Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Бхакти  (Прочитано 10870 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

रा Tatyana

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Бхакти
« Ответ #15 : Апрель 03, 2016, 12:05:13 »

Адеш.
Очень  понравился перевод и тронул за живое!
Мне кажется, в умении любить, есть то, что поможет стать настоящим  человеком и натхом.
 Дело за «малым», измениться, а это -самое трудное! Особенно, когда вообще про про свои "прелести"  ничего толком не знаешь.
Гуру Джи Матсьендранатх,  скажите пожалуйста, говорить о джняна йоге можно только после того,  когда человек получил настоящий  опыт единения  и тождественности с Бхагаваном?,  т.е стал Йогом?
Настоящий Йог, а не липовый -это  Личность тождественная Господу? Что такое единение с Бхагаваном в высшем смысле этого слова?
Гуру Джи, если выберете время, пожалуйста, расскажите.

преклоняюсь.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бхакти
« Ответ #16 : Апрель 04, 2016, 10:55:18 »

Я перевел небольшой кусок текста по теме, из книги «Шри Натха Рахасья» Гуру Йоги Виласнатха, думаю попозже еще кое-какие куски из нее перевести, также кое-что из "Йога Рахасьи" Махасиддхи Гамбхирнатха.
 
Спасибо! Перевод гораздо лучше, чем по ссылке которую давал.

Там все значительно хуже, чем незнающий человек может предположить. Чуть ли не в каждом предложении ошибки, некоторые предложения "выкинуты" из текста (т.е. попросту не переведены, очевидно, не хватило знания языка), а кое-где, в связи с плохим знанием доктрины или незнанием вообще, сделаны грубые смысловые искажения. Я просто думал, раз человек заявил, что выучил язык, может переводить, поверил на слово. А потом мне ученики, которые уже знают хинди более-менее хорошо, прислали ссылки, обнаружив ляпы, я стал смотреть и ужаснулся. Далеко ходить не буду, можно прямо с самого начала текста разобрать. Оригинал и разбор:

                                                                    आत्मा - ज्ञान Атма джняна

आत्मा या जीवात्मा या अन्तरात्मा या योगियों का इष्ट या परमात्मा या चैतन्य या परमतत्त्व आदि ऐसे नामों से आत्मा को जानते हैं |

ātmā yā jīvātmā yā antarātmā yā yogiyoṁ kā iṣṭ yā paramātmā yā caitanya yā paramatattv ādi aise nāmoṁ se ātmā ko jānte haiṁ |

आत्मा ātmā  (Атма)  या yā (или) जीवात्मा jīvātmā (Дживатма) या yā (или), или योगियों का इष्ट yogiyoṁ kā iṣṭ Ишта (Девата) Йогинов, или Параматма, или Сознание, или परमतत्त्व paramatattv Парамататтва (Высшая сущность) и आदि ādi т.д., ऐसे नामों से aise nāmoṁ se под такими именами आत्मा को जानते हैं ātmā ko jānte haiṁ известен Атман.

лже - перевод:

"Атма, дживатма, антаратма, параматма, сознание или парамтаттва и другое – это всё имена рождённой души".
 
Откуда он там взял имена "рожденной души"? Если там जानते jānte "известна" (под перечисленными именами)? Он, видимо, перепутал с термином जन्म джанма "рождение". Ишту Девату (योगियों का इष्ट ) он выкинул из текста вообще. 

Второе предложение длинное.

आत्मा सम्पूर्ण शरीर का स्वामी हैं, इष्ट हैं, इस भौमिक शरीर के प्राकृतिक किसी भी परिवर्तन का तथा पांच तत्त्वों का इस आत्मा पर कोई प्रभाव नहीं होता वह इस शरीर में तथा समपर्ण ब्रह्माण्ड में व्यक्ति रूप में स्थित हैं , नित्य हैं शाश्वत हैं सत्य हैं अविनाशी हैं एवं प्रकाशि हैं।

ātmā sampūrṇ śarīr kā svāmī haiṁ, iṣṭ haiṁ, is bhaumik śarīr ke prākṛtik kisī bhī parivartan kā
tathā pānc tattvoṁ kā is ātmā par koī prabhāv nahīṁ hotā vah is śarīr meṁ tathā samaparṇ brahmāṇḍ meṁ vyakti rūp meṁ sthit haiṁ, nitya haiṁ śāśvat haiṁ satya haiṁ avināśī haiṁ evaṁ prakāśi haiṁ|

आत्मा सम्पूर्ण शरीर का स्वामी हैं  ātmā sampūrṇ śarīr kā svāmī haiṁ  Атма является владыкой всего тела, इष्ट हैं  iṣṭ haiṁ является Иштой (желаемым Божеством) इस भौमिक शरीर के प्राकृतिक किसी भी परिवर्तन का is bhaumik śarīr ke prākṛtik kisī bhī parivartan kā  его физическое тело, таким образом, также естественно изменяется तथा पांच तत्त्वों का इस आत्मा पर कोई प्रभाव नहीं होता tathā pānc tattvoṁ kā is ātmā par koī prabhāv nahīṁ hotā vah и Атма никаким образом не затрагивается пятью элементами.  वह इस शरीर में तथा समपर्ण ब्रह्माण्ड में व्यक्ति रूप में स्थित  हैं vah is śarīr meṁ tathā samaparṇ brahmāṇḍ meṁ vyakti rūp meṁ sthit haiṁ в том его теле и во всей вселенной, в проявленной форме локализован, नित्य हैं nitya haiṁ является вечным, शाश्वत हैं śāśvat haiṁ постоянным सत्य हैं satya haiṁ, он есть истина अविनाशी हैं avināśī haiṁ нерушимый एवं evaṁ и प्रकाशि हैं prakāśi haiṁ сияющий.

лже - перевод:

"Никакие изменения, происходящие в физическом теле или изменения свойств пяти элементов во Вселенной, не оказывают какого-либо влияния на душу, находящуюся в теле и являющуюся бессмертной, как и бесконечная, вечная, истинная и нерушимая Вселенная. Можно уничтожить тело, но никогда нельзя уничтожить душу."

Просто тупо выбросил, что Атман является "владыкой всего тела" (सम्पूर्णशरीर का स्वामी हैं sampūrṇ śarīr kā svāmī haiṁ). Хотя там по грамматике даже ребенок поймет, что именно так и сказано. Я, конечно, понимаю, что товарищ просто никогда не интересовался известным понятием "кшетраджня", но хотя бы просто перевел бы правильно. Опять же, выброшено, что "Атма есть Ишта" (इष्ट हैं iṣṭ haiṁ). И какая нерушимая вселенная? Там этого нет и близко. Говорится об изменчивом теле и пяти элементах, но там нет ничего про "неизменную вселенную", там говорится, что он (Атман) в ней локализован (समपर्ण ब्रह्माण्ड में व्यक्ति रूप में स्थित हैं samaparṇ brahmāṇḍ meṁ vyakti rūp meṁ sthit haiṁ).

А дальше там вообще идет тихий ужас, выкинуто целое предложение, однако значимое. Там во всех переводах ляпы, грубые искажения, выкидывание важных моментов и т.д. Все нет сейчас времени тут разбирать, но поверьте, там весь текст и остальные "переводы" таковы, что назвать это переводами невозможно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бхакти
« Ответ #17 : Апрель 04, 2016, 11:45:41 »

Значит нужно быть постоянно внимательным к своим реакциям и мыслям... Есть такой момент, что когда что-то замечаю, то бывает откладываю "на потом" и когда возвращаюсь к этому позже, то уже как-то не так это омрачение воспринимается, плоско как-то и неискренне.
Гуруджи, а как определить, где золотая середина между раскаянием и самобичеванием? Скатывание в негатив к себе это ведь тоже не здорово.

 Я думаю, в Традиции все есть, чтобы избежать ненужного. Дисциплина - вот что самое главное. Четкое понимание того, что должен себе позволять (и когда) ученик в отношении Гуру, а что нет. Нужно не искать самооправданий, а четко следовать правилам и данным обещаниям, и все будет замечательно.
  Ну а насчет противоречий, что с одной стороны мы – высший Атман, а с другой – полны грехов, просто надо спокойно принять тот факт, что мир весь нелинеен, это человек его хочет сделать понятным, по образу и подобию своему. Духовный человек - это развитый человек, а развитый - это тот, кто осознает вещи, которые не способны уложиться в обычном сознании обывателя.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бхакти
« Ответ #18 : Апрель 04, 2016, 12:33:14 »

Гуру Джи Матсьендранатх,  скажите пожалуйста, говорить о джняна йоге можно только после того,  когда человек получил настоящий  опыт единения  и тождественности с Бхагаваном?,  т.е стал Йогом?
Настоящий Йог, а не липовый -это  Личность тождественная Господу? Что такое единение с Бхагаваном в высшем смысле этого слова?

Существуют разные сампрадаи, которые по-разному, именно у себя, объясняют разные уровни бхакти и джняны. Чтобы было более понятно, затронем ключевые моменты. В Ведах очень важна карма-канда – регулярное выполнение обрядов, которое ведет к высшей цели, согласно Ведам.

Идея джняны там тоже, конечно, присутствует. Например, в ведийском ритуале есть брахман, который ассоциируется с джняной. Роль брахмана - корректировать остальных, если они делают ошибки, он должен хорошо все знать, включая и внутренний смысл действий. Но карма-канда в основном была создана для людей семейных, а Упанишады - для саньясинов.

Упанишады из себя изначально представляли сущностное знание Вед, потому этот раздел известен как джняна-канда. Позже Упанишады стали одними из главных текстов, которые сыграли важную роль в формировании Веданты.

 Веданта - это также суть Вед, в ней уже больше упор именно на внутреннее, на джняну. Конечно, в ведантических сампрадаях тоже есть своя ритуалистика и бхакти, но там меньший акцент на карма-канде.

Далее, если мы остановимся на Веданте, то увидим там разные сампрадаи. Некоторые учат, что вы и есть Бхахман, другие - двойственные, Мадхва, например. Есть компромиссные, есть разновидности со своими нюансами.

 Но важно понять, что все они, конечно, могут иметь и плюсы и минусы, однако цель-то у нас не просто глупо примкнуть к какой-то из них, а стать как можно более совершенными существами.

Одна сампрадая говорит, что нехорошо верить в свое тождество с Богом, так как может вырасти гордыня и разовьются омрачения. Другая говорит, что с таким мировоззрением мы не убираем эго, потому что мы за Бога сами решаем, где он присутствует, а где нет и т.д. и т.п.

Все они, безусловно, правы и по-своему несут разные вещи. Потому, с моей точки зрения, все эффективное, что есть где-либо, желательно учитывать и брать на вооружение на пути самосовершенствования.

 Да, мы едины со Сверхдушой, но это не повод впадать в неадекватные состояния. Да, это парадокс, что мы и зависим от Бога и сами Бог, реальность не ограничена никакими нашими шаблонными выкладками, она многомерна - это нужно принять как оно есть.

Термин "мистика" - означает таинство, мистический опыт подразумевает, что реальность не ограничена тем, что мы считаем надежным знанием. Мистика для материалиста всегда будет полна противоречий, всегда будет не вписываться ни в какую шаблонную и "здравую" логику.

 Я думаю, мистиком можно стать, даже просто хладнокровно и честно все подвергая сомнению, не агрессивно подвергая "врагов", то, что не выгодно нашему эго, а все абсолютно, например любую "традиционную науку". Потому что она всегда меняется, там тоже нет фиксированной истины, просто что-то открыто, а что-то еще нет, и, возможно, новые открытия опровергнут то, что мы сейчас считаем незыблемым.

Так мы можем осознать, что ум не должен быть шаблонным, нужно уметь допускать вещи и на вид взаимно противоречивые. Просто сам тот факт, что Бог вездесущ и также запределен, то почему бы не допустить, что он и во всем том, что не можем в единое целое увязать мы? Если мы подобны Богу и это естественное состояние, в нем нужно пребывать, то почему бы нам ни позволить себе всему интегрироваться в нашем сознании? Нам ничего для этого не надо, просто быть в естестве, ведь Бог именно в нем. Но при этом важно помнить, что естество - не есть примитив. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

isckatel Иван

  • *
  • Сообщений: 107
Re: Бхакти
« Ответ #19 : Апрель 04, 2016, 14:14:42 »

Я перевел небольшой кусок текста по теме, из книги «Шри Натха Рахасья» Гуру Йоги Виласнатха, думаю попозже еще кое-какие куски из нее перевести, также кое-что из "Йога Рахасьи" Махасиддхи Гамбхирнатха.
 
Спасибо! Перевод гораздо лучше, чем по ссылке которую давал.

Там все значительно хуже, чем не знающий человек может предположить. Чуть ли не в каждом предложении ошибки, некоторые предложения "выкинуты из текста" (т.е. попросту не переведены, очевидно, не хватило знания языка), а кое-где, в связи с плохим знанием доктрины или не знанием вообще, сделаны грубые смысловые искажения.

Действительно все значительно хуже, чем не знающий человек может предположить. А я еще ту страницу себе сохранил, мне понравилась фраза о том, что любое деление йоги искусственно, ну и вообще все что там разбирается. Видел, что перевод какой-то кривой, но не предполагал, что  настолько.
Записан

रा Tatyana

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Бхакти
« Ответ #20 : Апрель 04, 2016, 17:21:09 »

Адеш, Гуру Джи Матсьендранатх!
Спасибо Вам за очень подробный ответ. 
я  нашла и услышала в  нём очень необходимые  наставления.

почему бы не допустить, что он и во всем том, что не можем в единое целое увязать мы?
а ведь Он и в вере тогда? Алакх Ниранджан.
Тогда, в искренней вере, есть и знание и любовь...?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бхакти
« Ответ #21 : Апрель 04, 2016, 19:56:24 »

а ведь Он и в вере тогда? Алакх Ниранджан.
Тогда, в искренней вере, есть и знание и любовь...?

Мне кажется, что мы можем много использовать разной общей терминологии, но важен сам опыт, а опыт - это чаще всего то, что происходит от всего прикладного. Да, Высшее вездесуще, но что тогда мешает всем жить, непрерывно осознавая, что мы в нем?

Я бы сказал, что цепляние за нечто, что мы уже получили, со временем создает застой. Не случайно застой ассоциируется с серостью, тупостью (неспособностью воспринимать) и т.д. Противоположность застою - это изменения нас или в нас, что нами часто воспринимается как некая жертвенность, самопожертвование, приставка "само" связана с тем, что мы оставляем то, к чему привыкли, зацепились. Наступает некая опустошенность, но она сопровождается открытостью к новому, что и дает восприимчивость.

Чем больше человек оставляет, тем восприимчивость, обмен, энергичность, то, что мы называем чистотой и жизненной силой, становятся выше. Т.е. я могу об одном и том же говорить разными терминами и системами описания, главное понять суть. Суть далека от внешней презентабельности. Например, человек может сидеть много лет в святом месте, ничего не делая, только нюхая благовония и вкушая прасад, но он будет не чище того, кто активно участвует в самых разных социальных активностях. Вы можете заметить, что во втором больше какой-то чистоты и шактийности. Почему? Вы можете сказать просто: в первом случае – застой под ширмой "саттвичности".

Формально, конечно, может, кто-то скажет, что во втором случае нет никакой жертвенности, но это формально, а если по сути, то ее, может, значительно больше, чем в первом. Или человек может сидеть в монастыре и засыпать на медитации, внутри он просто спит. А когда человек соприкасается с опасностью, тогда его внимание больше и искреннее вовлечено в процесс. Может, не формально, а сущностно он намного выше "практик" медитации, чем она в ленивой и скучной жизни монаха. Это не всегда, конечно, именно так, но как один из возможных примеров.

Постоянное изменение, отсутствие застоя раскрывает неизведанное, а иногда и глубокие таинства, как в себе, так и во внешнем мире (на самом деле, все едино, мы и есть весь мир). 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 80
Re: Бхакти
« Ответ #22 : Апрель 04, 2016, 23:59:57 »

А как соотносятся ступени шаданга-йоги с бхакти-йогой?
Записан

रा Tatyana

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Бхакти
« Ответ #23 : Апрель 05, 2016, 06:08:09 »

Спасибо Вам, Гуру Джи!  Вы сейчас, помогли мне очень.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бхакти
« Ответ #24 : Апрель 05, 2016, 12:09:39 »

А как соотносятся ступени шаданга-йоги с бхакти-йогой?

Я уже говорил раньше, что анги (части, или разделы) йоги условны. В отношении структуры тоже: хотя у них есть какая-то общая, наиболее популярная схема, но и она несколько условна. То же и в отношении количества "анг". Например, в каких-то текстах йоги их восемь, в каких-то семь, в каких-то шесть, пять или четыре.

Мастера йоги, когда писали книги, не исходили из того, из чего сейчас многие исходят, а именно – сделать одну систему, которую нужно распродать. Распродают, как правило, все легкое и понятное, понятное только для простых людей, а простые – это те, кого садхана интересует очень слабо. Потому тексты, если взять многие, выглядят очень запутанно. Но те, кто ситуацию в целом понимает, для них все ясно и все логично.

Чтобы это понять, нам надо хотя бы мысленно перенести себя из наших западных реалий в Индию. Пусть не средневековую, но хотя бы ту, которая есть сейчас. Индия и сейчас еще сохранила свои традиции, хотя они во многом и обросли чем-то иным.

В Индии йогины - это очень уважаемые люди, те, кто ушел глубоко в садхану, их автоматически считают Гуру, потому это пик устремлений человеческой жизни. Соответственно, тот, кто такой образ жизни выбрал и так живет, для него цели йоги и средства разделены значительно меньше, чем для человека, который живет иначе. Садху йогу понимают не так, как ее сейчас понимает большинство. Их не интересует количество техник или анг, они могут одну технику практиковать много лет, находясь в нужном им состоянии. Контроль энергии и образ их жизни очень связаны, для них разброс техниками - это потеря силы.

Но 99,9 % преподавателей попсовой йоги этого не понимают, их интересует количество, которым они могут рисануться на публике, которое они могут успешно продать. Отсюда очень много возникает проблем. Они просто не могут понять настоящих йогинов-садхаков, потому что хотя они и говорят, что занимаются йогой и даже "посвятили свою жизнь этому", это все пиар ради бизнеса и ничего больше. Они не хотят ничего понимать, им это не надо для их настоящих целей.

Потому когда я говорю об условности анг, это мало кому понятно, люди же хотят каких-то извращений в йоге, а йога - это самое простое в этом мире, что только может быть. В этом ее и смысл природный, естественный образ жизни. Т.е. суть не в количестве и структуре анг, комбинировать можно как угодно – главное, чтобы эти формы практики вам раскрывали йогические состояния, такие как покой, безопорность, легкость и т.д.

Связано ли это с бхакти? С бхакти то же самое. Если ее понимать глубоко, то, конечно, связано. Мы можем и бхакти условно разделить на уровни, на сагуна-бхакти, в виде почитания Бога в форме, и ниргуна-бхакти, когда мы сосредоточены на Ниргуна-брахмане. Ниргуна выше, и ее еще иногда называют джняна-бхакти, не в том смысле, что джняна, типа "начитанности книгами", а джняна в виде знания, получаемого через медитацию. В этом плане ниргуна-бхакти – это собственно йога и есть, сущностно она не отличается от того, на что ориентирован любой вид йоги, в том числе и шаданга, панчанга, чатуранга..., мантра, хатха, лайя и др.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Raps

  • *
  • Сообщений: 101
Re: Бхакти
« Ответ #25 : Апрель 11, 2016, 11:28:40 »

  Не нужно искать самооправданий, а четко следовать правилам и данным обещаниям, и все будет замечательно.
Гуру джи ко Адеш!
А почему люди ищут самооправдания, почему слабы? Ведь это большой соблазн прилечь, ничего не делать, "и так сойдет". Как люди из этого всего выбираются? Ведь нужно иметь тонну душевных сил, чтобы всю свою инерцию превозмочь
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бхакти
« Ответ #26 : Апрель 13, 2016, 13:49:49 »

  Не нужно искать самооправданий, а четко следовать правилам и данным обещаниям, и все будет замечательно.
Гуру джи ко Адеш!
А почему люди ищут самооправдания, почему слабы? Ведь это большой соблазн прилечь, ничего не делать, "и так сойдет". Как люди из этого всего выбираются? Ведь нужно иметь тонну душевных сил, чтобы всю свою инерцию превозмочь

Потому что у них изощренные умы, именно таковые и создают самооправдания. Развитый ум и неразвитый - это примерно как простое оружие или более эффективное, но хорошая это вещь или нет, зависит от того, в чьих она руках. Все зависит от того, какие в человеке санскары, и санскары - это то, что просто так не поменяешь, они меняются только безжалостными методами, и сам человек не способен, только если он отдаст себя в руки Гуру. А это самое сложное, очень много причин, почему это непросто. С одной стороны, много тех, кто не стали сильными садхаками и чистыми людьми, но уже чему-то учат других, и можно понять осторожность людей в отношении Гуру, с другой, это могут быть и несовершенства того, кто хочет быть учеником. Сам человек не может превозмочь, многие говорят, что они свободны, хотят свободы, хотят верить и надеяться только на себя, но это красивые, но пустые слова, нет на земле ни одного существа самого по себе, ни учеников, ни Гуру, все взаимозависимы. Потому самое важное – это взаимопонимание и полное доверие. Есть те, кто говорят, что Гуру должен быть независим, потому я ничего для него делать не буду, но сами-то такие люди берут от Гуру многое, в таком процессе обмен нечестный, потому Гуру от нечестного обмена может нахвататься мути от таких "учеников", и потом ученик скажет, что "Гуру несовершенен". Тот, кто ищет развития, тот ищет сильного и беспощадного к несовершенствам ученика Гуру, и это есть настоящее сострадание. Гуру, который разводит "розовые сопли и кисельные берега", - это бесполезное явление жизни.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бхакти
« Ответ #27 : Август 10, 2016, 21:19:06 »

Кстати, даже иногда одинаковое количество анг может отличаться. Весьма интересно, что хатха-йогу Сватмарама делит на четыре раздела, столько же и в «Агама-рахасье», но есть отличия. Вот шлоки из текстов.   

Разделы хатха-йоги согласно «Хатха-йога прадипике»:

आसनं कुम्भकं चित्रं मुद्राख्यं करणं तथा ।
अथ नादानुसन्धानमभ्यासानुक्रमो हठे ॥ ५६ ॥

āsanaṁ kumbhakaṁ citraṁ mudrākhyaṁ karaṇaṁ tathā |
nādānusandhānamabhyāsānukramo haṭhe || 56 ||

Последовательность Хатха может практиковаться в виде асан, задержек дыхания, мудр и наданусандханы. 

तान् हठयोगे वक्ष्यामः |

आसनं प्राणसंरोधो ध्यानं चैव समाधिकः |
एतच्चतुष्टयं विद्धि सर्वयोगेषु सम्मतम् || १२

tān haṭhayoge vakṣyāmaḥ |

āsanaṁ prāṇasaṁrodho dhyānaṁ caiva samādhikaḥ |
etaccatuṣṭayaṁ viddhi sarvayogeṣu sammatam || 12

Асана, остановка праны (пранаяма), дхьяна (созерцание) и самадхи – эти четыре разновидности во всех йогах признаны.


Сватмарама перечисляет такую последовательность четырехчастной хатха-йоги:

1) асана 2) пранаяма 3) мудра 4) наданусандхана.

«Агама-рахасья-тантра» такую:

1) асана 2) пранаяма 3) дхьяна 4) самадхи.

Вообще, растворение в анахата-наде можно в каком-то смысле приравнять к самадхи. Что касается мудр, то тут сложнее, так как они могут быть и физической практикой, и лакшьей (символом созерцания) и много еще чем. В любом случае, чем больше видишь разные вариации описания йоги в Тантрах, тем больше понимаешь условность границ между ними.

И, кстати, тут речь шла о бхакти, бхакти часто переводят как преданность, но это еще может означать и соучастие, вовлеченность. Если, например, растворение в анахате – это вовлеченность, то тоже получается бхакти, просто, очевидно, очень высокая ее категория, больше тантрическая, недвойственная.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

रा Tatyana

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Бхакти
« Ответ #28 : Август 11, 2016, 14:16:37 »


Адеш, Гуруджи!
 В «Тирумантирам тантре» сказано:
«76.Мистическое Высвечевание Истин
Садашиву, Таттвы, Мутхамил и Веды
Я не искал все время.
Находясь здесь,я не держал их в сердце,
Но когда мой Ум превратился в безразличие,
То я их сразу понял. «

Так же, наставления и ссылки,  которые Вы даёте в  «Сиддха-сиддханта паддхати», касательно адхары сердца, очень глубоки и медитативны!
Скажите пожалуйста, прежде чем Лебедь Хамса станет «безразличным»,  удостоится милости погружения  во внутренний звук и достигнет Духовного пробуждения ,  человеку  непременно нужно вовлечься  в состояния, которые символизируют восемь лепестков лотоса в сердце, и ниже расположенных  чакрах?   Например, с целью выработки иммунитета.

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Бхакти
« Ответ #29 : Август 14, 2016, 09:48:36 »

Надо посмотреть оригинал, хотя бы текст на английском, чтобы дать комментарии на "Тирумантирам", у меня есть подозрения, что при переводе переводчик сделал ляпы. Пока эту часть я отложу на потом, а вот ССП давайте разберем.


चतुर्थं हृदयाधारमष्टदलकमलमधोमुखं तन्मध्ये कर्णिकायां लिङ्गाकारां ज्योतिरूपां ध्यायेत्। सैव हंसकला सर्वेन्द्रियाणि वश्यानि भवन्ति॥४॥

caturthaṁ hṛdayādhāramaṣṭadalakamalamadhomukhaṁ tanmadhye karṇikāyāṁ liṅgākārāṁ jyotirūpāṁ dhyāyet |
 saiva haṁsakalā sarvendriyāṇi vaśyāni bhavanti ||4||

Четвертая – адхара сердца (иногда чакры также называют адхарами), она с восемью лепестками, направленными вниз (aṣṭadalakamalamadhomukhaṁ).

Восьмилепестковый лотос в сердце упомянут во многих текстах: "Джаганмохана-тантре", "Атмапрабодха-упанишад", "Гопалапиньюпанишад", "Шива-пурана" и др. текстах, коих немереное количество. Часто восьмилепестковый лотос в сердце используют для медитации на Ишта-девату.

लिङ्गाकारां ज्योतिरूपां ध्यायेत् liṅgākārāṁ jyotirūpāṁ dhyāyet – надо созерцать светящийся лингам.  Далее:  हंसकला सर्वेन्द्रियाणि वश्यानि भवन्ति haṁsakalā sarvendriyāṇi vaśyāni bhavanti – там находится хамса-калА, подчиняющая все органы чувств.

Т.е. Ахам – я, а Сах – Он. Можно сказать, что это техника медитации на тождество себя с Шивой: джива соединяется с Шакти и Шакти с Шивой – это и считается сутью мантры "Сохам". При союзе Шивы и Шакти, праны и акаши, внутри которых происходит трение, как, например, ветер в воздухе создает трение, производится звук, этот звук от трения порождает два элемента: звук и огонь (свет), а также иногда еще упоминаются лучи калА. Как только вы воспринимаете этот звук "анахата-наду" (спонтанно возникший звук или вибрацию), то ваш ум моментально умирает, наступает смерть ума, а вместе с ним – праны, так как они связаны друг с другом. Если ум умер, то все ваши органы чувств тоже моментально умерли, потому что они также зависят от жизни ума, потому и говорится: सर्वेन्द्रियाणि वश्यानि sarvendriyāṇi vaśyāni (все чувства захватываются этим хамсакалА). КалА, так же как нада, может означать поток или лучи, то есть Шива и Шакти находятся в состоянии соития, и это соитие порождает калА (пульсирующий поток энергии калА, суть которого недвойственна). Именно по этой причине иногда этот центр сердца называют анахата (то, где возникает звук, не порожденный соприкосновением двух предметов). Конечно, Шива и Шакти – двое, но они не предметы и они нераздельны; если разделение и есть, то у него есть свои задачи, не противоречащие недвойственности. Все это – описание практики Лайя-йоги. В "Хатха-йога-прадипике" Сватмарама говорит следующее:

1) इंद्रियाणां मनोनाथो (манас – владыка чувств)
2) मनोनाथस्तु  मारुतः (ветер или прана – владыка ума)
3) मारुतस्य लयोनाथः (владыка праны – лайя).
4) लयोनादमश्रितः (садхана лайи есть нада).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.