Хотелось бы обсудить понятие "воли" в контексте йоги. Есть несколько мыслей на этот счёт и хочу спросить, как это соотносится с традиционными учениями и насколько я прав в своих догадках?
Есть определённое понимание воли, включающее в себя такую концепцию как "сила воли", которую можно "накачать" подобно тому, как можно накачать мышечную силу. Если я не могу поднять гирю, то это потому, что у меня не накачаны мышцы. Если я накачаю их, то я смогу через какое-то время её поднять. Если я не могу встать утром вовремя с постели, чтобы заняться йогой, то это потому, что у меня не накачана воля. Если я её "накачаю", то стану "волевым человеком" и смогу делать это легко.
Мне близка точка зрения, что "сила воли" - это миф. Воля - это неотъемлемая константа, позволяющая совершать тот или иной выбор, а разговоры о её силе или слабости возникают для того, чтобы оправдать тот или иной выбор.
Если утром я выбираю остаться полежать в постели, не оставляя себе времени на йогу, это происходит оттого, что в данный момент я выбрал комфорт. Поспать на тот момент для меня было важнее, чем заняться йогой.
Собственно, обеты и обязательства рассчитаны на то, что человеку важно выполнять своё слово (если это не так, то данное себе слово встать утром и позаниматься никак не повлияет на результат). Видимо, человек "с сильной волей" - это, как правило, не кто иной, как человек, которому важно держать своё слово. В йоге популярен и такой инструмент, как "обет, данный божеству" - к такому виду обязательств люди, видимо, склонны относиться серьёзнее, и выполнение такого обязательства для них в момент, когда им придётся, скажем, выбирать, выполнить его или поспать лишние полчаса, окажется важнее, чем поспать.
Так что, если вам кажется, что у вас "слабая воля", то вам вместо того, чтобы искать способы её "накачать", лучше задуматься над тем, что для вас важно, осознать это, а посредством этого осознания и трансформируются приоритеты. Недаром, по-настоящему "волевыми" людьми часто становятся те, кто пережил, например, опыт осознания своей смертности - этот опыт сделал для них одни вещи более важными, чем другие.
С другой стороны, если понимать волю как меру присущих человеку возможностей, и с этой точки зрения йог с сиддхами имеет более "сильную" волю, чем обычный человек. Но мне кажется, что дело не столько в силе, сколько в целостности.
Индивидуальная воля, как присущая человеку естественная Шакти (которую можно отождествить и с Дхармой, и с Дао), в идеале проявляет себя как некий единый целостный поток (исток которого - сам Атман). И реализованному йогу остаётся только следовать этому потоку. А поскольку Шакти едина, то истинная индивидуальная воля едина с волей всей Вселенной. В этом проявляется "всемогущество" йога - во Вселенной нет ничего, что могло бы противоречить или препятствовать его воле, так как его воля едина с волей Вселенной (так же, как Атман един с Брахманом). У обычного же, "нереализованного" человека этот единый поток воли встречает сопротивление (в виде загрязнений и омрачений личности) и разбивается на множество маленьких потоков и ручейков. Множество противоречащий друг другу желаний, устремлений, активностей - проявление той же самой Шакти, но искажённой, ослабевшей, противоречивой (разум направлен на одно, сердце - на второе, плоть - на третье). И практика йоги направлена на восстановление целостности человека, единства потока Шакти.
Думаю, у каждого в жизни бывали проблески моментов, когда ощущается "единство с потоком", целостность, и всё вокруг при этом таинственным образом складывается "как нужно".
Вот и получается, что для йога нет иных предписаний, кроме как следовать потоку своей собственной воли.
А то, что кажется моральными заповедями, - это один из инструментов, позволяющих обрести целостность этого потока.
Интересно узнать ваши мнения на сей счёт.