Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Кундалини  (Прочитано 72251 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Raps

  • *
  • Сообщений: 38
Re: Кундалини
« Ответ #105 : Май 13, 2016, 12:15:38 »

Символическое поедание хвоста, очевидно, означает гармонию и самоосознание, очень часто в Индии "поедание" в практиках означает процесс поглощения огнем (светом) сознания предмета постижения, в данном случае, постижение себя. Я в другой теме упомянул историю про Кубджику, она как бы постигает разные аспекты себя, т.е. матрики, связанные с ней Шакти-питхи, но на самом деле, себя саму. Т.е. она восходит вверх, и все лепестки чакр (матрики, или аспекты Кундалини) также пробуждаются.
Адеш, Гуру джи! Спасибо за ответы!
Гуру джи ,а как Вы считаете, первые упоминания о Кундалини появились именно в Кубджика-тантрах?

Вот еще прочитал, что спящая Кундалини держит между своими кольцами яд виша, который как я понял связан с сексуальными активностями. Можете рассказать об этом по подробнее? Что происходит с ним, когда Кундалини поднимается?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6228
    • Традиция натхов
Re: Кундалини
« Ответ #106 : Май 13, 2016, 13:47:46 »

Нет, не только в «Кубджика-тантрах» и почитании Кубджики, просто она хорошо олицетворяет образ Кундалини. Кундалини пробуждается любыми шактийскими традициями, она с ними напрямую связана, также в шайва-садханах, йоге и во многих других. Виша - это категория, противоположная агни, мы очень много эту тему обсуждали в последнее время с моим коллегой Джоном Дюпушем, я думаю, чуть-чуть позже напишу поразвернутей на сей предмет.

Заодно отвечу на остальные посты и в ЛС всем, кто написал. Сейчас просто сильно занят.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 603
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Кундалини
« Ответ #107 : Сентябрь 29, 2017, 00:57:32 »

Адеш!
По теме Кундалини можно посмотреть следующие видеозаписи на нашем канале:
Из сатсангов Гуру Шри Йоги Матсьендранатха
Фрагмент лекции о Кундалини (1)
Фрагмент лекции о Кундалини (2)
Фрагмент лекции о Кундалини (3)
фрагмент лекции Йоги Лакшминатха
А также можно почитать ветку на форуме: Кундалини. Методы пробуждения
Записан

Андрей Дягтерев

  • *
  • Сообщений: 7
Re: Кундалини
« Ответ #108 : Апрель 05, 2018, 22:18:04 »

Мое почтение Гуру и всем практикующим.

Как выполнять шакти чалана мудру?
Бхастрику выполнять до?

Большое спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6228
    • Традиция натхов
Re: Кундалини
« Ответ #109 : Апрель 07, 2018, 20:12:24 »

Шубхамасту.

Мое почтение Гуру и всем практикующим.

Как выполнять шакти чалана мудру?
Бхастрику выполнять до?

Большое спасибо.

Существует огромное количество текстов, которые шактичалани-мудру очень по-разному описывают, и крайне разные рекомендации. Для примера, "Вивекамартанда" (112) рекомендует выполнить шанмукхи-мудру и, сделав вдох, выполнить потом кумбхаку, соединить апану с огнем (праной), направить их в акашу. Согласно "Йога-бидже" (93-97), выполнив кумбхаку, надо "сжать солнце". "Сжатие солнца" может указывать на сокращение живота, что также перекликается с "Хатха-йога-прадипикой" (112), "сурьятпаридхана" - тоже может означать сокращение или движение живота, там также есть выражение "бханоракунчанам" (сжатие солнца), как и в "Йога-бидже". В "Гхеранда-самхите" говорится, что надо вдохнуть через обе ноздри, соединив прану с апаной. Иногда ее комбинируют с кхечари-мудрой и др.

Я так понимаю, шактичалани - означает просто пробуждение и движение Шакти вдоль сушумны, а как вы этого добьетесь, что убавите или добавите, зависит лично от вас и того, как вам скажет ваш Гуру. Если вы упомянули бхастрику, то лично от себя могу сказать, что да, она для эффективности идет именно вначале, до кумбхак, бандх и т.п. Это и логично во всех отношениях. Но там применяются серии бхастрик и прочих манипуляций, идущих параллельно. Но самое главное, о чем надо помнить, что это созерцательный процесс, без него шактичалани точно не получится.     
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Андрей Дягтерев

  • *
  • Сообщений: 7
Re: Кундалини
« Ответ #110 : Апрель 08, 2018, 08:47:44 »

Огромное спасибо
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 222
Re: Кундалини
« Ответ #111 : Апрель 09, 2018, 21:14:40 »

Насколько я понимаю, бхастрика в разных своих видах выполняет роль акселератора для праны. Недавно пересматривал видео с Галахером  , так у него в махамудре везде вначале идёт несколько циклов бхастрика и потом Кумбхака. Причём фантазия на полную - все что можно придумать в махамудре все используется. Хотя суть простая. Понять это можно  - надо духовный товар давать и желательно в  максимально широком ассортименте))))
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: Кундалини
« Ответ #112 : Апрель 09, 2018, 23:02:59 »

Насколько я понимаю, бхастрика в разных своих видах выполняет роль акселератора для праны. Недавно пересматривал видео с Галахером  , так у него в махамудре везде вначале идёт несколько циклов бхастрика и потом Кумбхака. Причём фантазия на полную - все что можно придумать в махамудре все используется. Хотя суть простая. Понять это можно  - надо духовный товар давать и желательно в  максимально широком ассортименте))))
А знаете, я вот к такому же выводу пришел путем практики, что не нужны на самом деле жесткие рамки в этой работе с праной. В данный момент так и практикую, очень разрозненно, то есть фрагментарно в течении одного сеанса, в самых различных сочетаниях. Что интересно, такой подход нигде раньше не встречал, везде весьма жестко фиксированные крии, правда везде свои. С одной стороны фиксированность наверное и правильна, поскольку больше способствует созерцательному процессу,  но с другой стороны методом "сахаджа", то есть ориентируясь по внутренним ощущениям, что нужно в данный момент, идет открытие, техники начинают работать и что-то давать. Но в то же время, конечно воспринимаю как и изъян в практике такой подход, вынужденный, так сказать.
Записан

Андрей Дягтерев

  • *
  • Сообщений: 7
Re: Кундалини
« Ответ #113 : Апрель 14, 2018, 00:41:48 »

В Йога кундалини упанишаде сказано о сарасвати чалане которую необходимо выполнять после шакти чаланы, не могли бы вы прояснить сарасвати чалану? Благодар.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6228
    • Традиция натхов
Re: Кундалини
« Ответ #114 : Апрель 15, 2018, 19:10:45 »

Там говорится о том, что есть два этапа. Первый - Сарасвати-чалана, а второй - прананиродхам (остановка праны, или, говоря иначе, пранаяма). Сначала там описана именно Сарасвати-чалана, в "Хатха-таттва-каумуди" есть ряд пояснений, эта практика называется "лямбика-йога", как подготовка к кхечари-мудре. Это движения для растягивания основания языка, в "Джогапрадипике" Джаятарамы этот процесс делится на четыре этапа: амбика, лямбика, талу и гатика, разные методы удлинения языка. Там же, в ДП, как в "Йога-кундалини-упанишаде", дается практика кхечари-мантры, именно с тантрическими элементами (винийогой, ньясами, дхьяной и самой мантрой), правда, мантры отличаются. Язык связан с Сарасвати-нади, который проходит через него, это особый канал во рту, и рот отличается тем, что в отличие от других индрий он и кармендрия и джнянендрия одновременно. Соответственно, у этого нади в языке есть возможность контроля больших функций, а также Сарасвати-нади имеет связь с сушумной. Дело в том, что во многих Тантрах Кундалини - это не просто некая витальная сила, это сила речи. Если вы правильно рецитируете мантры, стотры и т.д., вы этим можете пробудить Кундалини. Но дело в том, что и тантрики, и ведантисты и другие речь понимают намного шире и глобальней: для физически произнесенной речи – это всего лишь выражение сознания уровней мадхьяма (среднего) и пашьянти (созерцаемой речи), так как в ней Шакти условно отделена от вас (т.е. Шивы) и вы ее можете видеть, и пара, где вы и Шакти - одно целое, там нет "видения", потому видящий и видимое нераздельны. Очень просто, вы не можете говорить или петь, если вы не думаете или не дышите. Если у вас смолкает речь, мысль и дыхание, то вы вернулись к уровню пара. Таким образом, кхечари способствует остановке праны (дыхания). Если у вас язык завернут, вы не можете говорить, а прана направляется в сушумну, ваше дыхание и мысли умолкают. Но я думаю, тексты йоги во многом говорят и в чисто прикладном ключе (то, что все нынче обожают :016:), это конкретные техники для растягивания языка, чтобы завести его как можно дальше назад.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6228
    • Традиция натхов
Re: Кундалини
« Ответ #115 : Апрель 15, 2018, 19:37:15 »

Насколько я понимаю, бхастрика в разных своих видах выполняет роль акселератора для праны. Недавно пересматривал видео с Галахером  , так у него в махамудре везде вначале идёт несколько циклов бхастрика и потом Кумбхака.

Если мне не изменяет память, то, кажется, в "Хатха-таттва-каумуди" в описании капалабхати используется термин "бхастра", т.е. дыхание, как при бхастрике. Поэтому мне интересно большее, бхастрика в махамудре – то понятно, но вот интересно, откуда взялись многие отличия в дыхании, как сейчас все учат в бхастрике и капалабхати? Даже в Индии мне многие йога-учителя встречались, дающие самые разные рекомендации по тому, как там дышать. Что касается натхов, у них все сложнее, они во многом садху и им все равно, что их введет в самадхи, потому эти деления на очень резкое дыхание или где-то менее резкое – для большинства не актуальны. У них то правильно, что лично тебя приведет к пратьяхаре (как минимум). И потом, тексты по йоге сильно отличаются, количество пранаям и прочего в них очень разное, их вообще количество без понимания мало заботит. Вот интересно было бы просто взять и начать в реальных древних текстах разбирать наличие или отсутствие, к примеру, разницы в капалабхати и бхастрике. Может, это для многих страшно, но когда-то же надо разбираться в сути и двигаться к истине.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

grig

  • *
  • Сообщений: 222
Re: Кундалини
« Ответ #116 : Апрель 19, 2018, 21:40:04 »

Я остановился на том что капалабхати это только резкий (мягкий) выдох. Вдох происходит сам по себе как резиновая груша. Хорошо для разминки. Ну а бхастрика это уже тема для споров))) одни говорят что это интенсивное дыхание чисто животом (Кувалаянанда), другие рекомендуют всем объемом легких т е грудью. Я так и делал но потом подсказали что правильней все-таки чисто брюшное дыхание. Да и родственные системы цигуна больше о дыхании животом говорят.  Впрочем эт на любителя) главное сколько идёт Кумбхака - в ней вся соль)))
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: Кундалини
« Ответ #117 : Апрель 20, 2018, 00:13:29 »

Вот интересно было бы просто взять и начать в реальных древних текстах разбирать наличие или отсутствие, к примеру, разницы в капалабхати и бхастрике. Может, это для многих страшно, но когда-то же надо разбираться в сути и двигаться к истине.

Я остановился на том что капалабхати это только резкий (мягкий) выдох. Вдох происходит сам по себе как резиновая груша. Хорошо для разминки. Ну а бхастрика это уже тема для споров))) одни говорят что это интенсивное дыхание чисто животом (Кувалаянанда), другие рекомендуют всем объемом легких т е грудью. Я так и делал но потом подсказали что правильней все-таки чисто брюшное дыхание. Да и родственные системы цигуна больше о дыхании животом говорят.  Впрочем эт на любителя) главное сколько идёт Кумбхака - в ней вся соль)))

 Так-то оно конечно да, но это привычное нам капалабхати ставшее везде стандартом, но небольшой момент в качестве примера: в Гхеранде-Самхите написано, вдыхай через левую ноздрю, выдыхай через правую, затем наоборот. Я даже по невнимательности всегда думал что это обычное известное нам капалабхати, только с быстрой сменой потоков. Потом присмотрелся, там говорится о равномерных плавных вдохах и выдохах, получается это анулома-вилома и больше похоже на нади-шодхану, тогда это уже шаткарма не столько физического вида очищения от слизи, а психического вида очищающих нади систему, а сияющий череп здесь видимо может означать очищение иды и пингалы в месте соединения в голове. Получается практически разные техники названы одинаково, это я к тому что как тогда в текстах докапываться до истины, если изначально нет стандарта, содержится сдвиг в названиях и содержании, а само вполнение вообще не описывается толком.
В бхастрике видимо целесообразно переходить с живота на полные вдохи и верхнее дыхание при продолжительном выполнении цикла, если вместе с этим поднимать праническую силу вверх.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6228
    • Традиция натхов
Re: Кундалини
« Ответ #118 : Апрель 23, 2018, 16:59:16 »

Я остановился на том что капалабхати это только резкий (мягкий) выдох. Вдох происходит сам по себе как резиновая груша. Хорошо для разминки. Ну а бхастрика это уже тема для споров))) одни говорят что это интенсивное дыхание чисто животом (Кувалаянанда), другие рекомендуют всем объемом легких т е грудью. Я так и делал но потом подсказали что правильней все-таки чисто брюшное дыхание. Да и родственные системы цигуна больше о дыхании животом говорят.  Впрочем эт на любителя) главное сколько идёт Кумбхака - в ней вся соль)))

Я в общем-то тоже так делаю, даже в Индии многие так делают. Для расширения темы помещу вот такую шлоку из "Хатха-ратнавали":

अथ कपालाभास्त्रिका
atha kapālābhāstrikā

Теперь капалабхастрика.

भस्त्रिवल्लोहकारणां रेचपूरसुसम्भ्रमौ |
कपालभस्त्री विख्याता सर्वरोगविशोषणी ||५६||

bhastrivallohakāraṇāṃ recapūrasusambhramau |
kapālabhastrī vikhyātā sarvarogaviśoṣaṇī || 56 ||

Необходимо делать быстрые вдохи и выдохи, как при работе кузнечных мехов. Эта форма капалабхастрики избавляет от всех болезней.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 82
  • гастролер
Re: Кундалини
« Ответ #119 : Апрель 30, 2018, 01:25:10 »

Я остановился на том что капалабхати это только резкий (мягкий) выдох. Вдох происходит сам по себе как резиновая груша. Хорошо для разминки. Ну а бхастрика это уже тема для споров))) одни говорят что это интенсивное дыхание чисто животом (Кувалаянанда), другие рекомендуют всем объемом легких т е грудью. Я так и делал но потом подсказали что правильней все-таки чисто брюшное дыхание. Да и родственные системы цигуна больше о дыхании животом говорят.  Впрочем эт на любителя) главное сколько идёт Кумбхака - в ней вся соль)))

Я в общем-то тоже так делаю, даже в Индии многие так делают. Для расширения темы помещу вот такую шлоку из "Хатха-ратнавали":

अथ कपालाभास्त्रिका
atha kapālābhāstrikā

Теперь калабхастрика.

भस्त्रिवल्लोहकारणां रेचपूरसुसम्भ्रमौ |
कपालभस्त्री विख्याता सर्वरोगविशोषणी ||५६||

bhastrivallohakāraṇāṃ recapūrasusambhramau |
kapālabhastrī vikhyātā sarvarogaviśoṣaṇī || 56 ||

Необходимо делать быстрые вдохи и выдохи, как при работе кузнечных мехов. Эта форма капалабхастри избавляет от всех болезней.
Какой интересный нюанс об одинаковости "бхастрики" и "капалабхати" проглядывает. Со своего позволения спрошу у Шри Гуруджи Йоги Матсьендранатха, как заметил Григ, "бхастрика" повод для споров, но если смотреть не на вышину дыхания в легких, а именно на силу вдоха, какова в этом будет роль бхастрики? Если честно сказать по практике иногда замечается в длительных циклах "скатывание" к технике капалабахати. То есть к более незаметному вдоху, получается как бы набор энергии и проталкивание её, а вдох становится более плавным по типу капалабхати чтобы не "рассеивать" обратно набранную праническую силу. Почему я так спрашиваю, создается впечатление, что при переходе на усиленный вдох, как поясняется в современных трактовках бхастрики, происходит нечто типа более очищения нежели накопления, то есть бхастрика очищающая техника нежели капалабхати). С дополнительной стороны если посмотреть на этот нюанс, получится бхастрика нужна вначале, для "раздувания", а капалабхати потом, для вталкивания "огня" вверх в сушумну. Но это я больше изложил просто наблюдение, если кому-то интересно, возможно просто временное ощущения так складывается.
Записан