Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Кхечари-мудра  (Прочитано 25198 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Amon

  • *
  • Сообщений: 644
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Re:Кхечари-мудра
« Ответ #75 : Май 01, 2014, 22:31:02 »


Цитировать
Один философ из Рима задавался вопросом, почему Боги не спускаются к людям, не обедают с ними, не поют песни, да что там Боги ... почему государя не спускаются к нам. Отсюда он вывел два правила - 1. Все кругом хочет найти баланс и поглотить другое. 2. Во всем есть свой порядок, где спутывание порядков не предусмотрено природой. Другими словами - это глубокое понимание пути, где для того, чтобы прикоснуться к высшему, мы должны созреть для этого, а пока все будет идти своим путем , отвечая нам только тишиной.

Ну да, это римское сознание. :05: Но есть же и индийское, там Боги - как люди, приходят в образы, их усаживают, кормят, укладывают спать и т.д. А можно же и дальше пойти, призывать в людей, а также и процессы жизни рассматривать с точки зрения пуджи.

Это описание и есть соответствие соприкосновения с высшим и роста для дальнейшего сближения языков разных уровней сознания. Это абстрактный пример, у римлян имелись такие подобные представления.
Записан
Сто лет жизни как сон

X

  • *
  • Сообщений: 578
Re:Кхечари-мудра
« Ответ #76 : Май 02, 2014, 19:54:15 »

Адеш! Насчет запредельного есть один очень хороший текст"Акулавира-тантра", он учит тому, что запредельное есть во ВСЕМ предельном
Адеш гуруджи. Недавно как раз перечитывал этот текст, но и возник у меня такой вопрос по поводу того, что есть такое недвойственная природа Акулавира. В частности, в п.21 написано: Его невозможно воспринять через Атман, его состояние за пределами восприятия - оно лишено частей, побуждения к восприятию и пределов его. Но в п85-86 утверждается, что его постижение происходит через постижение его тождественности, то есть Акулавиры с Атманом. А в п.35 написано, что в нем нет времени, энергии изменения, нет Шивы на уровне концепций и форм,  вот возникает  вопрос, какова связь между Акулавирой, Параматманом и АлакхНиранджаном, Шивой.  Что из всего этого является тождественными понятиями? И в таком случае  есть ли что-нибудь, что находится за пределами сознания?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re:Кхечари-мудра
« Ответ #77 : Май 02, 2014, 20:40:34 »

Акула – это то, что запредельно, Шива как сверхсознание. Кула – это грубые и тонкие проявления, вся вселенная. Вира – это каула (единство акулы и кулы, т.е. кулакула), также вира – это йогин, каула авадхута. «Акулавира-тантра» – это своего рода описание йогина сахаджия: каким он должен быть и на что ориентироваться. Смысл этого понятия в том, что Акула – это наша неизменная сущность, она остается такой в проявленном мире (кула). Вира следует вамачаре, весь мир для него есть Шакти (вама), природа Майи изменчива во всем, но как Акула йогин – должен быть неизменен.   

Почему там местами отрицается Атман или Шива. Потому что есть разные категории Атмана: дживатман, параматма, джнянатма, шуньятма и т.д. Точно так же и Шива: есть разные представления о нем, но если из них выделять только одного, то это не тот Шива, который безграничен, реальность, которая вне названий, ведь даже Шива для многих – это определенное название и форма. Это йогин, который над всеми религиями и концепциями.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

X

  • *
  • Сообщений: 578
Re:Кхечари-мудра
« Ответ #78 : Май 02, 2014, 21:09:37 »

благодарю за разъяснение
Записан

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 29
Re: Кхечари-мудра
« Ответ #79 : Август 31, 2017, 11:20:15 »

Адеш, Гуруджи Матсьендранатх джи!

   А могли бы вы немного осветить тему мантр, которые упоминаются в связи с Кхечари-мудрой? Например вот такая упомянута в Йога-кундалини упанишаде:

"27. Семь слогов – ХРИМ, БХАМ, САМ, ПАМ, ПХАМ, САМ и КШАМ – составляют кхечари-мантру".

   Но встречались и другие упоминания мантр.

   В этом же тексте есть упоминание и ньяс:

"35. Следует выполнять шесть анг, или частей, кхечари-биджа-мантры, произнося их с шестью различными интонациями. Это необходимо для получения всех сиддхи.
36. Каранъясу, или движения пальцев и рук во время произнесения мантр, следует выполнять постепенно. Каранъясу не следует выполнять всю сразу, иначе тело быстро разрушится. О мудрейший, ее следует выполнять понемногу".

   Из чего следует, что техника эта, вполне себе тантрическая, а почему-то из всех кто мне встречались в Индии, не учат мантрам, а только растягиванию основания языка, с целю заведения за нёбо.

   Ну и еще говорится такое:

"16. Тот, кто способен учить божественной йоге, – гуру. Идите туда, где он живет, и изучите у него науку кхечари.
17. После надлежащего обучения следует осторожно перейти к практике. "

   Там частенько говорится, что сначала джняна от Гуру, а потом практика, что тоже сильно отличается от того, что сейчас видим вокруг, все хотят сразу практик, и видя это эгоистическое намерение людей, масса шарлатанов придумывают суррогатные практики.
   Я чувствую что тут нужны какие-то правильные ориентиры с вашей стороны. Также я понимаю, что возможно эти вещи секретные, я и не рассчитываю что вы тут выложите все, что там должно быть, но если сочтете дать какие-то ориентиры, то было бы очень хорошо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re: Кхечари-мудра
« Ответ #80 : Сентябрь 04, 2017, 20:52:00 »

Существует множество практик и элементов той или иной практики под названием khecarī-mudrā по той причине, что в Индии каждое духовное направление привносило что-то свое. Так, например, в Gorakh-bānī кхечари-мудра - это одна из восьми мудр:

मुष मध्ये षेचरी मुद्रा, स्वाद विस्वाद ले उतपनी |
स्वाद विस्वाद समो कृत्वा, मुद्रा तौ भई ||

muṣ madhye ṣecarī mudrā, svād visvād le utapanī |
svād visvād samo kṛtvā, mudrā tau bhaī ||

"Кхечари-мудра внутри рта, где появляется ощущение приятного и неприятного вкуса. Когда практикующий пребывает в ровном отношении к приятному и неприятному вкусам, тогда кхечари-мудра реализуется."

Некоторые из этих восьми мудр описаны похожим образом, как форма регуляции чувственных состояний.

В Jogapradīpikā (Джайятарамы), тоже написанной на диалекте, кхечари-мудра входит в категорию нескольких мудр, которые по названиям напоминают кистевые мудры Śrīvidyā. Это такие мудры, как सर्वसंक्षोभिणी मुद्रा (sarvasaṃkṣobhiṇī mudrā), सर्वविद्राविणी  मुद्रा (sarvavidrāviṇī mudrā) и др., они идут в такой же последовательности, как в Śrīvidyā-tantra, с той разницей, что в Jogapradīpikā это не кистевые жесты, а внутренние йогические процессы. В Śrīvidyā эти мудры ассоциируются также с различными Богинями (Йогини), которые почитаются мантрами и также этими жестами. Очевидно, эти элементы Śrīvidyā-tantra, как и элементы других тантрических систем, повлияли на йогические методы. Другой текст, который я нашел в Непале, - Gorakh-yog mañjarī, в Натховском Чаунгера-мандире, тоже описывает эти мудры. Текст представляет из себя комбинацию элементов Haṭha-yoga pradīpikā и, возможно, Jogapradīpikā. Там же, как и в Jogapradīpikā, в описании йогической кхечари-мудры, есть такие подходы как चलन (calana - движение языка, для растягивания его основания), दोहन (dohana - вытягивание), छेदन (chedana - подрезание основания языка). Там же даются и практики мантры кхечари, к коим прилагается винийога, анга- и кара-ньясы.

ॐ अस्य श्री खेचरीमन्त्रस्य कपिल ऋषिः सिद्धिनाथो देवता खेचरीमुद्राप्रसादे सिद्धयर्थे जापे विनियोगः
oṃ asya śrī khecarīmantrasya kapila ṛṣiḥ siddhinātho devatā khecarīmudrāprasāde siddhayarthe jāpe viniyogaḥ

С провозглашением содержания и цели садханы, в виде успеха в повторении мантры, Риши, Деваты.

गं हृदयाय नमः|  सं शिरसे स्वाहा | नं शिखायै वषट्  | मं कवचाय हुं | फं  नेत्रत्रयाय वौषट् | लं सः अस्त्राय फट्|

gaṃ hṛdayāya namaḥ|  saṃ śirase svāhā | naṃ śikhāyai vaṣaṭ  | maṃ kavacāya huṃ | phaṃ  netratrayāya vauṣaṭ | laṃ saḥ astrāya phaṭ|

Далее даются рекомендации, добавив биджи ह्रं ह्रीं ह्रूं ह्रैं ह्रौं ह्रः  hraṃ hrīṃ hrūṃ hraiṃ hrauṃ hraḥ  к каждому элементу кара-ньясы, выполнить кара-ньясу.

Аналогичные рекомендации даются и в Yogakuṇḍalyupaniṣaḍ:

पूर्वं बीजयुता विद्या ह्याख्याता याति दुर्लभाम् ॥ ३७ ॥
तस्याः षडङ्गं कुर्वीत तया षट्स्वरभिन्नया ।
कुर्यादेवं करन्यासं सर्वसिद्ध्यादिहेतवे ॥ ३८ ॥

pūrvaṃ bījayutā vidyā hyākhyātā yāti durlabhām ॥
tasyāḥ ṣaḍaṅgaṃ kurvīta tayā ṣaṭsvarabhinnayā ।
kuryādevaṃ karanyāsaṃ sarvasiddhyādihetave ॥ 38 ॥

"Это особое знание, описанное ранее, с трудно реализуемой биджей. Необходимо выполнить шадангу (ньясу) с добавлением шести "свар" гласных (ранее упоминавшаяся как ह्रं ह्रीं ह्रूं ह्रैं ह्रौं ह्रः hraṃ hrīṃ hrūṃ hraiṃ hrauṃ hraḥ). Для достижения совершенств необходимо выполнять кара-ньясу".

В Haṭhatattvakaumudī (Гл.18) как кхечари-мантра описывается такая же мантра, как и в Yogakuṇḍalyupaniṣaḍ, и дается винийога и ньяса с дхьяной. Рекомендуется начитывать мантру 5 лакхов (500 тыс. раз) для ее реализации. Основной кхечари-биджей описана биджа-мантра ह्रीं hrīṃ, таким вот образом:

खेचरावसथं वह्निमम्बुमण्डलभूषितम्
व्याख्यातं खेचरीबीजं तेन योगः प्रसिध्यति ।

khecarāvasathaṃ vahnimambumaṇḍalabhūṣitam
vyākhyātaṃ khecarībījaṃ tena yogaḥ prasidhyati ।

"Кхечари - означает ह ha (т.е. элемент пространства), र ra или "репха" - есть состояние огня, также ई - कार ī - kāra украшенная пространством луны (т.е. бинду или анусварой). Таким образом объясняется кхечари-биджа ह्रीं hrīṃ, которая дарует в йоге совершенства".   

Помимо этого дается еще несколько мантр, например, для устранения препятствий и расположения к себе Божеств, упоминается мантра:

ह्रीं खेचर्यै नमः hrīṃ khecaryai namaḥ 

Мелана-мантра в Yogakuṇḍalyupaniṣaḍ такая же, как и в Khecarī-vidyā (Ādinātha): 

ह्रीं भं सं पं फं सं क्षं hrīṃ bhaṃ saṃ paṃ phaṃ saṃ kṣaṃ

Однако есть множество источников, где мантры или биджи, кутакшары кхечари, очень разные. 

В Gorakṣa-yoga mañjarī дана такая мантра:

ॐ ह्रीं गं सः नमः  oṁ hrīṁ gaṁ saḥ namaḥ

В Yogacūḍāmaṇyupaniṣaḍ кхечари упоминается в связи с мантрой "со-хам":

जाग्रन्नेत्रद्वयोर्मध्ये हंस एव प्रकाशते ।
सकारः खेचरी प्रोक्तस्त्वंपदं चेति निश्चितम् ॥ ८२॥
हकारः परमेशः स्यात्तत्पदं चेति निश्चितम् ।
सकारो ध्यायते जन्तुर्हकारो हि भवेद्धृवम् ॥ ८३॥

jāgrannetradvayormadhye haṃsa eva prakāśate ।
sakāraḥ khecarī proktastvaṃpadaṃ ceti niścitam ॥ 82॥
hakāraḥ parameśaḥ syāttatpadaṃ ceti niścitam ।
sakāro dhyāyate janturhakāro hi bhaveddhṛvam ॥ 83॥

"В пробужденном состоянии со-хам сияет в центре межбровья. Произведенный звук स "sa" - известен как кхечари, он символизирует собой состояние tvaṃ (индивидуальное Я). Произносимый звук ह "ha" - означает Высшего Владыку, символизирует tat (Тот). Тот, кто созерцает себя как "sа", определенно отождествляется с "hа" (Тем, т.е. Абсолютом)". 

В Kubjikā-tantra кхечари-биджей называют ख्फ्रें khphreṃ, в Tantrāloka у Абхинавагупты - это биджа, связанная с растворением в макрокосме, практики Бхайрава-мудры (единства внешнего и внутреннего пространств) и др. В Tantrāloka дается наставление по каждому элементу этой биджи. Йогин в состоянии полного отречения должен погрузиться в пространство "Кха", достигая полного расцветания पुल्ल pulla (символ Пха). Индивидуальность растворится в огне "Ра", треугольника (йони), символизируемого "e" фонемой ए, пусть йогин пребывает в великой реальности бинду "М".

В Mahākāla saṃhitā кхечари-мантр много, такие как  ख्रौं  khrauṃ и др. Мы можем рассматривать кхечари как Богиню, где "мудра" - термин женского рода - означает Богиню, в таком смысле она может быть и самой Кундалини, восходящей в пространство над головой, тождественной Шиве. Она же в таком случае и Богиня Шамбхави (Шамбхави-мудра), т.е. направленная к Шамбху (имя Шивы, означающее того, кто проявлен как умиротворение "Шам"). В данном контексте кхечари-мудра - это внутренний процесс слияния Шивы и Шакти. Мудра также может означать и радость ("ананда") соития Богини и Шивы. В Кашмирском Шиваизме кхечари - это союз ("мудра") пространства нашего сознания "кха", с чараной (тем, что движется в этом сознании или изменяется, т.е. Шакти). В текстах КШ среди четырех особенных мудр, таких как करङ्किणी karaṅkiṇī,  क्रोधिनी krodhinī,  भैरवी bhairavī, लेलिहाना lelihānā, также описана и खेचरी khecarī. Их медитативные практики описаны в Vijñāna Bhairava Tantra и др. текстах. Опыты этих мудр связаны с пятью центрами тела: кандой (место, где Кундалини находится в сжатом состоянии), набхи (область живота), хридая (сердце), кантха (горло), и кхечари постигается в бхрумадхье (межбровье). Что соответствует и текстам хатха-йоги, ибо кхечари в основном связана с пространством головы или над ней. В 34 ахнике Tantrāloka, посвященной мудрам, подробно описаны эти мудры и другие. Но все мудры там рассматриваются как проявления кхечари, и это тоже сходится с тем, как кхечари преподносят тексты йоги. По правде говоря, многие йогические тексты и особенно некоторые их части лично у меня вызывают ассоциации с тантрическими процессами, которые изложены в Тантрах. Вот, например, эта часть из Yogakuṇḍalyupaniṣaḍ:  

तस्मात्सर्वप्रयत्नेन गोपनीयं विजानता । यत्रास्ते च गुरुर्ब्रह्मन्दिव्ययोगप्रदायकः ॥ १४॥ तत्र गत्वा च तेनोक्तविद्यां संगृह्य खेचरीम् । तेनोक्तः सम्यगभ्यासं कुर्यादादावतन्द्रितः ॥ १५॥ अनया विद्यया योगी खेचरीसिद्धिभाग्भवेत् । खेचर्या खेचरीं युञ्जन्खेचरीबीजपूरया ॥ १६॥ खेचराधिपतिर्भूत्वा खेचरेषु सदा वसेत् 

tasmātsarvaprayatnena gopanīyaṃ vijānatā । yatrāste ca gururbrahmandivyayogapradāyakaḥ ॥ 14॥ tatra gatvā ca tenoktavidyāṃ saṃgṛhya khecarīm । tenoktaḥ samyagabhyāsaṃ kuryādādāvatandritaḥ ॥ 15॥ anayā vidyayā yogī khecarīsiddhibhāgbhavet । khecaryā khecarīṃ yuñjankhecarībījapūrayā ॥ 16॥ khecarādhipatirbhūtvā khecareṣu sadā vaset 

"Практикующий должен рассматривать процесс передачи от Гуру этой практики как связь с Ачьютой (Вишну), нужно передающего это тайное знание рассматривать как самого Шиву. Получив это знание, его нельзя разделять с кем-либо. О брахман, нужно прийти в то место, где учит этот Гуру божественной йоге, и получить от него кхечари-видью. После чего можно очень усердно практиковать самому, и кхечари даст вам сиддхи. "Соединяясь" युञ्जान yuñjāna с кхечари, посредством кхечари и биджи кхечари, йогин становится владыкой кхечаров и все время пребывает в пространстве (безопорности)". 

Эта часть мне напоминает обретение Шактипата и передачи садханы, описанной в Tantrāloka, где сначала передается Шактипат от Гуру и знание, как практиковать. После чего садхака получает Шактипат от Богини "Дути", соединяясь с ней, и этот второй Шактипат считается сильнее (तीव्र शक्तिपात tīvra śaktipāta) первого (मन्द शक्तिपात manda śaktipāta), он дает наивысшую реализацию. Хотя, конечно, одно не может быть реализовано без другого, но выше Шактипата от самой Богини нет ничего.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 29
Re: Кхечари-мудра
« Ответ #81 : Сентябрь 04, 2017, 23:05:05 »

Адеш, Гуруджи!
Огромное спасибо, много пищи для осмысления, особенно относительно связи с мантрами, и в целом с тантрой.
Записан