть тоже своя польза, если это разберем (так как все это взаимосвязано).
Название: Re: Время
Отправлено: Alexandros от Декабрь 19, 2018, 15:56:20
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!
В свое время я просматривал комментарии Джаядева Сингха на "Паратришика-виварану", там разбирается матрика и ее соотношение с 36 таттвами, например, гласные (свара), когда с короткой "а" связывают ануттару, с долгой "А" - ананду, с "и" - иччху. Далее, например, сочетание ануттары и иччхи порождает самьюктакшары (гласные дифтонгического происхождения), сочетание "а" + "и" - порождает "э", "а" + "э" - порождает "аи" и так разворачивается вся матрика, в том числе и согласные (вьянджана). Т.е. ананда с иччхой порождают джняну, крию и другие шакти, таттвы. Это описание встречается и в "Тантралоке", в этом плане этот текст хоть и не совсем прикладной, но там очень хорошо разобраны все эти принципы, конечно, с позиции Кашмирского шиваизма. Так вот, в соотношении всех акшар с таттвами, я у него в канчуках нашел только таттву "калА", а "кАла" почему-то не оказалось. Обсуждая эту тему со своим французским учеником, изучающим КШ, мы таки нарыли информацию: оказывается, там просто-напросто соединены эти две таттвы в одну, так как они между собой связаны. И связь там, очевидно, не случайная. Сам термин "калА" в тантризме очень значим, например, на принципе кАма-калА, который есть элемент творения, происходящий из союза Шивы и Шакти, базируется и вся Шривидья, даже Кали-кула, так как последняя заканчивается на почитании Кали верхней амнаи, Кама-кала Кали, которая тождественна Трипурасундари.
Всё планирую почитать Паратришика-виварану, но на неё нужен особый настрой, лишь мельком глянул то, как там расписано соотношение Матрики и Таттв, и увидел, что там описывается лишь 34 Татты. Да, с Таттвой Шивы там разъяснено, что с ним связаны все гласные. Но тогда не достаёт одной Таттвы и связанной с ней буквой, ведь в Матрике 16 гласных и 36 согласных? Здесь правда возникает ещё один вопрос. В ряде авторитетных источников указывается, что अ является гласной и одновременно согласной, здесь есть какое-то согласие. Но что касается ещё одной согласной (для доведения счёта до 36), я увидел по некотоырм Матрика Ньясам включение буквы ळ, которая, согласно источникам более позднее включение из Маратхи, как я это прочитал.

С другой стороны ряд источников приводит в качестве двух дополнительных согласных त्र и ज्ञ.

Прошу извинить, если эти вопросы переходят немного в офф-топик.
Название: Re: Время
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 19, 2018, 17:29:19
Alexandros

Вообще, количество букв в санскритском алфавите может быть и больше, есть системы где их даже 64. Да, в тантрическом алфавите есть такие, как ळ, но эта буква встречается еще и в Ведах, ее аналоги есть в тамильском. Также в тантрическом алфавите есть क्ष, которая на самом деле - комбинация двух акшар: क и ष. В Кашмирском Шиваизме эту акшару интерпретируют как слияние Шивы и Шакти. То что вы привели  त्र и ज्ञ, с ними то же самое - त्र образована от двух акшар त् и र्, а ज्ञ - это комбинация ज и ञ, эти три क्ष, त्र и ज्ञ так объяснены даже в классических учебниках санскрита. Это мы получаем 36 только согласных. Если вы возьмете, к примеру, алфавит Панини и др., то там как согласные, у них встречаются и такие, как джихвамулия, упадхамания, иногда они заменяют висаргу. Например, упадхамания произноситься на подобии русского "Ф", если висарга стоит перед губными "па" или "пха". Если вы послушаете и посмотрите Гаятри, то обнаружите, что пишется как: धियो यो नः प्रचोदयात् и नः не произноситься как "нах", а правильно будет "наф прачодайААт", это правильный вариант, по которому вы легко вычислите спец рецитирует или дилетант. Причем такого рода ошибки или небрежности встречаются у многих индусов. Но это еще не все, у Панини, помимо того "ла" ("наклоненная восьмерка") есть еще и такие, как "лха", где "ла" и "ха" выглядят как лигатурное образование, это вообще считается одной из букв. Там несколько таких, которые в нынешнем общепринятом алфавите вы не найдете.

Также и гласных в ведическом алфавите вы можете иметь больше чем 16, например, если вы используете только одну или две матры "а" и долгая "А", то в ведическом санскрите есть и так называемая "плюта", в которой используется три матры или дольше, тогда будет тянущаяся "ааааа" или "ииии". Вы можете видеть, что в некоторых ведических текстах сверху есть пометки цифрами (2 или 3), вот это связано и с длинной, и с ведическими ритмами (удатта, анудатта и сварита). Там много своих тонкостей, даже если вы одни алфавиты будете изучать. На практике какие-то буквы могут использоваться в ньясах, как например "ли", но в санскрите она почти вышла из употребления.

Цитировать
Да, с Таттвой Шивы там разъяснено, что с ним связаны все гласные. Но тогда не достаёт одной Таттвы и связанной с ней буквой, ведь в Матрике 16 гласных и 36 согласных?

Если с "кша" будет 34, а недостает там как раз той, что я и упоминал со временем काल kāla, но как я позже выяснил по комментариям Джаядева Синдха, оно в कला kalā-tattva.

Я думаю не случайно есть мнение о том, что передача этой традиции во многом утратилась. К примеру, мне пришлось через неварскую традицию и другие источники узнавать относительно практик связанных с Малини, почему там такой порядок. Все авторы и даже "как бы Гуру" пишут, что Малини отличается тем, что буквы нарушают порядок Малини, а вот почему это нарушение фиксированное, они не объясняли. Пока через несколько лет я сам не выяснил почему. Оказывается, в те времени они использовали алфавит брахми и формы букв, если их расположить в указанном порядке, образовывали тело Богини. Т.е. вы можете на женское тело нанести такую вот ньясу с буквами алфавита Брахми и буквы не будут отличаться от ее частей тела, она своим телом "оживляет" буквы. Вот и попробуй отгадай сам, если в книгах написано все тупо: "отличаются тем, что малини нарушает порядок матрики". И думай что хочешь, чего она? Может это воплощение Матери Анархии и Хаоса или еще что. А на самом деле, там есть даже прикладная определенность, которая сейчас утрачена, как и многие другие элементы КШ.