Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Что выражают божества в чакрах.  (Прочитано 28573 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Vikram

  • *
  • Сообщений: 376
Что выражают божества в чакрах.
« : Ноябрь 27, 2009, 19:07:36 »

Са према намаскар!
Джей Шри Ма!

Стало интересно то по какому принципу установлено соответствие божеств чакрам, что именно они там выражают. Ганеша в муладхаре это в приципе понятно, а чем обьясняется Брахма в свадистане и Вишну в манипуре. Рудра в анахате в принципе понятно (как я понимаю, потому ,что Атман). Что выражает Хамсанатха в вишуддхи и Адинатха в Агни? Что даёт практикующему помещение этих божеств в чакры?
Записан

Amon

  • *
  • Сообщений: 654
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #1 : Ноябрь 28, 2009, 18:12:50 »

 :05: Адеш

Чакры соответствуют локам , это стоит учитывать .... тоже бы послушал ответ Гуру по этой тематике. Спасибо
Записан
Сто лет жизни как сон

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #2 : Ноябрь 28, 2009, 19:19:15 »

Адеш!
   Эта трактовка Деват в чакрах описана в натховском трактате "Тан-пракаш" как форма внутреннего почитания Божеств, четыре из них являются формой бхакти с качествами (сагуна) и представлены в виде Деват в чакрах: муладхара - Ганеша, свадхиштхана - Брахма, манипура - Вишну и анахата - Рудра. Три других являются ниргуна-упасаной, которая соответствует Дживатме на уровне вишуддха-чакры, Атме - на уровне аджны и Параматме - на уровне сахасрадала-чакры. Божества трех высших чакр вишуддхи - Хамсанатха, аджны - Адинатха (джьоти-рупа) и сахасрара - Горакшанатх (трансцендентная форма Шивы - Алакх Ниранджан, доступная восприятию только в состоянии транса). Есть разные методы медитации на Горакшанатха как Джагадгуру над головой, например, при повторении пранавы (Омкары), направляя с пением мантры поток праны и восприятия в макушку головы, где представляется образ Шивы Горакшанатха.
    Относительно Брахмы (Сатьянатха) и Вишну (Сантошнатха) есть версия, что Брахма родился из золотого зародыша (Хираньягарбха),  проявившегося из вод причинного океана, поэтому натхи Брахму (Сатьянатха) связывают с элементом воды. Вишну - это форма сияния (теджа-рупа), и связана с саттва-гуной.

« Последнее редактирование: Ноябрь 29, 2009, 00:56:15 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Vikram

  • *
  • Сообщений: 376
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #3 : Ноябрь 29, 2009, 02:01:39 »

Спасибо за ответ - весьма интересно.

Если Дживатма ассоциируется с вишуддхи, а Атми с Агни, что тогда находится в анахате по данной схеме? Как это всё можно соотнести с уровнями сознания?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #4 : Декабрь 13, 2009, 13:05:17 »

Викрам, понятие чакр вышло из тантры, а в ней принято  делать разные виды пуджи тем или иным Деватам, но есть много видов восприятия сущности Деват. В тантре эффект внешней пуджи переносится в чакры: как во внешней пудже есть разные уровни восприятия Божеств, так и в чакрах есть разные уровни погружения в природу таттв тех или иных Богов, Шакти и т.д. Когда вы сосредоточиваетесь на форме, то можете за ней видеть нечто, превосходящее в каком-то смысле эту форму, то же самое и в чакрах. А еще, как вы во внешнем пространстве посещаете храмы, питхи и т.д., точно так же Кундалини посещает разные питхи в разных чакрах, где вы получаете самый разнообразный опыт. В одном храме в разное время вы можете обрести разный уровень опыта относительно того или иного Деваты, то же самое и с разными чакрами.
    То, что снизу до вишуддхи, - это принцип формы, что выше - принцип более абстрактный. Но не всегда это может быть так, все зависит от различий тантрических и йогических систем. К сожалению, об этом надо писать много, я только сказал самое общее в двух словах.
« Последнее редактирование: Декабрь 13, 2009, 15:21:48 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 216
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #5 : Декабрь 13, 2009, 20:36:21 »

  Адеш,Гуру джи!
А можно всё-таки дать более глубокий ответ по теме?
Записан

Amon

  • *
  • Сообщений: 654
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #6 : Декабрь 13, 2009, 21:46:50 »

 :05: Адеш!

Я бы тоже хотел с уважением попросить Гуру ответить более обширно
Записан
Сто лет жизни как сон

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #7 : Декабрь 14, 2009, 05:54:30 »

Адеш!
Можно и более глубокий, но вся проблема в том, что чем глубже в лес - тем толще партизаны.  Вы же, надеюсь, догадываетесь, что вся символика чакр в виде буковок санскрита, божеств, шакти, связанная с семи дхату или махабхутами, - неслучайна? Это все имеет метафизическую, религиозную, мистическую окраску. Нравится это кому-то или нет, это их проблемы. Если кто-то верит в то, что чакры можно активизировать, раскрыть, пробудить с помощью только лишь сукшма-вьяямы, дыхательных гимнастик, мудр, бандх или же просто выполнения каких-то пудж, при этом желая от всего перечисленного получить большой личностный рост, и окажется, что этого не произошло, то я в этом точно не виноват. Мир очень большой, и все хотят той или иной работы с чакрами, что-то получить, но получают не все или не очень большие результаты. Экстрасенсы, парапсихологи, оккультисты, нео-шаманы, нео-тантристы, «традиционные тантрики», эзотерики, йоги (хатховцы, Кундалини-баджановцы и др.) - все что-то с чакрами делают. Но у многих из перечисленных (и не перечисленных тоже) очень много мелких проблем,  а также сиддх такого же уровня, как и их проблемы - мелкие «сиддхи» в соответствии с их уровнем осознания себя, того мистического статуса и уровня сознания, на который они реально тянут. А это значит именно то, что причин, по которым они не могут все стать сиддхами, очень много. И оттого, что они не желают во всем разобраться, ни у кого из них ситуация не изменится. Просто, когда я рассказываю что-то серьезное о таких вещах, не все понимают это как следует, эти вещи люди хотят получить в большом количестве и как можно более легким способом, а подобного в этой жизни никогда не было, не будет и быть не может.  Я - честный Учитель, поэтому или говорю, что выполняемое человеком приведет его к хорошему, или просто на просто не говорю ничего вообще, давая возможность тем, кто себя считает великими людьми, понять все самостоятельно. 
     Есть люди, занимающиеся цигун или физической йогой: даже если у них и бывает какой-то небольшой духовный просвет и хорошее состояние «Ци» или «праны» в теле, это открывает возможности сознания в виде тех или иных сиддх. Но если при этом человек не особо думает о своем общем эволюционном уровне, подобные  вещи приходят быстро и так же быстро исчезают. Все это говорит о том, что нужно намного больше всего, чем многие «практики» себе предполагают. И если честно, я пока не встречал хороших книг, объясняющих, что такое чакры, почти не встречал и людей, которые могли бы научить всему тому, что обещано в ряде классических текстов. Есть, конечно, Учителя-колдуны, которые подразвились немного больше, чем простые люди, но все их сиддхи, таких как я уже не вдохновляют. Вот если методы, имеющие отношения к чакрам, ведут человека к моральной чистоте, мудрости, самым разным совершенствам, тогда да - есть в этом смысл. Шизотеризм и беснования как-то не прельщают.  А следовательно, глубоко рассказать - не проблема, только было бы это кому-то реально нужно. 
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2009, 13:40:33 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

крипанатх

  • *
  • Сообщений: 216
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #8 : Декабрь 14, 2009, 11:26:18 »

а выбора-то нет ...? :05:
  Адеш,Гуру джи!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #9 : Декабрь 14, 2009, 16:28:48 »

Понятие чакр имеет прямое отношение к таким явлениям как тантрическая чакра, йогини-чакра, чакра-пуджа; чакры в теле человека - это внутренние эквиваленты перечисленного. Эти чакры в теле можно пробудить двумя основными путями: первый - это тантрические формы упасаны (самые разные); второй - это хатха-йога (в истинном ее виде). Обе практики непростые и требуют более чем серьезного к ним подхода. Я бы даже сказал (вопреки массово существующим мнениям), что хатха-йога сложнее тантры, потому что она является ее эссенцией, и, чтобы ее воспринять в полноценном виде, нужно быть очень непростым существом, наделенным кое-какими наработками, что дано явно не многим. Во-первых, потому что не каждый достигший будет делиться со всеми в той мере, как они того хотят; во-вторых, Учителя такого уровня умеют для неподготовленных "прикинуться" чуть-чуть повыше уровня тех, с кем общаются (и отнюдь не для интриг - законы мира так устроены, и требуют к себе уважительного отношения). А реальный йогин не может жить без такого уважения к этим законам, ибо является существом, к ним более чем расположенным.
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2009, 20:12:14 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Amon

  • *
  • Сообщений: 654
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #10 : Декабрь 14, 2009, 18:55:02 »

Адеш!

Цитировать
что чем глубже в лес - тем толще партизаны
   :016:

Отругали  :142: , но я кажется понял смысл  :10:
Записан
Сто лет жизни как сон

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #11 : Декабрь 17, 2009, 16:36:45 »

Адеш!
Да не отругали, все нормально.  :05: Но если уже чакры рассматривать, как посоветовал Крипанатх, на уровне глубоких знаний, то тогда надо обсуждать все, что с ними связано. Если конкретно Божеств, которых с чакрами связывают разные системы тантры и йоги, то это тема так же велика, как и сама тантра.
Если говорить о той схеме, что упомянул Викрам, то сначала надо понять, откуда появились другие, не менее популярные. А появились они из пяти ртов или лиц Шивы, посему чаще всего можно встретить схему таких Деват: Брахма-Вишну-Рудра-Ишвара-Садашива и Ардханарешвара (единство Ананда- и Чит-шакти). Эта схема также имеет прямое отношение к системе 36 таттв шиваизма, которые все укладывались в систему чакр и микрокосмической структуры человека. Эти Божества имели отношение к амнаям (традициям тантры, появившимся из ликов Шивы). Амнаи имеют прямое отношение к ритуалам ньяс (размещением энергии Деваты в теле через касание руками соответствующих частей тела), и к чакрам также. Это направление пробуждает чакры посредством непростых тантрических ритуалов, однако, что касается йоги Горакшанатха, то она очень сильно отличается от таких практик. Несмотря на то, что они оказали сильное влияние на подходы Горакшанатха, между ними есть небольшие различия. Это не должно грамотных людей делать сектантами, замкнутыми на одну систему. Я сам использую все виды практик, тому же учу и своих ближайших учеников. Просто тантрики в основном были семейными людьми, хотя есть направления тантры, где принята санньяса, например, во многих шривидьевских матхах, в Агхоре и др. Натхи в основном ориентированны на санньясу, но тоже было бы неверным считать, что все натхи, даже имеющие полные посвящения, не могут жить семейной жизнью, что они против женщин и т.п. Есть натхи, которые также понимают ценность каулических пудж с использованием панчамакар, я и таких встречал, но, конечно, если это действительно религиозная практика, а не просто самодеятельность со стремлением "оторваться". Однако надо говорить о ситуации в общем, для большинства индусов санньясин все-таки немыслим как человек семейный и даже немыслим как совершающий ритуалы 5М. Аналогично индусы думают и о тантриках - что большинство тантриков люди семейные. Для семейных людей важен родовой клан, и они "люди места". Садху - это совсем иное, в их понимании, садху - это люди, далекие от социума. Садху - это некий символ смешения традиций, садху могут сегодня в одном храме жить и поклоняться завтра в другом, и все то, с чем они соприкасаются, не ограничено тантрой и ее амнаями (тантрическими направлениями), они ведь могут остановиться в вайшнавском храме, джайнском, сикхском и т.д. Поэтому эта схема - Ганеша-Брахма-Вишну-Рудра и т.д., как я успел понять, - есть некая форма синтеза традиций: все обряды в Индии начинаются с почитания Ганеши, Брахма - дарователь Вед, а Шива - тантры, здесь есть некая иерархия для тантрических садху, которые в целом выбрали путь санньясы. У них - общерелигиозная форма расстановки Деват в чакрах. А расстановка, начинающаяся от Брахмы, Вишну и т.д. - более тантрическая.
« Последнее редактирование: Декабрь 18, 2009, 07:29:37 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Leta Baba

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1745
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #12 : Декабрь 17, 2009, 16:59:57 »

Адеш, Гуруджи!
Очень интересное объяснение Деват в чакрах.  А у меня еще такой есть вопросец в тему. Я от многих тантриков в Индии слышал такое, что, мол, Горакшанатх, его шабар-мантры, да и вообще традиция ориентированы на лоукика (простонародье), если сказать прямо. Как это понимать, насколько они правы? Слышал я и совсем другую теорию от других уже тантриков и, конечно, самих натхов (вполне авторитетных, например, Чанданатха, а он по уровню патриарх, близкий где-то к Аведьянатху). Но, правда, нам с ним не дали много пообщаться, слишком там у них все круто, политик, и все у него ходят по одному бревнышку. Да и не только он, многие другие говорили, что лаукика - это не совсем верно. Еще слышал от некоторых русских деятелей, типа учеников В. Пинцета, что типа натхизм Горакшанатха - это упрощение каулизма Матсьендранатха, я лично уверен более чем, что или Пинцет лох совсем, или его ученики, или они в каулизме слабы, или в натхизме ориентируются совсем слабовато, или скорее всего и то и другое. В общем, хотелось бы услышать ваше развернутое объяснение, заранее извиняюсь, что так много всего спросил, так как в курсе Вашей занятости - в личной переписке Вам нет резона отвечать одному человеку, что луше было бы объяснить всем, чтобы потом по очереди каждый не отнимал время на то, что можно и так прочесть.
Заранее спасибо.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 655
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #13 : Декабрь 17, 2009, 18:33:33 »

Адеш, Гуру джи!
Присоединяюсь к просьбе :)
Записан

Amon

  • *
  • Сообщений: 654
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Re: Что выражают божества в чакрах.
« Ответ #14 : Декабрь 17, 2009, 19:25:01 »

Адеш!

Есть ли у натхов практика похожая на практику - Медитация на шести локах - где проводится мантропения визуализации , для хождения по локам для очистки тела?! Спасибо!
Записан
Сто лет жизни как сон