Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: джайнизм  (Прочитано 8677 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ink

  • *
  • Сообщений: 3
джайнизм
« : Февраль 06, 2010, 21:20:15 »

Кто что думает о джайнизме? Есть ли последователи джайнизма среди европейцев?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: джайнизм
« Ответ #1 : Февраль 06, 2010, 21:59:21 »

До Махавиры это была форма натхизма. После Махавиры в учение сделан был акцент на крайних формах аскетизма, ахимсы. Есть у них также и своя йога, прекшака-дхьяна, что-то типа сочетания дыхательных техник и медитации.
« Последнее редактирование: Февраль 06, 2010, 22:13:56 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tirthanath

  • *
  • Сообщений: 22
Re: джайнизм
« Ответ #2 : Апрель 19, 2010, 10:20:27 »

Кто что думает о джайнизме? Есть ли последователи джайнизма среди европейцев?

В Москве есть. Если что-то интересует по религии Джайнов пишите.
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: джайнизм
« Ответ #3 : Апрель 19, 2010, 13:51:37 »

Шри Натха джи Гуру джи ко Адеш!

Меня интересует  :04:  КАк согласуются крайние формы аскетизма в Ахимсе и повседневная жизнь самих практиков такой тапасьи?
Я - не убиваю живых существ, но как мне быть с теми, которые возможно погибают, когда я тренируюсь утром на газоне?

Сразу хочу отметить, когда я говорю о таких концептах как Ахимса - мне не до шуток, так что не надо подозревать меня в сарказме :)

В конце концов - где предел? Растения это тоже живые существа. На моем самопровозглашенном Алтаре стоит великолепный фикус (фикус религиозный, да) иногда он мне даже листями "машет".

Мой вопрос в том, как соорганизовать Ахимсу и питание, например, так, чтобы это было разумно, полезно и не выходило за рамки, простите, "здравого смысла" :)

Примите мои поклоны
Записан

Tirthanath

  • *
  • Сообщений: 22
Re: джайнизм
« Ответ #4 : Апрель 20, 2010, 11:31:39 »

Адеш!

В Религии Джайнов,  Ахимса – как отсутствие  желания или намерения  причинять боль, насилие , вред живым существам,  рассматривается с точки зрения двух важных концепций   Jiva( живая душа) и Karma ( причина рождения и смерти Джива). Для Джайнов, Ахимса – это истинная природа Души Param Brahma. Однако, чтобы ответить  точно именно  на ваш вопрос для начала нужно понять что такое Химса.
Существует четыре вида Химса
1.   Sankalpini himsa – Намеренное , умышленное насилие ,причинение вреда Живой Душе
2.   Virodhini himsa -  Намеренное , умышленное насилие, причинение вреда Живой душе в целях самообороны , защиты себя, близких , народа ,страны.
3.   Graharambhi himsa – Не умышленное ,не осторожное причинения насилия или вреда живой душе в результате домашней деятельности . Например, когда вы строите Дом, колодец, сажаете дерево ,готовите пищу.
4.   Udyog himsa   Не умышленное насилие или причинения вреда во время выполнения своей работы. Ну , например если вы по профессии Агроном и идете по зеленой травке.

Сангха Джайнов делиться на две большие группы. Первая группа это монахи и аскеты
Sadhu\sadhvi и вторая группа это миряне и домохозяины Shravak \shravaki.
Монахи и аскеты принимают на себя Махавраты (большие обеты) и в соответствии с ними выполняют и отстраняются от всех 4 видов Химса. Для них, даже случайное неумышленное причинение вреда  Джива ,порождает поток  Karma Dravya
 ( кармического вещества).
Для мирян же , ведущих обычный образ жизни в социуме, существуют Ануврата (малые обеты). В соответствии с ними , Шравака \шраваки должны обязательно строжайше воздерживаться от первых двух Химса и по возможности воздерживаться от остальных двух .  Согласно текста Пурушартха сиддхи упайя,  « Воздержание от причинения вреда живым существам имеющим два или более чувств, совершаемого путем умышленного действия ума , речи и тела любым из трех способов крита, карита, анумата называется Ахимса Ануврата.» .
Таким образом, для обычного мирянина Джайна важно именно отсутствие намерения, желания специально  причинять вред и насилие живым существам при выполнении домашней работы, учебы, занятия спортом и так далее. Джайны если  занимаются, например, йогой , делают это в специальных местах чтобы избежать причинения вреда Дживам имеющим  два индрья  (два чувства).
 В обычной деятельности, Джайн следует  irya-samiti (бдительности при ходьбе) . Что это значит.? Если у Джайна есть возможность идти по асфальтированной дороге , но дорога по траве , через поле, будет в разов 5 короче, то Джайн выберит первый вариант. Джайн –мирянин также следует принципу adana –nikshepana –samiti ( бдительность при  обращение с вещами и предметами) . Что это значит? Например , Вы работаете грузчиком , поднимаете и переносите и ставите ящики. Перед тем как поставить ящик на пол или землю или стеллаж Джайн внимательно осмотрит то место куда он этот ящик поставит.
В деятельности Джайна мирянина ,важен также принцип  Mano-Gupti то есть контроль ума над вашими действиями чтобы избежать умышленного причинения вреда и насилия. Что это значит? Например, грузчик поднял и перенес много ящиков. В конце рабочего дня он устал и желая выполнить работу побыстрее стал , ставить ящики ,забыв про Ахимсу. Это потеря котроля Ума и состояния Ахимса.Поэтому  Ахимса , важна не только с  точки зрения Кармы но и с точки зрения  Йоги как один из  методов контроля ума в повседневной деятельности и постоянной  концентрации на истинной природе Души (Jiva).
Что касается продуктов, то Джайны вегетарианцы и большая нас часть питается фруктами,  овощами , орехами , разными злаками. Растения в Джайнизме  относятся к категории эка индрья  то есть имеющие одно чувство поэтому их употребление в пищу для мирян не вызывает кармического потока .
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: джайнизм
« Ответ #5 : Апрель 20, 2010, 11:45:53 »

Шри Гуруджи Адеш!

@Tirthanath
Спасибо большое, очень познавательно
ИНтересно узнать так же - дрессировка животных например считает нарушением ахимсы? Я не имею ввиду что бы их лупить конечно я имею ввиду тренировать на выполнение определенных заданий?  И вообще как с точки зрения Джайнов следуется относиться к животным как к равным или все же как "братьям меньшим"?
Записан

Tirthanath

  • *
  • Сообщений: 22
Re: джайнизм
« Ответ #6 : Апрель 20, 2010, 18:48:15 »

Adesh !

Джайны относятся к Jiva воплощенных в теле животных так же как к Jiva воплощенных в человеческом теле. По отношению к животным, мы не используем методы дрессировки. Поведение многих животных не всегда понятно человеку. Правильно говорить о процессе формировании поведения, активности животного  в котором будет максимально отсутствовать Химса а присутствовать Ахимса.
Я приведу не большой пример . Занимаясь ювелирным бизнесом, я изготовляю и продаю ювелирные украшения из драгоценных камней. Согласно учения Джайнов каждый камень имеет Дживу наделенной ека индрья.Любой драгоценный камень можно не только облагородить и привести его форму огранки в совершенный вид но и определенными способами сделать так чтобы он оказывал лечебное воздействие на те или иные органы будующего его обладателя. В этом случаи Jiva драгоценного камня будет накапливать положительную Карму что будет способствовать ее дальнейшему движению на пути к воплощению в более совершенном теле . Если это можно сделать с камнем то нет проблем , чтобы также помощь Дживе животного.
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: джайнизм
« Ответ #7 : Апрель 20, 2010, 23:37:01 »

Adesh!

Большое спасибо за Ваши наставления.
Записан

Kumbha

  • *
  • Сообщений: 15
Re: джайнизм
« Ответ #8 : Апрель 21, 2010, 11:55:59 »

Намаскар!

Tirthanath, могли бы Вы рассказать вкратце, что практикуют джайны? Каковы их методы, техники. Используют ли они разработки йогических традиций, например, натхов, в части хатхи, раджи и т.п.    или у них что-то свое?

Yogi Matsyendranath выше упоминал о прекшака-дхьяне, можно об этом также поподробнее?
Записан

Tirthanath

  • *
  • Сообщений: 22
Re: джайнизм
« Ответ #9 : Апрель 23, 2010, 10:21:16 »

Джайны ,  в двух главных традициях Джайнизма,  Дигамбара  и Шветамбара  следуют пути который был указан  24 Тиртханкарами  . Об этом  пути кратко но точно сказано в Tatvartha adhigama sutra , каноническом тексте Джайнизма написанном во 2 веке н.э Ачарьей Умасвати.
Samyag darshan, jnana, chairitrani Mоksha margah.
 В традиции Джайнов , цель Мокша Марга – освобождение  души (Jiva) от  кармы, которая является причиной рождении и смерти в мирах сансары и достижение состояния Siddha . Каждая Джива обладает одинаковым потенциалом чтобы стать Сиддха и каждая Джива , достигшая освобождения , становиться Сиддха и больше не воплощается в мирах сансары обретая  Бессмертие.
Для того чтобы понимать какими способами Джайны освобождаются от Кармы и достигают состояния Сиддха, нужно объяснить основные причины которые ведут к формированию у Джива  Кармы.
С точки зрения Джайнов , любая деятельность Джива в сансаре вызывает кармический поток (Aswara) состоящий из  кармического вещества karma dravya ,  которая  в свою очередь формирует при помощи узлов-связок ( bandha) вокруг Джива , ее кармическое тело (karma sharira). Основными причинами Aswara согласно Tatvartha adhigama sutra являются
1. Mityathva – ошибочные , ложные взгляды ,учения , мнения ведущие Джива к постоянному воплощению в мирах Сансары
2. Pramada- отсутствие воли к Освобождению, отсутствие веры в Освобождение .
3. Kasaya – негативные эмоции, привязанности, желания
4. Avirati- отсутствие Ахимса , отрицание концепции Jiva.
5. Yoga – активность ума, речи и тела.
Итак,   под термином Yoga здесь подразумевается любая активность Ума, Речи и Тела как одна из  причин кармического потока Aswara то есть то что делает Дживу привязанной к кармическому телу а значит и к  сансаре.
Вы можете целый день совершать пуджу и читать священные мантры, выполнять по утрам  асаны и пранаяму или выполнять практики с янтрой, равно как и принести в жертву Деватам 100 быков. Но в каждом из этих действий присутствует активность или ума или речи или тела и таким образом все  эти действия будут активизировать кармическое вещество сансары через поток Aswara.
Если деятельность   ума , речи и тела  Джива  соответствует моральным принципам Джайнизма которые мало отличаются от моральных принципов многих мировых религий то в этом случаи Джива накапливает Punya ( заслуги) . Природа кармического тела такой Дживы будет саттвической. Некоторые тексты джайнов говорят, что  в такой сатвической деятельности  Асвара также возникает, но Бандха ( то что привязывает Джива к кармическому телу) нет.  Таким образом, духовный,  моральный образ жизни Джива не создает новых связей –узлов Бандха между Джива и Карма Шарира а значит и с Сансарой.
В этой связи ,в  моей традиции Ахимса рассматривается как одна из сильнейших практик, помогающая накопить Заслуги.
 После смерти физического тела  Джива , накопившая Заслуги, воплотиться в более высшем ,чистом мире (Urdhva Loka)  чем  наш. Например, в одном из 12 мирах Девата.
Поэтому в Джайнизме принято почитать именно Сиддха Джива – тех  Джива кто  достиг Мокши, мира Сиддха Локи ,  а не например Девата, многие из которых остаются в Сансаре и поэтому именуются Сансари Джива.   Деватам также необходимо освободится от кармического тела , пусть даже и обладающего саттвическими качествами.
В случаи же если деятельность ума , речи и тела Джива не соответствует моральным принципам то такая Джива накапливает Papa (грехи) . Природа кармического тела такой Джива- это тамас. Цвет ее тонких тел  как правило темно-серый, коричневый, светло-коричневый, серый с синим оттенком. После смерти физического тела , такая Джива воплотиться в низших мирах  либо в низших формах.
Таким образом, слово Йога, в традиции Джайнов в соответствии с древними каноническими текстами  имеет далеко не одинаковое или близкое значение как в большинстве  индуистских учениях, традициях, направлениях и так далее. Уже в 7 веке н.э Haribhadra Suri Yakiniputra в своем труде Yogabinda  и Yogasattaka показал различия  методов Джайнов и методов традиционной Йоги. С точки зрения Джайнов , чтобы стать Сиддха активность ума ,речи и тела должна отсутствовать. Поэтому главным методом которым достигается Мокша в джайнизме является
Samyag darshan, jnana, chairitrani Mоksha margah.
То есть чтобы достигнуть Мокши ваш Ум , Речь и Тело должны быть в состоянии полного отсутствия Йоги (Samyag)  в котором   останавливаетcя  не только Асвара но и поток  Времени .

В наши дни  в Джайнизме слово Йога употребляется в разных контекстах в том числе для обозначения пути к Освобождению ( Moksha Marga).  Для Джайнов не принципиально как вы назовете этот путь или Учением Сиддхов или Учением Будды или Йогой. Главное чтобы это было  на пользу Вам, Вашему Учителю и всем Дживам Сансары.  Прекша йога (медитация), основанная Ачарьей Shree Mahapragyaji в 20 веке и включающая в себя древние методы  как Джайнов так и Традиционной Йоги   является хорошим этому  примером



Записан

Oriander

  • *
  • Сообщений: 87
Re:джайнизм
« Ответ #10 : Октябрь 07, 2011, 12:00:04 »

Как на первый взгляд, джайнизм мне понравился с той стороны, что их основная мантра - почитание джиннов и просветленных учителей. Во-вторых - свастика-коловрат и знак ненасилия именно на ладони. А то, что они на показуху носят маски, чтобы не захавать комара - сводит всю систему ниже плинтуса. Корова священное животное? Да. Есть траву? Да. В траве есть насекомые? Есть. Корова случайно поедает насекомых, которые были в траве? Да. Тотал эррор.
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re:джайнизм
« Ответ #11 : Октябрь 07, 2011, 20:43:30 »

2 Tirthanath

Спасибо за сжатое и ясное изложение доктрины Джайнов.
Записан

Авинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 95
Re: джайнизм
« Ответ #12 : Октябрь 10, 2011, 15:33:41 »

Адеш Тиртханатх!

1.   Sankalpini himsa – Намеренное , умышленное насилие ,причинение вреда Живой Душе
2.   Virodhini himsa -  Намеренное , умышленное насилие, причинение вреда Живой душе в целях самообороны , защиты себя, близких , народа ,страны.
3.   Graharambhi himsa – Не умышленное ,не осторожное причинения насилия или вреда живой душе в результате домашней деятельности . Например, когда вы строите Дом, колодец, сажаете дерево ,готовите пищу.
4.   Udyog himsa   Не умышленное насилие или причинения вреда во время выполнения своей работы. Ну , например если вы по профессии Агроном и идете по зеленой травке.

Сангха Джайнов делиться на две большие группы. Первая группа это монахи и аскеты
Sadhu\sadhvi и вторая группа это миряне и домохозяины Shravak \shravaki.
Монахи и аскеты принимают на себя Махавраты (большие обеты) и в соответствии с ними выполняют и отстраняются от всех 4 видов Химса. Для них, даже случайное неумышленное причинение вреда  Джива ,порождает поток  Karma Dravya
 ( кармического вещества).
Для мирян же , ведущих обычный образ жизни в социуме, существуют Ануврата (малые обеты). В соответствии с ними , Шравака \шраваки должны обязательно строжайше воздерживаться от первых двух Химса и по возможности воздерживаться от остальных двух . 

Есть ли в джайнизме понятие "дхарма" или аналогичное? Что есть дхарма для домохозяев?
Если я правильно понял, то джайн-домохозяин не будет делать ничего даже в случае, если на его близких напали животные или разбойники?

Согласно текста Пурушартха сиддхи упайя,  « Воздержание от причинения вреда живым существам имеющим два или более чувств, совершаемого путем умышленного действия ума , речи и тела любым из трех способов крита, карита, анумата называется Ахимса Ануврата.»

Почему идет такой качественный скачок относительно создания кармического потока - существ с 1-м чувством можно "угробить" сколько хочешь, и все Ок, карма =0, а для тех, у которых 2 чувства - уже Карма дравья возникает, плохая карма +1?

5. Yoga – активность ума, речи и тела
...
чтобы достигнуть Мокши ваш Ум , Речь и Тело должны быть в состоянии полного отсутствия Йоги (Samyag)

Т.к. в любом состоянии какая-то физическая активность все же остается, то получается что мокша возможна только с оставлением физического тела ?

Записан

Tirthanath

  • *
  • Сообщений: 22
Re:джайнизм
« Ответ #13 : Октябрь 11, 2011, 13:40:32 »

Добрый день!
1.Джайнизм- общераспространенное название для того что называется правильно Джайн Дхарма.
Основа Джайн Дхармы - Ахимса.
Вы верно поняли. Но ,если джайн защищая свою семью от нападения разбойников убьет одного из них то этот поступок серьезно скажется на его карме. А вот будет ли он убивать или нет - это личное, конкретно в каждом случаи.
2.Джива существ с одним чувством -статична.  Вы можете посадить куст облепихи , вырастить его ,собрать ягоды, переработать их в качественный сок и лечить им многие болезни таким образом принося пользу другим живым существам и самой Дживе облипихи. Речь не ведется о том что можно кого то "угробить". Многие джайны питаются плодами которые были подняты с земли. Например, опавшие фрукты , овощи,орехи и так далее.
3.Под словом Активность - подразумевается  восприятие вашими физическими органами чувств информации от внешних источников , с которыми связан ваш ум и ваше тело. Если ваша Джива в процессе медитации отсекает от себя все каналы внешней информации  и отключает центры ее анализа то наступает состояние Самвар. То есть состояние в котором Джива не притягивает к себе карма дравья а тем более не формирует карма бандха. В этом состоянии ,используются ряд техник в результате которых ваши кармические бандха сжигаются и  тем самым устраняется ваша связь с сансарой. Это очень в целом.
Записан