Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога натхов => Тема начата: Amon от Июль 05, 2008, 02:57:22

Название: руки и мудры
Отправлено: Amon от Июль 05, 2008, 02:57:22
Существуют различные мудры , комбинация их дает особую смесь энергетики. Так как на пальцах есть проекции чакр.Какие есть основные комбинации мудр и правила их удержания , реакции ?? Во время медитационных сесий. Я Активирую чакры, я их чувствую , каждую хорошо , и могу разгонить. Вопрос стоит в том что мне надо передать энергию на руки. Иногда паралельно с активацией чакр активируются и руки , это сразу чувствуется , но бывает так что чакры активированы но руки пока не чувствуются. Есть ли эффективная методика по развитию рук??? Также передать энергию на руки можно просто активацией чакр , и потом как бы послать на руки. Но мне допустим надо комбинация муладхара + анахата. Соединить их можно с помощью мудр .... Но в практиках некоторых не уточняется как посылать энергию , и там просто сказано посылайте на пальцы??!! Что мне кажется не так ..... то есть как бы 2 варианта.

Что происходит при комбинации различных чакровых энергий будь то тонкая с грубой ?
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 05, 2008, 16:59:39
     Кистевые мудры могут быть просто религиозными символами, которые используют в практике пуджи (поклонения). Мудры, которые не используют в пудже, а в практиках йоги: джняна, чин-мудра, бхайрава-бхайрави мудры и т.п. Есть кистевые мудры, которые используются с целью излечения болезней.
  Помимо прочего, немало религиозных мудр есть в буддизме, в тибетской, китайской и японской традициях, например, в боевых исскуствах сюгендо, нимпо и др. Где эти мудры используются в «боевой-магии», для вхождения в нужные состояния сознания, определяющие эффективность боевых действий. В этих же традициях есть и терапевтические мудры. 
   Нужно еще учесть, что разные традиции проецируют свои метафизические модели на микрокосм, и поэтому не всегда на ладонях могут быть чакры, одни и те же элементы, система энергетических каналов или объекты той или иной астрологической системы. Есть так же интересная корейская система «суджок» (кит.), «суджичим»(кор.), где полагают, что руки, ноги, ладони, пальцы, фаланги пальцев, отражают все тело. Поэтому, воздействуя на отображенную микроструктуру, эффект «расползается» на все тело; таким образом можно лечить все тело, влияя только на одну ладонь или даже палец. Кстати, сама идея не нова, подобные представления играют фундаментальные значения в практиках натхов, в метафизике герметизма и др. Интересно, что различные виды кистевых «жестов-распальцовок» встречаются практически во всех религиях, в христианстве, например, при крещении, принято делать определенные жесты кистями рук, касаясь частей своего тела.
  Т.е. кистевых мудр много, и много их трактовок, есть, конечно, общие принципы: две ладони - это две полярности, объединенные вместе, луна-солнце, Шива-Шакти,  инь-ян, -  по сути, это различные комбинации интеграции двух полярностей и работа с разными вибрационными состояниями единой реальности. Что и есть, на самом деле, мудра (печать, оттиск, отображение, знак). В данном случае знаки ладоней - это знаки всего тела, которые будут йога-мудрами , «знаками сознания», отражением трансцендентного «света-пустоты» в каких-либо феноменальных аспектах Абсолюта, тем самым, реализуют высшее психофизическое состояние, как синтез духа и материи. Одна из целей хатха-йогических асан - интегрировать все части тела, сделав энергетические каналы более чистыми и проходимыми для энергии. Таким образом, тело обретает качества устойчивости «кайя-стхарьям», излучает сияние «теджас». Мудры действуют на энергетическую структуру человека таким же образом. То же самое происходит и при интеграции разных вибрационных частот чакр, тогда грантхи «разрушаются» и кундалини «распрямляется», йогин достигает единения, единого вкуса, все эти метафорические намеки в натховских текстах говорят об одном и том же процессе.
   По моем личному опыту, интеграция чакральных вибраций в одно единое состояние ведет к остановке колебаний ума. У реализованных сиддхов чакр как бы и нет, в то же время их может быть сколько угодно и каких угодно. 
   Теперь о конкретных кистевых мудрах для чакр, на форуме писать об этом сложно, нужно иллюстрировать картинками, чуть позже, может быть, помещу. Я использую традиционные индийские мудры, плюс кое-какие разработки, сделанные мной и некоторыми моими друзьями, чьи имена, к сожаленью, я не могу назвать по причине их незаинтересованности в популяризации себя как-либо.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: shivananda от Июль 06, 2008, 09:40:27
 Адеш!
На собственном опыте заметил что дхъяна-мудра очень эффективно подходит для созерцательных практик вроде випассаны, тратаки и т.п. чем джняна-мудра, которая  усиливает жар в ногах и нижней части корпуса.

Так же есть вопрос, как держать руку во время чтения джапы, если она не занята второй малой для отсчета кругов?
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Amon от Июль 06, 2008, 15:37:22
     Кистевые мудры могут быть просто религиозными символами, которые используют в практике пуджи (поклонения). Мудры, которые не используют в пудже, а в практиках йоги: джняна, чин-мудра, бхайрава-бхайрави мудры и т.п. Есть кистевые мудры, которые используются с целью излечения болезней.
  Помимо прочего, немало религиозных мудр есть в буддизме, в тибетской, китайской и японской традициях, например, в боевых исскуствах сюгендо, нимпо и др. Где эти мудры используются в «боевой-магии», для вхождения в нужные состояния сознания, определяющие эффективность боевых действий. В этих же традициях есть и терапевтические мудры. 
   Нужно еще учесть, что разные традиции проецируют свои метафизические модели на микрокосм, и поэтому не всегда на ладонях могут быть чакры, одни и те же элементы, система энергетических каналов или объекты той или иной астрологической системы. Есть так же интересная корейская система «суджок» (кит.), «суджичим»(кор.), где полагают, что руки, ноги, ладони, пальцы, фаланги пальцев, отражают все тело. Поэтому, воздействуя на отображенную микроструктуру, эффект «расползается» на все тело; таким образом можно лечить все тело, влияя только на одну ладонь или даже палец. Кстати, сама идея не нова, подобные представления играют фундаментальные значения в практиках натхов, в метафизике герметизма и др. Интересно, что различные виды кистевых «жестов-распальцовок» встречаются практически во всех религиях, в христианстве, например, при крещении, принято делать определенные жесты кистями рук, касаясь частей своего тела.
  Т.е. кистевых мудр много, и много их трактовок, есть, конечно, общие принципы: две ладони - это две полярности, объединенные вместе, луна-солнце, Шива-Шакти,  инь-ян, -  по сути, это различные комбинации интеграции двух полярностей и работа с разными вибрационными состояниями единой реальности. Что и есть, на самом деле, мудра (печать, оттиск, отображение, знак). В данном случае знаки ладоней - это знаки всего тела, которые будут йога-мудрами , «знаками сознания», отражением трансцендентного «света-пустоты» в каких-либо феноменальных аспектах Абсолюта, тем самым, реализуют высшее психофизическое состояние, как синтез духа и материи. Одна из целей хатха-йогических асан - интегрировать все части тела, сделав энергетические каналы более чистыми и проходимыми для энергии. Таким образом, тело обретает качества устойчивости «кайя-стхарьям», излучает сияние «теджас». Мудры действуют на энергетическую структуру человека таким же образом. То же самое происходит и при интеграции разных вибрационных частот чакр, тогда грантхи «разрушаются» и кундалини «распрямляется», йогин достигает единения, единого вкуса, все эти метафорические намеки в натховских текстах говорят об одном и том же процессе.
   По моем личному опыту, интеграция чакральных вибраций в одно единое состояние ведет к остановке колебаний ума. У реализованных сиддхов чакр как бы и нет, в то же время их может быть сколько угодно и каких угодно. 
   Теперь о конкретных кистевых мудрах для чакр, на форуме писать об этом сложно, нужно иллюстрировать картинками, чуть позже, может быть, помещу. Я использую традиционные индийские мудры, плюс кое-какие разработки, сделанные мной и некоторыми моими друзьями, чьи имена, к сожаленью, я не могу назвать по причине их незаинтересованности в популяризации себя как-либо.

Оч. позновательно , а картинки я буду ждать , это очень важный момент точно видеть образ мудры. Спасибо  :05:
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 06, 2008, 20:04:05
Адеш!

Адеш!
На собственном опыте заметил что дхъяна-мудра очень эффективно подходит для созерцательных практик вроде випассаны, тратаки и т.п. чем джняна-мудра, которая  усиливает жар в ногах и нижней части корпуса.

Так же есть вопрос, как держать руку во время чтения джапы, если она не занята второй малой для отсчета кругов?

Во время джапы обычно "пустая рука" в джняна-мудре, она помогает сосредоточить ум на мантре.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 06, 2008, 20:28:12
Адеш

Вот такая мудра концентрирует прану в муладхара-чакре.
(http://i030.radikal.ru/0807/23/e5a7c656152at.jpg) (http://radikal.ru/F/i030.radikal.ru/0807/23/e5a7c656152a.jpg.html)

А это поэтапные изображения того, как эта мудра выполняется:
сначала
(http://i074.radikal.ru/0807/99/1954e70a90det.jpg) (http://radikal.ru/F/i074.radikal.ru/0807/99/1954e70a90de.jpg.html)

потом
(http://i013.radikal.ru/0807/ed/a7757de00bd9t.jpg) (http://radikal.ru/F/i013.radikal.ru/0807/ed/a7757de00bd9.jpg.html)

Если указательные пальцы распрямить вот в такое положение, то энергия начнет двигаться вверх.
Постепенно поднимая такое положение рук вверх, можно перемещать вместе с руками и прану из муладхары до той чакры, где вы хотите сконцентрировать энергию.
(http://i010.radikal.ru/0807/fe/cfd9bb7f1e8at.jpg) (http://radikal.ru/F/i010.radikal.ru/0807/fe/cfd9bb7f1e8a.jpg.html)

Вообще есть и мудры для каждого центра.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Amon от Июль 07, 2008, 02:28:34
Копирую уже. а можно уточнить мудры для каждого центра ? с фото ? Пожалуйста. У меня есть картинки я могу выложить , но опять же если материал сомнителен то его на потом оставить лучше. Так я и сделал со своими картинками.  :05:
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Алламанатх от Июль 07, 2008, 12:49:37
Адеш, Гуру джи!
Спасибо, очень интересно, заранее спасибо, если будет продолжение.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Amon от Июль 08, 2008, 22:44:01
пробовал , но на втором рисунке стоп сразу , не понятно как там сзади сложить надо  :04:
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Алламанатх от Июль 09, 2008, 00:18:50
Там, по-моему, средние пальцы обхватывают безымянные, которые(безымянные), перекрещены друг с другом.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 10, 2008, 19:40:12
свадхиштхана
(http://i032.radikal.ru/0807/aa/688e336f3dc7t.jpg) (http://radikal.ru/F/i032.radikal.ru/0807/aa/688e336f3dc7.jpg.html)

манипура
(http://i071.radikal.ru/0807/dc/bd8532c86ff6t.jpg) (http://radikal.ru/F/i071.radikal.ru/0807/dc/bd8532c86ff6.jpg.html)

сахасрара
(http://i073.radikal.ru/0807/20/796dfb21867dt.jpg) (http://radikal.ru/F/i073.radikal.ru/0807/20/796dfb21867d.jpg.html)

аджна
(http://i030.radikal.ru/0807/88/96a320199203t.jpg) (http://radikal.ru/F/i030.radikal.ru/0807/88/96a320199203.jpg.html)

в итоге
(http://i017.radikal.ru/0807/56/47f36f9b6ec1t.jpg) (http://radikal.ru/F/i017.radikal.ru/0807/56/47f36f9b6ec1.jpg.html)

анахата
(http://i082.radikal.ru/0807/45/4864502f00c8t.jpg) (http://radikal.ru/F/i082.radikal.ru/0807/45/4864502f00c8.jpg.html)

вишуддха
(http://i039.radikal.ru/0807/ad/a73beee2e38dt.jpg) (http://radikal.ru/F/i039.radikal.ru/0807/ad/a73beee2e38d.jpg.html)
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: shivananda от Июль 10, 2008, 21:36:33
 Адеш!
Большое спасибо за мудры!
Только объясните методику  выполнения как и когда их применять: во время медитации, сколько времени и т.п. ?
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 11, 2008, 10:48:49
Адеш!
Идеально после пранаямы, если хотите сконцентрировать прану в чакрых. Времени для этого много не нужно, обычно две минуты уходит на каждый центр. Это можно делать параллельно с концентрацией на элементах, она описана в "Горакша-вачана-санграхе". Мудры можно использовать как вспомогательное средство и добавить биджа-мантры элементов. 
 :05:
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: крипанатх от Июль 12, 2008, 21:01:57
    Адеш!
 Гуру джи,а насколько всё это может "рабочим" вне руководства Гуру? :wwink:
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogavidya от Июль 13, 2008, 08:40:17
        Адеш!
Гуруджи,насколько необходимо (или желательно)включать эти мудры в садхану?Или это зависит от цели и задач практикующего?
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 13, 2008, 23:03:08
Адеш!
Это зависит от цели самого практикующего, конечно, лучше мудры практиковать с личного разъяснения. Мудра-это, вообще, в йоге фундаментальное понятие.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: लोटा बाबा от Июль 13, 2008, 23:16:49
Адеш, Гуруджи!
Не могли бы вы сказать, а почему пять концентраций на махабхуты, называют именно мудрами?
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 14, 2008, 09:42:23
Адеш!
Мудра, как я уже говорил, это союз пустоты и формы. С точки зрения натхов, концентрация (дхарана) означает духовное сосредоточение т.е. осознание Атмана в объекте. В данном случае, в пяти злементах. Атман за пределами всех качеств и описаний, поэтому, при соприкосновении с пятью элементами, он воспринимается как пять вьом. Есть сосредоточение на внешних объектах и осознание в них Атмана, а есть сосредоточение на элементах в чакрах. Эти концентрации в текстах описаны как внешняя и внутренняя лакшьи.  Посредством них Атман сам себя познает во всей своей трансцендентности. Техники концентрации и описания внутренних лакшьев в виде пяти элементов описаны во многих натховских текстах. Во многих просто указаны разные места локализации махабхут.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: लोटा बाबा от Июль 14, 2008, 19:09:19
Адеш!
Спасибо Гуруджи, интересно. У меня сразу возникло соотношение с практикой кашмирской кхечари-мудры. А еще вот хотелось бы узнать про мудры в натховских текстах типа чанчари, бхучари, агхочари, унмани, я так понимаю джнянендрии связаны тоже с Атманом и пятью махабхутами.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 15, 2008, 19:58:38
Адеш, Leta Baba.

Так все и есть, кашмирская кхечари - это созерцание процессов феноменальных изменений в пустоте своего шива-сознания, которое можно назвать Атманом, Брахманом или Шивой. Так вот, созерцание элементов в этом сознании и будет разновидностями такой кхечари-мудры. В принципе, смена лакшьев тоже может стать одной практикой, взаимодополнение внутренней и внешней лакшьев, экстериоризация и интериоризация. Т.е. какое-то время ты концентрируешься на социальных процессах, а в другое время - на внутренних, по сути, таким образом можно практиковать постоянно.
  А мудры, которые описаны в текстах Горакшанатха - есть связующее звено между двумя лакшьями. Одни тексты упоминают пять мудр, другие - восемь. Сами по себе они связаны с пратьяхарой. В них нужно достичь такого состояния, чтобы глаза видели внешние объекты и не видели их одновременно, уши слышали звуки, но не было цепляния за эти звуки и т.д. Есть у натхов кое-какие практики, связанные с этими мудрами и, по сути, эти они связаны с той же кхечари, которую практикуют в тантризме.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Tolik Divanov от Март 03, 2018, 22:27:20
Здравствуйте (Намасте)! Не могли бы кто-нибудь прояснить ситуцию с джняна-мудрой и ей же чин-мдрой, только в другом положении на коленях? В чем между ними разница, какая из них как правильно называется и какая специфика и назначение каждой из них? По мне замечено, что при интенсивных пранаямах лучше ладонями на коленях, тем более это также связано с удобством при выполнении бандх. При созерцаниях лучше перевернуть ладонями вверх. Но я также видел как гуруджи Матсьендранатх демонстрировал в видео пранаямы с бандхами и этой мудрой ладонями вверх.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 09, 2018, 08:28:27
Я думаю, вы абсолютно правы относительно рук при интенсивной практике пранаямы. С моей точки зрения, эти мудры заимствованы из тантры, и в самих текстах, посвященных в большей степени йоге, они фактически не упоминаются. Тексты, где акцент на йогические практики, переносят фокус на внутренние состояния, которые появляются при практике йоги, а кистевые мудры, если говорить именно об индийских источниках, в большей степени связаны с практикой ритуалов. Поэтому проще держать ладони при пранаяме так, как вам удобно.
   
Что касается джняна- и чин-мудры, в основном мне они встречались в книгах поздних авторов, очень похоже на недавние новаторства типа размещения 12 мантр почитания Сурьи в ряд полудинамических упражнений, которые ныне называют Сурья-намаскар. С джняна- и чин-мудрами, вероятнее всего, произошло что-то подобное. Большинство современных источников рекомендует одну мудру ладонью вверх, а другую вниз, а для чего они, видно из их названия - для обретения "знания" и для "размышления". 
 
В общем-то это все, что пока можно сказать для ваших возможных поисков, выводов и решений что-либо делать или нет, ни больше, ни меньше.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Ra.Tatiana от Март 09, 2018, 09:12:49
Большинство современных источников рекомендует одну мудру ладонью вверх, а другую вниз, а для чего они - видно из их названия - для обретения "знания" и для "размышления". 
Адеш!
Гуруджи, скажите пожалуйста, говорите ли Вы здесь о Абхая и Варада мудрах?
Рекомендовано  ли у Натхов при почитании Духовного Наставника,   визуализировать Сат Гуру в Сахасрара-падме и   совершающего  ладонями эти жесты?  (такую рекомендацию прочитала в книге С. Ратха.)
Прочитала, что: «варада мудра обладает настолько сильным воздействием, что ее постоянная практика может привести к физическому и эмоциональному истощению.»
Могли бы Вы это прокомментировать?
Сердечно кланяюсь.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Tolik Divanov от Март 09, 2018, 18:17:12
Я думаю, вы абсолютно правы относительно рук при интенсивной практике пранаямы. С моей точки зрения, эти мудры заимствованы из тантры, и в самих текстах, посвященных в большей степени йоге, они фактически не упоминаются. Тексты где акцент на йогические практики, переносят фокус на внутренние состояния, которые появляются при практике йоги, а кистевые мудры, если говорить именно об индийских источниках, в большей степени связаны с практикой ритуалов. Поэтому проще держать ладони при пранаяме так, как вам удобно.
   
Что касается джняна- и чин-мудры, в основном мне они встречались в книгах поздних авторов, очень похоже на недавние новаторства, типа: помещение 12 мантр почитания Сурьи в ряд полу динамических упражнений, которые ныне называют Сурья-намаскар. С джняна и чин мудрами, вероятнее всего, произошло что-то подобное. Большинство современных источников рекомендует одну мудру ладонью вверх, а другую вниз, а для чего они - видно из их названия - для обретения "знания" и для "размышления". 
 
В общем-то это все, что пока можно сказать для ваших возможных поисков, выводов и решений что-либо делать или нет, ни больше, ни меньше.
Понял. Буду продолжать как удобно. Спасибо за терпение и разъяснения. Видимо подобные вопросы бесконечны, пока не открыть для себя возможность получения из первоисточников, поэтому постараюсь ограничиться в дальнейшем.
В современных изложениях есть путаница как раз в том, что в одних источниках явно указывают "джняна" - ладонь направлена вниз, "чин" - вверх,  - и в этом их различие. В других наоборот, джняна - вверх. Однако нашел еще такую трактовку, что положение ладоней не важно, а различие в положениях пальцев, при джняне соприкосновение кончиками, при чин - пальцы "внахлест", указательный в основании большого. Меня же больше интересовало именно направление ладоней, нежели тонкая часть ритуалистики и символики, поскольку кроме прочего кажется, что когда вниз, то и вся направленность туда, прорабатывается низ. Я и сам теперь замечаю даже по небольшому количеству доступных классических текстов, многое в новых изложениях действительно дорабатывается, детализация привносится авторами каждым своя.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 11, 2018, 08:04:12
Большинство современных источников рекомендует одну мудру ладонью вверх, а другую вниз, а для чего они - видно из их названия - для обретения "знания" и для "размышления". 
Адеш!
Гуруджи, скажите пожалуйста, говорите ли Вы здесь о Абхая и Варада мудрах?
Рекомендовано  ли у Натхов при почитании Духовного Наставника,   визуализировать Сат Гуру в Сахасрара-падме и   совершающего  ладонями эти жесты?  (такую рекомендацию прочитала в книге С. Ратха.)
Прочитала, что: «варада мудра обладает настолько сильным воздействием, что ее постоянная практика может привести к физическому и эмоциональному истощению.»
Могли бы Вы это прокомментировать?
Сердечно кланяюсь.

Адеш!

Да, такие рекомендации есть и в йогических текстах, и в Тантрах. Например, в "Гхеранда-самхите", там, где стхула-дхьяна, рекомендуется в сердце созерцать Божество, а в сахасраре - Гуру. Иногда встречаются разновидности этой практики, в данном тексте описана Гуру-чакра из 12 лепестков, слоги которой составляет тантрическая Наватма-мантра, а также Парапрасада. Другой пример из "Куларнава-тантры" (гл. 4.117-118): там в описании урдхвамнаи дается практика созерцания Гуру, на самом деле, эта так называемая Чарана-видья тайная, и ее передают только продвинутым практикам. Преданность Гуру крайне важна. В этих шлоках, где описана дхяна на Гуру, он изображен с абхая- и вара-мудрами, он также отождествляется с Шивой. Но вообще, во многих Тантрах такого рода дхьяны на Гуру в сахасраре есть, а абхая- и вара-мудра - это частые жесты очень многих Божеств.
Название: Re: руки и мудры
Отправлено: Ra.Tatiana от Март 11, 2018, 16:33:36
Гуру Джи,  очень, очень  большое спасибо Вам!
С сердечным почтением кланяюсь.