Адеш!
Сапрема намаскара!
чем обусловлено отсутствие смерти как одного из функциональных
состояний сознания в классификации Джаграт-Свапна-Сушупти-Турья-Турьятита?
Ведь, как минимум, сон и смерть явно находятся в одной предметной области. Существует ли в Традиции прояснение этого вопроса?
Заранее благодарен за ответ, мои поклоны
Обусловлено праной. Прана связана как с телом, так и с этими состояниями сознания: как только прана оставляет тело, сознание также выходит из тела, тогда тело умирает, распадаясь на первичные элементы.
Даже если вы в глубоком сне, вы все равно дышите, в самадхи дыхание, конечно, может останавливаться, но оно просто утончается, переходя на другой, более тонкий уровень. Однако связь существует между смертью, засыпанием, выдохом, оставлением мысли и т.д., так же обстоит дело и с бодрствованием, - эти взаимосвязи исходят из принципа кулы (родства тех или иных аспектов проявленного бытия). Кулу, говоря по-русски, можно определить как "симпатическую связь", на ее основе построено все в этом мире, на более простом уровне в человеке такая связь проявляется как связь человека с его определенной конституцией тела, его определенными рефлекторными склонностями, также на уровне чувств, эмоций, ума, - это составляет свабхаву (характер человека). Она двояка: с одной стороны, она иногда душе человека придает силу, a с другой - делает человека уязвимым для самых разных проявлений Майи. Но это я говорю исключительно о самом легко объяснимом простым человеческим языком, а есть связи намного более тонкие, они являются причиной более глубоких процессов, свойственных многим живым существам. Если вы сможете манипулировать своим характером (не давать никому нарастить его тем, что вам не нужно), вы можете получить временную свободу от тех или иных социальных проблем. Но они уходят и приходят заново, даже у самых "вертлявых", хитрых и старающихся стать в этом мире неуязвимыми и безупречными людьми. Так, вы можете, например, стать коварным и гибким "тантриком-абхичарином", но если вы сможете осознать более высокие связи, которые изначальны и порождают все остальные, то вы станете йогином. Став йогином, вы сможете управлять снoм, бодрствованием и др., даже смертью. На каком-то уровне вы можете это научиться делать уже в самом начале садханы, полное становление совершенным йогином занимает более десятка лет, конечно, при условии, что ваша садхана постоянна. К садхане нужно относиться как к самому священному в этом мире, именно поэтому настоящие адепты не рассказывают о ней посторонним людям, это связано с вашей душой, и она над миром; к ней нужно относиться как к тому, что по большому счету запредельно вашей ограниченной природе. К ограниченной природе относится еда, сон, бодрствование и многое др. Постепенно все эти аспекты вашего существа очищаются тем, к чему вас ведет садхана, тогда йогин реализует себя как совершенное существо в этом мире. Я таких йогинов видел в Индии, их немного (что объяснимо), но они есть. Вот недавно, например, на Кумбхамеле я встретил Тиратнатха, он махант в храме неподалеку от Джваламукхи-мандира, который был учеником Джнянанатха. Джнянанатх был сиддхом, он прожил больше 200 лет, а потом растворил свое физическое тело и исчез. Иногда встречается информация о таких инцидентах, просто в Индии из этого особо не дeлают "пиар-историй", как на Западе, в Индии к таким святым местные питают респект, а серьезно практикующие садху стараются у таких Гуру почерпнуть как можно больше полезного для личного духовного опыта.