Я думаю, надо проанализировать классические тексты и потом определиться, что считать сиддхасаной и какой она должна быть. В древних индийских текстах не встречается ничего о том, что для женщин одни каналы, а для мужчин другие, если мы конкретно говорим об индуистских; может, в Ваджраяне или где-то еще такое и есть, но это не моя традиция. И, судя по всему, в текстах йоги говорится именно о мужском варианте, хотя мы знаем, что были и женщины посвященные и практикующие, но в целом в садху идут больше мужчины, видимо, поэтому в текстах они и взяты "за образец". Термин "сиддха-йони асана", как мы встречаем в книгах Бихарской Школы, в текстах не употребляется в контексте, что это именно для женщин. Хотя в них сказано "надавить пяткой на йони", но там под йони не подразумевается конкретно женский половой орган, скорее это область канды. Так же как линга (сваямбху, бана, итара, пара) у всех есть в тонком теле, это скорее принципы, имеющие отношение к энергетическим процессам, но они могут быть связаны с определенными областями и физического тела независимо от пола практикующего.
Большинство текстов не говорят, какую именно пятку надо упирать в промежность, вот, например, подборка из нескольких текстов:
Йога-мартанда:
6. Одна стопа помещается в область йони, еще одна стопа помещается в область промежности. Руки сложены у груди.
7. Туловище вертикально и неподвижно, чувства успокоены, взгляд неподвижно обращен на межбровье, это именуется сиддхасаной, дающей освобождение.
Вивека-мартанда:
13. Сиддхасана такова: следует крепко прижать одну пятку к месту йони, вторую — к основанию лингама, подбородок крепко прижать к груди, успокоить индрии и направить взгляд на межбровье. Она открывает путь к мокше.
Шива-самхита:
3.85. Старательно прижав пяткой йони (промежность), йогин должен поместить другую пятку над лингамом (половым органом), фиксируя взор между бровями. Чувства успокоены, тело совершенно прямое.
3.86. Эта поза - способ быстро достичь совершенства в йоге.
3.87. Благодаря этой позе йогин покидает мир и достигает высочайшей цели. Во всем мире нет более тайной позы, чем эта. Созерцанием, совершаемым в этой позе, йогин освобождается от грехов.
Гхеранда-самхита:
2.7. Сядь на пятку одной ноги. Пяткой другой ноги прижми основание половых органов. Подбородок прижат к груди. Сохраняя неподвижность и владея своими чувствами, упорно смотри в место между бровями. Эта поза, открывающая двери к освобождению, называется сиддхасана.
Однако есть и те, которые говорят о том, что таки надо именно левую пятку упереть в промежность, а правую поместить поверх гениталий:
Шандилья-упанишада:
9. Сиддха — это [положение сидя с вертикальной спиной без напряжения] и прижиманием левой пятки к промежности, и помещением пятки правой ступни над гениталиями с сосредоточением ума на месте между двумя бровями.
Хатха-йога прадипика:
1.36. Сиддха, Падма, Симха, Бхадра. Из них самая удобная и самая лучшая - Сиддхасана.
1.37. Сиддхасана. Крепко прижми к "йони" пятку одной ноги слева от половых органов. Вторую пятку положи справа от половых органов. Подбородок прижми к груди. Держи чувства под контролем. Смотри неподвижно в пространство между бровями. Это - сиддхасана, открывающая дверь к спасению.
1.38. Эта сиддхасана делается также и таким образом: помести правую пятку над половыми органами, а левую - над правой.
1.39. Одни называют ее сиддхасаной, другие - ваджрасаной, еще называют ее муктасаной или гуптасаной.
1.40. Так же как умеренное питание - важнейшее в яме, а ахимса (ненасилие) - важнейшее в нияаме, так и сиддхасана - важнейшая из асан.
1.41. Из 84 асан, сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72 000 Нади.
1.42. Самосозерцанием, умеренной пищей и практикой сиддхасаны за 12 лет йогин достигает йога-сиддхи.
1.43. Когда сиддхасана выполняется успешно, прана-вайю успокаивается и задерживается кевала-кумбхакой, другие асаны выполнять уже ни к чему.
1.44. Успех в сиддхасане дает унмани-авастха (состояние «не-ума») и три бандхи делаются сами собой.
1.45. Нет асаны, подобной сиддхасане, нет кумбхаки (способа задержки дыхания), подобной кевала, нет лайи (растворения), подобной нада (внутренний звук).
Текстов довольно много, и тех, что на санскрите, и также на других индийских языках и диалектах, потому все крайне сложно учесть, но из того, что я видел, в основном они повторяют многое из тех, что вам всем знакомы. Как видите, одни тексты говорят о помещении левой стопы вниз, а другие нет, про гормоны в текстах тоже ничего нет (тогда этого и не могло быть), но там говорится, что асана помогает контролировать чувства. Что индусы в целом подразумевают под брахмачарьей и сублимацией сексуальной энергии, это вообще отдельная и важная тема. Но в общем могу сказать, что это тема мировосприятия, а не просто техническая. Я пока еще так и не встретил никого, кто давлением пятки на промежность сублимировал сексуальную энергию, видел множество лгунов, особенно в Индии. У некоторых вообще был полный неадекват и "поведение Шарикова", например, один "садгуруджи" как-то нам говорил, что надо быть брахмачари и "no sex at all". И буквально через одну минуту забывался и говорил мне, чтобы я дал своей ученице наставление заняться с ним сексом. От чего я неоднократно приходил в недоумение и, конечно, отвечал, что не ко мне ему с таким надо обращаться. Причем это не конкретно моя история, потом многие женщины, которые к нему ездили, да что там, почти все, кто не старые, говорили, что он к ним лип. Так вот, тоже много говорил и про уддияна-бандху, и про давление пятками, и даже нелепости на тему тантры (думая, что мы не изучали эту тему полноценно), в общем, все это оказалось просто сказками про белого бычка. И причем 95% "технарей-брахмачари" именно такие. В конечном счете я ответы нашел в тантрических текстах, что секс не нужно подавлять техническими путями, его надо сочетать с ануграхой. А сам по себе секс не является ни плохим, ни хорошим, он будет у вас таким, что вы и ваш(-а) партнер(-ша) на него проецируете или не проецируете вообще ничего. Потому умствования на тему управления гормонами, пятками, как это написал С. Сарасвати или его ученики, лично у меня вызывают огромные сомнения. Это не вопрос кому-то что-то доказать, а вопрос того, как ЛИЧНО ВАМ с этим живется, хорошо и счастливо, помогает ли в практике или нет. Я думаю, это именно тема совершенства ученичества, искренности с собой и знания того, с чем вы взаимодействуете в этом мире. Одно я знаю точно: если многие практики для большинства не работают, то значит в их подачи что-то не то, в передаче этих практик. А что может быть не то, если есть тексты, где они описаны? Я так понимаю, что нет достойных Гуру и достойных учеников, которые могли бы эти темы искренне обсуждать; раз практика говорит, что она дает сиддхи, то, логически, там есть нечто секретное. А какой дурак будет секретное передавать толпе, секретное можно передавать тому, кто готов отдать ради тебя все, всю свою жизнь, кто доказал свою преданность временем, делами, а не пустозвонством и публичным пафосом. Соответственно, как я уже и говорил в других темах этого форума по подобным историям, ученичество и путь – это не то, что вписано в жизнь, а жизнь используется для пути и самосовершенствования. Многие просто выдергивают из этого всего куски и, используя их отдельно, думают, что случится какое-то чудо. Поэтому я советую тем, кто серьезно ищет себя и свой путь, это осмыслить как следует.
Далее, действительно иногда ноги соотносят с лунными и солнечными каналами, даже в практике махамудры это видно, но какие-то тексты говорят, что ида и пингала соединяются в канде. Возможно, поэтому какие-то тексты в описании сиддхасаны просто не уделяют внимание, какая из пяток давит. Я вообще считаю, что каналы - это категория тонкого плана, а что такое тонкий план - это надо говорить отдельно. Тонкий план имеет дело как с конкретикой, так и с абстракцией, с архетипами и прочим, он более гибок, чем физический.
На картинке я указал, что правая стопа сверху, а левая в промежности, вот
ТУТ есть схема. Но я не думаю, что будет огромной ошибкой, если положение пяток изменится. Если, допустим, у кого-то от природы ноги не складываются так, как сказано в одном тексте, и вы их сложили так, как это сказано в другом (как он допускает), то нет никаких проблем. Главная цель сиддхасаны - направление праны в сушумна-нади, вот на что надо в своем сознании ориентироваться.