Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Kак используется в йоге Бахир-лакшья?  (Прочитано 5576 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 199

Адеш, Шри Гуру джи! У меня вопрос по тексту "сиддха-сиддханта-паддхати", с Вашего разрешения привожу цитату текста, переведённого Вами. Мне не яснa этa часть:

Цитировать
bhirlakshyaM  kathyate  nAsAgrAd  bahira~NguladvayamAraktaM  tejastatvaM
lakshayedathavA  dashA~Ngule  pItavarNa  pArthivatatvaM  lakshayedathavA
kAshamukhaM  dR^iTvA'valokayet  kiraNAnAkulita  pashyati  sarvaM
nirmalIkaraNamathavordhvadR^iShTyantarAlaM  lakshayejjyotirmeukhAni
pashyatyathavA  tadabhyantaraM  tatrAkAshaM  lakshayedAkAshasadR^ishcitaM
muktipradaM  bhavatyathavA  dR^ishTyantastaptakA~ncanasatribhAM  bhUmiM
lakshayed  dR^iShTiH  sthirA  bhavati | ityanekavidha  bahirlakshyam||28||

28. (Теперь) разъясняются внешние лакшьи. Следует созерцать алую таттву
огня на два пальца впереди кончика носа, или же созерцать в десяти пальцах
(от кончика носа) колеблющуюся белую таттву воды, или же жёлтую таттву
земли в двенадцати пальцах, или же наблюдать лик пространства - (так
садхака) узрит объём света и целиком очистится. Или же созерцать
пространство, направив взор вверх - (тогда он) узрит лики света. Или же
созерцать внутреннее пространство сознания - (тогда ему) даруется
освобождение. Или же следует внутренним взором созерцать землю, сияющую
подобно расплавленному золоту - (так) взгляд становится зафиксированным.
Таковы разнообразные внешние лакшьи.
Посетила несколько крупных йога-центров в Москве, нo на этот вопрос или вообще отказывались отвечать, или говорили что-то невнятное. Может быть из учеников Гуру Матсьендранатха кто-то ответит или, если у Гуру сейчас есть время, он cам даст ответ. Заранее большое спасибо.
С уважением!!!!

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6316
    • Традиция натхов
Re: Kак используется в йоге Бахир-лакшья?
« Ответ #1 : Февраль 12, 2007, 14:46:34 »

Джая Горакшанатх!
Шуньята, об адхарах, вьомах и лакшьях даже в Индии мало кто знает. Я несколько лет назад также в Индии многих преподавателей в Варанаси расспрашивал. Ответы если и были, то краткие, всё равно, что ничего не ответили. О вьомах немного написано в одной из книг школы Ниранджанандана Сарасвати. Но там, скорее, излагается личное видение относительно 5 вьом. Многие школы, которые синтезируют разные практики и экспериментируют, в конце концов ориентируются на свой опыт, сверяя его с классическими текстами. После пишутся книги и создаются разные системы, но предварительно много всего собрав и проанализировав.

Что касается адхар, вьом и лакшьев, то практики, связанные с ними - это практики натхов, и судя по всему ранние. Они относятся непосредственно к высшим разделам хатха-йоги, или кайя-садханы. Этого вы не встретите у тамилов или буддистов. Во многих традициях хатха-йога рассматривается как подготовительный этап к тому, что в их понимании является духовным, по этой причине лакшьям и вьомам уделяется небольшое внимание или вообще никакое. Адхары играют особую роль в практике мудр и бандх, они важны для пробуждения Кундалини-шакти. В Шри Видья Тантре упоминаются другие адхары, которые рассматриваются как опоры сознания в мантра-йога садхане.

Так как натха-йога - это синтез йоги и тантры, то, вероятнее всего, эти понятия адхар были заимствованы из тантризма, но натхи их используют по-другому. Адхары у натхов - это места жизненной силы, которая питает духовную силу. Вьомы - это пространства, благодаря которым ты себя познаёшь как Атман, Параматму или как единство Атмана и Параматмы. Через вьомы происходит соединение хатха-йоги с раджа-йогой (дхарана, дхьяна и самадхи). Но восприятие вьом достигается через сосредоточение на 3-х лакшьях. Бахир-лакшья, о которой упоминается в ССП, используется в практике регуляции праны, с одновременным контролем сознания и пяти таттв. Настоящая пранаяма - это кевала-кумбхака, которая происходит естественным образом. Поток выдыхаемого воздуха и уровень сознания взаимосвязаны. Например, дыхание, которое выходит из ноздри до верхней губы рта, является критерием того, что у человека сознание йога и очень высокий уровень осознанности, он может контролировать свой ум. Если дыхание доходит до области горла, то у человека - сознание философа, если дыхание доходит еще ниже – сознание более грубое. Таким образом измеряется уровень контроля праны и ума. Эти уровни связаны с таттвами, поэтому рекомендуют при дыхании визуализировать световые точки с оттенком той или иной таттвы.  В технике дыхания используется «дришти» - направленность взгляда. Большую часть информации мы воспринимаем через зрительный канал; так как чувства зависят в основном от манаса и наоборот, то контроль сенсорного канала восприятия влияет на ум и прану. Следовательно, расслабленное зрение ведёт и к спокойствию сознания.

Понаблюдайте за собой: ваше движение глаз и работа ума взаимосвязаны. Ну и ещё могу добавить, что бхастрика, удджайи, сурья-бхеда, ситали, бхрамари и др. - лишь разновидности пранаямы, но еще не являются ей самой. Они дают эффекты, которые способствуют полному контролю праны. В Индии натха-йоги больше используют внутренние аспекты хатха-йоги, к которым и относится работа с чакрами, адхарами, лакшьями, вьомами, а внешние, такие как шат-кармы, сукшма-вьяяма, множество разных асан, пранаямы, - рассматриваются как шодхана или подготовка к внутренним аспектам садханы. Эти оба аспекта взаимозависимы. К «антаранга-йоге» подходят постепенно, потому что любое форсирование - это ещё больший откат назад, здесь явно не нужна спешка. Чаще всего так и бывает, когда к работе с внутренним приступает тот человек, для чьего уровня это явно не нужно. А таких, если на вещи смотреть трезво, большинство. Поэтому многие практики того уровня, о которых вы спросили, нигде не освещены, да это и невозможно сделать, судя по всему. В природе всё сложится так, что эти тексты окажутся или утерянными или их никто не сможет объяснить. А если и объяснит, то для многих это останется только теорией. Поэтому необходимо ученичество.
Спасибо за вопрос.   
« Последнее редактирование: Декабрь 04, 2010, 14:55:35 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Shunyata

  • *
  • Сообщений: 199
Re: Kак используется в йоге Бахир-лакшья?
« Ответ #2 : Февраль 12, 2007, 16:34:49 »

Адеш Гуруджи!
Очень интересно, спасибо большое.
А связано ли это как-то со свара-йогой?
Записан

Махешваранатх

  • Гость
Re: Kак используется в йоге Бахир-лакшья?
« Ответ #3 : Февраль 13, 2007, 13:17:48 »

Джайа Шива Горакшанатх!

Намасте, Гуру джи!
Расскажите пожалуйста подробнее, как используются адхары в мантра садхане.
Вы упомянули эту практику, как относящуюся к Шри Видье.
Заранее благодарен.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6316
    • Традиция натхов
Re: Kак используется в йоге Бахир-лакшья?
« Ответ #4 : Февраль 14, 2007, 18:35:22 »

Сапрема намаскара, Шуньята!

Очень интересно, спасибо большое.
А связано ли это как-то со свара-йогой?

Да, это связано со Свародая-тантрой, кстати, в линии натхов есть текст «Горакша Махапурана», и одна из её частей посвящена той же теме, что излагается в «Шива-свародая Тантре». Кстати, многие тексты натхов местами повторяют друг друга, это потому, что одна сиддханта натхов излагается в разной литературе. Могут быть незначительные разнящиеся детали, но основа та же самая.

Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6316
    • Традиция натхов
Re: Kак используется в йоге Бахир-лакшья?
« Ответ #5 : Февраль 14, 2007, 18:37:35 »

Намасте, Махешваранатха!

Намасте, Гуру джи!
Расскажите пожалуйста подробнее, как используются адхары в мантра садхане.
Вы упомянули эту практику, как относящуюся к Шри Видье.
Заранее благодарен.

Эти адхары рассматриваются как стадии работы со звуком. Например, когда ты повторяешь «ОМ», то «А» - соответствует «сришти», начинается с уровня анахаты; «У» -«стхити» - в вишуддхе; «М», или «анусвара-бинду» - уровень «самхара-пралаи». Далее звук от бинду переходит к ниродхе - остановке, «наданте», «унмани» и т.д. На некоторых рисунках чакр ты можешь увидеть, что над областью аджны изображены эти адхары. Они описаны в «Куларнава-тантре» как «адхары», а в Шри Видье есть ряд садхан с ними связанных, где на каждую из адхар читаются соответствующие мантры. Один из текстов, который описывает эти практики, - «Нитьётсавах». Но я не вижу смысла здесь это выкладывать, потому что для этих практик нужна передача. Просто такого рода садханы можно коротко осветить.

Что же касается хатха-йогических «адхар», их расположение не совсем соответствует тому, которое используется в мантра-йоге, но обе садханы играют важную роль в пробуждении Кундалини-шакти. В Шри Видье в мантра-адхара-ньясах, в мурти-ньясах и др., звуки матрики распределяются по 16 адхарам, в хатха-йоге адхары используются в практике бандх.
« Последнее редактирование: Февраль 14, 2007, 18:40:21 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Махешваранатх

  • Гость
Re: Kак используется в йоге Бахир-лакшья?
« Ответ #6 : Февраль 15, 2007, 00:00:15 »

Джайа Шри Гуру!

Спасибо за ответы!
Записан