Адеш Авинатх джи!
Т.е. покрытие головы - это как одна из составляющих этикета, проявление уважения к св. месту где находишься, Гуру. Т.е. имеет значение живое чувство, отношение, с которым садхака проводит поклонение какого-либо рода.
Просто в Индии социальная жизнь и духовная – вполне взаимопроникаемы, поэтому отношения с Божествами и людьми очень похожи, если вы приглашаете Божество в место поклонения и совершаете ему служение, то это также и приглашение реального человека в гости и служение ему. Как с людьми существуют разные отношения: нейтральные, служащего и принимающего служение, дружеские, родственные, интимные, так же и с Деватами. Это не как в исламе, например, где одна мысль о том, что ты человеческое сравниваешь в запредельным, приравнивается к греху, язычеству и т.д. Хотя.....
Поэтому приглашение Божества и почитание его – это аналог того, так вы в социуме имеете определенный дресс-код. Например, вы не пойдете в театр в трико или плавках (мы не считаем, что поход в театр – это что-то однозначно духовное), но, как я уже говорил, для индийцев мирское и духовное часто взаимопроникаемо и взаимоотражаемо. Соответственно, в присутствии уважаемых людей в сампрадае, Гуру, при почитании Божеств в храме покрытая голова – это знак уважения.
Вопрос - только ли отношение имеет значение? Например, человек, не тамогунщик, пришел в храм и искренне там поклоняется своему Божеству. Но при этом, в его социуме/традиции не принято, например, покрывать голову, это считается нормальным.
Если в его социуме, то он может так прийти в храм (если он какой-нибудь джняни и грихастха, но не натх, то там такое поймут), но если вы им сказали, что вы натх, и идете с непокрытой головой в храм – это не поймут. Точно так же, если вы придете в храм, допустим, в брюках вместо дхоти. Тогда они задумаются, действительно ли вы натх-садху? Они также усомнятся, что вы ведете жизнь садху, если у вас подстрижены волосы или усы не наголо, а, например, как подравнивание и т.п., – это в садховском обществе не принято, так как считается "прихорашиванием", соответственно, это сансарные привычки. Нельзя также носить одежду с разными надписями, рисунками, как это бывает на футболках и др. Носить одежду не природных цветов типа зеленого, синего, всех, что "ядовиты" на вид и "режут" глаз – можно шафран, красную, черную, желтую, иногда белую, но белая больше для людей семейных и принадлежащих к системе варн.
Очень много есть правил, которые надо знать, когда вы туда едете. Но скорее всего, если вы их нарушите, они не будут иметь сильных претензий, так как понимают, что на Западе мало кто может все соблюдать даже частично, но внутренне они подумают, что вы не садху на все 100, какие у них в Индии. Они потому иногда и не пускают иностранцев в некоторые свои храмы, так как понимают, что все равно человек этим не живет целиком, привык к попсовой йога-физкультуре и может считать, что становление "йога-терминатором", выделяющимся своими необычными способностями в своем обществе для него там важнее, чем искренняя вера. Потому что невозможно искренне уважать то, подо что ты только временно подстраиваешься и не жертвуешь этому всего себя. Они это знают, потому в некоторые храмы иностранцев и не пускают, даже если он говорит, что он хинду. Но таких мест не много.
Насколько я знаю, в таких местах, как на постсоветском пространстве, ходя в дхоти, можно навлечь определенные неприятности, это факт. Что я об этом всем думаю, наверное, говорить публично не буду, чтобы не оскорбить какой-то процент хороших людей. В этом плане индийцы нас часто не понимают, как и русские часто не понимают их.
Интересно, что в христианстве предписано в храмах, церквях женщинам покрывать голову, а мужчинам наоборот - снимать головной убор. При этом монахи и монашки, кроме новоначальных, находятся в храме в головном уборе.
Очень похоже, как и правила для грихастх и садху в Индии, почти один в один, с той лишь разницей, что на Руси не монахам и священникам, а только женщинам нельзя без головного убора.
Я так понимаю (из контекста отчета о парикраме), что слова того маханта относились не только к поклонению в храме, но и поклонению вне его тоже, например, проводя хому где-нибудь, или просто нади-пуджу.
Верно.
Может, этот головной убор, как часть ритуальной одежды, тоже заряжается этой духовной энергией, как некий "якорь" - одел - помогает быстрее настроиться на состояние?
Большинство среди нас думает так, что это что-то внутренне-психологическое, однако есть еще и внешние духовно-социальные факторы: эти все общества кшатриев, брахманов, садху (со всеми их делениями) также являются энергиями, и они с ними взаимодействуют, живя там. А западный человек эти процессы слабо понимает, он понимает через ту йогу и "эзотерические разработки", которые придумали на Западе, что все "внутреннее" самое важное, кто управляет пранами – тому все пофиг и т.д. Я с таким часто встречался. Однако внутреннее, я, я сам, все в моих руках и т.д. – это все может быть тоже формой глубокого эгоизма, а следовательно – нечистоты. Поэтому все же надо интегрально смотреть на их индийскую культуру: даже если нам что-то и не интересно, все равно надо учитывать эти факторы. Общество, в котором живешь, сильно на тебя влияет. Хотя внутренние процессы действительно важны, но энергия есть не только внутри, но и снаружи, и также энергия есть внутри уже наработанных обычаев, и это тоже один из факторов.