В гностицизме Абсолют отдаляют эоны миров (небес), между Абсолютом и тварными мирами стоит демиург, в буддизме мара, в буддизме реализовать нирвану, в индуистском брахманизме мокшу так-же очень сложно, легче попасть в миры (локи). В гностицизме главное гнозис (знание), в буддизме запредельная мудрость (праджняпарамита, у тхеравадинов паня-мудрость). Материя ( форма), рассматривается как страдание в буддизме, для гностиков материя тоже зло, тело-темница души. Атман тождественен Брахману, иначе говоря, суть каждого индивидуального существа – это и есть Брахман, а универсальная божественность проникает собой всё и вся. В гностицизме в глубине каждой человеческой души скрывается божественная искра, которая излилась из божественной плеромы и благодаря знанию (гнозису) познает свой Первоисточник и возвращается в него. И для индуиста, и для гностика познание собственной духовной глубины идентично познанию Абсолюта. Есть схожие идеи с дзогченом, где Будда Самантабхадра неразрывно связан с природой живых существ и главное это распознать, иначе будет и дальше подобно зеркалу отражение кармических формирований. В Шиваизме есть понятие о чистом сознании (парашиве).
И гностицизм и индуизм, а так-же и буддизм постулируют существование множества миров разной степени совершенства или материальности.
Индуизм считают образцом многобожия, а гностицизм возник в рамках монотеистической матрицы, но при этом не является простой монотеистической религией наподобие ортодоксального Христианства или, тем более, Ислама. С другой стороны, в Индуизме всё множество богов – это, в конечном счете эпифеномены или проявления Единого. Некоторые из богов индийского пантеона, как, например, Индра или Праджапати, очень напоминают гностического демиурга или архонта.
В-третьих, любимая тема индуистской философии – диалектика дуализма (двайта) и монизма (адвайта). Гностицизм обычно считают дуалистическим мировоззрением, но на самом деле его представления на этот счет очень близки к индуистским. В сфере бытия, которую индуисты называют майя (иллюзорные проявления) доминирует дуализм, а свет и тьма ведут нескончаемую борьбу, вернее свет противопоставляется тьме как ведение (гнозис), а тьма как неведение(агнозис, отсюда кстати слово агностицизм). Зато при восхождении на более высокий уровень бытия эти противоречия снимаются, конечная же Реальность Бытия – это, вероятно, то же самое, что гностики обозначают словом Плерома (полнота, которой ничто не противостоит). В Буддизме, природа бодхисаттв так-же едина, являясь манифестацией единой природы Ади-Будды.
Так-же на счёт Буддизма и гностицизма, можно сформировать целый список:
— Спасение достигается через знание (гнозис, джнана). Интеллектуальное постижение конечной сути бытия – это и есть освобождение и спасение.
— Корень всякого зла есть невежество (агнозис в гностицизме, авидья в Буддизме).
— Освобождающее знание имеет не рациональный и концептуальный, а непосредственный и интуитивный характер. Оно приходит как следствие внутреннего просветления.
— Существуют разные уровни такого знания, где на одном полюсе – непробужденный материалист (хилик), а на другом – «просветленный» Будда, Архат, Бодхисаттва, Гностик, Пневматик.
— И в гностицизме и в Буддизме Высшая Мудрость выступает в женской ипостаси. В гностицизме это Пистис-София, в Буддизме – Праджня (высшая трансцендентная мудрость, самое глубокое и всеохватывающее понимание реальности, свойственное лишь интуитивному знанию).
— И гностицизм и Буддизм в своей изначальной форме ориентированы не на широкие массы, а скорее на более узкий круг людей.
— Конечное состояние, к которому стремятся гностики и буддисты (Плерома, Нирвана), не может быть описано в терминах земного знания и представляет собой окончательное преодоление всякой двойственности.
Под гностицизмом понимается собственно гностицизм 1-4 вв., манихейство, герметизм толка Corpus Hermeticum. В то же время совершенно очевидно, что главным связующим звеном между гностицизмом в относительно узком смысле и дхармическими религиями (индуистскими течениями, Буддизмом) является вера в то, что обусловленное существование в мирах и неведение как причина страданий, есть страдание!