Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: "Хлысты"и прочие мистические течения в христианстве.  (Прочитано 15072 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

Адеш натхи!Джай гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Хлысты явление очень многообразное,и по сути есть проявление "народного христианства"."Свальный грех"скорее всего придумали "информаторы"или сами "хлысты"что-бы ввести в заблуждение слишком любопытных. "Хлысты"называют себя "божьи люди"или "христоверы",мне интересно было-бы узнать Ваше мнение гуруджи об этом  явлении.
 Про духоборов-духоборцев:в отличии от христоверов,которые полностью от РПЦ не отделяются,а наоборот считают себя внутренней церковью,"духовные христиане":молокане и духоборцы от церкви отделились полностью,но между собой ладят.Часть христоверов обьединилась с молоканами-называются "веденцы",ещё их называют "прыгуны".Я знаком с Марией Константиновной Веригиной,которая прямой потомок одного из основателей духоборчества."Животная книга дуоборцев"есть в сети.С христоверами меньше знаком,потому что это менее структурированное явление, по-деревням среди работников церкви их полно,но они круто шифруются.В Воронежской обл.есть "фёдоровцы"которые верят что их учитель второе пришествие Христа.В целом у меня сложилось мнение что всё это проявление народного христианства вырасшего из двоеверия.
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

"Животная книга духоборцев"http://narod.ru/disk/4808041001/Boock-of-Life.pdf.html
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Шри Натха джи Гуруджи ко Адеш!


Вообще, я не знал, что духоборы верят в реинкарнацию. Самое ведь забавное то, что по материнской линии я тоже получаюсь духобор. Она родилась на Северном Кавказе (где частично мое детство прошло) и жила в селе Спасовка. Там было несколько русских сел, я их все хорошо знаю, так как был там много раз. По рассказам местных, насколько я помню, Екатерина их выслала, часть на Кавказ, а часть в Канаду, моих родственников не в Канаду (к сожаленью). :) Они тогда сожгли оружие и отказались воевать, я даже был в том историческом месте много раз.
Но было это давно, и тогда меня все это не особо интересовало. Но все равно я многое помню: их образ жизни, своеобразный стиль молитв и т.д. Они все переехали, когда на Кавказе начались войны: кто в Тулу, кто в Орел и др. места. У меня даже фото есть двадцатипятилетней давности, места на Северном Кавказе интересные. Но про их связь с хлыстами слышу впервые. Такие вот дела. :)
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

Адеш!Джай гуру махарадж!
Духоборы это серьёзное явление,по-сути прямые потомки средневековых гностических течений:богомилов,павликиан,катаров.О реинкарнации у духоборов пишет Бончь-Бруевичь в "Животной Книге",духоборами были также Григорий Сковорода и Лев Толстой,которого духоборы очень почитают, и называют "столпом от земли до неба".С хлыстами их объединяет вера в возможность проявления Бога в человеке и практика направленная на это,скорее всего в средние века они были одной целой гностической (эзотерической)церковью,возможно это были те самые "стригольники".Насчёт связи с гностиками это мнение самих духоборов,я встречал его в их журнале- "Искра".
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

Декларация братской жизни
автор Пётр Васильевич Веригин    
Дата создания: 1898. Источник: [1], цитирующий текст приведённый в работе: Балакирев А. "Кризис православной империи и истоки рабочей технической утопии." //Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений 8-10 декабря 1995. Вып. 2. – М.: Наследие. 1996. - с. 108-138. • Духоборы считали этот "псалм" важнее других. Он во многом определил идеологию духоборов-общинников (CCUB) в Канаде на несколько десятилетий.    

1. Члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему.

2. Уважают достоинство и честь человека, как в самом себе, равно и в себе подобных.

3. Члены общины смотрят на все существующее с любовью и восхищением. В этом направлении стараются воспитывать детей.

4. Под словом Бог члены общества разумеют: силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему.

5. Мир состоит из движения, все стремится к совершенству и через этот процесс стараются соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.

6. Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как например, начинается с камня, переходит к растениям, потом животным, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни мыслящего создания.

7. Уничтожить, разрушать, что бы то ни было члены Общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно, и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае не позволительно.

8. Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и существованию человека. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной.

9. Главная основа существования человека – энергия мысли, разум. Пищей вещественной служат: воздух, вода, фрукты и овощи.

10. Допускается общинная жизнь в человеке, держащаяся на законе нравственной силы, правилом которого служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому

Богу нашему слава.
канадские духоборы http://www.iskra.ca/
http://www.duhobor.ru/
здесь книга http://dukhobors.narod.ru/
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369

С хлыстами их объединяет вера в возможность проявления Бога в человеке и практика направленная на это,

вера в проявление Бога в человеке характерно всем христианским течениям. Разница лишь в методах.

======================================================================================
О познании Бога
Основополагающее утверждение православного христианства гласит, что Бог существует и что Он может и должен быть познан. Для православного христианина познание Бога – единственная истинная цель жизни. И в самом деле, согласно православному вероучению, в этом и состоит жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

От самых простых поместных символов веры до наиболее возвышенного богословия ее святых, во всех своих литургических прошениях и славословиях Православная Церковь возглашает, что следует не только верить в Бога, любить Его, поклоняться и служить Ему, – Его следует также и познать. Столетия назад святитель Афанасий, великий защитник Православия, писал: «Ибо какой смысл существовать творению, если оно не может знать своего Творца? Как люди могут быть разумными, если они не имеют никакого знания Слова и Разума Отца, через Которого они получили свое существование? Они были бы не лучше, чем животные, не имея никакого знания, кроме земных вещей. И почему Бог должен был сотворить их вообще, если Он не побудил бы их знать Его? Но благой Бог дал им долю в Своем собственном образе, то есть в нашем Господе Иисусе Христе, и сделал их даже по собственному образу и подобию.

Почему? Просто, чтобы через этот дар богоподобия в себе они могли бы почувствовать Абсолютный Образ, Который является Самим Словом, и через Него познать Отца. Это познание своего Творца является для людей единственной действительно счастливой и благословенной жизнью».

Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

Адеш!
Ещё эта идея присутствует у Дионисия Ареопагита,Авустина и в Св.писании:"БОГИ ВЫ ЕСТЬ,СЫНЫ ВСЕВЫШНЕГО ВСЕ ВЫ",только батюшки об этом предпочитают молчать ставя акцент на экзорцизм,причём стоящий немалых денег.Но это конечно не умаляет значение церкви.
Про духоборцев :

Название "духоборы" или "духоборцы" появилось в 1785 г. Оно было дано секте екатеринославским архиепископом Амвросием, говорившим, что учение секты противоречит Св. Духу. Сами сектанты истолковали это название по-своему, заявив, что отрицая религиозную обрядность, они являются поборниками духа, "борцами за дух".

Основатель: казак Силуан Колесников (ок. 1775 – 1785), живший в селе Никольском Екатеринославской губернии.

Активными проповедниками учения секты были Илларион Побирохин, торговец шерстью из села Горелова Тамбовской губернии и Савелий Капустин, отставной капрал, имевший громадное влияние на сектантов.

В конце XVIII в. духоборчество утвердилось в Харьковской, Екатеринославской и Тамбовской губерниях. Оттуда учение распространилось на земли донских казаков, в Саратовской, Астраханской, Пензенской и других губерниях и стало проникать далеко на северо-запад и северо-восток, в Рижскую, Пермскую губернии и в Сибирь.

В XVIII в. правительство относилось к духоборам весьма строго: их ссылали на каторгу или на поселение, нередко подвергали телесным наказаниям, отдавали вне очереди в рекруты и т. д. С воцарением Александра I политика правительства стала более мягкой. По высочайшему рескрипту в 1801 г. было возвращено на родину много сосланных в Сибирь духоборов. Указом 1803 г. для всех духоборов объявлялась свобода вероисповедания. Чтобы пресечь распространение их учения и, в то же время, оградить сектантов от преследований со стороны православного населения, правительство с 1802 г. начало выселять их в степи в Мелитопольском уезде Таврической губернии. (Местность известная как "Молочные воды"). При этом им давалась ссуда из казны, налоговые льготы сроком на 5 лет и земельный надел по 15 десятин на человека. Это привлекало многих духоборов, приезжавших добровольно, некоторые же выселялись туда по распоряжению правительства. К концу 1808 г. на Молочных водах насчитывалось уже 9 деревень, центром их было богатое село Терпение, основанное выходцами из Тамбовской губернии. В 1805 г. те же льготы были дарованы сибирским духоборам. Покровительство властей привело к широкому распространению секты.

В царствование Николая I против духоборов были предприняты ограничительные меры. Секта была объявлена особенно вредной, усилена строгость наказания за ее распространение. Переселение на Молочные воды было прекращено, духоборов стали выселять на пограничные территории в Закавказье. В 1839 г. туда же переселили духоборов Молочных вод, за исключением тех, кто согласился принять православие. Около 4000 человек переселились на Кавказ. В 1836 г. сибирских духоборов начали выселять в отдаленные места Сибири.

С 1891 г. началась пропаганда толстовского учения среди духоборов. Высланные в Закавказье толстовцы кн. Хилков, Бодянский, Дубченко и др. издали духоборческий катехизис в новой исправленной редакции, под названием "Исповедная песнь христианина". Авторы ввели в учение секты толстовское толкование религиозных истин и внесли ряд новых социально-политических вопросов. Те из духоборов, кто принял учение Л. Н. Толстого, получили название "постников", или "белых", т. е. сделавшихся чистыми посредством поста. Постники отказались от военной службы, не признавали государственной власти, публично критиковали царя. В ответ на это правительство переселило постников в другие места: около 4000 человек небольшими группами были расселены в Тифлисской губернии. Здесь они прожили около двух лет. Затем часть из них (около 8000 чел.) эмигрировала в Канаду. На Кавказе осталось еще около 10 000 духоборов.

В настоящее время российские духоборы проживают преимущественно в Тамбовской, Оренбургской и Ростовской областях. Поселения духоборов существуют также на Украине, на Кавказе, в Азербайджане, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в Канаде.

В 1991 г. в г. Целина Ростовской области состоялся съезд российских духоборов, на котором была создана единая организация под названием "Религиозное объединение духоборцев России".

Учение:

Источником вероучения духоборы считают "внутреннее откровение", или "просвещение Бога Слова, обитающего в душе человека". Плодом этого внутреннего откровения является предание, которое хранится в памяти и сердцах. Предание именуется "Животной книгой". "Животная книга" состоит из псалмов, которые составлены духоборами по подобию псалмов Давида, частью из отдельных стихов и слов этих псалмов, изречений из Св. Писания и молитв Православной Церкви. По мнению духоборов, псалмов этих бесчисленное множество. Знать все псалмы или всю "Животную книгу", одному человеку невозможно, в полноте она содержится только в роде духоборов. Между отдельными духоборами она разбросана по частям, так что если сложить заключенные в каждом частицы предания, то получится полная "Животная книга". Неповрежденность обитающего в памяти и сердцах предания, или "Животной книги", основывается на том, что Бог Слово якобы обитает в роде духоборов и не дает ошибиться. Просвещение Богом Словом каждого человека, содержание в его сердце части "Животной книги" неодинаково: один может быть более просвещенным, другой менее. Поэтому у духоборов существует огромный авторитет "учителей", которые "вещают глаголы жизни".

Св. Писание в глазах духоборцев стоит гораздо ниже "Животной книги": оно – лишь второстепенный источник вероучения, так как в нем наряду с истиной есть много неточностей. Духоборы верят в единого Бога, признают и Св. Троицу, но понимают ее в смысле различных действий и проявлений единого существа. Согласно их учению, в природе Троица открывается так: Отец есть свет. Сын – жизнь. Дух Святой – покой. В человеке Отец – память. Сын – разум, Дух Святой – воля. Таким образом, у духоборцев нет даже представлений о личном, внемирном Боге, и Троица их является не тремя отдельными ипостасями, а силами в мире и способностями в человеке. Душа человека, по мнению духоборов, согрешила духовно еще до рождения и за свое падение была изгнана в видимый мир, как в темницу. Души людей после смерти переходят в другие тела: благочестивые – в человеческие, злые – в тела животных. Переселение души совершается приблизительно от 6-и до 15-летнего возраста, когда духобор заучивает несколько псалмов "Животной книги". До этого времени он имеет не душу, а только дух, который есть простое дыхание, не имеющее бытия. Духоборы отрицают искупительную жертву Христа. Искупление воспринимается ими как духовное просвещение. Об Иисусе Христе они говорят, что Он – один из праведных людей, только более других просвещенный божественным словом, более других одаренный божественным разумом. Цель страданий Иисуса состояла только в том, чтобы подать пример страдания за истину. Божественный разум, бывший в Иисусе Христе, после Его смерти переселился в апостолов, затем в их преемников и, наконец, в род духоборов. Душа Христа также пребывает среди сектантов, воплощаясь в отдельных личностях – лидерах секты. Будущая жизнь, по учению духоборов, будет заключаться не в воскресении бренных тел, а в воскресении падшего духа. По учению духоборов, они – живые храмы Божии, престолы Бога. Церковь – это личное "я" духобора. Они утверждают, что в духоборе воплощается Св. Троица: он есть и священник, и жертвенник, и жертва. Сердце есть алтарь, воля – жертва, священник – душа, поэтому в Церкви не может быть иерархии и священства. Духоборы отвергали почитание креста, икон, мощей, молитвы святым и таинства. Все таинства они трактуют "духовно": причащение бывает через слово, мысли, веру и сердечное желание. Исповедь есть сокрушение сердца пред Богом, хотя можно иногда исповедовать грехи друг перед другом. Брак должен совершаться без всякого обряда, – требуется только воля, взаимная любовь, соизволение родителей и клятва в душе пред всевидящим Богом, что сочетающиеся будут верны друг другу.

Духоборы не имеют молитвенных домов или особых помещений для молитвенных собраний. Нет и определенных дней для общественной молитвы. Молитва состоит в том, что все присутствующие читают по очереди наизусть псалмы из "Животной книги", причем должны обязательно читаться разные псалмы без повтора, сколько бы людей ни присутствовало. Затем читаются "начатки" духоборческого катехизиса и ведутся благочестивые беседы, в заключение устраивается "братская трапеза".

Ну а "хлысты" это просто обобщённая маркировка всей не контролируемой синодом духовности,т.е.народная религия,часто очень синкретичная.Никакого единого учения "хлыстов "не существует так же как и самих "хлыстов".В народном христианстве можно встретить и элементы гностицизма, и суфизма,и шаманизма и т.д.Всегда нужно говорить о каких-то конкретных учителях.Например П.К.Иванов вполне вписывается в это явление.Вот и Вы ,Дхарманатх ,пытаясь объединить йогу и православие то же попадаете в разряд "хлыстов".
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369

Вот и Вы ,Дхарманатх ,пытаясь объединить йогу и православие то же попадаете в разряд "хлыстов".

даже не думал  и никогда это не делал :130:
пытался найти только тождественность учений... не более того.
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

Где-нибудь в веке 19 ,Вас за эти попытки от церкви отлучили как Льва Толстого,или в сибирь выслали.

Но что-бы не останавливаться на этой печальной ноте,вот пример применения холотропной терапии :05: у молокан:СОПУНОВ.

Секта, выделившаяся в 50-х гг. XIX века из Общих молокан

Секта также известна под названием скакунов или прыгунов.

Одним из наиболее ярких лидеров секты был крестьянин Лукьян Петрович Соколов (ум. 1862 г.), которому приписывается введение обычая сектантов сопеть друг на друга, объясняя это словами 50-го псалма "Окропи меня, Господи, иссопом и буду чист". Последователи учения считали, что следуют прямому указанию Св. Писания и таким образом очищают друг друга от грехов.

Во время общих молитв сопуны доводили себя до исступления продолжительным скаканием "по примеру царя Давида" (отсюда второе название – "скакуны") и выкрикиванием бессвязных звуков, что выдавалось за "дар языков".

Общинами сектантов руководили "пророки", избираемые общинниками. Пророки же назначали себе двух-трех помощниц – "пророчиц".

До революции 1917 г. последователи секты проживали в Карской области, в Елизаветпольской, Эриванской, Бакинской, Тифлисской, Ставропольской и Самарской губерниях.
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369

Где-нибудь в веке 19 ,Вас за эти попытки от церкви отлучили как Льва Толстого,или в сибирь выслали.

Не обвиняйте меня в "толстовщине". Я не сторонник его творчества, так еще и совсем ничего не знаю о его личных косяках с РПЦ. Насколько  знаю Толстой покусился на социальную власть церкви, от которой и поимел кучу проблем. Я лично не проповедую и не афиширую свои взгляды. Мне бы толком усвоить начальную  натховскую учебную программу  :018:
Вообщем все мои предыдущие сообщения на тему христианства воспринимайте как рассуждения в онлайне с целью разобраться в кое-каких вопросах :05:
 
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

Адеш!На самом деле я Вас хорошо понимаю ,Дхарманатхджи.Мне то же очень нравится православное богослужение.Одно время я жил в Ярославле и иногда ходил на службы в средневековую церквушку.Старинные иконы ,горят свечи ,запах ладана ,знаменное пение ,а за окном сумерки-зима...

Но никакой тождественности между философией и религией нет и быть не может,это разные явления человеческой культуры.Философия- это путь человека к Богу ,а религия -это путь Бога к человеку.Всякий раз когда человек пытается  смешать эти два потока появляются проблемы,в истории тому много примеров.
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369

Адеш!На самом деле я Вас хорошо понимаю ,Дхарманатхджи.Мне то же очень нравится православное богослужение.Одно время я жил в Ярославле и иногда ходил на службы в средневековую церквушку.Старинные иконы ,горят свечи ,запах ладана ,знаменное пение ,а за окном сумерки-зима...

Так Вы романтик  :05: Честно говоря предпочитаю византийское пение. К сожалению, не везде умеют.

Но никакой тождественности между философией и религией нет и быть не может,это разные явления человеческой культуры.Философия- это путь человека к Богу ,а религия -это путь Бога к человеку.Всякий раз когда человек пытается  смешать эти два потока появляются проблемы,в истории тому много примеров.

Я не искал тождественность между религией и философией. Я искал тождественность между религиозными учениями и нашел :130:
Толку только от этого немного  :016: Философия как феномен человеческого Бытия и религии как формы общественного сознания меня больше не интересуют.  :05: Настоящая Йога рулит  :17: Как ни странно не я ее нашел, а она меня.  :018:
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

Йога круче чем философия и религия,она появилась значительно раньше,но это разные явления.Помниться даже у исихастов были поначалу проблемы с церковью,да и сейчас это" делание"не очень радует батюшек.
Византийское пение,особенно старостильное ,это красиво!Вообще я большой почитатель романского искусства. suns
Записан

Дхарманатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 369

.Помниться даже у исихастов были поначалу проблемы с церковью,да и сейчас это" делание"не очень радует батюшек.

откуда такая информация?
насколько я знаю непосредственно из уст монашествующих и из разных статей для исихии нужен длительный опыт молитвы и укрощения чувств. в противном случае можно получить прельщение и глубокое падение. На исихию благословляют монахи чином не меньше схимонаха. Для обучения  исихии наличие духовника обязательно
Записан

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268

Что бы разобраться в этом вопросе необходимо изучать святоотеческую литературу:Игнатия Брянчанинова,Иоанна Журавского-это авторитетный источник.Ну и "добротолюбие".
Исихастам в ранний период очень доставалось их обвиняли в "ереси имяславцев",ещё  истории церкви был иконоборческий период,когда истребляли иконописцев целыми семьями,потом передумали.
 Сейчас к духовному опыту приравнивают сердешно- сентиментальные фантазии,а духовную практику стараются отложить на-потом,или вообще отрицают,вот это и есть гордость и прелесть.
Записан