Адеш!
В Индии очень большая нищета и многие, вроде бы на вид садху, только и думают о деньгах, тем, кто не верит, могу порекомендовать пожить в Индии и пожить не в отелях, а просто попутешествовать по разным храмам, различных религиозных систем, месяцок другой. Раньше я не понимал почему Гуруджи Матсьендранатха меня учил никому в Индии не верить, знаете, всякое с
людьми бывает, я вот тоже сомневался, может мне Гуру это говорит, чтобы разрушить мои ум. А вот теперь, я реально вижу, что он не просто рушит мои мифы о хваленой духовности и мифы об Индии и о чем-либо еще. Конечно, есть среди садху исключения и таких я тоже, к счастию, встречал. Однако, больший процент духовных людей, когда я смотрю на них, наводит на мысли, что в соответствии с их устремлениями, им вполне можно было бы родиться в следующий жизни людьми, занимающимися реализацией своих бытовых привязанностей. Вполне вероятно, что чаще всего так и бывает в этом мире.
Мне кажется, что духовность, в ее полноценном состоянии, может себе позволить человек, который достиг в миру нормальной материальной реализации и потом от нее отказался. Вот тогда, это будет отказом, а принимать саньясу и монашество, когда у тебя и так в этой жизни ничего
нет и не было, считаю ханжеством. Вот кто-то станет таким образом садху и вместо садханы будет все время думать о том, как сколотить себе бизнес. А когда сколотит, то вся эта садхана для него будет не нужна. Вот такие вещи мне часто встречаются, не то, чтобы это вызывает у меня какой-то негатив, но, наверное, это должно быть, раз оно есть. Просто сейчас я своего Гуру очень хорошо понимаю и его высказывания на темы духовности, что ее чаще встречаешь там, где, казалось бы, меньше всего можно встретить. Интересно то, что в натха сампрадае есть два наглядных примера -
Горакшанатх, который будучи великим аскетом, дал начало натховской тантре и Матсьендранатх, являясь Каулом, и живший в роскоши, отказавшийся от нее. Это меня наводит на мысли, что отречение - это какое-то очень высокое состояние, которое не зависит от очень и очень многих крайностей и которое не имеет никаких определений. Определение в виде религий, религиозных
учений и их организаций, в виде всех дхарм - это то, что нам указывает на нечно большее, что никогда не станет достоянием слабых, жалеющих себя в той или иной форме, людей. Мне иногда смешно смотреть на тех, кто говорит про кашмирских брахманов, о их духовном эстетизме, при том, что сами рассказчики могут жить в полном болоте. Кашмирские брахманы кушали на золоте и т.д., и при необходимости готовы уйти в пещеру и исчезнуть из этого мира. Вспомним, тот же Бхартрихаринатха - раджа по рождению смог все оставить, став отшельником или Будда. Будда учился у двух Гуру, в их традициях достиг мастерства и эти учителя предложили возглавить их
духовные ордена, на что Будда ответил отказом. Не будучи просветленным он сказал, что ему нужно дальше искать просветление и истину. По сути, ему ведь предлагали Гуру-дикшу, он отказался, как мне кажется, потому, что ему власть была не интересна ни в мирском, ни в духовном виде, что часто люди совмещают. Он искал высшее. Вот это, с моей точки зрения, уровень и показательный пример того, как нужно искать истину. Действительно получился серединный путь, без крайностей.