Скажите пожалуйста , когда Вы говорите что на данный момент Ваджраяновцы себя не связывают с натховской линией Вы вероятно имеете ввиду натховскую линию Горакшанатхи и 9 или 12 школ от него идущих? Вы уверены НА ВСЕ 100 % что ваджраяновцы не связывают себя с натховской линией ? Кто Вам это сказал ? Вы отвечаете за то что все ваджраяновцы так считают? Может быть Вы были в Монастыре Самье? Да даже зачем Самье просто разговаривали на эту тему с тантристами невари ? Вот например Баба Рам Натх Агхори (Гуру Королевской Семьи Непала) даже очень считал что Ваджраяна и Натхи тесно были связанны и сейчас крепко связанны. И его ученники многие из которых сейчас известные Учителя в Индии Бутане Тибете тоже так считают. Только вот все они очень подчеркивают что Ваджраяна / Тантраяна связана не с Горакшанатхами. А с какими то другими натхами прямая линия которых идет от Авалокишвары. О чем четко и подробно написано в текстах Непальской королевской библиотеки. ТО есть понимаете это не версия это традиция . И очень серьезная.
И заметьте Масьендранатх ,Авалокишвара - это все таки буддисткое имя. И я могу Вам на основании аутентичных текстов уверено доказать что с горакшанатковским Шивой Авлокишвара ни когда не в Индии , ни Тибете , ни вы Бенгалии ни в Бутане до 15 века связан не был. А согласно традиции Тантраяны/Ваджраяны Авлокишвара был Великим Мастером Тантры. Потом да индусы когда их стало большинство в Непале подогнали это имя под Шиву а горакшанатхи очевидно под Матсьендранатха. Я например до сих пор понять не могу в Вашей горакшанатховской сампрадайи кто все таки там Шива - Матсьендранатх или Горакша или Даттатрейя?
Я думаю Вы хорошо знаете что Горакша был буддистом и имя его было Ананга Ваджра , а потом он стал поклоняться Ишваре (Шиве) и как пишит Таранатха 15 век коверкать старую свою религию" то есть буддизм. Также Таранатха еще много чего интересного написал про Горакшанатхов. Но само интересное об этом в королевской библитеке Непала. Да и коль Вы затронили тему Кулы то тогда давайте все таки говорит не Ваджраяна а Тантра или Тантраяна.
Уважаемый Борис! Версия того, что якобы Горакшанатх сначала был ваджраянским буддистом Ананга ваджра (Раманаваджра), а потом стал натхом, или наоборот, весьма сомнительна по целому ряду причин. Во-первых, есть немало индийских источников, где Горакшанатх упоминается как являющийся в разные юги в разных местах. Одна история повествует о том, что Горакшанатх появился из волос Адинатха, - это бенгальская версия. Другая - что Горакшанатх вечен, и вся Вселенная и Боги, включая Вишну, Брахму и Махешвару, появились из его дхуни (она является символом света трансцендентного сознания "четана"), поэтому Горакшанатх - это, скорее, изначально бессмертная форма всего Мироздания. Есть еще одна версия, что он появился из пота Творца. Или такая: что он появился из вибхути (священного пепла). Согласно другой, он был рожден от священной коровы, которая символизировала дхарму. Горакшанатх - ученик Сиддха Матсьендранатха, одного из Юга-натхов (Юга-наддха), учителей Традиции Каула, которые соответствуют четырем югам, известным шакти-питхам и амнаям. Горакшанатх упоминается в Брахманда-, Сканда-, Падма- и Шива-пуранах, а также в Брихадараньяка-упанишаде, и еще больше информации в тантрической литературе (Кальпадрума-тантра, Пурашчарьярнава-тантра, Махартха-манджари и др.). Очевидно, что он не мог быть изначально буддистом, но как и многие его ученики, он мог практиковать ваджраяну. Объяснить это несложно, этому вообще много объяснений в тантрах: такой подход существовал у всех индийских тантрических мистиков, они могли открыто в миру быть ведическими брахманами, а по ночам - "кауликами". Каулик для ортодокса-брахмана сродни еретику, нарушающему законы его брахманской традиции. Поэтому сами факты "нарушений" есть не что иное как подход каула-марги. Именно поэтому среди натхов было полным-полно йогинов-мусульман, джаинов, вайшнавов, вирашайвов, буддистов, просто людей из низших каст, а то и вовсе чандалов и каст неприкасаемых. Да и сам каулический обряд, по сути, построен таким образом, что в нем смешивается карма всех участников, и все: с этого момента ты - уже нарушивший все системы каст и разных индийских иерархий, их основные законы. Сочетание своей сампрадаи с другой тоже может рассматриваться аналогичным образом.
В монастыре Самье я не был. Думаю, что здесь есть люди, знающие буддизм, и они могут сказать, что чему соответствует. Я могу сейчас сказать лишь относительно натхизма и индийской тантры (определенных ее направлений). Многие буддисты и натхи на данный момент никак не связаны, во всех натховских местах в Непале: Горкха, Джвала-питх, Мригастхали, Ратаннатх Данг-мандир - фактически нет буддистов. Хотя я встречал, по правде говоря, нескольких натховских садху, которые практикуют некоторые передачи ваджраяны, но надо говорить честно как есть, открыто этого в традиции нет. Хотя, может быть, какие-то Гуру не видят проблем в таком сочетании, но индуистский социум такие вещи слабо понимает, как и многие другие тоже, причем то, что в нем самом существует в завуалированной форме.
Теперь относительно того, кто является Шивой - Матсьендранатх или Горакшанатх. Все Девять Натхов и есть формы Шивы. Другая категория Девяти Натхов, в которой также есть Адинатх, Матсьендранатх и Горакшанатх, - это проявления Вишну Нараяны. Вероятно, такое деление вызвано тем, что в Индии в основном поклоняются Шиве и Вишну, а Брахме фактически нет (кроме его питха в Раджастхане, Пушкар). На это у хинду много своих причин: Брахма - создатель Вед, а они сейчас у индусов соотносятся с правритти-маргой, Вишну и Шива - с нивритти. Шива - создатель Тантры, а Горакшанатх - конкретного ее направления, Шабар-тантры, и также Натха-йоги.