Натха-Сампрадая

Основная дискуссия => Йога в различных традициях => Тема начата: Vikram от Июнь 20, 2009, 00:01:51

Название: Ганеша
Отправлено: Vikram от Июнь 20, 2009, 00:01:51
Джей Шри Ма!
Са према намаскар.

Чаще всего о Ганеше говорят как о преодолевающем препятствия, но мне вспоминается, что это ещё и бог мудрости, а также покровитель детей. Во всяком случае мне знаком именно такой образ, где Ганеша не только преодолевает препятствия на пути преданного, но также дарует невинность, чистоту и целомкдрие. Действительно с точки зрения традиции эти качества ему присущи и если да, то почему они наименее акцентированы?
Название: Re: Мысли о Ганеше.
Отправлено: Rohini от Июнь 27, 2009, 17:38:27
Действительно с точки зрения традиции эти качества ему присущи и если да, то почему они наименее акцентированы?
Аспект мудрости и просвещения у Ганеши очень даже акцентирован в Индии - все студенты Ганеше молятся перед экзаменами :05: .
Название: Ганеша
Отправлено: Vikram от Май 01, 2011, 01:04:02
Адеш!

Хотел спросить про Ганешу. В болшинстве случаев про него говорят, что он олицетворение мудрости, преодоление препятствий, чистоты и так далее. А какой у него более глубокий метафизический смысл? Хотелось бы узнать об этом божестве немного больше. И, как я понимаю он также может проявляться в качестве учителя, как и Горакшанатх, или я ошибаюсь? Просто ощущается какая-то связь, будто они (Ганеша и Горакша) имеют что-то общее, но с разных ракурсов.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Rohini от Май 01, 2011, 02:41:12
Vikram, я тут из нескольких англоязычных источников на русский перевела:

"Голова слона Ганапати на человеческом теле символизирует единство маленького (микро) существа и Великого (макро-) Существа. Термин Гаджа, который обычно означает слона, иногда интерпретируется так, чтобы показать, что “происхождение также является и целью” (га = цель; джа = происхождение). Таким образом, гаджа – это символ такого состояния, где «завершается непроявленное» и где «начинается существование». Человеческая часть образа Ганапати – проявленное начало, а непроявленное - то, которое выше.

В проявленном, материальном мире, где противоположности не часто могут сосуществовать вместе, человек не может быть «Гаджой»; но это может происходить символически. Ганапати Упанишад заявляет: «Ты есть То (тат твам аси)». Этот текст гласит, что живое существо - видимая форма Того, высшей сущности. Человеческое существование, согласно этой Упанишаде, является гармонизацей абсолютного и относительного; Того и Тебя. Истинное знание - реализация единства.

Изображение Ганапати - символ, который постоянно напоминает нам об этой кажущейся невозможной тождественности. Человеку следует поклониться Ганеше, прежде, чем начать что-либо, перед началом любого дела.

Принцип Ганеши (как таттва) превосходит интеллект. Так же, как и в случае с другими индийскими божествами, Ганеша представлен через различные символы: мантры - звуковые воплощения, янтры - графические воплощения, и мурти - скульптуры или изображения.

P.S. Но образ Ганеши очень символичен, богат и многогранен, и значений там столько, что все не охватить, так что любое описание или толкование способно охватить лишь какой-либо маленький его аспект  :05: .
Название: Re:Ганеша
Отправлено: X от Май 01, 2011, 19:44:59
Aдеш! У меня следующий вопрос., про мантры пуджи Mahaganapathy Tarpanam , где  меняется местами в течение 444 раз tarpanas мул-мантра Om Srim Hrim Klim Glaum Gam Ganapataye Vara Varada                                   
Sarvajanam Me Vashamaanaya Svaahaa  Tarpayami namaha, и далее такие слоги типа    sa, irva, nam и др., по 4 раза в каждой модификации. Вопрос в том, что значит перечисление либо имен либо каких-то типов энергии..  правильно я понимаю?  Что это за названия у меня к сожалению не важно с санскритом :) Интересует значение этих транскрипций?
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 05, 2011, 03:34:55
Хотел спросить про Ганешу. В болшинстве случаев про него говорят, что он олицетворение мудрости, преодаление препятствий, чистоты и так далее. А какой у него более глубокий метафизический смысл? Хотелось бы узнать об этом божестве немного больше. И, как я понимаю он также может проявляться в качестве учителя, как и Горакшанатх, или я ошибаюсь? Просто ощущается какая-то связь, будто они (Ганеша и Горакша) имеют что-то общее, но с разных ракурсов.

Традиционно в большинстве индийских направлений, у натхов также, сначала почитается Ганапати, а потом Гуру. И уже после этого – все остальные Деваты. Почитание Ганеши во всех Сампрадаях примерно одинаковое, а Гуру – может отличаться. Чаще всего Ганеша ассоциируется с полнотой (в смысле с обилием энергии); он, как и остальные Боги, – символ «бхоги» (удовлетворения, часто материального), устранения препятствий на пути; а Горакшанатх – йога-рупа. Т.е. Горакшанатх больше символ шуньи (пустоты), именно по этой причине его мало кто способен чувствовать. Он – форма одинокого, отстраненного от чего-либо аскета, хотя прелесть этого в том, что он на каком-то самом высоком уровне включает в себя все, он задает ориентир к этому изначальному источнику. Горакшанатх – корректор пути, в Натха-сампрадае на него ориентированы все основные Гуру, которые выбирают самый быстрый путь и соответствующие ему правила. Хотя натхов много и каждый что-то свое практикует, но всем нужны какие-то общие ориентиры, о которых надо хотя бы помнить и следовать им в соответствии с теми возможностями, которые у тебя сейчас. Горакшанатх – это Шива, но очень непростой: в остальных формах Шивы вам проще ощутить полноту в том виде, который вам легче воспринять, Шива – семьянин, Шива имеет много гневных форм, Шиву акружают веталы, ракшасы и т.д. Он также Благой, дарует то благо в этом мире, в котором мы нуждаемся. А Горакшанатх – все больше надземной. Поэтому это – форма Учителя, соответствующая ориентирам Натха-сампрадаи. Я не говорю в частностях о том, кто как видит природу Горакшанатха, Шивы или Ганеши, а, скорее, в общем. Допустим, Ганеша у натхов тоже имеет йога-рупу или нара-рупу (форму человека), ведь изначально он не был слоноголовым, голову отрубил Шива, он же потом в виде Горакшанатха ему вернул прежний вид, плюс еще сделал бессмертным йогином. Горакшанатх отличается даже от остальных Восьми натхов, потому что он единственный, кто не поддался даже немного каким-либо искушениям, а Матсьендранатх, Гаджакантхарнатх, Адинатх и т.д. – поддались (чуть-чуть :05:). Примерно такие основные отличия у натхов в плане Горакшанатха и других натхов или Божеств. У Ганеши есть две Шакти: Сиддхи и Буддхи, Матсьендранатх в этом плане вообще отличился с Трия-раджьей, Джаландхарнатх возжелал Шакти Шивы, за что был наказан, Бхартрихари был царем и до встречи с Горакшанатхом вел весьма гедонистический образ жизни. То же самое было с другими царями – Дхарманатхом, Гопичандом и др. Какие-то были Богами из разных лок: Сантошнатх, Чауранги (Чандра), Шеша (Ачаланатх), Хануман (Бирбанканатх) и др.

Основное внешнее сходство между Ганапати и Горакшанатхом в том, что они оба являются основой садханы, только Горакшанатх больше, все-таки, йогической. Есть еще одна мало известная связь: Ганеша в Шривидья-упасане – покровитель основы Шриянтры (бхупура), а бхупур – очень непростая вещь, он связан как с муладхара-чакрой, так и с сахасрарой, а также всем тем, что между ними. Бхупур – это кулакула - проявленное и непроявленное. В этом плане Ганеша приближается к сущности Гуру Горакшанатха, где Горакшанатха связывают с поклонением (визуализацией) Гуру в сахасрара-чакре.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Vikram от Май 05, 2011, 08:40:17
Спасибо за ответ.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 05, 2011, 11:33:19
У меня следующий вопрос., про мантры пуджи Mahaganapathy Tarpanam , где  меняется местами в течение 444 раз tarpanas мул-мантра Om Srim Hrim Klim Glaum Gam Ganapataye Vara Varada                                   
Sarvajanam Me Vashamaanaya Svaahaa  Tarpayami namaha, и далее такие слоги типа    sa, irva, nam и др., по 4 раза в каждой модификации. Вопрос в том, что значит перечисление либо имен либо каких-то типов энергии..  правильно я понимаю?  Что это за названия у меня к сожалению не важно с санскритом :) Интересует значение этих транскрипций?

 То, что рекомендуют делать 444 тарпаны, я знаю, но чтобы говорить о мантрах, я должен посмотреть источник, где они изложены.  Здесь есть садхана Махаганапати:
http://nathi.ru/materials/pudzhi/mahaganapati.php (http://nathi.ru/materials/pudzhi/mahaganapati.php)

Вообще Махаганапати – одна из самых известных форм Ганеши; Тантры описывают две его формы, в "Шарада-тилака Тантре" Махаганапати описывается со своей Шакти, которая сидит на его колене. А "Ганешвара-вимаршини Тантра" описывает его без Шакти. Его тело красного цвета, он сидит под деревом Индры Париджата. Когда в его мантре идет речь о подчинении, то подразумевается способность покорить разные силы – микрокосм и макрокосм. Он рассматривается как проживающий на небесах. Соответственно, его почитают в верхней Урдхва-амнае. В Ганапатья-упасане (поклонении Ганеши) разные формы Ганеши могут относиться к разным амнаям, так, например, в восточной находится Вакратунда Ганапати, также Шакти Ганапати и Вири Ганапати. В северной – Уччишхтха, также Субраманья Ганапати. В южной – Харидра и Лакшми Ганапати. В урдхва – Трайлокьямохана Ганапати, и Кула Ганапати – в западной. С амнаями связаны и разные биджи Ганеши: "глум" – западная, "гам" – южная, "гах" – восточная, "глаум" – северная, "гаум" – верхняя.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: X от Май 05, 2011, 13:08:23
Гуруджи спасибо за ссылку - приступаю к практике.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Vikram от Май 05, 2011, 13:23:07
Расскажите, а как звучит легенда про то, как Горакшанатх вернул Ганеше его облик?
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Виктор от Май 05, 2011, 19:24:01
Шри Натхаджи Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

В Ганпапатья-упасане (поклонении Ганеши) разные формы Ганеши могут относиться к разным амнаям, так, например, в восточной находится Вакратунда Ганапати, также Шакти Ганапати и Вири Ганапати. В северной – Уччишхтха, также Субраманья Ганапати. В южной – Харидра и Лакшми Ганапати. В урдхва – Трайлокьямохана Ганапати, и Кула Ганапати – в западной. С амнаями связаны и разные биджи Ганеши: "глум" – западная, "гам" – южная, "гах" – восточная, "глаум" – северная, "гаум" – верхняя.

Гуруджи, скажите пожалуйста, есть ли ссылки на то, к каким амнаям относятся остальные биджи Ганеши - "гим", "гум", "гаим", "глам", "глим", "глаим", "глах"?

Биджа Горакшанатха "гом" - является только биджей Горакшанатха, или так же, биджей какой-либо из форм Ганеши?

Биджа "глом":  таковая существует? - и если да, то чьей биджей является - Ганеши, или какой-либо иной Дэваты?

Интересно еще вот что: если практики почитания Ганеши в разных амнаях разные - то, стало быть, и мантры Ганеши в них - тоже разные. Но в тех случаях, когда в садханах Ганеши в разных амнаях используются одни и те же мантры - биджи Ганеши в них видоизменяются согласно тому списку соответствий, который Вы приводили - или как?

Спасибо.

С глубоким уважением, Виктор.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 06, 2011, 11:00:10
Гуруджи ко Адеш!

скажите пожалуйста, есть ли ссылки на то, к каким амнаям относятся остальные биджи Ганеши - "гим", "гум", "гаим", "глам", "глим", "глаим", "глах"?

Амнаи связаны с силами: сришти, стхити, самхара, аварана и ануграха, а они соотносятся с шестью гласными, которые используются в шаданга-ньясах и могут приставляться к слогам, будь то gaM или glaM.  Но и по отдельности они могут принадлежать каким-то формам Ганеши, например, guM в Херамба Ганапати – это форма, которая является аналогом формы Панча-брахмы: Садьоджата, Вамадева, Агхора, Татпуруша, Ишана.

Цитировать
Биджа Горакшанатха "гом" - является только биджей Горакшанатха, или так же, биджей какой-либо из форм Ганеши?

Могут, потому что форм Ганеши много и у Горакшанатха также много есть разновидностей этой биджи, например, натхи, практикующие Агхору, используют биджу groM.

Цитировать
Биджа "глом":  таковая существует? - и если да, то чьей биджей является - Ганеши, или какой-либо иной Дэваты?

Она встречалась мне в Кубджика-тантрах, но я не встречал ее в тех мантрах Ганеши, которые практиковал я.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 06, 2011, 11:03:19
Расскажите, а как звучит легенда про то, как Горакшанатх вернул Ганеше его облик?

Если коротко, то когда Шива отрубил голову Ганеши и приделал голову слона, а потом понял, что совершил ошибку, он пообещал вернуть ему облик в бессмертной форме. Тогда Шива воплотился в форме Горакшанатха и, путешествуя по мирам, посетил Ганеша-локу. Встретив Ганешу, он вернул ему прежний вид и передал практики лайя-йоги. И сказал, что когда Ганеша завершит садхану, он станет одним из его самых ближайших учеников и будет покровительствовать многим йогинам. Так и произошло, он стал бессмертным сиддхом, одним из Девяти Натхов, у него было много учеников, но два из них наиболее известные – Рамнатх и Паваннатх. Гаджакантхарнатх основал одно из направлений натхов, их место дислокации в Бхудже (штат Гуджарат). Там было много великих йогинов и тапасвинов, они есть и по сей день. Например, в том месте сейчас живет один йогин по имени Ганганатх, он 20 лет практиковал мауну, всем известен своими практиками тапасьи.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Май 06, 2011, 11:08:40
такие слоги типа sa, irva, nam и др., по 4 раза в каждой модификации. Вопрос в том, что значит перечисление либо имен либо каких-то типов энергии..  правильно я понимаю?  

Там вся Махаганапати мантра разбивается на отдельные слоги, а потом каждый слог вставляется в основной текст тарпана-мантры, которая повторяется при возлиянии. Это связано с тем принципом, что каждый слог мантры может обладать своей энергией, в некоторых случаях для реализации мантры рекомендуют мантру прочитать столько раз, чтобы на каждый слог приходился один лакх. Т.е. один лакх – это 100.000 раз. Если, допустим, в мантре 5 слогов – 500.000, если 10 – 1 000 000 и т.п. То же самое вы можете встретить в тантре, в ньясах, когда главная мантра, которую вы практикуете, разбивается на части и эти части раскладываются на все элементы ньясы. Если вы делаете такую ньясу, то вы при этом всю мантру по слогам распределяете по всему телу или важным частям тела, и ваше тело становится телом Божества. Вы же слышали такое высказывание, что мантра – это тело Божества, вот это как раз и выражено в такого рода ньясах. Потом, когда вы после ньясы практикуете мантру, вы чувствуете свое тождество с мантрой.

Когда вы мантру реализуете, то все слоги этой мантры становятся наполненными вашей силой и вы – силой мантры. Вы, например, тот или иной слог мантры можете использовать в каких-то особых целях. Вот почему мантру сначала долго начитывают, потом с ней проводят агнихотру, тарпану и т.д. Ее надо чувствовать как себя самого, т.е. себя – в самом высшем понимании этого определения.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: X от Май 06, 2011, 11:54:23
Спасибо гуруджи. Я кстати всегда когда читаю мантры, страюсь себя сопоставлять с божества. То есть по сути - это призыв божества в свое тело. И правильно ли я понимаю, что получение сидх - это просто напросто присутствие божества в твоих телах ?
Название: Re:Ганеша
Отправлено: X от Июнь 10, 2011, 19:39:57
Гуруджи ко адеш!
расскажите пожалуйста как правильно практиковать садхану со Шри Маха Ганапати махамантра джапавидхи?
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июнь 13, 2011, 15:43:58
Цитировать
получение сидх - это просто напросто присутствие божества в твоих телах ?
Можно сказать и так. Но просто уровень реализации в себе той или иной таттвы Божества у всех практикующих разный, потому у всех  разные сиддхи от такой практики. Это зависит еще от чистоты бхакти, от чистоты своей человеческой мотивации.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июнь 13, 2011, 15:46:26
Цитировать
как правильно практиковать садхану со Шри Маха Ганапати махамантра джапавидхи

А что там в описании надо осветить? В той джапавидхи, что я перевел из книги моего Гуру и выложил, все достаточно неплохо описано, там и элементов-то немного. Видхи состоит всего-то из известных ньяс и джапы.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: X от Июль 04, 2011, 10:52:24
Спасибо гуруджи! Активно практикую.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Jagat от Июль 04, 2011, 21:58:21
Цитировать
как правильно практиковать садхану со Шри Маха Ганапати махамантра джапавидхи

А что там в описании надо осветить? В той джапавидхи, что я перевел из книги моего Гуру и выложил, все достаточно неплохо описано, там и элементов-то немного. Видхи состоит всего-то из известных ньяс и джапы.

http://nathi.ru/materials/pudzhi/mahaganapati.php (http://nathi.ru/materials/pudzhi/mahaganapati.php)
Адеш. А мне вот не совсем ясно, я бы даже сказал непонятно вообще. Первые ньясы вроде еще понятно как выполнять, но там и текст такой что прочитать сложно, а надо наверное правильно произносить каждое слово.

Начиная с муламантра - джапы вообще не ясно - что такое мула-мантра- джапа? Я так понимаю это чтение мантры с перебиранием четок? Надо ли концентрироваться на какой-то чакре?
И далее тоже самое.  :011:  :unknw:

У меня утром часа 3 на практику запланировано на пранаямы, медитацию и асаны. Можно вставать пораньше конечно, но я и так рано встаю. Есть какой-то вариант покороче? Например, сделать вини-йогу и ньясы и читать мула-мантру с медитацией?

Просьба отозваться практиков с данного форума  :vishenka: 

Название: Re:Ганеша
Отправлено: X от Июль 04, 2011, 22:23:42
Мул-мантра-джапа - то есть корневая (основная мантра) божества.
По времени она конечно занимает около 45 минут, я лично читаю 108 раз мантру.  А касанием определенных мест - я так понимаю для очищения чакр..
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Jagat от Июль 04, 2011, 22:30:05
Это просто чтение мантры? С четками?
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Виктор от Июль 04, 2011, 23:05:08
Адеш!

Мула-мантра-джапа - то есть корневая (основная) мантра Божества.

Немножко не так. Мула-мантра-джапа - это и есть рецитация основной (мула) мантры Божества.

По времени она конечно занимает около 45 минут, я лично читаю 108 раз мантру.

По времени один круг чтения (джапы) мула-мантры Дэваты (Божества), конечно, занимает разное время, в зависимости от длины мула-мантры соответствующего Божества, скорости чтения, вида джапы (устно, шепотом, ментально).

Это просто чтение мантры? С четками?

Как правило, это действительно (просто) чтение мантры на четках, (желательно, переданных Гуру, как и сама мантра, (собственно, являющаяся Дэватой)). Если садхана передана с ньясами, желательно, чтобы они также были показаны, объяснены и переданы Гуру.

С уважением, Виктор.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Jagat от Июль 04, 2011, 23:24:09
А без Гуру нельзя никак практиковать эту джапу хоть в каком виде? (сокращенном)  :01:
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Виктор от Июль 04, 2011, 23:31:10
Адеш!

Факт передачи (мантры, садханы в целом), или, хотя бы, благословение на практику, полученное от Гуру - ОЧЕНЬ много значит. Поэтому, практиковать самочинно, конечно, можно - но не нужно.

Можно попробовать получить передачу от ближайших учеников Гуруджи Матсьендранатха Махараджа; вероятно, Гуруджи дал им право на передачу простейших садхан, (по крайней мере, у даршани такое право должно быть).

С уважением, Виктор.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 05, 2011, 16:43:50
У меня утром часа 3 на практику запланировано на пранаямы, медитацию и асаны. Можно вставать пораньше конечно, но я и так рано встаю. Есть какой-то вариант покороче? Например, сделать вини-йогу и ньясы и читать мула-мантру с медитацией?

Просьба отозваться практиков с данного форума  :vishenka:  

Если короче вариант, то часто многие формы джапы сводятся к винийоге, ньясам, дхьяне и джапе. Если этого много, то только до одной джапы, предварительно прочитав асана-мантру, на которой сидишь при джапе.

Цитировать
вида джапы (устно, шепотом, ментально).

Что самое интересное – если изучать глубоко практику мантр, то она легко превращается в медитативную йогу, типа лайя или раджа. Некоторые Гуру ее делят на бахир-джапу (вачака, упамшу, манасика, аджапа-джапу) и антар (внутреннюю). Антар-джапа – это когда все внешнее отброшено, есть только вы (Атман) и мантра, и между вами нет ни малейшей разницы. В антар-джапе мантра-йога переходит в наданусандхану. Правда, для последней нужна высококачественная подготовка и чистота.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Jagat от Июль 05, 2011, 17:00:13
Я бы делал и тот что подлиннее но надо бы послушать как к вини-йоге произносятся правильно слова. Есть ли какая-то запись может где в сети?

А если только джапа то это идеальный вариант для меня по времени и читать ее легко.
Так можно читать эту мула-мантру без передачи от Гуру? И еще - обязательно ли чиать и как джапа-наиведью?

Я обычно сижу в ваджрасане (на лодыжках, пятки сзади) или в сиддхасане (со скрещенными ногами когда ноги отекают, но минут 20 могу и в ваджрасане). Какие асана-мантры для этих позиций? Я правда не совсем понимаю для чего они читаются - это мантры посвященные асане?  :018:   
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Jagat от Июль 05, 2011, 17:02:19
Цитировать
обязательно ли читать и как джапа-наиведью?

в смысле - она идет после мула-мантра-джапы - это просто однократное повторение в конце после ретитации мула-мантры или также многократное?
Название: Re:Ганеша
Отправлено: X от Июль 05, 2011, 17:13:48
Асана-мантра позволяет очистить то место где сидите, таким образом энергия мантры не уйдет мимо Вас. Поищите, здесь они на сайте есть.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Jagat от Июль 05, 2011, 18:01:32
Эта?
sat namo ādeś | gurujī ko ādeś |
oṁ gurujī man māru maida karu karu cakanācūr |
pāṅc maheśvar ājñā kare to baiṭhū āsan pūr |
śrī nāthajī gurujī ko ādeś | ādeś |




Название: Re:Ганеша
Отправлено: X от Июль 05, 2011, 18:15:52
Мантры для асаны

Мантра для асаны очень важна; обычно в традиции она считается необходимой. Асана в данном случае - это место, где Вы сидите, совершаете дхьяну, пранаяму, джапу, пуджу, хому и пр. Существует много вариантов асана-мантры.

Асана-мантра читается следующим образом. При себе необходимо иметь "патру" с водой, это небольшой сосуд с чистой водой для "ачаманьи" (очищения). Нужно набрать немного воды в правую ладонь и окропить асану с мантрой:

    sat namo ādeś | gurujī ko ādeś |
    oṁ gurujī man māru maidā karu karu cakanācūr |
    pāṅca maheśvara ājñā kare to baiṭū āsana pūra |
    śrī nāthajī gurujī ko ādeś | ādeś |
    om sat namo ādeś |
    om gurujī ko ādeś |
    om sadgurujī nāthajī gurujī ko ādeś ||

или

    oṁ krīṁ devaya śeśanagaya dharana dharaya āsan dhidha siddhaya sādhāna prityartha dhridha kuru kuru me

Или еще такой распространенный вариант:

    oṁ apāvitraha pāvitro vā sarvavasthangatopi vā yaḥsvaretpundriśkaśaṁ sa vāhamyentaraḥ ṣuciḥ

Далее нужно сесть на асану, и, набрав еще воды для ачаманьи в правую руку, трижды произнести мантры и символически отпить воду три раза.

    om sat namo ādeś |
    om gurujī ko ādeś |
    om sadgurujī nāthajī gurujī ko ādeś ||

После этого можно практиковать садхану в виде мантра-джапы или другие.

Источник здесь: http://www.nathi.ru/read/practice/mantras/usemantras.php
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Viveknath от Июль 05, 2011, 18:21:28
Какие асана-мантры для этих позиций? Я правда не совсем понимаю для чего они читаются - это мантры посвященные асане?

Асана — это место, или пространство, в котором пребывает наше сознание (или Атман). Этим местом может быть тело, и тогда асаной мы называем конкретную позицию, или форму, тела. Когда восприятие присутствия Атмана расширяется за пределы физического тела, асаной становится также окружающее нас пространство. Асана-мантра как раз и предназначена для "тонкого" очищения этого пространства.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Июль 05, 2011, 21:54:44
Асана-мантру упомянули верную, есть еще асана-лаганека – тоже очень популярная. Соглашусь с Вивекнатхом и еще немного добавлю: дело в том, что ньясы вызывают в теле спандану (духовные вибрации) и тем самым интегрируют энергии разных частей тела. Ньясы распределяют вибрацию мантры по всему телу, и поэтому вы, мантра и Божество мантры становитесь одним целым. Асаны в виде питх (мест), где вы сидите или где почитается Божество, – это огромная и непростая тема. Дело в том, что некоторые питха-мантры и энергии могут почитаться как на том месте, где делается практика, так и в своем теле, иногда используются оба варианта. Может также ньяса делаться для себя и для Божества в янтре, в хоме или же в своем теле, на то она и тантра, чтобы реализовать единство себя и Деваты, и соответствующих совершенств, связанных с Деватой. Поэтому эту тему надо серьезно изучать, тогда станет лучше понятна связь между асаной как положением тела, асаной как телом в роли трона для Божества, а также для мантры, и асаной как местом, в котором совершается садхана.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Трилокинатх от Август 15, 2011, 22:59:35
Адеш, Гуру Джи!

Не могли бы Вы рассказать про такой аспект Ганеши как Bade Ganesha, которому посвящен храм в Удджайне?
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 11, 2011, 14:36:13
Не могли бы Вы рассказать про такой аспект Ганеши как Bade Ganesha, которому посвящен храм в Удджайне?

Это местная форма Ганеши, я знаю о ней очень мало, так как сам там не был. Знаю только то, что эта форма самопроявленная (сваямбху) в том месте. В Индии вообще много своих "местечковых" верований.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Vikram от Январь 30, 2012, 11:08:30
Знаю, что Ганеша атхарва ширшу читают в контексте пуджи, можно ли её читать отдельно саму по себе? И что это вообще за разновидность текстов - атхарва ширши?
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Февраль 07, 2012, 11:27:28
Гуруджи ко Адеш!

Это текст, базирующийся на "Атхарва-веде", где Ганеша рассматривается как творец, созидатель и разрушитель, и является проявлением Высшего Брахмана.  
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Adhyatmanath от Февраль 24, 2012, 00:02:51
Интересный комментарий на 77 имя в Шри Лалита Сахасранаме.
Та, Которая создала Шри Ганешу смотря и улыбаясь на лицо своего супруга Камешвары.
Тут как понял есть ключ к пониманию 28 слоговой мантре Маха Ганапати.

Kameshwara-mukaloka-kalpita-sriganeshwara (77)

Ganesha was born out of a mere glance of Lalithai at Kameshwara. Ganesha is the first son of Shiva and Parvathi. Bhandasura during the war was witnessing the destruction of his army. In order to avoid further causalities to his army he ordered a yantra by name ‘jaya vignam’ to be kept in the midst of the army of Lalithai. Yantras are powerful, only if infused with mantras. When this yantra was kept, the army of Lalithai started losing their self-confidence. Mantrini devi, who is an authority of mantras, noticed this and reported to Lalithai. This yantra can be removed by the one who has won over puryashtakam which consists of the following eight- 1) 5 organs of action (karmendriyas),2) 5 organs of senses (jnanaendriyas), 3) anthakkaranam (4 in numbers -manas, buddhi, Chitam and ahankaram), 4) 5 pranas (prana, apana, etc), 5) 5 elements (akash, air, etc) 6) desire, 7) ignorance and 8) karma. The total components of puryashtakam are 27 and with this the attributes of Shiva if added takes the total to 28. The moola mantra of maha Ganapathi is 28. When all the 27 components of puryashtaka are destroyed, it leads to attributes of Shiva. The attributes of Shiva (saguna Brahman) leads to pure Shiva or nirguna Brahman (Shiva without attributes). The bliss of realization is attained followed by emancipation. This nama talks about the stages that to lead to emancipation.

Приблизительный перевод.
Ганеша был рожден простым взглядом Лалиты на Камешвару.
Ганеша первый сын Шивы и Парвати.
Бхандасура во время войны был свидетелем уничтожения его армии.
Для, того чтобы избежать дальнейших потерь в своей армии он приказал создать янтру ‘jaya vignam’
которая будет находиться в армии Лалиты.
Янтры бывают сильны когда передаются с мантрами.
Когда эта янтра находилась, армия Лалиты стала терять уверенность в себе.
Мантрине Деви, кто была знатоком мантр,заметила это и сообщила Лалите.
Эта янтра может быть удалена кто победил пурйаштакам состоящей их 8 -
1) 5 органов действий (karmendriyas)
2) 5 органов чувств (jnanaendriyas)
3) anthakkaranam ( 4 - манас, буддхи, Читам и аханкарам)
4) 5 пран ( прана, апана и тд.)
5) 5 элементов ( эфир, воздух и тд.)
6) Желание
7) Невежество и
8) Карма
В пурйаштакаме сумма деталей состовляет 27 и с этими дабавлением признаков Шивы  дает сумму 28.
Мула мантра Маха Ганапати 28.
Когда все 27 деталей пурйаштаки разрушены, это приводит к свойству Шивы.
Свойства, признаки Шивы (сагуна Брахман) приводит чистому Шиве или Ниргуна Брахману ( Шива без принаков).
Блаженство реализации достигается последующим освобождением.
Это имя говорит об этапах, которые приводят к освобождению.



Название: Re:Ганеша
Отправлено: Vikram от Ноябрь 27, 2012, 11:36:44
Джей шри Ма! скажите, а что проявляет собой Ганеша в метафизическом смысле. Вот Горакша - это Парамшива, а Ганеша? Не Шуддхавидья случайно? Просто интересно как эти два божества (Горакша и Ганеша) соотносятся в метафизическом смысле. У мня вот на алтаре как раз они и стоят.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 27, 2012, 12:23:19
Джайя Шива Горакша!

Джей шри Ма! скажите, а что проявляет собой Ганеша в метафизическом смысле. Вот Горакша - это Парамшива, а Ганеша? Не Шуддхавидья случайно? Просто интересно как эти два божества (Горакша и Ганеша) соотносятся в метафизическом смысле. У мня вот на алтаре как раз они и стоят.

Шуддха-видья – это  соединение всех шуддха-таттв, согласно КШ, поэтому, конечно, можно и так воспринимать Ганешу. Ганеша настолько популярен, что без его почитания немыслима вообще любая пуджа, можно использовать его стандартную мантру для любых упасан. Но есть мантры, которые больше подходят для каких-то конкретных Деват: для Матанги – Уччиштха Ганеша, для Лакшми – Лакшми Ганапати, для всех шактийских еще неплохо подходит Шакти Ганапати, для всех Угра Деват (Кали, Пратьянгира, Джвала, Багаламукхи и т.д.) – Вигнешвара Ганапати, хотя для Багалы есть и своя форма. В общем, там много деталей может быть и соответствий, если погружаться в тему тантры. У натхов форма Ганеши может быть или стандартная Экакшара Ганапати "Гам Ганапатаэ намаха", или почитание Гаджакантхарнатха, часто их вместе почитают, так как большинство людей все же с природой бхоги, потому многие просто сочетают форму бхога с йога-рупой. Гаджакантхарнатх, как и все Наванатхи, и Горакшанатх, – пустотный по своей природе, это их роднит с буддизмом, натхи – это всегда направленность на нивритти, все мантры после усилия ведут к уровню нирати-джапы, просто когда мантра становится практикой сахаджи. Пустота и сахаджа – это в целом самое главное для нашей традиции, что и роднит Ганешу как защитника пути йоги и дарователя йогического образования – с Горакшанатхом.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: des от Ноябрь 30, 2012, 04:26:43
Добрый день!

Уважаемый Гуру Yogi Matsyendranatha!

Проясните пожалуйста метафизику ганов и их предводителя.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 30, 2012, 18:39:28
Проясните пожалуйста метафизику ганов и его предводителя.

"Гана" – означает группа, скопление, толпа и т.д., в зависимости от контекста, а "пати" – означает владыка, то же самое, что и "иша" (ईश), потому два имени – Ганапати, или Ганеша. Насколько я знаю, его имя встречается в Ведах, и именем Ганапати называют Индру и Агни, например в мандалах «Ригведы» 10.112.9 и др. Далее, он встречается в «Яджурведе», в «Майтраяния-самхите», «Тайтирия-араньке», в итихасах и др. источниках, особенно в тантрах. Существовал даже отдельный тантрический культ Ганапати, который как самостоятельный не сохранился, но остался как предваряющие или какие-то отдельные практики в разных традициях. Очевидно, если Ганапати рассматривали как самого Индру, который в Ведах занимал главенствующее положение среди Деват, то для Ганапатьев допустимо считать Ганешу как самое высшее Божество, как владыку всех Ганов, живых существ или всего творения. Даже если посмотреть этимологию термина Ганапати, для бхакты Ганеши он – как Шива Пашупати для шайва, владыка живых существ. Есть немало историй в разных традициях и текстах про Ганешу, где-то его отождествляют с сыном Шивы, как и Картикейю (брата Ганеши), но есть версии, что он не сын Шивы, например история о том, что Ганеша появился из крема, которым Парвати умащала свое тело, и потому Ганеша – вполне самостоятельное Божество, и, соответственно, для бхакты Ганеши – самое высшее. Я от натхов слышал версию, что Ганеша прежде имел человеческий вид, потом ему Шива отрубил голову, приставил голову слона и т.д.; впоследствии Шива в виде Горакшанатха вернул ему прежний вид, еще и сделал Сиддха-йогином – Гаджа Кантхарнатхом. Это если коротко сказать. 
Название: Re:Ганеша
Отправлено: des от Декабрь 01, 2012, 06:57:18
Добрый день!

Уважаемый Гуру Yogi Matsyendranatha! Спасибо за ответ!

"Гана" – означает группа, скопление, толпа и т.д., в зависимости от контекста
Можно ли говорить (в определенном контексте), что ганы - это пантеон существ, прислуживающих садхаке? Например, в Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Шива) упоминается, что "Свиту Шивы составляют ганы - духи и демоны". Нигде этот вопрос подробно не освящается, и хоть Википедия сомнительный источник, помогите разобраться.

история о том, что Ганеша появился из крема, которым Парвати умащала свое тело
В этой истории Шива отрубил голову Ганеше, охраняющему покой Парвати. Существует ли аспект, в котором Шива и Ганеша противоборствующие силы? Можете объяснить смысл данного процесса (отрубание головы)?

Спасибо!
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Vikram от Декабрь 01, 2012, 13:46:35
слышал, что Ганеша повелитель духов стихии земли. На западе их называют элементали земли.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: des от Декабрь 01, 2012, 16:31:24
слышал, что Ганеша повелитель духов стихии земли. На западе их называют элементали земли.
В афро-карибских традициях существует сила Эшу, с почитания которой начинается любой ритуал. Эшу открывает/закрывает дороги (21 дорога) и он предводитель адшогунов. По странному созвучно с предводителем ганов (ГанЭша). Адшогуны это отрицательные силы, например, болезни, неприятности и т.д. У него на голове один рог, что похоже на один бивень у Ганеши. Конечно это на уровне догадок, но хороший повод для размышления.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: X от Декабрь 01, 2012, 18:45:53
Гуруджи ко адеш! Джая Шри Горакшанатх!
Я вот еще также встречал такое трактование метафизики Ганапати:
Цитировать
«Гана» означает категория . Все, что мы воспринимаем через органы чувств или сознание, может быть выражено посредством вида, или категории. Первооснова, благодаря которой проявляются все категории, и есть Ганапати, Бог категорий. В итоге это означает источник всего сотворенного мира, т.е. Самого Бога.
На санскрите слон -«gaja»; поэтому Ганапати именуют Гаджанана или Гаджамукха (слоноволикий). Но в слове «gaja» кроется гораздо более глубокий смысл. «Ga» означает «gati», конечную цель, к которой сознательно или бессознательно движется все творение. «Ja» - это «janma», рождение или происхождение. Итак, «gati» означает Бога, из которого вышли все миры и к которому они движутся, чтобы в конце концов раствориться в Нем. Голова слона имеет символический смысл и указывает на эту истину. Другая особенность творения - его двойственный характер, существование микрокосма (suksmanda) и макрокосма (brahmanda). Каждый в точности повторяет другой. Это единство в двойственности и двойственность в едином. Слоновья голова - символ макрокосма, а человеческое тело - микрокосма. Вдвоем они составляют одно целое. Поскольку макрокосм - цель микрокосма, слоновьей части отдано предпочтение: она стала головой.
Наверно, самое смелое провозглашение философской истины - это лаконичное изречение Чандогья Упанишат (Chandogya Upanisat): «tat-tvam-asi» (что ты есть). Оно значит: «Ты, имеющая видимые пределы личность, в действительности Космическая Истина, Абсолют». Слияние черт слона и человека в Ганапати и есть иконографическая интерпретация этого великого афоризма Веданты. Слон символизирует космос, человек - личность. Единый образ подчеркивает их тождественность.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Декабрь 01, 2012, 21:31:24
история о том, что Ганеша появился из крема, которым Парвати умащала свое тело
В этой истории Шива отрубил голову Ганеше, охраняющему покой Парвати. Существует ли аспект, в котором Шива и Ганеша противоборствующие силы? Можете объяснить смысл данного процесса (отрубание головы)?

Может, и есть, в Индии же множество религиозных представлений, но я не слышал ни одной истории о том, что Ганеша против Шивы, за исключением стандартной, когда он не пускал Шиву в место, где Парвати совершала омовение. Насчет отсеченной головы я слышал распространенную трактовку, что Шива выступал в роли Гуру, а Ганеша – в роли дживы и ученика, голова – символ ахамкары, манаса, и что отсекание головы – это что-то типа ахамкара-тьяги (отстранения от эго). Т.е. духовное постижение через не-ум, символ унманы, или амнаска.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Vikram от Декабрь 01, 2012, 23:49:32
Отсекание головы ещё встречается в астрологии. Кету - тело без головы. Слышал что Кету как-то связан с мокшей.
Название: Re:
Отправлено: des от Март 20, 2013, 11:30:53
Добрый день!

Уважаемый Гуру Yogi Matsyendranatha!
Разрешите задать достаточно важные вопросы.

1. Проясните пожалуйста чем отличается Ганеша от Ганапати? Встречал противоречивые мнения. В моем понимании Ганеша это имя божества, а Ганапати нечто вроде должности (предводитель полчищ).

2. В древних текстах описывается, что Ганеша воюет чуть ли не со всем пантеоном девов. Означает ли это, что одновременное почитание Ганеши и деват приведет к войне между ними?

3. В древних текстах говорится что раньше предводителем ганов был Шива, но в настоящий момент нет. Можно услышать ваше авторитетное мнение об этом.

4. Являются ли Ганеша и Шива деватами?

Спасибо Вам за ответы.
Название: Re:
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 20, 2013, 12:31:23
1. Проясните пожалуйста чем отличается Ганеша от Ганапати? Встречал противоречивые мнения. В моем понимании Ганеша это имя божества, а Ганапати нечто вроде должности (предводитель полчищ).

Это просто синонимичные слова. "Иша" – владыка и "Пати" – тоже владыка, "Гана" – живые существа; и то и другое название будет означать "владыка живых существ", точно так же, как и имя Шивы ПашуПАТИ, а здесь ГанаПАТИ. Когда-то существовало отдельное тантрическое направление ганапатьи, которые рассматривали Ганешу как самое высшее Божество, так как в Ведах именем Ганапати называли короля Богов – Индру, также Агни и др., т.е. высших Богов. В некоторых историях он не сын Шивы, а вполне самостоятельное Божество.

Цитировать
2. В древних текстах описывается, что Ганеша воюет чуть ли не со всем пантеоном девов. Означает ли это, что одновременное почитание Ганеши и деват приведет к войне между ними?

А можно ссылки на тексты? Наоборот, Ганеша чаще помогает Богам устранить асуров (демонов): в зависимости от того, какое Божество, с такими он и взаимодействует, например Кшипра Ганапати с Камешварой и Трипурасундари, Вигнешвара с Шарабхой и Пратьянгирой, также Кали, желтый – с особой формой Рудры и Багаламукхи, Уччиштха с Матанги и т.д. Почитание особых Деват, их Ямала (пары типа Кали – Махакала, Лакшми – Нараян (Лакшмивинаяка) и др.), всегда начинается с той или иной соответствующей формы Ганапати. Хотя, конечно, он является Винаякой и может устраивать препятствия врагам (асурам) или устранять препятствия.

Цитировать
3. В древних текстах говорится что раньше предводителем ганов был Шива, но в настоящий момент нет. Можно услышать ваше авторитетное мнение об этом.

Каждая Сампрадая возводит на самый верх свой аспект Брахмана, это нормально. Например, согласно вайшнавским пуранам Шарабха – это Бог Нрисимха (форма Вишну), а согласно шайвитским – это Бхайрава (форма Шивы), который убил Нрисимху, такого много в индуизме.    

Цитировать
4. Являются ли Ганеша и Шива деватами?

Естественно.
Название: Re:
Отправлено: des от Март 21, 2013, 13:53:49
Добрый день!

Уважаемый Гуру Yogi Matsyendranatha!

Цитировать
А можно ссылки на тексты?
Например, цитата из Шива-пураны:
Цитировать
Брахма сказал:
30. Выслушав слова Господа, не зная правды и околдованный неведением, о дорогой, я отправился к Ганеше в сопровождении лучших среди риши.
31. Увидев меня приближающимся, исполненный доблести Ганеша подошел ко мне вплотную. Весьма разъяренный, он дернул меня за усы и бороду.
32. "Прости меня, прости меня, о господин! Я пришел не для того, чтобы сражаться. Я - брахман и должен быть почитаем. Я пришел, чтобы утвердить мир и не дать повода для вражды."
33. Едва я успел это произнести, о брахман, как доблестный Ганеша - юноша, обладающий силой, не свойственной юношам, занес свою тяжелую булаву.
34. Увидев его приближающимся с занесенной булавой, я немедленно пустился бежать прочь.
35. Другие же, шепча "идем, идем!", были обрушены навзничь ударами булавы. Некоторые попадали сами со страху, а другие были повалены им.
36. Некоторые из них примчались к Шиве, дрожа от страха, и поведали в подробностях обо всем случившемся.
37. Видя их в столь бедственном положении и узнав о происшедшем, Хара, искусный в божественных лилах, весьма разгневался.
38. Он отдал приказы Индре и прочим богам, ганам, предводительствуемым Шестиликим Скандой, а также всем духам, призракам и демонам.
39. Те же все по приказу Шивы возжелали убить того гану. Потрясая всевозможным оружием, они прибыли туда со всех сторон света.
40. Каким бы оружием они ни владели, оно обрушивалось с силой на Ганешу. Дикие вопли и плач заполнили все три мира со всем движущимся и неподвижным в них. Обитатели всех миров пребывали в страхе и растерянности:
42. "Срок жизни Брахмы еще не истек, но весь мир уверенно идет к немедленному разрушению. Наверняка такова воля Шивы!"
43. Шестиликий Сканда и прочие боги, что прибыли туда, искусно владели своим оружием.Все они были весьма удивлены.
44. Тем временем, Богиня, Премудрая Матерь Вселенной, явилась взглянуть на происходящее и увидев, пришла в ярость.
45. О великий мудрец, двух шакти создала тогда Богиня для помощи Своему верному гане.
46. О лучший среди мудрецов, одна из тех шакти приняла весьма гневную форму и стояла там, широко разинув свой ужасный рот, подобный зияющей пещере в темных горах.
47. Другая же приняла светящуюся многорукую форму. То была огромная и весьма ужасная богиня, готовая проучить любых нечестивцев.
48. Оружие, что метали боги и ганы, исчезало в ее рту, а затем вновь возвращалось им же.
49. Никакой из видов оружия богов не был виден вблизи булавы Ганеши. Такое восхитительное деяние было сотворено ими!
50. Один единственный юноша разметал все это непобедимое воинство подобно великой горе Меру, некогда служившей мутовкой при пахтании Молочного Океана.
51. Индра и прочие боги были побеждены им одним! Ганы Шивы пребывали тогда полностью сокрушенными.

Разрешите задать еще вопросы:

1. Индра воседает на слоне. Связано ли это как-то с Ганешей? Чувствую, что связано, но не нашел в текстах, каким образом.
2. Есть ли у Ганеши своя лока? Если есть, можете сказать в какой части тела она находится?
3. Постоянно ночью сразу после пробуждения отчетливо вижу красные глаза перед глазами, может ли это указывать на присутствие Ганеши?

Спасибо Вам огромное за ответы!
Название: Re:
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Март 23, 2013, 15:10:27
Разрешите задать еще вопросы:

1. Индра воседает на слоне. Связано ли это как-то с Ганешей? Чувствую, что связано, но не нашел в текстах, каким образом.

Нет, с Ганешей слон Айравата не связан. Просто у всех Богов есть свое транспортное средство в виде животного, у Ганеши – мышь, у Шивы – бык, у Дурги – тигр и т.д., у Индры – слон. 

Цитировать
2. Есть ли у Ганеши своя лока?

Да, есть.

Цитировать
Если есть, можете сказать в какой части тела она находится?

Сложно сказать, потому что разные источники дают разные локализации, чем больше знаешь их, тем больше понимаешь условность, что и где в тонком теле должно находиться. Но чаще всего Ганешу связывают с муладхара-чакрой.

Цитировать
3. Постоянно ночью сразу после пробуждения отчетливо вижу красные глаза перед глазами, может ли это указывать на присутствие Ганеши?

Такие вещи лучше все-таки обсуждать тет-а-тет. В открытом инет-пространстве, не видя человека лично, сложно что-то сказать наверняка, ну и еще есть риск наткнуться на непонимание других людей – достаться может и тем, кто спрашивает, и отвечающим также. Хотя я о себе не переживаю.   :05:  
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Alim от Сентябрь 06, 2013, 09:14:25
Адеш Гуруджи!

Вопрос таков. Какие "Мала" подходят для садханы Ганапати? В некоторых источниках указывается что для почитания Ганеши подходит рудракша-мала, равно как и для почитания Шакти. Хотелось бы уточнить, если всё же рудракша подходит обязательно это должна быть 8-ликая рудракша!? И есть ли иные варианты? Например мала из камней?
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Lakshminath от Сентябрь 06, 2013, 14:42:04
Адеш!
Подходит мала из спхатика (кристалл)
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Adhyatmanath от Сентябрь 06, 2013, 14:57:42
Джая Маа!

Восьмиликая рудракша для четок, кажется дороговато будет.
Может подойти рудракша обычная пятиликая с чередованием со спхатикой.
Подойдут четки из сандала.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Alim от Сентябрь 09, 2013, 00:58:25
Адеш!
Подходит мала из спхатика (кристалл)
Адеш!
Благодарю за ответ.
Можно уточнить какого рода спхатика (кристалл) подходит?

Название: Re:Ганеша
Отправлено: Lakshminath от Сентябрь 09, 2013, 10:27:07
Например, такая (http://www.craffts.com/product-images/9301_1_org.jpg)
Вообще, в гугле в поиске картинок достаточно набрать "sphatik mala" и вы увидите все возможные варианты  :05:
Название: Re:Ганеша
Отправлено: नारायण от Сентябрь 27, 2013, 18:41:50
Адеш. А насколько "законно" использование четок из рудракши для поклонения не только Шиве или Ганапати, но и других деват?
Вернее, если уточнить, имею ввиду использование исключительно одной малы (например, только рудракши) для всех случаев (да бы не плодить кучу разных мал, например). Благодарю.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Сентябрь 28, 2013, 09:01:28
Джайя Гуру Горакшанатх!

Вернее, если уточнить, имею ввиду использование исключительно одной малы (например, только рудракши) для всех случаев (да бы не плодить кучу разных мал, например). Благодарю.

Мой Гуру говорил, что можно, но у садхаки должна быть главная мантра. Многие мантры и деваты могут вести вас к верхней амнае, тогда на рудракшу можно читать любых деват.
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Alim от Октябрь 28, 2013, 03:54:01
Гуруджи ко Адеш!

Правильно ли я понимаю!? Если есть рудракша можно совершать с ней ганапати-садхану, рассматривая Ганешу как проявление Шивы(так как что вообще не его проявление!? :018:) Или же тут есть какие-то тонкости которые возможно объяснить только непосредственно через Дикшу?

Заранее благодарю за ответ.

Ом Намах Шивайя
Название: Re:Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 28, 2013, 14:15:19
Да, это именно так, Ганапати иногда и сам рассматривается как Ишвара.
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Alexandros от Октябрь 18, 2018, 16:37:55
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!

Недавно натолкнулся на книгу Бухнеманна "Тантрические формы Ганеши" и, читая про Махаганапати, увидел, что он даёт следующую последовательность атрибутов в руках Махаганапати:
В правых руках Махаганапати (сверху вниз):
1. Лотос.
2. Аркан.
3. Водяная лилия.
4. Рисовые стебли.
5. Бивень.
В левых руках Махаганапати (сверху вниз):
1. Диск.
2. Трезубец.
3. Лук из сахарного тростника.
4. Булава.
5. Лимон.
В хоботе сосуд с драгоценными камнями.
Насколько важно точное представление атрибутов согласно данной схеме (например, в третьей правой руке обязательно должна быть водяная лилия, а не что-то ещё)? Или можно атрибуты представлять в руках Махаганапати в произвольном порядке?

В общеизвестных изображениях Махаганапати сложно увидеть следование единой схеме. Есть ли выработанные канонические изображения Махаганапати (и других Деват), на которые можно опираться для Дхьяны? Мне понравилось следующее изображение, оно почти соответствует схеме, если поменять местами правые и левые руки, а лотос поменять с водяной лилией (хотя то, что там в руке, не очень похоже на водяную лилию):
https://i.imgur.com/NvGfS1o.png

Заметил, что в некоторых местах водяную лилию (utpala) называют красным лотосом (а на изображении он синий). Вообще, здесь путаница с лотосами, буду рад за прояснение вопроса, я может и сам бы разобрался с вопросом, но санскрит я пока что знаю очень плохо.

Кстати, в Дхьяне Махаганапати, данной Вами и встречаемой в ряде книг, не хватает трезубца:
bījāpūra gadekṣukārmukarujā cakrābjapāśotpala
vrīhyagrasvaviṣāṇa ratnakalaśa prodyatkarāmbhoruhaḥ

Заметил также, что на некоторых изображениях Махаганапати вместо трезубца расположено что-то ещё (не смог толком разобрать). Насколько важны эти различия?

И дополнительно вопрос при почитании Махаганапати можно ли использовать мурти Ганапати с четырьмя руками - принципиально ли это? Можно ли этот мурти также потом использовать при почитании других форм Ганапати? Как можно правильно освятить его мурти, я читал немного про Прана Пратиштху, но не совсем понял как правильно её совершать (да и само описание Прана Пратиштхи отличается в разных текстах).
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Alexandros от Октябрь 18, 2018, 16:46:10
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!

Извините, ещё забыл спросить, как корректнее перевести биджапура/матулунга - как лимон или гранат?
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 18, 2018, 19:48:06
Извините, ещё забыл спросить, как корректнее перевести биджапура/матулунга - как лимон или гранат?

Пура - то, что содержит внутри себя, и биджа - семена или зерна. Это именно гранат, а не лимон. А количество рук и их атрибуты разберем, как будет времени у меня побольше (у меня-то всего две руки :016:).
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Alexandros от Октябрь 22, 2018, 09:57:52
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!
Пура - то, что содержит внутри себя, и биджа - семена или зерна. Это именно гранат, а не лимон. А количество рук и их атрибуты разберем, как будет времени у меня побольше (у меня-то всего две руки :016:).
Санскрит всё больше и больше изумляет меня своим изяществом. Благодарю за Ваше разъяснение, меня смутили онлайн переводчики (при этом в книжных переводах на английский переводят "биджапуру" правильно - как "гранат"), а в одной из Дхьян Махаганапати вместо "биджапуры" было написано "матулунга". Терепеливо жду, когда у Вас дойдут руки до ответов на другие вопросы.
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Октябрь 30, 2018, 23:59:47
Alexandros, я думаю, что тут все просто с последовательностью. В некоторых садханах божеств, например, в янтрах и не только принято в определенной последовательности почитать и атрибуты в руках. Они соотносятся, например, с определенными частями янтр, как, допустим, в янтре Гухьякали и др., или почитаются части тела божества. В таком случае последовательность фиксирована, как это описано в конкретном тексте, но это только в том случае, когда у вас есть этот текстовый материал или вам ваш Гуру так передал. Индусы часто выкладывают материалы с сокращениями или с какими-нибудь इत्यादि "итьяди" (и т.д.) или पूर्वादि "пурвади" (от востока и т.д.), и думай, что это за "и т.д." :05:. Или говорится "цветочек", а имеются в виду, например, половые субстанции, надо догадаться, о чем это. Может, кто-то так пишет отчасти специально, чтобы их не смогли проюзать как бы люди, но уже подрастающие асуры или просто шизы :016: (в чем я этих Гуру и понимаю, постоянно сталкиваюсь с подобным). А может, подразумевается, что текст рассчитан на тех, кто уже хорошо знаком с основами. А может, и то и другое. В любом случае, пока как минимум оригинала текста той или иной садханы не будет, сложно что-то говорить. "Утпала" - это обычно голубой лотос, а красный называют "камала". Встречаются его формы с разным количеством рук: с четырьмя, с восьмью, с десятью, я так понимаю, чем больше рук - тем больше энергии. Это все опять же зависит от конкретного текста, и есть ли там конкретно описание и почитание такого образа. Но мне Гуру говорил, что нет проблем, если нет какого-то определенного образа; возьмем Багаламукхи, ну нет у вас мурти с четырьмя руками - не проблема, используйте с двумя, даже если это Багаламукхи урдхвамнаи. Главное - сама таттва. Что касается тришула, тут все просто: если его нет в описании, то просто нет, а если есть - то есть. Конкретно в тексте дхьяны.
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Alexandros от Ноябрь 05, 2018, 16:41:05
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!

Благодарю за Ваш ответ, Вы очень многое разъяснили. Кстати, недавно нашёл в авторитетном тексте описание Махаганапати и Его Дхьяну, описывающую четыре руки (и ничего не говорится про супругу), Янтра тоже совсем другая, если Вам интересно, могу отправить Вам название источника.

Буду очень рад услышать от Вас, как можно сделать Прана Пратиштху для мурти Ганеши. Или для этого вначале нужно реализовать Его мантру?
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 07, 2018, 14:49:40
Благодарю за Ваш ответ, Вы очень многое разъяснили. Кстати, недавно нашёл в авторитетном тексте описание Махаганапати и Его Дхьяну, описывающую четыре руки (и ничего не говорится про супругу), Янтра тоже совсем другая, если Вам интересно, могу отправить Вам название источника.

Кажется, Махаганапати с Шакти на левом колене они называют Валлабха Ганапати. Конечно, не всегда его с Шакти изображают. Да, скиньте, гляну.

Цитировать
Буду очень рад услышать от Вас, как можно сделать Прана Пратиштху для мурти Ганеши. Или для этого вначале нужно реализовать Его мантру?

Для индусов вообще часто вся практика подразумевает наличие дикши, не важно какой из элементов пуджи вы используете, разве что это не надо для арати, чалис и т.п. Но они часто делают все и без дикш. Я знаю одного тантрика, которого в Индии считают аватаром Шивы (и, кстати, ведет себя без выпендронов), он действительно с массой сиддх (не буду вдаваться в подробности), так у него нет вообще никаких дикш, сам с раннего детства практикует. Я так понимаю, у них у всех, в каком-то смысле, есть посвящение уже от рождения, так как они все проходят санскары, ягнопавиты и др. Но, конечно, тантрические дикши, несмотря на все это, значимы.

Пранапратиштха любого божества имеет схожую структуру, там только в общую модель вставляются имена того божества, которому "прп" совершается. Левой рукой касаетесь сердца, а правой, держа цветок, касаетесь мурти, янтры и т.п. и читаете текст, перенося мысленно из своего сердца Божество в "сердце янтры". Я тут все тонкости технологии выкладывать не могу, сейчас нет времени, только общие принципы могу рассказать. 
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Alexandros от Ноябрь 07, 2018, 16:14:24
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!

Ещё раз большое спасибо за Ваши разъяснения, с Прана Пратиштхой я сам неловко чувствую себя за этот вопрос, и тема с ней действительно, глядя на разные источники, довольно большая, со своими деталями и нюансами.
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 07, 2018, 17:20:01
сам неловко чувствую себя за этот вопрос, и тема с ней действительно, глядя на разные источники, довольно большая, со своими деталями и нюансами.

Вопрос-то понятный, правильный, просто объемный. Прежде чем эти все пранапратиштхи делать, надо еще проделать многое "внутри себя", все начинается с внутренней практики и ею заканчивается. Потому вопросы-то могут быть про прана-пратиштху или патра-садану и т.д., а объяснять же надо тогда и все остальное. Поэтому я и пишу это, очень много раз повторяю, что прийти к какому-то Гуру, взять какой-то элемент, а потом "пойти своим путем великого, гордого, независимого и просветленного человека" - ни хрена не выйдет (я не про вас конкретно, просто общая проблема). Или полная преданность и тотальная – или потеря времени, нравится это кому-то или нет, можно пойти, проматериться, повеситься на прекрасной русской березке, биться головой об стену и кричать "все Гуру - козлы, один я умное и чистое существо, свободный, самый хитрый по жизни казак": или по полной идешь – или не прокатит :016:. Не обмануть все равно никого – ни Бога, ни себя, ни черта.
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Alexandros от Ноябрь 08, 2018, 12:18:38
Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матьсендранатх Махарадж!
Вопрос-то понятный, правильный, просто объемный. Прежде чем эти все пранапратиштхи делать, надо еще проделать многое "внутри себя", все начинается с внутренней практики и ею заканчивается. Потому вопросы-то могут быть про прана-пратиштху или патра-садану и т.д., а объяснять же надо тогда и все остальное.
Понимаю, чтобы вживить Прану, нужно чтобы эта Прана где-то была и чтобы она была соответствующего "качества", чтобы была какая-то связь с Деватой и т. п., иначе мурти так и останется изваянием из глины, бронзы или какого-либо другого материала, если фокусироваться только на внешних аспектах практики.
Цитировать
Поэтому я и пишу это, очень много раз повторяю, что прийти к какому-то Гуру, взять какой-то элемент, а потом "пойти своим путем великого, гордого, независимого и просветленного человека" - ни хрена не выйдет (я не про вас конкретно, просто общая проблема). Или полная преданность и тотальная – или потеря времени, нравится это кому-то или нет, можно пойти, проматериться, повеситься на прекрасной русской березке, биться головой об стену и кричать "все Гуру - козлы, один я умное и чистое существо, свободный, самый хитрый по жизни казак": или по полной идешь – или не прокатит :016:. Не обмануть все равно никого – ни Бога, ни себя, ни черта.
А я то как раз не такое уж и чистое существо, боюсь, что со мной любой Гуру намучается. Во мне много всяких недостатков, да и не знаю, что я мог бы дать Гуру. Вот Ганапати - другое дело, Он - особенный. Говорят, что Он помогает даже таким падшим существам, как я :)
Название: Re: Ганеша
Отправлено: Yogi Matsyendranatha от Ноябрь 08, 2018, 15:35:58
Понимаю, чтобы вживить Прану, нужно чтобы эта Прана где-то была и чтобы она была соответствующего "качества", чтобы была какая-то связь с Деватой и т. п., иначе мурти так и останется изваянием из глины, бронзы или какого-либо другого материала, если фокусироваться только на внешних аспектах практики.

Суть пранапратиштхи становится определенно ясной, если вы просто правильно переведете ее содержание. Там упомянуты ум, органы чувств и т.д. И что это значит? То, что Божество рассматривается по образу и подобию нашему, или можно наоборот посмотреть – мы сделаны по его образу. Если вы посмотрите структуру многих пудж, то там вы омываете стопы Божеству и т.д., почитаете его части тела самыми разными способами, все, как если бы это был ЖИВОЙ человек. А для этого нужно, чтобы он был "живой". Божества понимаются так же, как и мы сами: у нас есть тела с индриями, сознанием, даже разные тела (грубое, тонкое и причинное) – и у Божества тоже. Отсюда и почитание может быть на разном уровне: на грубом, на тонком и на высшем. А тема "телесности" – это отдельный и большой разговор, но одно я могу сказать точно: это все сильно отличается от того, как видят божественность в авраамических религиях, у них, как правило, все трансцендентно, Бог один и далек от нас, а мы грешны и нечисты. Зачастую у них вообще, в принципе, идея о присутствии божественности в нашей реальности и в нас если и присутствует, то весьма фрагментарно. В индуизме Бог тоже может быть Един, но это совсем не мешает ему быть многим и, соответственно, проявленным в разных формах. Говоря иначе, в западных религиях, как сказал их Ницше, "Бог умер". А в нашей традиции он жив – и в нас самих, и в этом мире. Это, конечно, не отменяет того, что для индуизма мир тоже отнюдь не лишен грехов, но для индуизма, в особенности тантризма, мир двояк: совершенен и не совершенен. Идея такова, что если ваша упасана не просто какая-то исключительно запредельная (и такая тоже бывает), но именно в форме карма-канды, тогда надо делать пранапратиштху. Внешнее, однако, не отменяет и запредельность, просто она себя проявляет во внешнем и привычном для нас на уровне наших самых простых чувств, и оживают они именно за счет праны, отсюда и необходимость в пранапратиштхе.