Джайны , в двух главных традициях Джайнизма, Дигамбара и Шветамбара следуют пути который был указан 24 Тиртханкарами . Об этом пути кратко но точно сказано в Tatvartha adhigama sutra , каноническом тексте Джайнизма написанном во 2 веке н.э Ачарьей Умасвати.
Samyag darshan, jnana, chairitrani Mоksha margah.
В традиции Джайнов , цель Мокша Марга – освобождение души (Jiva) от кармы, которая является причиной рождении и смерти в мирах сансары и достижение состояния Siddha . Каждая Джива обладает одинаковым потенциалом чтобы стать Сиддха и каждая Джива , достигшая освобождения , становиться Сиддха и больше не воплощается в мирах сансары обретая Бессмертие.
Для того чтобы понимать какими способами Джайны освобождаются от Кармы и достигают состояния Сиддха, нужно объяснить основные причины которые ведут к формированию у Джива Кармы.
С точки зрения Джайнов , любая деятельность Джива в сансаре вызывает кармический поток (Aswara) состоящий из кармического вещества karma dravya , которая в свою очередь формирует при помощи узлов-связок ( bandha) вокруг Джива , ее кармическое тело (karma sharira). Основными причинами Aswara согласно Tatvartha adhigama sutra являются
1. Mityathva – ошибочные , ложные взгляды ,учения , мнения ведущие Джива к постоянному воплощению в мирах Сансары
2. Pramada- отсутствие воли к Освобождению, отсутствие веры в Освобождение .
3. Kasaya – негативные эмоции, привязанности, желания
4. Avirati- отсутствие Ахимса , отрицание концепции Jiva.
5. Yoga – активность ума, речи и тела.
Итак, под термином Yoga здесь подразумевается любая активность Ума, Речи и Тела как одна из причин кармического потока Aswara то есть то что делает Дживу привязанной к кармическому телу а значит и к сансаре.
Вы можете целый день совершать пуджу и читать священные мантры, выполнять по утрам асаны и пранаяму или выполнять практики с янтрой, равно как и принести в жертву Деватам 100 быков. Но в каждом из этих действий присутствует активность или ума или речи или тела и таким образом все эти действия будут активизировать кармическое вещество сансары через поток Aswara.
Если деятельность ума , речи и тела Джива соответствует моральным принципам Джайнизма которые мало отличаются от моральных принципов многих мировых религий то в этом случаи Джива накапливает Punya ( заслуги) . Природа кармического тела такой Дживы будет саттвической. Некоторые тексты джайнов говорят, что в такой сатвической деятельности Асвара также возникает, но Бандха ( то что привязывает Джива к кармическому телу) нет. Таким образом, духовный, моральный образ жизни Джива не создает новых связей –узлов Бандха между Джива и Карма Шарира а значит и с Сансарой.
В этой связи ,в моей традиции Ахимса рассматривается как одна из сильнейших практик, помогающая накопить Заслуги.
После смерти физического тела Джива , накопившая Заслуги, воплотиться в более высшем ,чистом мире (Urdhva Loka) чем наш. Например, в одном из 12 мирах Девата.
Поэтому в Джайнизме принято почитать именно Сиддха Джива – тех Джива кто достиг Мокши, мира Сиддха Локи , а не например Девата, многие из которых остаются в Сансаре и поэтому именуются Сансари Джива. Деватам также необходимо освободится от кармического тела , пусть даже и обладающего саттвическими качествами.
В случаи же если деятельность ума , речи и тела Джива не соответствует моральным принципам то такая Джива накапливает Papa (грехи) . Природа кармического тела такой Джива- это тамас. Цвет ее тонких тел как правило темно-серый, коричневый, светло-коричневый, серый с синим оттенком. После смерти физического тела , такая Джива воплотиться в низших мирах либо в низших формах.
Таким образом, слово Йога, в традиции Джайнов в соответствии с древними каноническими текстами имеет далеко не одинаковое или близкое значение как в большинстве индуистских учениях, традициях, направлениях и так далее. Уже в 7 веке н.э Haribhadra Suri Yakiniputra в своем труде Yogabinda и Yogasattaka показал различия методов Джайнов и методов традиционной Йоги. С точки зрения Джайнов , чтобы стать Сиддха активность ума ,речи и тела должна отсутствовать. Поэтому главным методом которым достигается Мокша в джайнизме является
Samyag darshan, jnana, chairitrani Mоksha margah.
То есть чтобы достигнуть Мокши ваш Ум , Речь и Тело должны быть в состоянии полного отсутствия Йоги (Samyag) в котором останавливаетcя не только Асвара но и поток Времени .
В наши дни в Джайнизме слово Йога употребляется в разных контекстах в том числе для обозначения пути к Освобождению ( Moksha Marga). Для Джайнов не принципиально как вы назовете этот путь или Учением Сиддхов или Учением Будды или Йогой. Главное чтобы это было на пользу Вам, Вашему Учителю и всем Дживам Сансары. Прекша йога (медитация), основанная Ачарьей Shree Mahapragyaji в 20 веке и включающая в себя древние методы как Джайнов так и Традиционной Йоги является хорошим этому примером