Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Натхи и кашмирский шиваизм  (Прочитано 6495 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 45
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #15 : Апрель 13, 2017, 12:05:30 »

Гуруджи, очень интересно читать ваши ответы и на форуме, и на ФБ, относительно Традиции Натхов и смежных учений, особенно мне интересен Кашмирский Шиваизм. Мне особенно интересны параллели между тем, как те или иные мудры в йоге натхов имеют те же названия и внутреннее сходство в Кашмирском Шиваизме. Гуруджи, могли бы вы рассказать, как связана кхечари-мудра в Кашмирском Шиваизме с натховской йогической? Также я прочитал в Виджнянабхайрава-тантре, что такие мудры, как лелихана-мудра, бхайрави-мудра и кранкини-мудра связаны с кхечари. Что это за мудры и как они могут быть с ней связаны? 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #16 : Апрель 14, 2017, 12:17:13 »

Такие мудры, как каранкини, кродхини, бхайрави, лелихана и кхечари, являются одной системой, в основе которой лежит кхечари-мудра. Фактически четыре мудры – это разные аспекты кхечари-мудры. В "Тантралоке" о них говорится в 32 ахнике (5-6), где эти мудры и ряд других описаны как проявления кхечари-мудры. И в целом мудры описаны как принцип प्रतिबिम्बोदयो pratibimbodayo, как отражение божественного осознавания между субъектом и объектом(-ами). Практика этих пяти мудр упомянута в знаменитой "Виджнянабхайрава-тантре" (дхарана 54) и ряде других текстов, таких как "Махартха-манджари". Натхи "Махартха-манджари" приписывают Горакшанатху, так как текст идентифицирует автора текста Махешварананду и Горакшанатха. Также эти мудры связаны с прохождением Кунадлини-шакти через ее пробуждение посредством ритуальных сексуальных практик, через пять центров в микрокосме практикующего, начиная от "канды" в нижней части тела и заканчивая в бхрумадхье. При восхождении Кундалини эти мудры идут в следующем порядке: каранкини, кродхини, бхайрави, лелихана и в бхрумадхье – кхечари. Эта практика может включать в себя как осознавание внутреннее, так и объектное. Также различные тексты говорят о том, что эти мудры раскрывают разные совершенства. Каранкини переводится как "каркас", эта мудра дает познание внешней формы как очень условной, потому что за ней находится божественная мерность, этот опыт называется "джняна-сиддхи". Кродхини – означает разрушительные качества Бхайравы или Бхайрави, когда таттва Божества, представленная в виде поедающего огня мантры, поглощает основные элементы творения. Бхайрави-мудра указывает на единство внешнего и внутреннего пространств, чувство их союза, что является аналогом тантрической Шамбхави-мудры, описанной в многочисленных Тантрах и таких текстах Горакшанатха, как "Аманаска-йога", как "немигающий взгляд, направленный вовне" (с одновременным внутренним осознаванием). Бхайрави-мудра дарует мелапа-сиддхи – реализацию союза сознания и внешнего пространства, также Бхайравы и Йогини. Лелихана-мудра – означает поглощение нектара – "куламриты", эта мудра дарует шакта-сиддхи, она фактически – "усиленная" форма Бхайрави-мудры. И кхечари-мудра дарует состояние погружения в вездесущее пространство умиротворения, что раскрывает Шамбхава-сиддхи.

Пять чакр в микрокосмической системе человека мы можем встретить во многих ранних тантрических традициях и их текстах: и в той же "Тантралоке", в 29 главе, где они упомянуты в связи с пятью вьомами, и в Кубджика-тантрах, и также в текстах Горакшанатха ("Горакша-пурана", например) и др. Параллелей в текстах Горакшанатха и многих других Натха Йогинов относительно такого рода практик можно обнаружить немало, как в названиях многих тантрических мудр, также и в их сущностных ориентирах. Не случайно, например, тексты йоги говорят о том, что из всех йогических мудр кхечари-мудра является главной (сущностной). Гуруджи Митхилешнатх джи как-то мне сказал, что тантра является питательной средой для Натха Йогинов, она служила "пищей" для йогической жизни Натхов. Но, конечно, в тантризме присутствует огромное количество детализаций, сакральное использование санскритского алфавита, его фонетики, в том числе в связи с упомянутыми мудрами и др. методами. Однако все эти тонкости невозможно изложить в коротком материале, они сопряжены с секретностью и определенным уровнем отношений (доверия, преданности) ученика и Гуру.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 45
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #17 : Апрель 15, 2017, 12:51:04 »

Адеш Гуруджи, огромное спасибо за такой раскрывающий предмет ответ. Просто на русском языке действительно нет внятных материалов, разъясняющих эти мудры.
Записан

ДимаДаос

  • *
  • Сообщений: 11
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #18 : Май 02, 2018, 11:16:39 »

Удивительно, что направление называется "кашмирским шиваизмом" — поскольку оно: а) не кашмирское, и б) не шиваитское.
Трика-пратьябхиджня-даршана есть ни что иное, как восточная пурва-амная шактизма, с главным божеством Кулешвари, она же Каласанкаршини, она же Трика. И распространена эта даршана была во многих разных регионах: Ассам, Одиша, Махараштра, Уттаркханд, Химачала и только в последнюю очередь Кашмирская Долина.
"Кашмирский Шиваизм" — это западное (европейско-академическое) название, крайне некорректное.
Трика-пратьябхиджня-даршана это шакта-пурва-сампрадая.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #19 : Май 02, 2018, 14:37:50 »

Ничего удивительного, почитайте Раджива Мальхотру, что он говорит о западных ученых, а также о прозападных в самой Индии. Конечно, у него самомнения не отнять, само то, что он проживает в США и как бы против "вестернизации" Индии, говорит о чем-то, решил, наверное, себе лично пиар сделать на этой проблеме, как мне кажется. И еще, многие т.н. националисты хотят, например, сделать йогу "своей", чтобы, как и на Западе, больше денег шло от нее к ним, в Индию, но это не потому, что заинтересованы, чтобы западные люди изучали именно их традиционное, а не "американскую пиццу в обертке индуизма", или потому что они сами шибко в этом заинтересованы. Как бы там ни было, само озвучивание того, о чем я говорил не один год, имеет свою пользу, чтобы вдохновить на поиски тех, кому интересно истинное положение дел, что, конечно, требует разрушения массы навязанных стереотипов, в первую очередь в себе самом. Для личного развития тех, кто в этом заинтересован, - это хорошо.

Безусловно, в самих текстах КШ вы скорее встретите термины трикашасана, трика-даршана и т.п., это примерно как если бы кто-то в России почитал бы Шиву в городе Воронеже, Смоленске и т.п., наверняка они не станут называть это Воронежский Шиваизм, Шиваизм - это Шиваизм. В другой теме я как-то писал, как на постсоветском пространстве, а также в западных странах "ученые" высокомерно культуру на разных индийских языках называют "деревенщиной" и пр., наверное, потому, что там для них нет комфортных отелей, гламурных ресторанов или еще чего-то, что они на Западе привыкли считать "развитым", "культурой" и прочим. Я же считаю их высокомерными и недоразвитыми именно в понимании индийской культуры. Все, что не вписывается в их умозрения, они любят загонять в "понятные" и приемлемые для них рамки, это типичная манера и склонность доминировать во всем мире. Много может быть причин, кто из них и почему это делает, каждый из них еще и человек с личными интересами. Вот, например, есть такой Джеймс Маллинсон, который, видимо, по молодости посвятился в вайшнавы, но потом осознал, что он все-таки любит хатха-йогу, и стал доказывать, совершая массу искажений и манипуляций, что она якобы вышла из вайшнавизма. Он записал Васиштху, Яджнавалькью в вайшнавы, полностью игнорируя факты, что многие их в Индии считают ведическими Риши. Например, Яджнавалькья составил Шукла-яджурведу, с ее формой шиваитской Шатарудрии и т.п. Понятно, что каждая сампрадая такого рода персонажей вполне может приписать себе на основании "нюансов их биографий", но тогда надо пояснять, что есть и другие системы веры в Индии, не менее популярные и авторитетные, а без такого упоминания это не что иное, как массовое введение людей в заблуждение. И такого очень много.

Насчет шактизма, а чему вы удивлены, трикашасана вышла из ранней Кали-крамы, и то, что там Шакти доминирует, вопрос спорный. Я могу привести массу деталей, которые преобладание Шакти тоже ставят под вопрос. Насчет амнай, поясните пожалуйста, если не сложно, какую из шактийских амнай вы имеете в виду? Потому что амнаи Шривидьи - это одно, амнаи Багаламукхи, Кали, Кубджики и др. отличаются.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #20 : Май 02, 2018, 18:54:53 »

Гуруджи а чем приблизительно отличаются шиваизм и шактизм друг от друга? Понятно что Шива это мужское начало Шакти женское на практике это как проявлено? Шиваизм более аскетичен чем шактизм? 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #21 : Май 02, 2018, 19:16:28 »

Я думаю, говоря о том, что Трика относится к Пурва-амнае, вы имели в виду такие тексты, как "Чинчиниматасарасамучая", там Богиня Трика относится к Пурва-амнае. Но это всего лишь одна из систем почитания Шакти, у других амнаи отличаются. Также в "Тантралоке", например, интерпретация матрики характерна тем, что в ней гласные - это Шива, а согласные - Шакти, но в Шривидье в некоторых источниках может быть и наоборот, потому что там "Шакти - высшая", и она на первом месте.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #22 : Май 02, 2018, 19:23:29 »

Гуруджи а чем приблизительно отличаются шиваизм и шактизм друг от друга? Понятно что Шива это мужское начало Шакти женское на практике это как проявлено? Шиваизм более аскетичен чем шактизм?

На практике очень просто – кого почитают больше. Хотя, конечно, и в шактизме какой-то процент почитания Шивы присутствует, и наоборот, но что-то доминирует. Трудно сказать, что аскетичнее, есть и шактийские вполне "благостные", например Самая Шривидьи, а есть Каула Шривидья, где после шактабхишеки, панчамакары, пурнабшишека и выше, часто с приношениями животных и т.д. Есть "благостная" традиция Шайвагамы, а есть Бхайравагамы, там, опять же, вамачарские элементы норма. Есть такие, которые сочетают одно и другое, например агхорики. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

ДимаДаос

  • *
  • Сообщений: 11
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #23 : Май 02, 2018, 22:00:09 »

Цитировать
Насчет шактизма, а чему вы удивлены, трикашасана вышла из ранней Кали-крамы, и то что там Шакти доминирует, вопрос спорный. Я могу привести массу деталей, которые преобладание Шакти тоже ставят под вопрос. Насчет амнай, поясните пожалуйста, если не сложно, какую из шактийских амнай вы имеете ввиду? Потому что амнаи Шривидьи - это одно, амнаи Багаламукхи, Кали, Кубджики и др. отличаются.
Трика и Крама относятся непосредственно к шакта-тантрам системы Видья-Питха. 2 других это Вама и Ямала.
По наиболее древней кубджика-традиции (Чинчинимата-тантра), кула-шактизм имеет 4 направления: Кубджика, Кулешвари, Кали и Трипурасундари. Первые 2 не сохранились в чистом виде, поэтому Кулешвари тексты даются как Трика. Насчёт Крамы я затрудняюсь сказать что это, то ли такой же подраздел Кулешвари, как и Трика, то ли часть Кали-видьи (думаю следует различать Кали-Краму как часть Пурва-амнаи и Кали-видью как Уттара-амнаю). Но и Трика и Крама относятся к шакта-тантрам. Надо понимать что шакти, дэви и махамайя, это не только женский аспект. Это принцип природы, принцип силы, в свете чего любой бог является проявлением Шакти. В том числе лингам это и форма шакти и внутреннее наполнение шакти. Йога-нидра Махавишну.
Записан

ДимаДаос

  • *
  • Сообщений: 11
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #24 : Май 02, 2018, 22:22:56 »

Цитировать
Вот например есть такой Джеймс Малинсон, который видимо по молодости посвятился в вайшнавы, но потом осознал, что он все-таки любит хатха-йогу и стал доказывать, совершая массу искажений и манипуляций, что она якобы вышла из вайшнавизма.
Насчёт "вышла" он конечно перегнул, но вот то что в равной степени могла развиваться и в вайшнавизме вполне допускаю.
Есть такое направление, идущее от Лакулиша, представляет Свами Раджарши Муни. Так там йога описывается как изначальная внесектантская традиция.
Градация таттв:
1) БрахмАн — вечность, безличный супербог, 
2) Махешвара — Шива (имеет самую высокую продолжительность существования),
3) Махавишну — погружённый в вечный сон Йога-Майю (продолжительность существования ниже, но для нас это вечность),
далее всё что ниже Махавишну не обладает абсолютной реальностью, так как является его сном:
4) Брахма — главный бог всех миров (продолжительность существования ниже Вишну, но для нас это вечность.
Также вводятся такие вечные категории, существующие столь же вечно как сам БрахмАн, как:
1) Дайва (Фатум), соответствует китайскому Дао и олицетворяется Дурга Махамайа,
2) Кала (Время), неуничтожимо, олицетворяется Кали или Махакали,
3) Авидья (причинность развёртывания и деления БрахмАна)
и т.д..
Йога и Санкхъя философски представляют одну систему, с разницей только в добавлении йогой категории Ишвары (Махешвара, Махавишну, БрахмА). Отличия Ишвары в том что он не затрагивается авидьей. И далее эта система могла развиваться по самым разным направлениям: шактистским, шиваитским, вишнуитским, брахманистским, Харихара, Шаста (Айяппа), Сканда (Картикея), Ганапата, Саура, Бауддха и т.д. приобретая везде свои черты и отличия.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #25 : Май 02, 2018, 22:34:06 »

Первые 2 не сохранились в чистом виде

Кубджика сохранилась в Непале, а именно, у неварцев, я это знаю очень хорошо. :05: А так, конечно, в основном в Шривидье, Кали-видье ее почитают как пашчимамнаю, как часть их традиций, иногда амная-крама-дикшу отдельную передают.

Цитировать
Надо понимать что шакти, дэви и махамайя, это не только женский аспект.


Слышу звуки "нада". :05: Естественно, что надо, после пурнабхишеки из обоих почитают как Ардханаришвару и много еще как (не хочется просто выкладывать тонкости для неучеников).

Цитировать
В том числе лингам это и форма шакти и внутреннее наполнение шакти

Про андрогинную Кубджику, думаю, сведущий народ тоже слышал. Ко всему прочему, есть немало богинь, почитая которых без их Бхайравы, можно от такой практики заработать немало проблем. Знаю немало таких "экспериментаторов-недоучек" на Украине, в России и Европе.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

ДимаДаос

  • *
  • Сообщений: 11
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #26 : Май 02, 2018, 22:42:46 »

Цитировать
Ну ко всему прочему, есть немало Богинь, почитая которых без их Бхайравы, можно от такой практики заработать немало проблем, знаю немало таких "эксперементаторов недоучек" на Украине, в России, в Европе.
Вообще для меня понятия "индуизм" и "шактизм" почти синонимы. Просто я за любым индуистским направлением и его главным богом вижу и чувствую что называется "дух шактизма", то что скрыто, то что не должно афишироваться, что называется "внутреннее наполнение", или "мистическая сила", "чары", "иллюзия", которая бывает разной плотности и уровня. Мы все в ней находимся. Любой индуистский бог является шактой — в нём сокрыта шакти и через него проявляется шакти. Отдельно и напрямую вычленять этот внутренний сокровенный аспект является апарадхой. Хотя "время, место, обстоятельства".
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #27 : Май 02, 2018, 22:44:18 »

Цитировать
Вот например есть такой Джеймс Малинсон, который видимо по молодости посвятился в вайшнавы, но потом осознал, что он все-таки любит хатха-йогу и стал доказывать, совершая массу искажений и манипуляций, что она якобы вышла из вайшнавизма.
Насчёт "вышла" он конечно перегнул, но вот то что в равной степени могла развиваться и в вайшнавизме вполне допускаю.

Много где он там наперегибал. :05: Конечно, йоги хватает внутри многих традиций, просто могут по-разному ее воспринимать, есть и такие вайшнавские, где это – "приложение" к основной садхане (бхакти, например). А есть традиции, где йога – это основное, хотя и у них не все так просто. Какие-то традиции могли йогу брать из других себе на вооружение, например, Джаятарама вроде как был вайшнав, но названия асан, если посмотреть, какие у него описаны, большинство с именами натхов.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #28 : Май 02, 2018, 22:46:40 »

Цитировать
Ну ко всему прочему, есть немало Богинь, почитая которых без их Бхайравы, можно от такой практики заработать немало проблем, знаю немало таких "эксперементаторов недоучек" на Украине, в России, в Европе.
Вообще для меня понятия "индуизм" и "шактизм" почти синонимы.

А для меня и не только индуизм. :05:

Цитировать
Отдельно и напрямую вычленять этот внутренний сокровенный аспект является апарадхой.

Мне тоже, если честно, эта расчлененка не нравится. :05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

ДимаДаос

  • *
  • Сообщений: 11
Re: Натхи и кашмирский шиваизм
« Ответ #29 : Май 02, 2018, 23:00:18 »

Линия Свами Крипалвананды — Свами Раджарши Муни: http://www.lyu.ac.in/spiritual-lineage.php
Лакулиш-аватар это же тот самый который Пашупату проповедовал. Возможно это какая-то боковая ветка Пашупаты дошедшая до сейчас.
Записан