Адеш!
Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что работа с "двадашантой от кончика носа" происходит не только во время пуджи, но есть и собственно такая практика Пранаямы? (По-моему, Вы говорили, что при этом происходит концентрация на различных цветных точках, расположенных на воображаемой линии, проходящей от кончика носа, под углом, вниз, к груди, и что это определенным образом взаимоувязано с дыханием; но детально практику не объясняли).
Есть несколько таких техник. Одна описана в Виджняна-Бхайрава Тантре, другая - натховская, где нужно сложить ладони и концентрировать взгляд на кончиках пальцев, расположив ладони на расстоянии, соответствующем выдоху. Другая пранаяма, которая используется в пудже Кубджике и Шривидье (правда, там задержка не на вдохе, а на выдохе), - это нади-шоддхана пранаяма, в которой всегда на выдохе мысленно повторяете "рам", на вдохе - "йам", на задержке после выдоха - "лам". Выдох - это выходящий огонь праны, а вдох - поглощение амриты - апаны, задержка - соединение вовне двух элементов: огня и воды, и потом это «соединение» поглощается. В этой пранаяме масса тонкостей, например, там одна рука символизирует собой лингу, другая – йони. В Кубджике Богиню почитают также в своей левой руке особым способом. Но эти практики передают только для дикшита.
Вообще, всегда, когда вы в пудже сделали подношения, вы выполняете специальную мудру, а потом касаетесь межбровья, распространяя «прасад» на свою энергосистему.
В йоге и в пуджах - одни принципы, просто в йоге они внешне упрощены и ужаты, впрочем, если ориентироваться на те же тексты КШ, которые многие называют тантрой, то они скорее больше похожи на йогу натхов. Т.е. это не тантра в том виде, в каком ее понимают большинство индусов, для них тантра - это в основном определенный вид карма-канды и абхичара.
Я знаю, это очень важно. Скажите, пожалуйста, как этого добиться, за счет чего это достигается? Любые ли виды Пранаямы (способы дыхания) пригодны для объединения Праны и Апаны? Существкют ли виды Пранаямы, наиболее подходящие для объединения Праны и Апаны? Как технически это должно происходить? Каковы методы? (Если, конечно, Вы сочтете уместным писать об этом публично).
Объединение праны и апаны - это остановка колебаний праны в теле, при этом вы контролируете многие рефлексы тела и не только - вы контролируете также и колебания своего сознания и вообще свои связи с этим миром. Т.е. при объединении праны и апаны у вас наступает внутренний покой, вы больше не втягиваетесь ни в какие изменения мира, хотя физически и находитесь в этом мире, вы осознаете, что весь окружающий вас мир - это ваш внутренний мир. Разумеется, при этом такая недвойственность не означает «сумасбродство» и «чудение», типа, недвойственную неадекватную юродивость; различение остается, причем оно становится высокоуровневым. Вы обретаете качество Хамсы, подобно тому, как лебедь может отделять воду и молоко, так и вы отличаете, что является чистым, а что - невежеством. Т. е. сущностно реализованная недвойственность включает в себя также и совершенную двойственность.
Пранаямы, в принципе, все ведут к объединению праны и апаны, просто, когда ваши каналы не совсем чисты и преобладает грубость, то нужно использовать разные виды кумбхак, которые описаны в текстах йоги, типа Хатха-йога Прадипики и т.п. Но если ваши нади хорошо очищены, то ваше дыхание сливается с мантрой, используемой в пранаяме, и вы практикуете объединение праны и апаны посредством кевали-кумбхаки. Если у вас кевали-кумбхака легко получается, то она помогает контролю чувств и ума, что делает совершенной практику дхьяны, помогает также и в джапе. Пранаяме в лучшем виде может научить только тот, кто стал реализованным йогином, кто сам прошел путь и имеет глубокий опыт. Обычные инструктора йоги могут научить только подготовке к пранаяме. Инструктора сами периодически должны корректироваться такого рода Учителями, постепенно стремясь реализовать у себя более высокие результаты пранаямы. Здесь просто умности и начитанности маловато, иногда она бывает даже помехой для настоящей практики.