Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.  (Прочитано 9288 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #15 : Октябрь 22, 2013, 21:35:04 »

В хатха йоге судя по книгам визуализации не используются по крайней мере в начале практики, а насчет тантры надо уточнять у знатоков.

Вообще, тему визуализаций не мешало бы как-нибудь серьезно обсудить. Я был как-то приглашен в Австралию для участия в обмене межрелигиозным опытом. Там было много интересных людей, и среди них буддист-австрал, который находится в буддизме уже больше сорока лет, монах. Так вот он мне сказал, что больше всего визуализации используются именно в дзогриме (стадия завершения), что, собственно, и ассоциируется больше всего с внутренней йогой. Хотя, конечно, есть и другие, тема обширная, но больше именно в этих садханах. Так вот, в индийской йоге визуализации если и есть, то больше на уровне каналов, чакр и т.д., того, что внутри тела. А вот насчет визуализации себя с Яб Юмом, как это в буддизме (Джняна-мудрА), то мой опыт говорит о том, что у них в этом нет необходимости, они свою тантру на Запад не двигали, поэтому, в общем-то, не было нужды менять реальную женщину "стри" на визуализируемую. И если это пуджи мурти или янтре, то пуджа просто непосредственно физическим образом и делается. Есть еще визуализация, когда можно просто представлять перед собой, как мне Гуру разные говорили, она присутствует в виде текстов дхьяны, это есть в разных джапа-видхи, пуджах, стотрах, сахасранамах и т.п., но это в тантрических пуджах в дхьянах присутствует. А вот визуализация для концентрации ума – это в йоге в каналах и чакрах. У нас Сураджнатх и Канеринатх хорошо разбираются в буддийской теме, может, как-нибудь обсудим это.

Цитировать
Цитата: Yogi Matsyendranatha
Бандхи сами по себе помогают подрегулировать токи пран, а такие мудры так махамурда, махабандха используют все три. Но в разных школах Учителя могут давать разные практики, например, в выполнении той же махамудры или джаландхара-бандхи. Чтобы бандхи были результативны, нужно иметь определенный резерв энергии в теле, которая должна сублимироваться: бандхи вряд ли принесут пользу, если у вас слабое истощенное тело, поэтому нужно вести такой образ жизни, чтобы прана не истощалась. Нужно стараться следовать во всем золотой середине.

Это да. Резерв конечно надо иметь, но вот пишут что их надо делать чуть ли не через пару лет практики пранаямы. Я вот сделал шаткармы, ем только чистую пищу, делаю пранаямы и немного бандхи совсем. Я так понимаю что бандхи в разумном количестве даже в начале работы с пранаямой могут быть полезны, так как как Вы и написали, они помогают выравнивать токи энергии в теле, развязывают грантхи.

Да, вы знаете, я вообще пришел к выводу, но озвучивал его аккуратно, чтобы транснациональную йогу не обижать сильно, что все проблемы в понимании бандх и прочего возникли в связи с тем, что йога обросла многими лишними элементами, которые необходимы были явно не садху. Все эти разогревающие практки, намаскары, пранавьяямы и прочее – садху в Индии не были особо нужны, они и сейчас им до фонаря, как правило. Бандхи, собственно, при хорошо очищенных каналах загоняют праны внутрь в сушумну. Они сплавляют воедино все праны там, что вызывает состояние эйфории, умиротворения и т.д. У этих наиболее аутентичных йогов все просто, они не ведут напряженный образ жизни, потому им много и не надо, чтобы прана при минимальных манипуляциях пошла в сушумну. А вот людям, которые заргружены, испытывают стрессы, работают, претерпевают депрессии, окружены самыми разными сумасшествиями мегаполисов, да и там-то люди в принципе разные, но все равно, это явно не садху-пофигисты, вот они от бандх, даже если их будут делать, вряд ли получат такой же эффект, что и садху индийские. Садху, собственно, вообще могут бандхи и пранаямы не разграничивать, у них и разные анги йоги не особо разграничены, все там предельно просто. Простая жизнь – простое понимание йоги, на прикладном уровне, без массы заморочек. Мы вот можем читать о единстве Раджа-йоги и Хатха-йоги и думать, что это в следующей жизни, а они не понимают, как вообще можно без их сочетания. Они объединяют анги, а мы мало того, что анги поделили, еще и навыдумывали асан под тысячу, как у Дхарма Митры, массу каких-то второстепенных элементов к асанам, в общем, того, что все обычные люди больше всего понимают и предпочитают. Я так полагаю, тут надо исходить из того, кто как для себя йогу понимает. Но это сопряжено и с пониманием вообще образа жизни, с мировоззрением и т.д.

Цитировать
И еще имхо полезно делать их во время воздержания. Так как они перенаправляют ток апаны вверх, и я заметил по себе, что у меня исчезли вообще  эротические сны и даже мысли.  :41:  :126: И уже какое-то время легко воздерживаюсь от секс. активности я бы сказал и на уровне сознания. Еще асаны перевернутые делаю. Вобщем хатха рулит и в таком вот виде.  suns

Я думаю, что если этот весь йогический контент древних текстов понимать, как его понимают йогины в Индии с негламурным образом жизни и мировосприятия, то конечно, их практики вполне могут сублимировать энергию. Потому что они у них работают и с сознанием, и с праной одновременно. Но в западных условиях, с их пониманием йоги, конечно, от бандх какой-то эффект будет, но многим медитация по барабану, ее мало кто понимает и использует, поэтому насколько там какие-то будут сублимации, контроль праны-апаны, это все сомнительно. Йога стала очень расчлененной, замороченной до предела, и один механизм не всегда стыкуется с другим, я имею в виду сознание с энергий, вот это одна из ныне популярных проблем, ИМХО. 

Цитировать
У тибетцев по-другому конечно. У них подход изначально более тантрический.

У меня, если честно, все больше складывается впечатление, что была просто тантра, которая обрела окраску буддизма, тибетский буддизм мне лично просто хочется воспринимать больше как тантру, чем как буддизм. Но может, со мной кто-то и не согласится.
Про тибетский буддизм вообще отдельная беседа, он такой техничный, как мне кажется, по двум причинам. Первая, что там фактически из религии было только два варианта – Бон и Буддизм, и тантра не развивалась ("не варилась") в такой разнорелигиозной среде, как в Индии, потому в Индии они свои структуры очень легко рушат. Второе – то, что надо соответствовать требованиям Запада и давать все в нормальном товарном виде, а индусам это дело было всегда пофигу. У индусов очень гибкое мышление, чего они только ни делают со своими текстами и практиками. А вот неварские хинду-тантрики, они по структурности ближе к буддистам, что и понятно, живут на одной территории. В Индии в такой гибкости и многообразии йога натхов, с ее выявлением основного из всего, что им встречалось, просто не могла не возникнуть. Поэтому вроде как и отдельный культ натхи образовали, но насобирали они явно много из всего, что им встретилось, там же не только тантра была, шраманские системы тоже сыграли немалую роль.    
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Jagat

  • *
  • Сообщений: 563
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #16 : Октябрь 22, 2013, 22:45:52 »

Спасибо за мнение. Вам конечно виднее. Я исхожу из доступных мне материалов и делаю то что могу на данный момент. Бандхами особо не заморачиваюсь. Какой-то косметический эффект есть, а дальше не знаю. Потом Вы мне (нам) надеюсь все расскажете и даже может покажете.  boast  :128:

Я вот смотрел видео одного нашего йога, так он сам все учил по доступным источникам. Конечно там не аутентичная йога, он сам честно об этом говорит, и освоил сам какой-то уровень бандх и наули крийю. Спокойно купается в проруби, делая эти вещи + говорит много полезных бонусов ко всему прочему. Так а почему и не?  :140: Лишь бы на пользу. Даже если это оздоравливает органы и как-то действует на уровне праны - это уже хорошо. Вроде мы это ранее обсуждали и было такое мнение что в йоге можно и нужно идти от грубого к тонкому и даже самые простые практики могут быть очень эффектными. Я помню что Вы писали что бандхи при чистых каналах включаются сами по себе при правильной практике, но вроде как и то верно что воздействуя на каналы механически можно также очистить каналы и придти к более тонкому понимаю бандх и мудр. Если без фанатизма конечно как некоторые делают по 400 бандх за раз.  :46: А можно делать мягко и в меру и получать бенифиты. ИМХО. А со временем получить и передачу правильной практики. По крайней мере на ваших видео вы даете практику бандх и это начальный уровень. Хотя это конечно лишь элемент практики, но он есть, а значит это для чего то нужно?
 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #17 : Октябрь 23, 2013, 15:09:18 »

Я вот смотрел видео одного нашего йога, так он сам все учил по доступным источникам. Конечно там не аутентичная йога, он сам честно об этом говорит, и освоил сам какой-то уровень бандх и наули крийю. Спокойно купается в проруби, делая эти вещи + говорит много полезных бонусов ко всему прочему. Так а почему и не?  :140: Лишь бы на пользу.

Польза по-любому есть: как я и говорил, что человек видит для себя наиболее важным, то он и получит, и практика будет под это заточена. Ну а традиционность начинается с сознания, а не с какого-то определенного упражнения. Говоря о сознании, я подразумеваю его чистоту, высоту мотивации, я думаю, на Традицию надо смотреть проще и брать из нее наиболее ценное и сущностное из того, что в ней сформировалось. Если это будет, с остальным мы легко решим что делать. 

Цитировать
Даже если это оздоравливает органы и как-то действует на уровне праны - это уже хорошо.

Если исходить из такого текста, как "Сиддха-сиддханта паддхати" (мы скоро надеемся издать комментарии Банерджи), то физическое и духовное – взаимопроникаемы, а значит, натх должен думать об обоих уровнях, ну и, собственно, их учение так себя в основном и декларировало публично. Потому физическая часть – это не только не враг нашим целям, но и наоборот, все в лучшем виде должно быть на обоих планах нашей природы. Другое дело, что не всегда многие нынешние преподаватели йоги, включая и йога-терапии, здоровы, это парадокс, но я в Индии среди многих садху, которые вроде как и не думают много о здоровье, видел больше здоровых людей. Я считаю, что здоровье зависит еще и не только от телесных манипуляций, а и от психического состояния в том числе. 

Цитировать
Вроде мы это ранее обсуждали и было такое мнение что в йоге можно и нужно идти от грубого к тонкому и даже самые простые практики могут быть очень эффектными.

Совершенно верно.

Цитировать
Я помню что Вы писали что бандхи при чистых каналах включаются сами по себе при правильной практике, но вроде как и то верно что воздействуя на каналы механически можно также очистить каналы и придти к более тонкому понимаю бандх и мудр.


Ну, об этом говорили многие, и в текстах я где-то видел, и ныне известные популяризаторы йоги, типа Свами Шивананды, однако я просто к этому пришел на своем опыте, а также мои Учителя мне подтвердили, что это именно так. Что когда чистые каналы, то в идеальном состоянии чистоты праны автоматически могут активизировать сушумну, и бандхи, мудры реализуются, как знак идеальный этой чистоты. Я думаю, эти процессы связаны, например, как вы можете, войдя в медитацию, активизировать сушумну, или же активизируя сушумну пранаямой, вы можете обрести медитацию. Бандхи – это то же самое. Или мы бандху осознаем как "запечатывание" пран в определенную область, что может происходить без физического замка с усилием, или же можно на физическом уровне это имитировать, что приведет и к энергетическому результату, в конечном счете.    

Цитировать
Если без фанатизма конечно как некоторые делают по 400 бандх за раз.  :46:

Ну, это чаще всего из-за непонимания и отсутствия нормальных Гуру.

Цитировать
А можно делать мягко и в меру и получать бенифиты.

Да, задействуя также медитацию.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

dyoka

  • *
  • Сообщений: 346
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #18 : Октябрь 31, 2013, 20:37:02 »

Спасибо гуруджи!
Очень полезная информация, я то же пришёл к этому, только методом "проб и ошибок".
Записан

Yuri

  • *
  • Сообщений: 340
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #19 : Ноябрь 01, 2013, 21:51:39 »

Гуруджи,расскажите про медитацию после входа пран в сушумну.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re:Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #20 : Ноябрь 02, 2013, 19:32:30 »

Гуруджи,расскажите про медитацию после входа пран в сушумну.

Надо концентрироваться на чакрах, сознание должно там центрироваться, но это сосредоточение должно быть спонтанным, безопорным (нираламба).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sharmath

  • *
  • Сообщений: 3
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #21 : Декабрь 19, 2016, 21:35:02 »

Добрый день!
Возник вопрос, касательно порядка делания бандх. Перед кумбхакой, как я понимаю, порядок такой: джаландхара-бандхи, мула-бандха и уддияна. Но в каком порядке их "распускать"? Встречал информацию, что сначала джаландхару, потом уддияну и потом мула-бандху уже в конце выдоха (т.е. в примере кумбхака была на вдохе). Объяснение такое: чтобы прана дольше сохранялась в теле пока выдыхаешь. Однако в Хатха-йога прадипике встретил в комментариях обратную последовательность, начинать нужно с мула-бандхи. Также такая последовательность встречается на сайте натхов.
Как в итоге правильно (или, например, можно и так и так) и почему?
Благодарю!
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 289
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #22 : Декабрь 20, 2016, 22:00:00 »

Добрый день!
Возник вопрос, касательно порядка делания бандх. Перед кумбхакой, как я понимаю, порядок такой: джаландхара-бандхи, мула-бандха и уддияна. Но в каком порядке их "распускать"? Встречал информацию, что сначала джаландхару, потом уддияну и потом мула-бандху уже в конце выдоха (т.е. в примере кумбхака была на вдохе). Объяснение такое: чтобы прана дольше сохранялась в теле пока выдыхаешь. Однако в Хатха-йога прадипике встретил в комментариях обратную последовательность, начинать нужно с мула-бандхи. Также такая последовательность встречается на сайте натхов.
Как в итоге правильно (или, например, можно и так и так) и почему?
Благодарю!

Горло ослабляется в последнюю очередь. Кажется Андре Ван Лизбет упоминал что он вообще Джаландхару не снимает. Так и гоняет циклы  с опущенной головой... :018:
Записан

Sharmath

  • *
  • Сообщений: 3
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #23 : Декабрь 20, 2016, 22:48:47 »

Хм, интересно. Я как раз идентичную ситуацию слышал про мула-бандху и ее не снятие. Интересен механизм, объяснение, почему так, а не иначе. А то уже существует два противоположных мнения.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 289
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #24 : Декабрь 21, 2016, 06:41:21 »

Хм, интересно. Я как раз идентичную ситуацию слышал про мула-бандху и ее не снятие. Интересен механизм, объяснение, почему так, а не иначе. А то уже существует два противоположных мнения.
где именно слышали? может там и объяснения есть? 

ХЙП - это авторитетный трактат лучше ориентироваться на него. Дхирендра Брахмачари также рекомендует Джаландхару удерживать постоянно при выполнении трайбандхи.
Записан

Sharmath

  • *
  • Сообщений: 3
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #25 : Декабрь 21, 2016, 22:24:24 »

В рамках обучения йоге слышал. Объяснение: прана удерживается так. Пробовал и так и так делать, легче, если с мула-бандхи начинать распускание бандх, как в текстах и говорится. Просто хотелось услышать объяснение данных позиций. Спасибо вам за ответ.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 289
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #26 : Декабрь 22, 2016, 20:54:41 »

Просто хотелось услышать объяснение данных позиций. .

Я бы тоже с удовольствием услышал многое, но увы ступени от пранаямы практикуют уже те кто далеки от фитнеса и они не очень то инфою делятся, по многим причинам...
что же касается порядка снятия замков то Вы сами ответили, что начинать с мулабандхи легче. А когда другой порядок то это скорее другая практика (техника). Хотя названия могут совпадать. Я бы сам хотел узнать почему так, например махамудра может быть без джаладхары, а махаведха без постукивания об пол..Пока не знаю но думаю, что инфа однажды придёт :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #27 : Январь 02, 2017, 13:33:01 »

В "Йога-кундалини упанидаше" говорится:

"42. Джаландхара-бандха: ее следует выполнять в конце пураки (вдоха). Йог сжимает шею, тем самым препятствуя движению вайю вверх."

До этого там же:

"40. Уддияна-бандха: в конце кумбхаки и начале выдоха следует выполнять уддияна-бандху. Так как в этой бандхе прана направляется вверх в сушумну, йоги называют ее уддияной."

Т.е. движение, с одной стороны, вверх перекрывается джаландхарой, а с другой, говорит, что прана должна идти вверх по сушумне. Соответственно, есть разное состояние праны: одно, когда прана движется вверх по сушумне во время кумбхаки и концентрации, и другое, которая идет вне сушумны бесконтрольно.

Там же:

"36. Мула-бандха: апана (дыхание), имеющая тенденцию опускаться вниз, направляется вверх усилием сфинктера заднего прохода. Этот процесс называется мула-бандхой."

Т.е. мула-бандха должна останавливать движение апаны вниз, как джаландхара - праны вверх. В текстах все очень образно описано, что прана "давит" или "толкает" апану вверх, вероятно, поэтому сначала надо усилить прану и дальше мула-бандхой и уддияной двигать прану, соединенную с апаной, вверх. Но тексты описывают часто что-то метафорически, что-то по-простецки, и как их понимать - это большой вопрос. Вот, например, такие высказывания в "Йога-бидже":

"100. Кевала-кумбхака с тремя бандхами приводит к достижению. Итак, я вкратце изложил качества [кумбхаки]."

Т.е. что три бандхи во время кевалы или же поделайте эти все бандхи и пранаямы, и когда кевала наступит, будет вам очень хорошо))).

Если цитированные вами последовательности бандх в разных классических текстах говорят о мула, потом уддияна и джаландхара, идут именно так, то я смею сказать, что это, вероятно, связано с восходом Кундалини и объединенных вайю в сушумне, бандхи идут синхронно с восхождением праны вдоль сушумны. А "нисхождение потока" - это "обратное отпускание". В таком случае, бандхи - это то, что абсолютно сопряжено с  движением энергии, я даже видел где-то у разных Гуру заявление, что при пробуждении и восхождении Кундалини все три бандхи происходят спонтанно. Но, очевидно, тут надо разделять просто грубый технический замок и тот, который идет совместно с движением энергии. Если это поверхностное и обычное движение энергии, еще не в сушумне, то, вероятно, это бандхи - как внешние действия, а если бандхи естественные и как начавшиеся энергетические процессы, то это немного другое.

Мне Гуру в Индии советовал делать джаландхару, мула и потом уддияну, а отпускать в обратной последовательности: уддияна, мула и в конце джаландара. Есть же еще и такие, кто при внешней кумбхаке вообще уддияну не делают, просто делают сосредоточение на сушумне и восходящей пране, потом отпускают мула и джаландхару. Я думаю, разные школы, Гуру могут давать свои последовательности, но еще лучше, как мне кажется, это изучать как можно глубже, что такое разные праны, так как очень много значений, но они имеют сущностную основу, а потом на основе этого понимания вы сами решите, какой вариант для вас лучше. Я же учу только тех, кто приверженцы моей школы, а так я могу что-то дать, а ваш другой Гуру вам скажет, что они делают иначе, и возникнет путаница. Все могут быть правы в системе своих школ. Есть, конечно, немало тех, кто никаким школам и Гуру не привержены, таким все, что я могу посоветовать, это искать самим, собирать материалы, осмысливать и пробовать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #28 : Январь 03, 2017, 00:29:16 »

А через запрокидывание головы кто-нибудь пробовал? Это ведь, в сущности, тоже джаландхара?
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 556
Re: Бандхи. Мула, Уддияна, Джаландхара.
« Ответ #29 : Январь 03, 2017, 04:07:51 »

А через запрокидывание головы кто-нибудь пробовал? Это ведь, в сущности, тоже джаландхара?

Примерно такая же, как и мула-бандха через выпячивание ануса.
Записан