Никита, мне определенно нравятся ваши вопросы и мысли. Как я уже говорил, многие Гуру, которые писали все эти тексты по йоге, составляли сборнички с кратким описанием хатха-йоги. Они не могли составлять одинаковые тексты с одинаковым количеством асан, мудр, пранаям и прочего просто потому, что они как люди – были разные, более того, они могли даже не знать друг друга: Сватмарама мог не знать Гхеранду, это не как сейчас – взял и поехал куда хочешь, или зашел в соцсети – и вся иностранная публика там, включая многих индийцев. Тогда этого всего не было. Родился где-нибудь в Махараштре, и вся твоя реальность – это Махараштра, тогда было очень популярно становиться пилигримом, как у нас в сказках, когда Иванушка путешествовал, чтобы набраться уму-разуму.
Для индийского мистика знанием всегда было постижение или познание, поэтому знание и духовный опыт – всегда в одном лице: это не джняна просто начитанного человека, а знание человека, постигшего и трансформировавшегося в результате такого познания, вот что есть джняна-йога. Поэтому посещение святых мест, общение с разным подвижниками, Гуру – вот каков был смысл в ятре, он и сейчас таким же остается. Это другая реальность, другая жизнь, нежели то, что я увидел в мире инструкторов йоги на Западе; разные, конечно, есть, и не о всех сказано, но если обобщить и взглянуть в целом, то да, это разные миры. Всем этим индийским йогам просто не приходила в голову раньше мысль о том, что йога может быть профессией, профессии существовали только для варн и каст, но не для садху, авадху и авадхут. И это как раз то самое, что напрочь не доходит до большей части инструкторов йоги на Западе; может быть, те, кто были родоначальниками становления этой западной йоги, что-то еще и понимали, но дальше эта вся машина начала набирать самостоятельные и вполне независимые обороты. Это нормальные вещи, и чисто по-человечески я их понимаю, все очень заманчиво смотрится с большими перспективами: ты учишь других здоровью и сам свое поддерживаешь, еще за это деньги получаешь и последователей, которые тебе смотрят в рот. А также осознание того, что это вещь очень необычная и ты не просто алкаш Петрович с завода, а воплощение самого Абхинавагупты, живущий в мире эстетизма, духовности и реализации высшего смысла жизни человеческой. Я бы не стал вообще переживать на эту тему и задумываться, если бы не увидел мир садху, и тогда у меня возникла масса вопросов: то ли они деградировали, то ли мы, и может быть, мы не понимаем чего-то очень важного, что заставляет много лет блуждать по всем этим многочисленным стилям, получать сертификаты и прочее. Может быть, я бы и сбежал от этих бородачей, как все в общем-то и делали, но у меня были большие причины на то, чтобы остаться. Во-первых, у меня материально не было другого выбора, это то, что некоторые даже успели раскритиковать по причине своей слепоты. А я благодарю судьбу, что она так у меня тогда сложилась. Мысли о том, что, может быть, Традиция деградировала, вытеснялись фактами того, что я среди практикующих западную йогу знал очень мало примеров того, что она серьезно меняла людей; также соображениями о том, что не может тысячелетняя Традиция быть бессмысленной; также видя разных садху, которые порой ничего не делают, но при этом от них идет какая-то особая сила, какая-то природность и чистота, которой я не увидел в таком количестве в среде тех, кто занимался йогой у инструкторов, впрочем, как и у самих инструкторов. Очень много таких фактов, которые заставили меня задуматься о том, что, может, во мне что-то не так. Но было много внутренней борьбы, а почему не так, если занимаются такой йогой тысячи и миллионы, неужели все они могут сильно заблуждаться. И я понял – да, могут. А сейчас все, что я хочу сделать, это донести свой опыт другим, я не хочу всех переделывать, пусть каждый живет так, как ему суждено свыше, в конце концов, надо ценить и западный мир, надо ценить и индийский мир быта – не было бы его, не было бы и мира садху. Но, возможно, какой-то процент среди многих найдется и тех, кто является моими единомышленниками, они уже нашлись, раньше я и не ожидал, что такое будет возможно в том виде, как оно сейчас развернулось.
Я вам скажу одно: у вас все состыкуется и в плане текстов, и в плане их содержимого, когда вы увидите мир натхов без примеси мира новой йоги; это непросто, но такой прорыв нужен, чтобы действительно понять многие вещи. Есть очень много людей, которым крайне тяжело представить себе, что исчезли все инструктора, исчезли все сертификаты, исчезли все споры о том, кто травмобезопасен и кто травмоопасен, кто эзотерик, а кто шизотерик и т.д., и остались только древние тексты той подлинной Традиции, которая осталась жить в Индии и благополучно продолжает свое тихое существование. Если вы хотя бы на какое-то время это себе ярко представите, вы найдете ответы на очень многие вопросы, у вас ответы будут на все, что связано с йогой как садханой. Может быть, вы не ответите, какие гормоны как работают при практике асан, но йоги в древности этого всего не знали и не переставали быть йогами, более того, они были куда больше йогами, чем все те, кто сейчас это знает.