Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Падмасана vs Сиддхасана  (Прочитано 8060 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Kanirigapunga

  • *
  • Сообщений: 7
Падмасана vs Сиддхасана
« : Май 17, 2010, 18:52:46 »

Здравствуйте, хотелось бы прояснить вопрос с практикой асан, а конкретнее - падмасаны и сиддхасаны. Несомненно это две важные позы используемые для пранаям и различного рода медитативных практик. Собственно вопрос в следующем- Какую из этих асан использовать, при медитации, а какую при пранаяме? Почему? Мне видится , что практика этих поз дает разный эффект при использовании одной какой-либо практики. Ваши соображения по этому поводу. А также хотелось услышать авторитетное мнение Yogi Matsiendranatha.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 287
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #1 : Май 17, 2010, 20:53:20 »

Какую из этих асан использовать, при медитации, а какую при пранаяме?

имхо, обе хороши для пранаямы (и мудр), а для медитации лучше что нибудь попроще,  ведь мало кто сможет комфортно больше получаса в этих позах просидеть, так чего париться не отказываеть же себе в практике?  :123:
"Падмасана и сиддхасана для сиддх а не для спокойствия!"  - так говорят махайоги.
А когда комфортна падмасана ( и сиддхасана) в течении длительного времени то вопрос отпадёт сам собой.
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #2 : Май 17, 2010, 22:16:12 »

Джай Шива Горакшанатха!

Адеш!

А какую пранаяму Вы имеете в виду?

Ряд текстов говорят о том, что обе позы хороши, какие-то могут считать, к примеру, сиддхасану самой лучшей для всех практик. Однако действие их и правда различно, и выбор той или иной асаны может зависеть от состояния Вашей праны в теле, и от того, что Вы хотите получить от практики. Например,  сиддхасана больше воздействует на сушумну, направляет туда прану, а падмасана, на мой взгляд, больше ориентирована на распределение праны в теле равномерно и ее интеграцию. Тонкостей еще много и тут, мне кажется, надо просто практиковать и наблюдать какое влияние  различные положения оказывают на энергетическое состояние, хотя, возможно, для этого нужна определенная тонкость восприятия.
Порой даже находясь в самой простой сукхасане, можно придти к глубоким медитативным состояниям, а в других случаях ключом может стать сиддхасана, падмасана, свастикасана...
Это по моему опыту, интересно узнать как у других  :05:


Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 836
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #3 : Май 17, 2010, 22:37:14 »

Адеш!

Цитировать
А когда комфортна падмасана ( и сиддхасана) в течении длительного времени то вопрос отпадёт сам собой.

боюсь, что тогда вопросы насоящие только начнут подниматься...
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #4 : Май 17, 2010, 22:50:11 »

Джая Шива Горакшанатх!
Адеш!
Имхо, обе хороши для пранаямы (и мудр), а для медитации лучше что нибудь попроще
К сожалению, сложилось распространенное мнение, что пранаяма и мудры - это  не медитативные практики.  А зря :)

ведь мало кто сможет комфортно больше получаса в этих позах просидеть,

Увы, невозможность сидеть больше получаса в медитативных асанах (в БШЙ, например, сиддхасана и падмасана считаются медитативными ) часто говорит о выполнении асан (в целом) в беспокойном состоянии, соответственно, и итог ожидаемый получается...

"Падмасана и сиддхасана для сиддх а не для спокойствия!"  - так говорят махайоги.

Интересно, о каких сиддхах, которые достигаются в беспокойном состоянии, говорят махайоги?  :05:
Записан

manavah

  • *
  • Сообщений: 4
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #5 : Май 18, 2010, 09:17:26 »

"Порой даже находясь в самой простой сукхасане,
можно придти к глубоким медитативным состояниям"-по моему это лучший ответ.
Записан

Kanirigapunga

  • *
  • Сообщений: 7
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #6 : Май 18, 2010, 13:49:38 »

Джай Шива Горакшанатха!

Адеш!

А какую пранаяму Вы имеете в виду?

Ряд текстов говорят о том, что обе позы хороши, какие-то могут считать, к примеру, сиддхасану самой лучшей для всех практик. Однако действие их и правда различно, и выбор той или иной асаны может зависеть от состояния Вашей праны в теле, и от того, что Вы хотите получить от практики. Например,  сиддхасана больше воздействует на сушумну, направляет туда прану, а падмасана, на мой взгляд, больше ориентирована на распределение праны в теле равномерно и ее интеграцию. Тонкостей еще много и тут, мне кажется, надо просто практиковать и наблюдать какое влияние  различные положения оказывают на энергетическое состояние, хотя, возможно, для этого нужна определенная тонкость восприятия.
Порой даже находясь в самой простой сукхасане, можно придти к глубоким медитативным состояниям, а в других случаях ключом может стать сиддхасана, падмасана, свастикасана...
Это по моему опыту, интересно узнать как у других  :05:



Спасибо за конструктивный ответ Lakshmi. Мне кажется ,чем выше уровень мастерства, тем меньше практикующий зависит от положения тела, имхо на медитативное состояние мастера не влияет: ходил-бы он, лежал или сидел. Т.к. это уровень пока не достигнут, все-же интересно узнать о включении определенных процессов при исполнении этих асан.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #7 : Май 18, 2010, 14:42:23 »

Шри Гуруджи Адеш!

Здравствуйте, хотелось бы прояснить вопрос с практикой асан, а конкретнее - падмасаны и сиддхасаны. Несомненно это две важные позы используемые для пранаям и различного рода медитативных практик. Собственно вопрос в следующем- Какую из этих асан использовать, при медитации, а какую при пранаяме? Почему? Мне видится , что практика этих поз дает разный эффект при использовании одной какой-либо практики. Ваши соображения по этому поводу. А также хотелось услышать авторитетное мнение Yogi Matsiendranatha.

Сиддхасана, как меня учили мои Гуру, считается идеальной в практике хатха-йоги, для того чтобы обрести способность качественно пребывать в дхьяне. Лучше всего в сиддхасане удерживать положение рук в бхайрава-мудре. Также сидхасана эффективна, когда ваш уровень пранаямы перешел на кожное/клеточное дыхание. Если пранаяма используется пока еще как прана-викасака, вы практикуете разные виды сахита-кумбхак с целью развить разные праны в теле, через них научиться контролировать доши, то падмасана, свастикасана, гуптасана, ваджрасана - более эффективны. В падмасане лучше использовать джняна-мудру, в ваджрасане - просто положить ладони вниз на колени. 
 
Вообще, хатха-йога предназначена для того, чтобы себя очистить, дисциплинировать, стать более собранным, убрать рыхлость в теле. Параллельно практике хатха-йоги нужно соблюдать яму и нияму, также ниямы, отдельные священные предписания, связанные конкретно с хатха-йогой или раджа-йогой. Эти практики - фундаментальные, без них не может практиковаться в совершенном виде тантра, сахаджа и т.д. Конечно, на более высоком уровне какие-то формальные ниямы не столь важны, там начинаются другие законы, но я пока еще не видел ни одного человека, который бы, например, миновал школу отречения, очищения и тапаса и сразу стал совершенным сахаджием или тантриком-сиддхом. В России об этом рассказывают много сказок, того, чего нет на самом деле в Индии. Примеры приводить не буду, многие знают, насмотрелись. Поэтому этап качественного очищения и подготовки очень важен. Мой Гуруджи Митхилешнатх, например, сахаджу объяснял так: "Са" означает практику с "ха" - хатха-йогой, и "джа" - джапой. Для хорошей качественной джапы нужно уметь управлять праной и умом, которые взаимосвязаны.   
 
Когда тексты говорят о начальном уровне, о подготовке, конечно, это не означает, что на "начальность" уровня нужно раньше времени смотреть свысока: если он не будет пройден достаточно хорошо, то станет подобно зАмку на песке. Поэтому хатха-йога, бхакти, карма-йога и т.д. делают прочным "духовный фундамент" для эзотерических практик сахаджи. А совершенное тело, ум, прана, управление эмоциями, чувствами - это критерий того, что адепт прошел подготовку, и это гарант, что мистические аспекты йоги не приведут его к противоположности того, к чему они должны были бы привести. Освоение совершенной асаны важно для подготовки.
« Последнее редактирование: Май 21, 2010, 08:52:38 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yuri

  • *
  • Сообщений: 317
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #8 : Май 18, 2010, 16:12:37 »

Адеш.Сиддхасана хороша тем ,что левая пятка упирается в промежность и из-за этого очень хорошо чувствуется мулабандха и связь с муладхарой полнее.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #9 : Май 18, 2010, 17:15:49 »

Сиддхасана хороша тем ,что левая пятка упирается в промежность и из-за этого очень хорошо чувствуется мулабандха и связь с муладхарой полнее.

Единственное, в самой сиддхасане нелегко выворачивать стопу, чтобы  еще при этом давила пятка на промежность. Хотя, есть разные вариации. А вообще, такое положение действительно способствует сосредоточению праны в сушумне, а когда прана в сушумне, то, согласно той же Свародая-тантре, лучше всего практиковать созерцание. С одной стороны, дхьяна - это естественное состояние, но для того, чтобы к нему подойти и утвердиться в нем, нужны вспомогательные методы. И сиддхасана - хоть и форма телесной манипуляции, однако, помогает. Бандхи, мудры также способствуют приведению ума к равновесию и дальнейшей самьяме.     
« Последнее редактирование: Май 21, 2010, 08:54:04 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

grig

  • *
  • Сообщений: 287
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #10 : Май 19, 2010, 07:29:19 »

Адеш!

в беспокойном состоянии,
  Заметьте не я это произнёс!  :010:


Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 41
  • гастролер
Сиддхасана
« Ответ #11 : Май 17, 2017, 17:22:08 »

Всем Хари и Ом! Здравствуйте уважаемый Гуру и практикующие! Прошу прощения что опять вопрос по технической части. Посмотрел видео файлы, там Матсиендранатх демонстрирует сиддхасану, и ученик Сварганатх тоже показывает сиддхасану в фильме "25 асан". И возник вопрос
Казалось бы, - как можно по такому опять спрашивать, 21 век на дворе все давно разжевано, но в том и дело что мне показалась другая техника исполнения. Раньше я ориентировался на исполнение в варианте Бихарской школы, и там говорится так что верхняя пятка кладется на основание органа, то есть строго на поределенную точку. Получается что верхняя нога и инжняя строго одна нд другой, в том и сложность, что щиколотки соприкасаются некоторым образом.

А на видео все буквально намного проще: нижнюю ногу подлжил, стопу подсунул, а верхняя кладется кое-как, куда ляжет, пятка не давит на ту самую точку в основании органа. Но на мой взгляд это не соответсвует описанию в класическом стиле. Должен быть нечто типа замка из верхней пятки и нижней.
Почему еще я об этом спрашиваю. Например взять изыскания йога проживающего  давно в германии и учившегося у Шивананда Сарасвати, Бориса Сахарова. Он сказал такое дело, что от положения ног в сиддхасане зависит угнетается ли половая детяльность или наоборот активируется. Точно не помню какой вывод он сделал, но наподобии того, что нижняя нога левая в классическом описании, она связана с ида-каналом, значит это будет угнетать выработку полового гормона, а если нижняя правая, то наоборот стимулировать. Далее было предположении что у женщин наоборот, верхняя нога лежит на клиторе, поэтому возбуждающая деятельность будет с правой ногой вверху.
Но не зависимо от того кто делает, наверняка я вижу что положение верхней ноги важно. Та точка куда кладется верхняя пятка в китае называется типа каких-то врат, то есть тоже очень важна. А как на видео каждый сможет, даже наверняка старенький дедушка который про асаны не слышал ни разу.
Я прав в своем вопросе или нет? Может кто-то прокомментировать из практикующих? И заодно насчет теории Б. Сахарова своими соображениями поделиться.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #12 : Май 20, 2017, 13:28:33 »

Я думаю, надо проанализировать классические тексты и потом определиться, что считать сиддхасаной и какой она должна быть. В древних индийских текстах не встречается ничего о том, что для женщин одни каналы, а для мужчин другие, если мы конкретно говорим об индуистских; может, в Ваджраяне или где-то еще такое и есть, но это не моя традиция. И, судя по всему, в текстах йоги говорится именно о мужском варианте, хотя мы знаем, что были и женщины посвященные и практикующие, но в целом в садху идут больше мужчины, видимо, поэтому в текстах они и взяты "за образец". Термин "сиддха-йони асана", как мы встречаем в книгах Бихарской Школы, в текстах не употребляется в контексте, что это именно для женщин. Хотя в них сказано "надавить пяткой на йони", но там под йони не подразумевается конкретно женский половой орган, скорее это область канды. Так же как линга (сваямбху, бана, итара, пара) у всех есть в тонком теле, это скорее принципы, имеющие отношение к энергетическим процессам, но они могут быть связаны с определенными областями и физического тела независимо от пола практикующего.

Большинство текстов не говорят, какую именно пятку надо упирать в промежность, вот, например, подборка из нескольких текстов: 

Йога-мартанда:

6. Одна стопа помещается в область йони, еще одна стопа помещается в область промежности. Руки сложены у груди.
7. Туловище вертикально и неподвижно, чувства успокоены, взгляд неподвижно обращен на межбровье, это именуется сиддхасаной, дающей освобождение.

Вивека-мартанда:

13. Сиддхасана такова: следует крепко прижать одну пятку к месту йони, вторую — к основанию лингама, подбородок крепко прижать к груди, успокоить индрии и направить взгляд на межбровье. Она открывает путь к мокше.

Шива-самхита:

3.85. Старательно прижав пяткой йони (промежность), йогин должен поместить другую пятку над лингамом (половым органом), фиксируя взор между бровями. Чувства успокоены, тело совершенно прямое.

3.86. Эта поза - способ быстро достичь совершенства в йоге.

3.87. Благодаря этой позе йогин покидает мир и достигает высочайшей цели. Во всем мире нет более тайной позы, чем эта. Созерцанием, совершаемым в этой позе, йогин освобождается от грехов.

Гхеранда-самхита:

2.7. Сядь на пятку одной ноги. Пяткой другой ноги прижми основание половых органов. Подбородок прижат к груди. Сохраняя неподвижность и владея своими чувствами, упорно смотри в место между бровями. Эта поза, открывающая двери к освобождению, называется сиддхасана.


Однако есть и те, которые говорят о том, что таки надо именно левую пятку упереть в промежность, а правую поместить поверх гениталий:

Шандилья-упанишада:

9. Сиддха — это [положение сидя с вертикальной спиной без напряжения] и прижиманием левой пятки к промежности, и помещением пятки правой ступни над гениталиями с сосредоточением ума на месте между двумя бровями.

Хатха-йога прадипика:

1.36. Сиддха, Падма, Симха, Бхадра. Из них самая удобная и самая лучшая - Сиддхасана.
 
1.37. Сиддхасана. Крепко прижми к "йони" пятку одной ноги слева от половых органов. Вторую пятку положи справа от половых органов. Подбородок прижми к груди. Держи чувства под контролем. Смотри неподвижно в пространство между бровями. Это - сиддхасана, открывающая дверь к спасению.
 
1.38. Эта сиддхасана делается также и таким образом: помести правую пятку над половыми органами, а левую - над правой.
 
1.39. Одни называют ее сиддхасаной, другие - ваджрасаной, еще называют ее муктасаной или гуптасаной.
 
1.40. Так же как умеренное питание - важнейшее в яме, а ахимса (ненасилие) - важнейшее в нияаме, так и сиддхасана - важнейшая из асан.
 
1.41. Из 84 асан, сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72 000 Нади.
 
1.42. Самосозерцанием, умеренной пищей и практикой сиддхасаны за 12 лет йогин достигает йога-сиддхи.
 
1.43. Когда сиддхасана выполняется успешно, прана-вайю успокаивается и задерживается кевала-кумбхакой, другие асаны выполнять уже ни к чему.
 
1.44. Успех в сиддхасане дает унмани-авастха (состояние «не-ума») и три бандхи делаются сами собой.
 
1.45. Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки (способа задержки дыхания), подобной кевала, нет лайи (растворения), подобной нада (внутренний звук).

Текстов довольно много, и тех, что на санскрите, и также на других индийских языках и диалектах, потому все крайне сложно учесть, но из того, что я видел, в основном они повторяют многое из тех, что вам всем знакомы. Как видите, одни тексты говорят о помещении левой стопы вниз, а другие нет, про гормоны в текстах тоже ничего нет (тогда этого и не могло быть), но там говорится, что асана помогает контролировать чувства. Что индусы в целом подразумевают под брахмачарьей и сублимацией сексуальной энергии, это вообще отдельная и важная тема. Но в общем могу сказать, что это тема мировосприятия, а не просто техническая. Я пока еще так и не встретил никого, кто давлением пятки на промежность сублимировал сексуальную энергию, видел множество лгунов, особенно в Индии. У некоторых вообще был полный неадекват и "поведение Шарикова", например, один "садгуруджи" как-то нам говорил, что надо быть брахмачари и "no sex at all". И буквально через одну минуту забывался и говорил мне, чтобы я дал своей ученице наставление заняться с ним сексом. От чего я неоднократно приходил в недоумение и, конечно, отвечал, что не ко мне ему с таким надо обращаться. Причем это не конкретно моя история, потом многие женщины, которые к нему ездили, да что там, почти все, кто не старые, говорили, что он к ним лип. Так вот, тоже много говорил и про удьяна-бандху, и про давление пятками, и даже нелепости на тему тантры (думая, что мы не изучали эту тему полноценно), в общем, все это оказалось просто сказками про белого бычка. И причем 95% "технарей-брахмачари" именно такие. В конечном счете я ответы нашел в тантрических текстах, что секс не нужно подавлять техническими путями, его надо сочетать с ануграхой. А сам по себе секс не является ни плохим, ни хорошим, он будет у вас таким, что вы и ваш(-а) партнер(-ша) на него проецируете или не проецируете вообще ничего. Потому умствования на тему управления гормонами, пятками, как это написал С. Сарасвати или его ученики, лично у меня вызывают огромные сомнения. Это не вопрос кому-то что-то доказать, а вопрос того, как ЛИЧНО ВАМ с этим живется, хорошо и счастливо, помогает ли в практике или нет. Я думаю, это именно тема совершенства ученичества, искренности с собой и знания того, с чем вы взаимодействуете в этом мире. Одно я знаю точно: если многие практики для большинства не работают, то значит в их подачи что-то не то, в передаче этих практик. А что может быть не то, если есть тексты, где они описаны? Я так понимаю, что нет достойных Гуру и достойных учеников, которые могли бы эти темы искренне обсуждать; раз практика говорит, что она дает сиддхи, то, логически, там есть нечто секретное. А какой дурак будет секретное передавать толпе, секретное можно передавать тому, кто готов отдать ради тебя все, всю свою жизнь, кто доказал свою преданность временем, делами, а не пустозвонством и публичным пафосом. Соответственно, как я уже и говорил в других темах этого форума по подобным историям, ученичество и путь – это не то, что вписано в жизнь, а жизнь используется для пути и самосовершенствования. Многие просто выдергивают из этого всего куски и, используя их отдельно, думают, что случится какое-то чудо. Поэтому я советую тем, кто серьезно ищет себя и свой путь, это осмыслить как следует.

Далее, действительно иногда ноги соотносят с лунными и солнечными каналами, даже в практике махамудры это видно, но какие-то тексты говорят, что ида и пингала соединяются в канде. Возможно, поэтому какие-то тексты в описании сиддхасаны просто не уделяют внимание, какая из пяток давит. Я вообще считаю, что каналы - это категория тонкого плана, а что такое тонкий план - это надо говорить отдельно. Тонкий план имеет дело как с конкретикой, так и с абстракцией, с архетипами и прочим, он более гибок, чем физический. 

На картинке я указал, что правая стопа сверху, а левая в промежности, вот ТУТ есть схема. Но я не думаю, что будет огромной ошибкой, если положение пяток изменится. Если, допустим, у кого-то от природы ноги не складываются так, как сказано в одном тексте, и вы их сложили так, как это сказано в другом (как он допускает), то нет никаких проблем. Главная цель сиддхасаны - направление праны в сушумна-нади, вот на что надо в своем сознании ориентироваться. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #13 : Май 21, 2017, 00:18:04 »

Адеш!

Спасибо, Гуруджи, за Ваш ответ!

Цитировать
Главная цель сиддхасаны - направление праны в сушумна-нади, вот на что надо в своем сознании ориентироваться.

Действительно, ведь так можно и проверить (если есть сомнения по поводу правильности выполнения) - если прана в сушумну пошла, значит сиддхасана верно выполняется. :05:

Вообще, это ощущение сиддхасаны ни с чем не спутаешь, сушумна в себя забирает, и становится совершенно все равно, какая у тебя там пятка, нажимаются ли точки и лежат ли правильно щиколотки...

Еще к теме совершенства ученичества и искренности (о чем Вы, Гуруджи писали выше) - мне тоже кажется, что именно это имеет первостепенное значение, а не техника. Будь то сиддхасана, брахмачарья или что угодно. Многие сейчас просто на техниках немножко повернуты, я вижу как у Гуруджи постоянно спрашивают о технических деталях, да и в целом в сети дискуссии на эти темы. Такое ощущение, что люди думают, что у них нет нужного эффекта именно потому, что они технически делают что-то неправильно. А ведь не хватает как раз "секретного ингредиента" - состояния ученика (т.е. настоящего ученичества, не формального), которое и состоит из искренности, самоотдачи, открытости


Далее было предположении что у женщин наоборот, верхняя нога лежит на клиторе, поэтому возбуждающая деятельность будет с правой ногой вверху.
Tolik Divanov, а вот тут мне не очень понятно, зачем класть женщине ногу так (на клитор), чтобы с ней была возбуждающая деятельность???
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re: Падмасана vs Сиддхасана
« Ответ #14 : Май 25, 2017, 11:00:40 »

Можно, конечно, неоднозначно относиться к индусам в целом и к тому, что они пишут, говорят и делают, но сфотографировал я это в книге Нараянадатты Шримали, книга по мантрам, раздел "Асаны". Вот как он изображает два вида сиддхасаны:



 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.