Адеш!
Насколько я понимаю, фундаментальное понятие бодхичитта в ваджраяне - означает пробужденное сознание, или, говоря иначе, просветленное, что по сути одно и то же. Посредством просветления сознания мы постигаем пустотность всего Мироздания, а также в высшей степени взращиваем сострадание ко всем живым существам, видя в них просветленную природу Будды. Если это так, то аналогом бодхичитты может быть сразу несколько понятий в натхизме и индийской тантре. Пробужденное сознание - это Чит-шакти или Кундалини, а также недвойственное состояние сознания (включающее и различающее также), и оно для нас является естественным (сахаджа). Разные виды йоги: карма, джняна, бхакти, лайя, хатха, раджа, мантра и др. - все ведут к такому состоянию. Например, бхакти на высшем уровне двайты приводит к высшему уровню недуальности, то же самое с джняной - самое чистое недвойственное знание, которое включает в себя и двойственность во всех ее видах. Само понятие бодхичитты подразумевает выход из состояния эгоистических мотиваций, которые формируют отдельную ограниченную личность с суженым (непробужденным) сознанием. Аналогично, в натховском мировоззрении базовое значение играет осознание единства микрокосма и макрокосма посредством йоги, и практическая реализация такого идеала подразумевает оставление низших эгоцентрических мотиваций. Без такого подхода не может быть реализована йога как единство своей души с вселенской, или единство всего в своем чистом сознании. На этом базируются все виды йоги, все их разделы, все предписания к садханам.
В прошлый приезд в Москву я как раз говорил о том, что само понятие Ямы и Ниямы очень важно, не менее, чем асаны, пранаямы или какие-либо еще практики. Несмотря на то, что мы можем всегда урезать йогу как состояние и метод до шести анг, до пяти...., до двух или вообще до одной, например, сахаджи - все практики являются важными, и садхана в урезанном виде часто становится непонятной или искаженной по сути. Так, например, произошло с асанами, пранаямами, мудрами в хатха-йоге: они для большинства утратили свое изначальное предназначение, на которое ориентировались сиддхи прошлого, или на которое ориентируются сейчас йогины, практикующие в Традиции. Многие понятия были искажены, потому что с искаженными легче создавать стили, легче все сводить на более простой уровень. И человек на простом уровне, видя в нем вообще весь «путь йоги», не сможет понять внутреннего смысла, казалось бы, доступных (а на самом деле, закрытых) практик. Так вот, Яма и Нияма - это предписания для взращивания чистого сознания, которое и есть пробужденное, при этом все враты Ямы и Ниямы - это методы, которые священны, так же как священны асаны, мудры и т.д., как бы нелепо это ни звучало для тех, кто йогу свел к гимнастике. В буддизме самаи являются священными, в йоге - враты, но для тех, кто Ямы и Ниямы видит просто как форму социальной морали, они могут показаться исключительно ограничениями, свойственными для пашу-бхавы (обусловленного сознания). Так, например, жестко склонны считать люди, мнящие себя «необусловленными тантриками», но, на самом деле, они просто обманывают других, и виденье нечистого в Ниямах - это отражение нечистоты их ума. Ведь все находится во всем, даже самое высшее в самом примитивном - в этом и есть недвойственность. Понятие врат появилось от последователей Махавратьев, которые поклонялись Шиве Рудре (Экаврата), он собой символизировал дхарму как законы всего мироздания и, в общем-то, само Мироздание, ибо нет ничего, что не являлось бы Шивой. Тех, кто живет в соответствии с Шивой, и называли в этой линии - Махавратья, то же самое с Ямой и Ниямой, разными упаями: мы можем говорить о том, что есть некие уровни, где вообще нет методов «нирупая», но мы, будучи обусловленными, не способны эти состояния реализовать без конкретных практик. Поэтому рассуждать о практиках, как о каких-то высших или низших, не пытаясь избавиться от своей обусловленности, является пустой и мертвой теорией, которая уводит в еще большие дебри иллюзий. Как бы эти иллюзии ни назывались: «каула», «анупая», «сахаджа» и т.д., они все равно без правил, которым учит Гуру, пустые. Высшее сознание присутствует в самих методах, методы передает Гуру, эти методы проверены и зарекомендовали себя в Традиции не пять, десять или сорок лет, а более тысячи. В тантрической доктрине есть один важнейший принцип, который подразумевает отображения высшего в самом низшем и наоборот, следовательно, возникает вопрос: «Почему же тогда какие-то практики могут быть низшими»? Это все зависит от конкретного человека, есть ведь такие люди, кто низшее увидит во всем, что ему ни преподнеси. Кто-то может счесть бесполезными и такие понятия как бодхичитта или бхакти, йога и т.д. Есть две категории людей, которые такое могут говорить: одна - это невежды, другая - реализованные сиддхи (или те, кто понимает их рассуждения). Каждое из предписаний Ямы и Ниямы может практиковаться по-разному. Например, возьмем джапу, она может повторяться как шабар-мантра (без хомы и тарпаны), может как полноценная часть пурасчараны, может присутствовать как элемент каулической пуджи, при практике майтхуны или при совершении пашу-балиданы. Такие предписания противоречат очень многим принципам Ямы и Ниямы. Однако, Гуру может кому-то дать и такие предписания, для какого-то они, возможно, очень актуальны, а для кого-то могут оказаться вредными. Но сами эти практики, будь-то брахмачарья (как целибат), будь-то тантрическая майтхуна (как вполне физическая практика), не могут считаться низшими или негативными. Все зависит от того, кто их совершает, есть ли на это благословение истинного Гуру, и практикует ли их ученик в точности с тем, как ему предписал Гуру. Если да, то любой вид практики становится высшим, если нет, то даже медитация на каналы, чакры, двадашанту, разные лакшьи - становятся бесполезным занятием. Следовательно, важна та практика, которая не исходит из нашего низшего эго, и это то, что любую практику делает правильной. Поэтому мы, конечно, можем говорить о том, что кундалини-шакти и бодхичитта - это одно и то же, но я редко такое говорю, потому что очень немногие, например, понятие Кундалини связывают с сознанием, любовью, состраданием, состоянием трансцендентного блаженства и т.п. Для многих подобные термины ассоциируются, как правило, с покалываниями в теле, с чем-то, что ограничено манипуляциями, связанными с нашим эго. Очевидно, как и бодхичитта имеет разные смысловые значения на разных уровнях буддистских практик, так и понятия крийя, Кундалини и т.д. в индийском тантризме и у натхов.