Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Связь йоги и тантры с культом бхакти в традиции вайшнавизма.  (Прочитано 8100 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 313
    • Традиция натхов

Связь йоги и тантры с культом бхакти в традиции вайшнавизма.      
Автор: Гуру Йоги Матсьендранатха Махарадж   
   
    Вайшнавизм тесно связан с тантрой и йогой натхов. Однако в среде вайшнавов наиболее сильно развился культ бхакти. Собственно, если брать вайшнавский тантризм в целом, бхакти в нём занимает важнейшее место и играет главную роль. В вайшнавизме очень сильно задействованы чувственная и эмоциональная сферы. У йогинов натхов, бхакти-йога так же имеет большое значение. Почитание Богов, Учителей и Сиддхов, является важнейшим для йога-садханы. Несколько известных Учителей натхов были вайшнавами, например, Джнянешвар Натха, он считается также основателем вайшнавской традиции Варкхари в штате Махараштра.
   Джнянешвар Натха написал комментарии на Бхагавад-гиту (Джнянешвари). Его учение рассматривает Кришну как Йогешвару (повелителя йогов). Джнянешвар прокомментировал Гиту не только с позиции бхакти, но и в контексте йоги.
   Джнянанатха (другое имя Шри Джнянешвара в Натха-сампрадайи) был учеником Гахининатха, Гахининатх – учеником Нивриттинатха, а Нивриттинатх получил посвящение в линию натхов от Горакшанатха. Натхи, часто определяют Горакшанатха как Нараяна или Бога в форме человека. А также, «Го»-«ракша» трактуется как защитник коров и живых существ, что иногда рассматривается как тождество Маха Йоги Горакшанатха и Шри Кришны Говинды. Помимо этого, Нараяна – определяется вайшнавами как тот, кто тождественен Садашиве, а Шива, как известно, и есть сам Горакшанатх. Известно так же, то что в Кашмире, помимо кашмирского шиваизма, существовал и тантрический вайшнавизм, который пожалуй сохранился ещё меньше чем известный КШ. Мы можем рассмотреть систему кашмирского вайшнавизма по тексту «Самвит-пракаш». Его отыскал в библиотеке Непала известный пандит из Варанаси, Гуру Дев джи Вагиш Шастри, который помимо принадлежности к тантрической традиции, был учеником известного кашмирского вайшнава – Свами Рама Мангаладаса. Он перевел и опубликовал этот текст. К сожалению текст сохранился не весь, но даже по оставшимся его частям мы способны определить то, что методы йоги в том или ином виде, существовали в этой традиции. Натх Гхеранда, также известен как бенгальский вайшнав. Как предполагают многие исследователи, культ вайшнава-сахаджия развился в Бенгалии, он возник под влиянием тантрического буддизма Ваджраяны. Когда буддизм был вытеснен из Индии в такие страны как Непал, Тибет, страны Юго-Восточной Азии, то часть буддистов, например последователи сахаджаяны, растворилась в традициях, существовавших на территории Индии: среди натхов, вайшнавов, шакт и т.д. Это привело к синтезу учений, заимствованию практик и отчасти, мировоззрения тантрического буддизма и их трансфомации в индуистские формы сахаджии. Сахаджа – означает естество. Вайшнава-сахаджия, как самостоятельная традиция, появилась в Бенгалии, она образовалась под влиянием известного бхакты Шри Чайтаньи Махапрабху, хотя возможно, она зародилась до него и уже позже соединилась с его учением. На эту тему, представители различных линий Шри Чайтаньи, постоянно ведут диспуты. Но, тем не менее, для большинства истинных бхакт, политика различных направлений мало значима. Чанди Дас был первым вайшнава-сахаджием, жившим, скорее всего, в 14-ом веке. В его песнях и киртанах содержатся некоторые фундаментальные доктрины этой традиции. Радха – это Шакти, Кришна – Высшая Реальность, полное проявление Брахмана. Часто, к сахаджиям, некоторые группы вайшнавов относятся негативно, потому что сахаджии использовали в своих практиках секс, наркотические вещества и т.д. Естественно, как и во многих других индийских культах, в этом культе злоупотребляли духовными принципами в мирских целях. Однако, истинная суть сахаджии присутствует и в ортодоксальном вайшнавизме. Суть истинной сахаджии – это спонтанная, непосредственная и естественная вера в Господа. Этот культ особенно прижился в системе Гаудия и получил наибольшее развитие с 17 по 19 век, вобрав в себя многое из тантры и шактизма (использование практик почитания Шри Радхи). Существует масса тантрических текстов, как например Радха-рахасья, Радха-тантра и др., где описывается множество тантрических элементов, таких как ньяса, пранаяма, янтра-пуджана, кавача. и т.д. Стоит так же упомянуть культ Джаганатхи в Ориссе, в нем также присутствуют тантрические и йогические садханы. Например «Гхата-йога» подобна хатха-йоге натхов, но с той лишь разницей, что медитация и поклонение производились божествам вайшнавского пантеона: Джаганатхе, Балараме, Субхадре. Кундалини-шакти у Вайшнавов ассоциируется с Гопи и Радхой, а сахасрара-чакра – с Кришной. Некоторые йоги вайшнавы рассматривают лилы различных Аватар Вишну, как внутренние йогические процессы. Иногда натхи соотносят Маха Йоги Матсьендранатха с инкарнацией Вишну (Матсья-аватар), называя Матсьендранатха – Матасьянатха. В некоторых упанишадах, Вишну называют великим Йогином, например Йогататтвапанишада: «Вишну великий йогин, великое бытие, великий пыл». В 30-й шлоке «Дхьянабинду-упанишады» рекомендуется созерцать Вишну во время пранаямы. Конечно, в Индии, не так просто найти вайшнавские направления, уделяющие внимание телу как трансцендентному микрокосму, подобно шайва-шактистскому тантризму. Многие вайшнавские направления, видят в теле источник материальной привязанности, что имеет место быть, особенно если йогу рассматривать как профанацию, опирающуюся исключительно на йога-фитнес, йога-спорт и т.п., полностью игнорируя духовную сторону учения. Такие взгляды вайшнавов на «йогу», вполне обоснованы, но тем не менее, они не относятся к истинной традиции йоги, ставящей перед собой настоящие духовные цели. Стоит вспомнить и шактийскую традицию Шри Видья, в которой известная Богиня Шри Лалита Трипура Сундари отождествляется с Богиней Шри Лакшми. Вы и сейчас можете встретить изображение Богини Лакшими (Шакти Вишну) в Шри-янтре. Можно также упомянуть крупную школу Панчаратру (южно-индийский вайшнавизм) и ее наиболее известные 108 самхит (тантр). Существует ряд тантр, например «Tодала-тантра», в которых говорится об идентичности Кришны и Кали, или эзотерической взаимосвязи и соотнесении тантрических Богинь Дашамахавидий с Аватарами Вишну. Шива и Вишну не разделимы и их обоих иногда почитают как одного Бога, выраженного в форме Хари-Хары, Садашивы или Нараяны. Не нужно далеко ходить, что бы отыскать тождество Кришны и Кали, в той же Бхагавад-гите, Кришна говорит, что «из всех материальных элементов он – Кала (время)». Вайшнавское направление бхакти, можно назвать и религией и наукой. В Индии существует астрология, где каждый месяц года соотносится с тем или иным вайшнавским аватаром и каждому в определенное астрологическое время совершаются яджны (жертвоприношения) и даже магические обряды. Хотя, конечно же, вайшнавизму не настолько свойственен магизм, как это существует у шайвов или шакт. Всего насчитывают 25 лила-аватар: Чатухсана, Нарада, Вараха, Матсья, Ягья, Нара-Нараяна, Кардами Капила, Даттатрея, Хайяширша, Хамса, Дхруваприя, Ришамбха, Придху, Нрисимха, Курма, Дханвантари, Мохини, Бхаргава, Парашурама, Вамана, Рагхавендра, Вьяса, Праламбари Баларама, Рама, Кришна, Будда, Калки, а так же Чайтанья , который явился около 500 лет назад, как Радха и Кришна в одном духовном теле. Существует 4 основных вайшнавских сампрадайи: Брахма, Лакшми, Рудра и Кумара. Хотя кроме них, существовала более ранняя традиция Бхагавата или Васудевизм и ряд других, менее известных. Лакшми-сампрадайю основал Шри Рамануджа, ее мировоззрением является «вишишта-адвайта» (качественная недвойственность). Часто эту школу, в честь богини Лакшми, называют Шри-сампрадайя. Вишнусвами считается основателем Рудра-сампрадайи – «шуддха-адвайта» (очищенное тождество). Нимбарка основал Кумара-сампрадаю – «двайта- адвайта» (различие с тождеством). Нимбарка жил в 11 веке, он идентифицирует Господа Кришну с полным проявлением Брахманом. По Нимбарке, высшая истина пребывает в 4-х формах: 1)Брахман, 2)Ишвара, 3)Джива, 4)Мир проявленных имен и форм. Джива и мир форм – это проявление Шакти Господа. Спасение обретается только через бхакти и гьяну (осознавание себя частицей бога). Глубокое понимание того, что качества и свойства Бога отличны от его внешних феноменальных проявлений – ведет к спасению. Мадхавачарья, представитель Брахма-сампрадайи. Известный сейчас на Западе Гаудия-матх, также относится к этой сампрадайе, хотя по сути, это новая Чайтанья сампрадайя или одно из sh-vsh2ее ответвлений. Чайтанья-сампрадайя исповедует сиддханту «ачинтья бхеда-абхеда» (многообразие духовной шакти) – это ее духовная суть. Сейчас насчитывают около 64-х Гаудиа Матхов. Чайтанья, был саньяси в одном из орденов, берущим начало от Шанкарачарьи. Чайтанья Махапрабху много проповедовал в Бенгалии, он считается проявлением самого Шри Кришны, а его спутники – это гопи, инкарнировавшие в новые тела. Сам Чайтанья постоянно пребывал в самадхи и завещал своим последователям воспевать святые имена Кришны и Радхи. Именно в баджана-крйе он видел основной и радикальный духовный прогресс. Чайтанья ходил из города в город, воспевая имена Кришны, иногда он падал на землю и казался невменяемым, проявляя все признаки духовного экстаза. Валабхавачарья - основатель пути Пушти (Изящества), его учение чем-то схоже с учением Вишнусвами. Согласно Валабхавачарье, души делятся на две категории: те, которые в сансаре и освобожденные, которые находятся под влиянием пушти (благодати).Освобожденные души также разделены на тех, кто живет в мире Вишну (Вайкунтхе) и тех, кто находится на Голоке Вриндаване (обитель Кришны) и участвуют в его тарансцендентных лилах. Пуштибхакти имеет 4 уровня:

1)Праваха – Пуштибхакти – это пока мирские люди, посвящающие себя Богу
2)Мариада – пуштибхакти, те, кто обрел большой духовый опыт и познания и следуют множеству предписаний.
3)Пушти – Пуштибхакти – оставившие все мирское и посвятившие себя Кришне в высшей степени.
4)Шуддха – Пуштибхакти – уровень, когда видишь Бога везде, всегда и во всем. Кришна является Пурушоттамой (вездесушим). Валабхавачарья не считал, что для чистой бхакти обязательно безбрачие и поэтому, многие Гуру этой традиции были женаты. Отрешенным надо быть живя в этом мире. Особый акцент делается на ватсалья-расе. Основное различие между сампрадайями заключается во взглядах на отношения души с Богом. Одни делают акцент на Бхеда(их различии), другие – на Абхеда (полном единстве) или Бхеда-абхеда (различии в единстве). У каждой сампрадайи свое особенное объяснение Бхакти-йоги. Но все они в основном опираются на авторитет веданты, Бхагавад-гиты и ряда пуран, например Шримад Бхагаватам. У бхакт Вишну, конечной целью в садхане является према (любвь к богу), осознание себя как сварупа (бессмертное духовное тело, которое живет в духовном мире). Ниже перечислены ступени продвижения по пути бхакти-йоги:
1. Шрадха – вера.
2. Садху санга – общение с вайшанами и Гуру, это доступно тем, кто накопил сукрити (заслуги) в этой или прошлых жизнях.
3. Баджана крия – воспевание святых имён Бога, делится на два под-уровня: арчана-крия (воспевание без чувств, машинально) и баджана (воспевание с внутренней отдачей, с пробужденной Кундалини).
4. Анардха ниврити – освобождение от апарадх (оскорблений) по отношению к Гуру, вайшнавам, Святому имени и т.д.
5. Ништха – прочная, непоколебимая вера. Существует три уровня духовного продвижения: каништха (неофит), мадхьяма (окончательно окрепший в вере вайшнав), уттама (тот, кто достиг шуддха-бхакти). Ништха – это средний уровень мадхьямы.
6. Ручи – вкус к служению Богу.
7. Асакти – глубокая привязанность к Богу.
8. Бхава – пробуждение трансцендентных, непрерывных чувств.
9. Према – осознание своей сварупы (изначальной духовной формы) и пребывание в лилах (играх) Господа.
Следуя методу Бхакти-йоги, можно приобрести те же сиддхи, которые способен развить посредством своей садханы тантрик. Господь Кришна в Бхагавата-пуране приводит явно тантрическо-йогические медитации: "Тот, кто медитирует на меня как на величайшего из великих и как на того, кто объемлет каждый космический элемент и все их, приобретает силу, увеличиваться до любых размеров махима." "Тот, кто поклоняется мне как малейшему из малых, как самой душе атома, способен обрести анима – сиддхи, уменьшается в размере тела." "Тот, кто сосредотачивается на мне, как на обитающем внутри четырех основных элементов, приобретает силу, становиться предельно легким – это есть лагхима." "Тот, кто медитирует на меня как на верховного управителя эго, рожденного из саттвы, способен воздействовать на умы и чувства всех существ – это есть прапти." "Тот, кто медитирует на меня как на заключающего в себе махататтву (космическое сознание и энергию), способен достигать удаленных объектов, это пракамья." "Тот, кто медитирует на меня как на Нараяну, или трансцендентный принцип (лежащий за пределами 3-х космических принципов, составляющих ценность физического, астрального и каузального тел), известного как Бхагаван, разделяет мою природу и не привязывается ни к чему – это есть вашитва сиддха." "Тот, кто медитирует на меня как на Господина Майи и высшего принципа вселенной, управляет всеми существами - это есть ишитва." "Тот, кто медитирует на меня как на Брахмана, Абсолютное сознание, достигает высшего блаженства – это есть камавайсата." Считается, что преданный слуга Кришны, Радхарани, Вишну, может обрести пять видов духовного освобождения: Экатва – слияние с сиянием Брахмана. Салокья – достижение Вайкунтх (места, где нет тревог, где находится Бхагаван, Вишну). Из его тела исходит свет брахма-джьёти. Сарупья – обретение бессмертной формы, подобно Господу, кроме знака Шриниватса, который у Него на груди (похоже на концепцию Горакшанатха о тождестве Вьяшти и Прапинды, тела Бога и человека). Самипья – личное общение с Господом. Саршити – обладание богатствами Господа (самарасья). Всё это способен даровать Господь, но истинный шуддха-бхакта отвергает все эти дары просто ради служения Богу. Он не просит никаких наград за своё служение и бхакти, само служение уже является наградой. Высшая цель – према-бхакти (любовь и служение Господу). Садхака, служа Господу, рано или поздно приходит к тому состоянию, когда он становится дорог для Господа и Кришна сам начинает служить своему бхакте. Истинный Шуддха-бхакта соблюдает все заповеди и делает усилия в развитии чистоты своей преданности. Существует 5 видов основных рас (отношений, вкусов) с Богом – это:
Шанта-раса - нейтральная.
Дасья-раса - слуги и Господина.
Сакхья-раса - дружеская раса.
Ватсалья-раса - родственная.
Мадхурья-раса - према, трансцендентная любовь.

Бхакта, со временем обретает полную отдачу себя Богу, это состояние называется шаранагати. В духовном мире, Господь Кришна проявляет свои трансцендентные игры в 3-х обителях: Вриндавана – самая совершенная; Дварака – очень совершенная и Мадхура – совершенная. Игры Кришны проходят каждую яму (три часа), в течении суток получается 8 игр. Некоторые вайшнавы совершают бхаджана-крийю в каждый такой период, об этом писал Бхактивинода Такур в “Баджана- рахасье”. Часто, лилы Кришны ассоциируют с 8 шлоками “Шикшаштаки”, написанные Чайтаньей Махапрабху, в них вся суть его учения. Также, очень популярен и авторитетен текст “Чайтанья-чаритамрита”. Маха-мантра состоит из 16 слов, на каждую шлоку Шикшаштаки и Лилу Кришны, читается по два слова. Интересно то, что эти шлоки Шикшаштаки очень неплохо связываются с 8-ю ступенями Бхакти, начиная от Шрадхи, Садху-санги и т.д. Каждая из гопи – это оттенок любви (премы Кришны), их 108 и повторение мантры на чётках, где 108 бусин, также медитация на всех Гопи, а 109-я - сама Шримати Радхарани, Шакти Кришны. На Вайкунтхе находится Господь Нараяна – Баларама (брат Кришны), олицетворение могущества Кришны. Он распространяет себя в экспансии (прабхававиласы) Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха. На вайкунтхах (духовных планетах), предназначенных для духовных игр, они в свою очередь распространяются еще в 8 форм каждая. Васудева в Адхакигаджи и Пурушотаммы, Санкаршана в Упендра и Ачьюта, Прадьюмна в Нрисимха и Джанардана, Анирудха в Хари и Кришна. В таком порядке, начиная с Востока, располагаются Вайкунтхи. Экспансиями Баларамы являются Кешава, Нараяна, Мадхава; экспансиями Санкаршаны – Говинда, Вишну, Мадхусудана, Прадьюмна, Тривикрама, Вамана, Шридхара. Анирудхи – Хришикеша, Падманабха, Дамодара. Всего существует 24 экспансии Нараяны, они связаны с часами суток. Вишну находится в Солнце и во всех Материальных таттвах в виде своих экспансий. Например, в махататтве (космическом разуме) он Васудева, а в Ахамкаре (эго) - Санкаршана. Из Прадьюмны проявился буддхи (интеллект), буддхи появился из махататтвы в состоянии раджаса, ложное эго – это махататтва в состоянии тамаса. Ложное эго в состоянии саттвы, через Анирудху, породило манас, 11 полубогов в теле и стороны света, а в тамогуне – создало 5 первоэлементов. Буддхи в раджасе породил прану, 5 органов чувств, 5 органов действия. В вайшнавской сиддханте существуют свои метафизические связи Божеств или их экспансии, контролирующие материальные элементы, например: Мохини – Пракрити; Васудева – Махататтву; Санкаршана – эго (ахамкару); Анирудха – эфир (пространство); Прадьюмна – вайю (воздух); Сурья – огонь (Агни); Матсья – воду (апас), Притхви – землю (притхви). Вишну, вошедший в сердце каждой дживы в виде параматмы (сверхдуши), известен как Кширодакшая Вишну, параматма – источник шуддха-видьи (чистого трансцендентного знания). Вайшнавизму свойственна саттва и чистота, он способен открывать сердца преданных. Наиболее популярным из всех Аватар Вшину является Господь Шри Кришна со своей Шакти – Шримати Радхарани и пантеоном её подруг гопи, которые рассматриваются как её экспансии. Поклонение Шри Кришне, в отличии от остальных Аватар Вишну, раскрывает в сердце преданного бхакты состояние мадхурьи – трасцендентной любви. Основных прия-гопи – 8, далее 64, 108, 360 и т.д., все они экспансии Шримати Радхики. Ряд вайшнавов считают, что поклонение Радхарани даже большее благо, чем поклонение Кришне, так как Радхика – самый высший слуга Шри Кришны, и даже сам Кришна зависит от её любви. Другая категория вайшнавов, считает, что самое сокровенное заключено не в поклонении Кришне или Радхе, а в том, чтобы устроить их встречу во Вриндаване. Такое видение духовных лил Кришны, особенно развито в среде расика-вайшнавов и считается высшей формой духовного мистицизма. Весь духовный мир состоит из трёх основных энергий Кришны: Хладини – это энергия наслаждения Кришны; Самвит – энергия познания, через которую Бог осознаёт себя и своё творение; Сандхини – существования, вечности. Все эти три энергии объединяет Вишуддха- саттва (энергия духовного разнообразия). Богиня Йога Майа (Бала Сундари, в Аи пантхе натха-сампрадайи) несёт чистое духовное знание и создаёт духовные лилы, которые не несут страданий, как в материальном мире Маха Майи, а только счастье и блаженство. Джива Госвами в “Бхагаватасамбардха” говорит, что в духовном мире 20 энергий: Шри, Пушти, Гих, Канти, Кирти, Тушти, Ила, Джая, Видья, Майя, Санвит, Сандхини, Хладини, Бхакти, Мури, Вимала, Йога, Прахви, Ишана, Ануграха. Всего, по учению вайшнавизма, всё творение Бога состоит из 3-х основных энергий: Антаранга – сварупа – шакти (внутренняя, духовная); Бахиранга – Майя – шакти (внешняя материальная); Тратастха – джива – шакти (пограничная, составляющая джива-таттву, живых существ). Обусловленные материальной энергией живые существа испытывают 3 основные вида страданий из-за иллюзий:
1. Адхиатмика – страдания тела и ума;
2. Адхибхаутика – от других джив;
3. Адхидайвика – от климатических, природных и социальных условий.

Вайшнав же освобождается от всех страданий, его не интересуют цели человеческой деятельности: Артха (богатство); Дхарма (мораль, социум); Кама (наслаждение); Мокша (освобождение). Во времена таких известных вайшнавских Ачарьев как Тулси дас, Чайтанья, Рамананда, многие люди осознали духовную чистоту, которую несёт в себе культ бхакти. Что же касается традиции натхов, то они так же, благодаря вайшнавским и шайвовским бхактам, смогли расширить спектр упасаны, в своих уже существующих практиках, в предписаниях Ямы и Ниямы, таких как: ишварапранидха, ишварапуджана, хома, джапа и т.д. Но, в традиции натхов, под чистотой бхакти нет перекоса в контрастную, ярко-выраженную эмоциональную сферу. Такого рода бхакти, натхами определяется как начальный этап для садхаков, которые стремяться культивировать в себе качества саттвы и стремление обрести идеальное равновесие самарасья- карана. Многие истинные вайшнавские Ачарьи, так же как и натхи, исповедуют такой же подход, в чем они во многом близки к йоге как духовному пути. Вайшнавы как и йоги, проповедуют чистый образ жизни, соблюдение принципов соответствующих яме-нияме, уважительное отношение к духовным Учителям и истинным духовным учениям, ведущим к осознанию себя вечной трансцендентной душой Атмана.
« Последнее редактирование: Февраль 28, 2009, 20:56:06 от Yogi Matsyendranatha »
Записан

.татьяна

  • *
  • Сообщений: 384

Адеш!
Virati, спасибо Вам огромное за пост!
Вы мне очень помогли.:)
Помягче буду относиться к представителям ИСККОН. Они просто учатся любить и представляют свою традицию исходя из этого.
Мне же больше нравятся строки первого наставления Горакшанатха: «Нет в этом исследовании абсолютного описания исследования Вселенной…»,  они сглаживают многие «противоречия».
Гуру Джи ко Адеш! :05:
Записан