Там две точки перехода: на перекрестке выдох-вдох и на перекрестке вдох-выдох также. Между движениями вдоха и выдоха есть моменты замирания и тишины, это пространство покоя условно называется точками, на самом деле это – вездесущая пустота. Смысл в том, что мы уже и есть эта реальность, которая едина, пустотна и вездесуща, это сам Парамашива, а колебания (вритти) на уровне ума и праны есть вовлеченность в "мирское". Но согласно тантрическим представлениям о практике, все элементы, которые проявились из изначальной реальности, есть ее части, нераздельные с ней, и они могут помогать к ней же в ее изначальном виде вернуться. По сути, они помогают вспомнить то, чем мы являемся, что мы есть Парамашива, или Бхайрава. Дыхательный процесс, соответственно, это тот вспомогательный инструмент.
Прочувствовать и объяснить, если мы говорим о передаче практики, фактически одно и то же. Чтобы практика привела к большой цели, она должна быть правильной (аутентичной), для этого ее надо получать из аутентичного источника; чтобы ее получить из такого источника, надо иметь соответствующие ориентиры, устремления и правила общения, принятые в Традиции. Поэтому это все связано. Конечно, практика важна, но традиционно мы ее делаем, например, не вследствие отсутствия того, во что можно верить наугад, а вследствие веры, и вера здесь отнюдь не противоречит знаниям, здравому рассудку и адекватности, как раз наоборот, более чем им соответствует.
А что касается двадашанты, есть просто две ее основные формы, одна связана со звуком и пространством над макушкой, а вторая – с дыханием, выходящим наружу из ноздрей и идущим обратно внутрь. Вы упомянули второй вариант, хотя между ними есть связь. Шакти движется наружу и внутрь вместе с тремя сущностями, а именно: звуком (естественно, это "сохам"), с праной (дыханием) и умом. Если вы остановите ум, то остановится дыхание, если остановите дыхание – остановится речь, хотя речь может быть и невербальной (скорее, переходящий в более тонкий уровень), согласно тантрическому учению, почему слово "мантра" и происходит от "ман" (ум, сознание, душа).
Цель практики – кевали кумбхака и самадхи.
Первая форма - это практика наданусадхана?
Наданусандхана там скрыто присутствует, хотя она вполне может быть и отдельной практикой. Анусандхана может переводиться как исследование, поиск, это процесс вовлеченности сознания в наду, а вслед за сознанием вовлекается и жизненная энергия, так как они предельно связаны. В тантре и в хатха-йоге понятие нады является фундаментальным, нада может означать звуковую вибрацию, однако мы стремимся распознать такую вибрацию (спандана), которая возникает без какой-либо видимой причины, что и приводит к пратьяхаре. Человеческое сознание устроено так: на что оно направленно, те характеристики оно и обретает; если это нечто спонтанное и живое, трансцендентное по своей природе, то сознание обретает такое же состояние. Тогда сознание превращается в сверхсознание (унмани) и раскрывает себя как Шиву, чья природа и есть Парасамвит (сверхсознание), что и является целью нашей садханы.
Двадашанта, наданусандхана являются весьма тонким и пикантным процессом; если, например, мы говорим о спонтанности и трансцендентности, то понятие пространства становится очень условным для данного состояния или процесса, так как спонтанность – это своего рода противоположность шаблонности и "опорности" нашего ума. Ум здесь должен утратить все цепляния и опоры на фиксированные формы, это и делает его пустотным, открытым в связи с его не занятостью чем-либо. Наш метод заключается в том, чтобы научиться жить с таким состоянием ума, и этот подход, я считаю, важен для всех людей, он улучшает качество жизни, делая ее совершеннее, конечно, в меру того, насколько ваша практика совершенна. Однако на любом ее этапе всегда есть свои позитивные результаты.
У меня вопрос по брамари. В книге МАХАНТА АВЕДЬЯНАТХА "Введение в натха-йогу" , которую Вы переводили, говорится о пранаве "ОМ". Метод, как я понимаю, идентичный.
Ом как мантра – это отправной элемент в практике погружения в наду, точно так же как и мантра "сохам". В тантризме эти мантры являются сутью всех мантр, все мантры возвращаются в "сохам" и "ом". Когда вы отождествляетесь с мантрой и связанным с ней божеством, вы переживаете "сохам" бхаву (Я есть Он). Са и Ха указывают на Шиву и Шакти, все божества – это их проявления, если вы из мантры уберете Са и Ха, то получится пранава Ом, это – единый Шабда Брахман. Но пранава – это не просто звук, это изначальный звук, из которого изошло все творение; из Парабрахмана, который над всеми характеристиками, такими как звук, свет, лучи, проявилось желание творения в виде потока вибрации нада, она и была пранавой Ом. Тантры говорят, что она была самопроявленная (сваямбху), или анахата (безударная, т.е. без видимой причины в виде соединения двух объектов). Это – сама воля Парабрахмана. Следовательно, погружаясь в нее, живя в ней, вы через нее можете вернуться в свой изначальный источник, и если йогин предпочитает так жить в этом мире, согласно воле высшей изначальной реальности, будучи дживанмуктой, то он живет в соответствии с законами и природой Бога.
Но очень важно научиться правильно медитировать и произносить пранаву, и хотя она кажется слишком простой, на самом деле она есть эссенция всех тантрических систем. Если вы правильно произносите Ом, медитируете на него и понимаете его смысл, то вы увидите, что Ом и есть сам звук нада. Бхрамари и звук Ом – сущностно идентичны. Эта вибрация очищает все тонкое тело и, как следствие, способно очистить физическое, так как они связаны друг с другом. Повторяя Ом или выполняя бхрамари, мы представляем, что все наше тело без остатка захватывается вибрацией и растворяются наши привычные представления о нас как о теле и т.д. и т.п. Это хорошая практика очищения также.
Нада звук я слышу, в подавляющем большинстве, через левое ухо. Это колокольный перезвон, как будто из старых фильмов - частый, глубокий, звонкий. Длится он недолго - 2-3 минуты - потом, если погудеть - он опять появляется.
Да, в текстах говорится, что сначала он появляется в правом ухе, потом в левом, это связано с каналами, так как солнечный – это более физический и грубый уровень, лунный канал больше связан с сознанием. Далее, могут быть разные звуки и вибрации, все они – разные проявления, исходящие из нады; есть люди, которые очень редко вообще что-либо подобное воспринимают, есть те, кто моментально схватывают эти энергии. Бывает и так, что кто-то их может обнаружить спонтанно, это может длиться самое разное время по продолжительности. Сейчас, однако, мы повсеместно сталкиваемся с массой вещей, которые вводят в заблуждение, и никто не задумывается, насколько все кругом может быть абсурдным, часто абсурдное всеми воспринимается за адекватное, а адекватное за абсурдное. Например, в некоторых школах медитации, когда все собираются, приходит Учитель и говорит: "Сейчас 30 минут мы будем медитировать на вечный Атман". А, допустим, от садху, которые порой по своей системе поведения и образу жизни непонятно когда практикуют, мы ждем от них "практики" в том искусственном виде, в котором привыкли везде видеть. Йогин в Индии принимает такой образ жизни, при котором он меньше вовлечен в социум, который у обычного человека порождает много грубых и тяжелых состояний, так что такой обычный человек очень далек от восприятия "тонкого". Для йогина в благоприятных условиях фактически вся жизнь есть практика, тот же самый звук он может услышать спонтанно в любой момент времени. Если это получается у вас в наших условиях, то это замечательно, однако иногда нас может затягивать социум, мы на время можем "заматериализовываться", и потом опять наступают моменты чистоты и покоя. Соответственно, многие йогины рекомендуют особенно ночное время для садханы, так как наступает тишина и восприятие больше открыто к тонким энергиям. Я также, в связи с тем, что учу людей, живущих в западном социуме, стараюсь через тантрические ориентиры и садханы научить их преобразовывать "мирское" в "духовное", что постепенно подводит к полноценной и глубокой практике йоги.
Скажите , гуруджи, какая направленность звука НАДА - это ведь поток, градиент, так сказать (градиент предполагает 1. направление и 2. напор, силу. энергию в этом направлении), всегда от Шакти к Шиве или здесь тоже взаимность, как в взаимная жертвенность в дыхании? По идее, мы поднимаемся вверх(условно) на резонансе нашего сознания с частотой потока-Нада. Хотя в любом случае выдох, на котором мы гудим - движение наружу, вовне. поэтому - от Шакти к Шиве...
Дыхание – это непрерывный цикл, потому его называют "аджапа-джапа", все движется по кругу и непрерывно, процессы творения и разрушения – это тоже аджапа-джапа, поэтому это практика пребывания в гармонии. Выдох и вдох – это круг, или цикл, который по мере практики становится более плавным, а плавность связана также с уровнем чистоты нади. Если дыхание и поток вибрации легко распространяется в нашей энергосистеме, то у нас много жизненной силы, и мы видим все больше и больше возможностей, взаимосвязей вовне. Это хорошо происходит на фоне глубокого расслабления и внутренней тишины.