Основная дискуссия > Йога в различных традициях

Випассана Гоенки - что это такое и с чем ее едят. Впечатления о курсе.

(1/6) > >>

shivananda:
Випассана Гоенки  -  что это такое и с чем ее едят. Впечатления о курсе.

Адеш! Сердечно приветствую всех участников форума. Давно  не заходил сюда, был занят как видите делом  :010: и вот, написал пару строк об этом...


Много слышал об этом курсе и читал различные отзывы. Решил попробовать на вкус сам, тем более что хотел съездить туда уже давно.
Курс проходил во Владимирской  области под городом Ковров в детском лагере. Был организован прямой автобус из Москвы до него, что было очень удобно. Всего в текущем заезде со мной приняло участие порядка 90 мужчин и 50 женщин. Средний возраст приехавших (большинства)  - 25-32 лет. Размещение было в домиках по 3-5 человек(кому как повезет). Итак, после прибытия идет регистрация, сдаются мобилы(обязат.), паспорта и кошельки( по желанию) . Потом ужин, собрание всех в главном зале, и вечерняя медитация ( на которой надо повторить за Гоенкой слова принятия прибежища в трех драгоценностях ), после которой начинается благородная тишина 9.5 дней   :116:. никаких контактов в другими участниками, полная сегрегация полов: разные входы в зал медитации и столовые и общежитие, нельзя ни на кого смотреть подавать знаки, и  тем более говорить как с противоположным полом так и с коллегами по комнате (медитационной келье … кхе… кхе…   :010:) .

Далее начинается жизнь по следующему расписанию:
  
4.00 Подъем
4.30- 6.30 Медитация в зале или в комнате
6.30- 8.00 Перерыв на завтрак
8.00- 9.00 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ
9.00-11.00 Медитация в зале или в комнате(по усмотрению Учителя)
11.00-12.00 Перерыв на обед
12.00-13.00 Отдых
13.00-14.30 Медитация в зале или в комнате
14.30-15.30 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ
15.30-17.00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению Учителя)
17.00-18.00 Перерыв на чай
18.00-19.00 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ
19.00-20.00 Беседа Учителя в зале
20.15-21.00 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ
21.00-21.30 Время для вопросов в зале
21.30 Отход ко сну. Выключается свет.

Утром в 4 в наш домик заходил суровый бритоголовый страж дхармы(он же менеджер по всем бытовым вопросам) в армейских штанах и черной куртке и громко ударял деревянным молотком в большой медный ваджр! Он открывал двери во всех комнатах и продолжал стучать… звук потрясающий!  Большинство, к сожалению, не привыкло вставать так рано и многие продолжали дремать еще минут 20  :42:
Далее медитация…
Расскажу  о самой технике и ее значении.
Випассана состоит из 3х этапов.
1)анапана -  практикующий концентрирует свой ум на дыхании которое проходит в области треугольника  верхней губы и носовых пазух. Потом происходит уменьшение области наблюдаемого дыхания до расстояния от верхней губы до носа, чтобы еще больше сосредоточить и очистить ум. ( 2 дня)
2)самадхи – концентрация  на возникающих ощущениях (и  осознавание их) в области между носом и верхней губой. (1 день)
3)випассана -  осознавание ощущений во всем теле путем  последовательного сканирования отдельных областей (участков), начиная с макушки, заканчивая стопами и обратно. При этом , когда возникает то или иное ощущение необходимо отмечать что оно временно, непостоянно – Аничча,  В финале , когда випассана практикуется долго и интенсивно тело переживается как тонкий энергетический конгломерат , сквозь который свободно циркулирует энергия.  :139:
 В теории говориться о том, что человек является набором ощущений, которые он не осознает , так при отвращении и влечении в теле возникают определенные биохимич. реакции, которые  заставляют человека совершать, подобно хомячку в колесе, неимоверное кол-во движений как внешних так и внутенних, порождая миллионы санскар. Т.е. обусловленных связок объектов-ощущений, лежащих в глубинах ума. Если же начать отслеживать и растворять вниманием все эти проявляющиеся биохимические процессы и не реагировать на влечение и на отвращение повторно то процесс производства санскар прекращается и начинается отработка старых  aikido Наш ум и его глубины – настоящая фабрика сансары. Генеральной задачей как раз и стоит в прививании новой позиции по отношению ко всему этому безобразию – позиции бесстрастного свидетеля , растворяющего своим осознанным вниманием всех этих тараканов живущих в уме и его глубинах  ob1


После утренней медитации был завтрак, после которого большинство снова залегало спать   :42: Потом снова заходил страж дхармы и бил в ваджр… neo
Почти при каждом сеансе медитции давались новые инструкции и тонкости по технике и … все это начинало и завершало пение Гоенки… Ничто так не действовало на нервы как это хриплое , мягко говоря, немелодичное пение, В этом были солидарны все участники и для решающего большинства – эти рулады были своеобразным испытанием на осознание своего отвращения/влечения к тому что проявляется вокруг.
Помощником Учителя, который там был для мужчин – Патрик из Австралии – пожилой, умудренный опытом и десятками лет практики випассаны практик.   :10: Он действительно реализованный, пробужденный, уровень его осознавания очень и очень высокий ( это я ВИДЕЛ  сам ). Его энергетика очень тонкая, легкая ,  подобная воздуху, эфиру, именно такое ощущение у меня возникало, когда я садился рядом с ним.
Далее песнопения Гоенки, гонг и обед…  
Стоит отметить что питание было очень хорошее и вкусное –  все натуральное, овощное, почти как вегетарианском ресторане, 2 стола – сырое и вареное  :45:  4 вида чая, целый стол в подносами с большим обилием специй, где каждый выбирает что ему нужно  На ужин чай с молоком и фрукты.
Там было очень холодно  (народ одевал на себя все что только можно чтобы согреться),  особенно когда не двигаешься по 11 часов ( лично я нарушал правило о запрете других практик и днем активно отжимался, качался делал некоторые асаны и выполнял комплекс тайцзы – становилось тепло и хорошо и было медитировать гораздо легче, потому что спина и ноги(колени) давали о себе знать при таком режиме неподвижности. Кроме меня почему то никто больше на улице ничем не занимался, кроме практики лежания на трубе  boast . Вообще народ в целом очень пассивный ко всему… благодаря этому холоду и пассивности  больше половины практикующих к концу курса активно сопливила и кашляла на медитации…
 Условия практически идентичные буддийскому монастырю. Все это создает благодатную почву для настоящей садханы.  :023:
Отмечу несколько моментов из личного опыта:
Буквально через несколько дней осознанность, чистота, концентрация  и острота ума возрастают очень сильно: малейшее внутреннее побуждение видно как на ладони. Прояснzется зрение, слух, вкус, все ощущения.  Начинаешь понимать очень глубоко ум как инструмент, который необходимо настраивать и управлять, необходимо не «париться» по поводу какой либо нескладухи, а просто делать практику и идти вперед… Все меняется… аничча … Осознавание тела как потока добиться было не так трудно в таких условиях. Тут скорее вопрос – с чем садхака пришел сюда, т.е. свой уровень подготовки. Так же на 5й день удалось развить очень высокий уровень концентрации ( в каком-то плане нерушимый) , что было определенной победой, т.к. эту задачу я ставил заранее.
На седьмой день у меня был определенный мистический опыт. И здесь тоже есть определенный юмор  :016:  Под конец утренней медитации запускаются рулады Гоенки  :143: ,  которые автору этих строк не  нравились настолько что хотелось заткнуть уши ватой ( коллега по комнате это пробовал, но как он сказал: голос Гоенки все равно пробивал  fan ), они мешали полноценно медитировать, сосредотачиваться на выполняемой садхане, но динамики включались достаточно громко и сознание периодически выкидывало из внутреннего погружения в прослушивание  :05: Происходила определенная внутренняя борьба, и в определенный момент я УВИДЕЛ эту борьбу как влечение и отвращение внутри себя, увидел что все это МЕНЯЕТСЯ, все изменчиво… это было как инсайт,  :139: озарение(говоря костанедовским языком произошло реальное смещение точки сборки в новое состояние, в другую позицию) … это очень трудно передать словами… наступило состояние потрясающего внутреннего равновесия, невозмутимости и прохладного покоя, исполненного блаженством и счастьем…  suns мне стало как бы смешно от осознания всего этого цирка внутри себя.. .мне хотелось смеяться от радости и того восторга который переполнял меня…. Ибо в этом состоянии я мог слушать этого певуна часами, и очень бесконечно долго сидеть в лотосе не обращая внимания на болевые вспышки в коленях… Ранее в моей садхане были определенные похожие опыты, но этот был более специфичен… это трудно передать на словах…  Этот состояние сохранялось примерно несколько часов… Записавшись в Патрику, я пошел к нему на беседу после обеда, мне было интересно что он скажет… Поговорив с ним  я понял что это было состояние близкое к первой дхъяне, а может быть и она сама… Были еще определенные моменты и успехи, но они скорее общие для всех , поэтому писать о них не буду  :123:

Так же отмечу что не понравилось: в лекциях Гоенка говорит о том что учение его дхаммы самая несектантское  :10: , его дхамма самая чистая  и Будда гооврил именно это , и вообще все остальное – это заблуждение по сравнению с випассаной и нужно практиковать только ее, ничего остальное больше не нужно… Все это -  полноценное зомбирование, которое к концу курсу достигало своего апогея, на последней лекции многие говорили что произвели много санскар отвращения относительно Гоенки  :024:. т.к. в тексте лекции практически прямым текстом говорилось что Вы должны практиковать только випассану и регулярно ездить на курсы и обязательно служить этой «чудесной» дхамме ( т.е. приезжать дхамма служащим). Неслабо   промывает мозг юным неокрепшим эзотерикам «несектантский» Гоенка… Его имя звучит на лекциях практически через каждое предложение. Естественно, что  в условиях информационного голодания и постоянного транса любая информация будет сразу прошиваться в подкорку многим людям… Печально но факт. В целом курс замечателен, если из курса убрать песнопения Гоенки и половину лекций.    :143:
По поводу большого кол-ча часов медитации для неподготовленного человека неизбежно появление сильной боли в ногах (большинство сильно мучилось и часто вставали во время медитации) . Вся эта боль откладывается на уровне подсознания как ассоциация «медитация – отвращение – не хочу – боль»… лично я считаю что к тренировке стоит подходить с точки зрения психологии и не создавать подобных импринтов. Тренироваться нужно не перенапрягаясь, т.к. в первые 3-4 дня помимо тела сильно уставало внимание и ум даже у меня ( я считаю себя достаточно опытным и подготовленным практиком, который например может и час сидеть в лотосе и т.д.) а здесь многие и в полулотосе не могли сидеть, но сооружали себе большие «гнезда» из одеял, подушек, скамеечек.   :010:
Конечно, курс оставил много хороших впечатлений, и он несомненно меняет человека и дает много опыта и заряда для дальнейшей практики, ибо он начинает понимать еще глубже себя, других, и более ясно и правдиво видеть неотвратимую изменчивость этого иллюзорного, непостоянного, но такого прекрасного мира…

Yuri:
Shivananda, привет. Сколько лет,сколько зим! Замечательный опыт. Особенно интересно ,,смещение точки сборки в новое положение,,.

niralamba:
Первая дхьяна

При продолжительном непрерывном фокусировании ума на объекте медитации наступает момент, когда первый раз преодолевается поверхостное сознание. Это является полным поглощением(растворением) или дхьяной. Ум внезапно как бы погружается в объект и остаётся в нём неподвижно. Мешающие мысли полностью исчечают. Нет не чувствующих восприятий, ни обычного осознания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладает восторг,блаженство и однонаправленность(экаграта).

Из 'Вишуддхи-марга'

niralamba:
Почитайте Вишуддха-марга, исходя из вашего описания возможно вы пережили 2-3 дхьяны; хотя не факт, не так быстро оставляешь восторг по поводу переживаемого, тут надо либо присытиться, либо хотеть ещё углубиться:-)

shivananda:
niralamba  все м.б. , но часто порой опыт очень сильно отличается от того как нам кажется как должно быть  от того что есть в действительности

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии