Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: О воле  (Прочитано 6326 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Gojnana

  • *
  • Сообщений: 15
О воле
« : Июль 07, 2012, 18:49:06 »

Хотелось бы обсудить понятие "воли" в контексте йоги. Есть несколько мыслей на этот счёт и хочу спросить, как это соотносится с традиционными учениями и насколько я прав в своих догадках?

Есть определённое понимание воли, включающее в себя такую концепцию как "сила воли", которую можно "накачать" подобно тому, как можно накачать мышечную силу. Если я не могу поднять гирю, то это потому, что у меня не накачаны мышцы. Если я накачаю их, то я смогу через какое-то время её поднять. Если я не могу встать утром вовремя с постели, чтобы заняться йогой, то это потому, что у меня не накачана воля. Если я её "накачаю", то стану "волевым человеком" и смогу делать это легко.
Мне близка точка зрения, что "сила воли" - это миф. Воля - это неотъемлемая константа, позволяющая совершать тот или иной выбор, а разговоры о её силе или слабости возникают для того, чтобы оправдать тот или иной выбор.
Если утром я выбираю остаться полежать в постели, не оставляя себе времени на йогу, это происходит оттого, что в данный момент я выбрал комфорт. Поспать на тот момент для меня было важнее, чем заняться йогой.
Собственно, обеты и обязательства рассчитаны на то, что человеку важно выполнять своё слово (если это не так, то данное себе слово встать утром и позаниматься никак не повлияет на результат). Видимо, человек "с сильной волей" - это, как правило, не кто иной, как человек, которому важно держать своё слово. В йоге популярен и такой инструмент, как "обет, данный божеству" - к такому виду обязательств люди, видимо, склонны относиться серьёзнее, и выполнение такого обязательства для них в момент, когда им придётся, скажем, выбирать, выполнить его или поспать лишние полчаса, окажется важнее, чем поспать.
Так что, если вам кажется, что у вас "слабая воля", то вам вместо того, чтобы искать способы её "накачать", лучше задуматься над тем, что для вас важно, осознать это, а посредством этого осознания и трансформируются приоритеты. Недаром, по-настоящему "волевыми" людьми часто становятся те, кто пережил, например, опыт осознания своей смертности - этот опыт сделал для них одни вещи более важными, чем другие.

С другой стороны, если понимать волю как меру присущих человеку возможностей, и с этой точки зрения йог с сиддхами имеет более "сильную" волю, чем обычный человек. Но мне кажется, что дело не столько в силе, сколько в целостности.
Индивидуальная воля, как присущая человеку естественная Шакти (которую можно отождествить и с Дхармой, и с Дао), в идеале проявляет себя как некий единый целостный поток (исток которого - сам Атман). И реализованному йогу остаётся только следовать этому потоку. А поскольку Шакти едина, то истинная индивидуальная воля едина с волей всей Вселенной. В этом проявляется "всемогущество" йога - во Вселенной нет ничего, что могло бы противоречить или препятствовать его воле, так как его воля едина с волей Вселенной (так же, как Атман един с Брахманом). У обычного же, "нереализованного" человека этот единый поток воли встречает сопротивление (в виде загрязнений и омрачений личности) и разбивается на множество маленьких потоков и ручейков. Множество противоречащий друг другу желаний, устремлений, активностей - проявление той же самой Шакти, но искажённой, ослабевшей, противоречивой (разум направлен на одно, сердце - на второе, плоть - на третье). И практика йоги направлена на восстановление целостности человека, единства потока Шакти.
Думаю, у каждого в жизни бывали проблески моментов, когда ощущается "единство с потоком", целостность, и всё вокруг при этом таинственным образом складывается "как нужно".

Вот и получается, что для йога нет иных предписаний, кроме как следовать потоку своей собственной воли.
А то, что кажется моральными заповедями, - это один из инструментов, позволяющих обрести целостность этого потока.

Интересно узнать ваши мнения на сей счёт.
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 551
    • Nathi.ru
Re:О воле
« Ответ #1 : Июль 07, 2012, 22:14:43 »

Адеш!

В целом, Ваше мнение мне близко. У натхов целостность и реализация божественной воли достигается через ориентацию на Атман. Познание Атмана и его единства с Дживатмой (индивидуальным Я) и Параматмой (Вселенской Душой) есть Адеш, что означает Волю Шивы. Постепенно, если ученик следует своему Гуру и стабилен в практике, через него начинает проявляться Адеш, он живет и действует единый с ним. Про целостность Вы верно сказали - она начинает появляться, когда человек понимает, что для него наиболее важно и всего себя устремляет к этому, не распыляясь на второстепенное.
Записан

Владимир_С

  • *
  • Сообщений: 29
Re:О воле
« Ответ #2 : Июль 07, 2012, 22:32:25 »

Все хорошо описано, но...
Оставаться нужно рядом, вот средство. То, что по началу определяется как исключительное, со временем перестает быть отличием. Обретаемые "бонусы" от усилий обесцениваются при правильном подходе.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re:О воле
« Ответ #3 : Июль 07, 2012, 22:36:25 »

Адеш!
Владимир, поясните пожалуйста свою мысль чуть пошире...
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re:О воле
« Ответ #4 : Июль 07, 2012, 22:40:07 »

Насчет следования своей Воле согласен, если такой йогин различает волю как "личное" и Волю, как  как проявление Высшего Духа. Так как в жизни, есть люди, которые пользуясь такими правильными по сути категориями, в частности интерпретировали ее с позиций эгоистических предпочтений. Были проблемы потом :)
Записан

Владимир_С

  • *
  • Сообщений: 29
Re:О воле
« Ответ #5 : Июль 07, 2012, 22:46:18 »

Алламанатх, мне сложно развернуть и описать все до мелочей. Извините. Если получиться в ходе продолжения попробую это сделать.
Записан

Владимир_С

  • *
  • Сообщений: 29
Re:О воле
« Ответ #6 : Июль 07, 2012, 22:53:05 »

Если немного по доброму пошутить, то йога должна немного постареть. А точнее быть юной, зрелой и старой, даже при смерти одновременно. Тогда можно увидеть ее неизменность и истинную ценность.))
Записан

Gojnana

  • *
  • Сообщений: 15
Re:О воле
« Ответ #7 : Июль 07, 2012, 23:46:05 »

Насчет следования своей Воле согласен, если такой йогин различает волю как "личное" и Волю, как  как проявление Высшего Духа. Так как в жизни, есть люди, которые пользуясь такими правильными по сути категориями, в частности интерпретировали ее с позиций эгоистических предпочтений. Были проблемы потом :)

Видимо, это одна из главных опасностей на пути Кулы - поставить на место своей истинной воли (Шакти) какие-то аспекты своих эгоистичных устремлений? Наверное, чтобы не ошибиться, нужна высокая степень осознанности (и поэтому, скажем, тантрические тексты предназначают каулачару тем, кто находится уже на достаточно высоком уровне развития).
Записан

Gojnana

  • *
  • Сообщений: 15
Re:О воле
« Ответ #8 : Июль 08, 2012, 00:12:27 »

Познание Атмана и его единства с Дживатмой (индивидуальным Я) и Параматмой (Вселенской Душой) есть Адеш, что означает Волю Шивы.

Кстати, хотя и отвлекаюсь от темы, хотел кое-что уточнить.
В Упанишадах обычно говорится о единстве двух: Атмана (индивидуального Я) и Брахмана (Бога-Абсолюта). В текстах же натхов - о единстве трёх: Атмана, Дживатмана и Параматмана. Как я понимаю, понятия Дживатмана и Параматмана в общем совпадают с понятиями Атмана и Брахмана Упанишад. Что же такое Атман натхов (как понятие, отличное от понятий Дживатмана и Параматмана)? Нечто, лежащее за пределами понятий как индивидуального Я, так и Бога-Абсолюта?
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 551
    • Nathi.ru
Re:О воле
« Ответ #9 : Июль 08, 2012, 07:38:34 »

В Упанишадах обычно говорится о единстве двух: Атмана (индивидуального Я) и Брахмана (Бога-Абсолюта). В текстах же натхов - о единстве трёх: Атмана, Дживатмана и Параматмана. Как я понимаю, понятия Дживатмана и Параматмана в общем совпадают с понятиями Атмана и Брахмана Упанишад. Что же такое Атман натхов (как понятие, отличное от понятий Дживатмана и Параматмана)? Нечто, лежащее за пределами понятий как индивидуального Я, так и Бога-Абсолюта?
Атман - это истинное Я, дух, обладающий вечной неизменной природой. Когда Атман отождествляется с телом, с конкретной личностью,  то его называют Дживатман (джива - живое существо). Атман, отождествленный со Вселенной, Космическим Телом Шивы - это Параматма, вселенская Душа. Природа Атмана одна и та же во всех дживах. Натхи прежде всего ориентируются на Атман, затем, познав его природу, они видят тот же самый Атман в других существах, познают Параматму и далее единство трех: Атмы, Дживатмы и Параматмы
Иногда могут упрощенно говорить только об Атмане и Параматмане.
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 556
Re:О воле
« Ответ #10 : Июль 08, 2012, 14:41:28 »

Оставаться нужно рядом, вот средство.

Рядом с кем и средство от чего?

Обретаемые "бонусы" от усилий обесцениваются при правильном подходе.

Что есть правильный подход?
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 556
Re:О воле
« Ответ #11 : Июль 08, 2012, 14:50:33 »

... йога должна немного постареть. А точнее быть юной, зрелой и старой, даже при смерти одновременно.

Мысль чрезвычайно интересная, но... малопонятная. :130:
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re:О воле
« Ответ #12 : Июль 08, 2012, 15:00:44 »



Видимо, это одна из главных опасностей на пути Кулы - поставить на место своей истинной воли (Шакти) какие-то аспекты своих эгоистичных устремлений? Наверное, чтобы не ошибиться, нужна высокая степень осознанности (и поэтому, скажем, тантрические тексты предназначают каулачару тем, кто находится уже на достаточно высоком уровне развития).

Да, нужна очень высокая степень осознанности. Так как часто многие люди склонны, говоря даже правильные слова, действовать ограниченно...
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re:О воле
« Ответ #13 : Июль 08, 2012, 15:23:55 »

Опора на Гуру и Традицию помогает  в таких случаях.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re:О воле
« Ответ #14 : Июль 08, 2012, 15:36:41 »

 В журнале "Адеш" 3-4 http://nathas.org/shop/adesh/, об этом Гуру джи Матсьендранатх Махарадж пишет:
В Натха-сампрадае Гуру, посвящая ученика, дает ему духовное рождение внутри Традиции, которую садхака в процессе своего духовного роста изучает под руководством мастера. Это не означает, что он не может учиться у других Учителей, ибо все они в Традиции являются одной семьей и проявлением Горакшанатха. Духовное тело Гуру подобно всем духовным энергиям Вселенной, но чтобы все их воспринять, нужно сначала научиться смотреть на Традицию глазами Гуру, а потом — на Вселенную глазами Традиции, чьи знания и практики проверены веками. Будучи обусловленными существами, начинающие практикующие могут проявлять слабости, но, как бы то ни было, их главные ориентиры должны быть направлены на то, чтобы Гуру постоянно корректировал их в садхане. Ведь сила иллюзии, Махамайя, может проявляться как через внешние факторы, так и через самые разные внутренние неконтролируемые формы заблуждений. Так, например, иногда практикующий йогу может думать, что какой‑то полученный мистический опыт или реализованные сиддхи —это уже большие достижения. Но на самом деле Майя решила проверить у такого ученика преданность Гуру, без которой чистота духовного опыта невозможна. По сути, Гуру-таттва — это не что иное, как силы всей Вселенной (Брахманды), которые приводят к тому, что садхака учится жить в гармонии с ними и тем самым приходит к состоянию равновесия (самарасье).
Записан