Адеш!
Гуру джи,а сколько основных мантр и сколько основных тантрических практик у натхов?
Спасибо.
Основная мантра всего одна у натхов, та, которая передается при инициации, это Горакшанатха-мантра. Остальные мантры не связаны с джапой, они предназначены для садханы: мантра при пробуждении; мантра перед сном, мантра при омовении, которая читается рано утром, когда Вы моетесь. Нужно набирать воду в правую ладонь или патру для воды и произносить: om hara gange hara narmade hara jata shankara, далее, следует полить голову этой водой, вновь зачерпнуть воду и произнести: kasha vishvanatha gange, и снова вылить воду на голову. После совершается омовение. Можно в конце алила-гаятри прочесть. Мантра для асаны, Вы её знаете: man maru maida karu и т.д. Смысл мантры таков - «асана - это остановка ума, полная тишина, да прибудет она в этом месте». Под удобной позой у натхов подразумевается не только удобство на уровне тела, как многие привыкли понимать. У натхов «сукхам» - легкость, означает то пространство, в котором совершается садхана. Если в комнате беспокойства, скандалы, внешне и психически не чистая атмосфера, то практиковать настоящую йогу будет сложно. Йога - это не просто спортзал, где делают физкультурные упражнения. Нельзя приступать к садхане в очень взвинченном состоянии, как это делают многие. Занятие вряд ли станет йогой, оттого что на уровне тела будут выполняться сложные выкрутасы. В классических текстах есть целые главы, посвященные тому, в каком месте нужно практиковать, это место должно быть таким, где вы себя чувствуете спокойно. Кстати, в этом плане, шмашан тоже считается чистым местом. Сами агхори шмашаном называют не только место кремации, но и любое другое, где присутствует тишина и умиротворение. Мантр для освещения асаны очень много, все зависит от конкретной садханы и от материала, из которого она сделана. Вы, например, можете использовать «камбал» - не очень плотную и не очень тонкую простую ткань. Если асана будет мягкой, то Вам неудобно будет сидеть, так как положение тела окажется не ровным, тонкая асана окажется жесткой для некоторых асан. Я думаю в будущем написать статью в журнал об асане, как о месте или опоре для сидения. Асана-мантра играет важную роль.
Есть мантра для лангота, но, думаю вам она ни к чему, это мантра для садху, которые практикуют интенсивные садханы. Вам, мантры для асаны, вполне достаточно. Позанимались асанами, пранаямой, дхьяной. Далее, мантры для одежды, которую используете во время пуджи: прочитали - одели, а также мантры для нади-джанео. Здесь я пишу о том, как используют мантры натхи в Индии, Вы же можете ограничиться меньшим количеством мантр. Ну и самое главное, мантра для джапы и для пуджи. Основных мантр около 8-10, но они нужны именно для садху, которые живут либо в храме, либо в уединенном месте, где есть дхуни (место для огненной пуджи). В общем - это все мантры для конкретных целей. Санньяси-йогины, которые все время посвящают садхане, как правило не делают много асан или пранаям, те, кто ведет активный социальный образ жизни, могут больше уделять внимания практике асан и карма-канде, карма-йоге, сагуна-бхакти. Люди, практикующие интенсивно, должны больше времени уделять медитации, а также вдохновлять других, когда к ним приходят за духовной поддержкой.
Помимо Горакшанатха-мантры есть еще Нава-натха мантры, посвященные Девяти Натхам. Многие садху используют мантры, посвященные тому или иному аспекту: Брахмана, Ганеша, Шакти, Шива, Вишну-нараяна, Наваграха-мантра и т.д. Их много и все эти Божества Вы можете почитать. Особенно благоприятно это делать в определенные праздники, так как Вы получите покровительство этих Божеств.
В любом индийском доме Вы можете увидеть мурти различных Божеств, и, конечно же, во всех храмах. Все это те или иные аспекты Бога, обычно в любой традиции есть одно главенствующее Божество, но остальным также оказывается почтение. Поэтому, такого рода мантр может быть великое множество, в Натха-сампрадае все эти мантры свободно используются, последовательность и количество мантр, как правило, зависит от конкретных Гуру и ученика. Вы тоже можете все их использовать. Обычно в Индии, вопросы по применению той или иной садханы задают Гуру, если Вы хотите развить сиддхи той или иной мантры, или если Вы используете мантру просто как почитание того или иного божества в определенные дни, достаточно найти специалиста по карма-канде. Но, думаю, у Вас в стране таких немного, поэтому мы и создали этот форум, чтобы здесь обсуждались темы полноценной садханы, а мои ученики выкладывали бы переводы отрывков из книг и статьи. Возможно, в России скоро появится больше инициированных садху и специалистов по всем аспектам практики, конечно, я заинтересован в том, чтобы они обучали других.
Тема мантр очень обширна и интересна, она охватывает йогу, тантру и другие духовные сферы. Ни одна книга не может полностью описать все детали, связанные с мантрами, всегда в книгах будет что-то недосказано. Поэтому нужно эту тему глубоко "копать" самим, больше искать разных источников, ну и конечно спрашивать, вся собранная информация должна быть откорректирована.
Если подвести итог основным мантрам, получится следующее:
1) Основная дикша-мантра.
2) Асана-мантра.
3) Мантра перед едой.
4) После сна.
5) Перед сном.
6) Различные молитвы Горакшанатху, стотры, ванданы, стути и т.д.
7) Мантры в Гуру-пудже.
8) Мантры для тех, кто получил дикши: чоти-мантра, чира-мантра, лангот-мантра, бхабхут-мантра, бхагава-мантра.
9) Мантра при омовении.
10) Мантра почитания Гуру-парампары.
11) Арати-мантра (их много, в зависимости от Божества)
12) Мантры для хомы.
13) Мантры для разных атрибутов: тришул, камандал, джьоли и т.д.
14) Мантры для разных Божеств.
15) Мантры для Гуру-янтры, Йогини-янтры, Нава-натха-янтры, Чаураси-сиддха-янтры и т.д.
16) Мантры для рудракши.
17) Мантры для разных материальных нужд, типа тех, что описаны в Горакша-тантре или Шабарчинтамани (Шат-кармы).
Вообще, мантр у натхов бесконечное множество.