Шри Натха джи Гуруджи ко Адеш!
С того момента, как поехал учиться в Индию, прошло много времени, я успел там посмотреть традиционную йогу, которой учат аутентичные Гуру в аутентичных Традициях. В первую очередь к ним относится Традиция натхов, но кроме этого йога есть и в буддизме, и в разных индуистских тантрических культах. Но после Индии я познакомился с профанацией на Западе под брендом "Традиционная Йога", к счастью или сожалению, я не особо с ней соприкасался до Индии или, соприкасаясь, не понимал что к чему. Но сейчас я понял, что должен сказать честно как есть относительно этого предмета. Это не просто какие-то небольшие "размышлизмы", это мой реальный опыт как в области профанской йоги, так и в области традиционной садханы.
Начну с того, что в Индии, в Непале, откуда йога берет свои корни, тех, кто посвящают в Традицию йоги, называют Гуру, а при самом посвящении (дикша) ученик берет обязательства перед Гуру и следует дисциплине йоги всю жизнь. Без этого всего громкое название "Традиция йоги" не стоит и выеденного яйца. Когда на всех континентах традиционной йогой называют просто гимнастические упражнения, какие-то стили с эзотерическими медитациями, то это есть мошенничество. Другое дело, кто-то его совершает осознанно, а кто-то нет, по моим наблюдениям, часто неосознанно.
В настоящей традиционной йоге вы не можете принимать только инструкторов и не принимать Гуру. Если это Традиция, где дается дикша, то как можно не принимать такое явление как Гуру, который есть неотъемлемая часть Традиции? Даже если мы посмотрим какие-то тантрические тексты, где порой встречаются описания методов йоги, то увидим, что они являются, как правило, частью всего того, что содержится во всем тексте. И даже просто в текстах по хатха-йоге всегда отдается честь и хвала Гуру или тем, кто входит в Гуру-парампару. Когда я посмотрел, что в этом плане творится в России, я пришел в недоумение. Например, инструктор Илья Журавлев мне как-то сказал, что "у нас в России Гуру никогда не будет", то же самое выдавал Константинов Михаил и ряд других товарищей. При всем этом они активно продолжали свои физкультурные мероприятия называть "Традиционная йога", что, фактически, есть мошенничество, так как получается, что они сознательно обманывают людей. На своих рекламных вывесках, где и у кого они учились, они пишут: "Учился у Шри Гуру... такого и такого", но зачастую эти Гуру не имеют никакого отношения к тому, чему учит, например, Константинов. Причем тут термоядерная гимнастика и, например, вирашайвовский Гуру, который учит бхакти? Получается, человек заканчивает курсы какой-нибудь аштанга-виньясы в Майсоре, а ссылается на Гуру из линии Вирашайвов, который не имеет к этим курсам никакого отношения, как и к самой Традиции этого Гуру. Окончив курсы по гимнастике, человек получил сертификат инструктора, а в линии Вирашайва человеку не дали прав передавать ничего серьезного, я имею в виду дикши. Вот и получается, что в ходе такой вот хитрой путаницы разного рода персонажи называют себя "Традицией" и на деле не учат Традиции йоги, а пытаются людей оболванить и запутать как можно больше. При этом для коммерческих целей используют бренд, который к ним никакого отношения не имеет. Или, например, почему Сергей Бабкин в "Агапкин-йога станции" пишет, что он отучился у Гуру Амритананды, но не говорит открыто: "Так, мол, и так, я Гуру от этой сампрадаи, и я передаю инициации". Если ты честно учишь традиции, а не мухлюешь, не говоришь шепотом на ушко тем, кто пришел к тебе на гимнастику, что ты – Гуру, то это делает подозрительным твою гуру-таттву и то, что ты действительно чист в том, что реально хочешь или можешь учить от линии Шривидья. Незачем скрывать то, на что тебе дали право, иначе это как "тоталитарное сектантство" (как они сами любят называть), ибо честному человеку, если он чист, незачем такие вещи скрывать.
В свое время эта мысль была прямо высказана всем. Мы прямо заявили, что если Паттабхи Джойс не передает упанаяну своим ученикам, то название "Традиционная аштанга-виньяса", которое придумали на Западе, как минимум неадекватное, а часто используется в коммерческо-мошеннических целях. В свой адрес мы получили ряд массовых возмущений и даже оскорбления, что наш подход типа "сектантский". Основными противниками была номенклатура тогда еще не распавшегося "Аштанга-йога центра". Они и по сей день питают к нам неадекватные чувства и выражают претензии, вместо того чтобы просто принять правду как есть, честно говорить о том, что все эти стили не есть "Традиционная йога". Наверное, я был единственным, кто изначально подверг сомнению все эти массовые профанации, процветающие во всем мире, и усомнился в том, что Аштанга-виньса, Айенгар-йога и т.д. и т.п. без передачи Айенгаром или П.Джойсом (ныне ей учит его преемник Шарат) тех инициаций, которые получали они сами от своих Гуру, не может называться "Традиционной йогой".
Многие люди сейчас идут в буддизм, и всем нравится говорить о том, какой там порядок и ясность, и действительно, в том же буддизме четко придерживаются таких понятий, как Гуру (Римпоче, Лама), ванг или лунг (посвящения), приверженность, самаи и т.д. Но что мы видим в йоге? В отличие от буддизма она профанируется по всему миру, буддисты не допустят у себя профанаций, а в йоге – можно стряпать (и состряпали ведь) что угодно. Поэтому, с одной стороны, мне за йогу немного обидно, с другой, я не намерен это дело спускать на тормозах и буду продолжать говорить то, что считаю правильным, буду это говорить в интернете, на мероприятиях, куда меня пригласят, везде, где только можно. К сожалению, у меня ситуация тяжелее, чем, например, у буддистов, потому что у них есть четко налаженная система по всему миру и действительная традиция, а я, носитель аутентичной йогической традиции, столкнулся с массовой профанацией в йоге по всему миру. Но я – один в поле воин, и борюсь с этой профанацией.
Все эти Константиновы, Журавлевы, Агапкины и прочие решили плюнуть на то, что это профанация, деньги на ней заколачивают. Разве плохо? Но они не понимают, что деньги – это еще не все. Я изначально собирался поехать в Индию, чтобы найти для себя, в первую очередь, традиционную садхану и путь, а потом понял, что учить можно только тому, чем являешься сам. Поэтому не прокатит быть внутри якобы традиционным, а снаружи – мошенником. Когда-нибудь наступит раздвоение личности, и человек будет поставлен перед выбором: или он учит попсе, под каким бы соусом ее ни подносили, или он учит реальной Традиции. Всем этим товарищам я бы советовал определиться, хотят ли они являться и называться традиционными или же продолжать обманывать людей, называя себя "Традицией", а всех, кто с этим не согласен и в курсе их махинаций, но предпочитает идти традиционным путем, обзывать сектами (впрочем, сами они не могут четко дать определения этой категории и зачастую сами же под нее подпадают).
Конечно, тут много можно говорить, что "да, мы особо-то и не против себя Гуру называть, но мы намного скромнее и т.д.", только не надо этого ханжества про "скромнее". Тот, кто скромнее, тот не претендует на "самых лучших йогов в России", кто скромнее, те сидят часами на ковриках по домам и не высовываются "на люди" вообще. И все мы прекрасно знаем, что быть Гуру – это не так уж сладко, особенно в посткоммунистической Раше (впрочем, и на Западе – тоже не просто). Все они не дураки и прекрасно знают, что такая "нескромность" – не самый легкий из путей. Тем более, многие из этих "скромняг" (чтобы не быть голословным: Бабкин Сергей, Денис Заенчковский и другие) по-тихому "имитируют гурский подход". Но я считаю, что надо не имитировать, а просто быть честным и говорить как есть. Если вы хотите быть традиционными, то будьте ими в полной мере, если хотите учить просто гимнастике и модернистской нью-эйдж йоге, называйте ее как угодно, но не приделывайте туда "традиционная". Так будет с вашей стороны честнее.