Действительно, например, в «Чандраджняна-агаме» говорится:
"10. Дваждырожденным ее следует произносить с пранавой в начале, женщинами и шудрами она произносится без пранавы с «НАМАХ» в конце."
Один вариант – это мула-мантра (коренная или основная), она на пять акшар (слогов), а другая – шадакшари (шестислоговая мантра), где добавляется пранава ОМ. ОМ – это ведическая мантра, из нее разворачивается вся мантра Гаятри, а из Гаятри все четыре Веды. Повторять Гаятри и изучать Веды классически не могут женщины и шудры, потому что для варны брахманов, изучающих Веды, существует своя садачара (правила чистоты), другие варны тоже могут практиковать подобные садханы, но к ним требований меньше.
Однако шиваизм далеко не ограничивается Ведами, это и пуранический, тантрический и йогический культ также, для йогина, например, практика " ОМ " или " СОХАМ " (из которой происходит мантра " ОМ ") тоже более чем нормальные вещи, даже сущностные. В тантризме мантры " СОХАМ " относятся к самым высшим разделам практики, к Урдхвамнае и Ануттара-амнае. Соответственно, если все суммировать, то да, в таких утверждениях определенный смысл есть, что "ОМ" – это для санньясинов и для тех, кто следует строгой садачаре.
В «Чандраджняна-агаме» также говорится еще следующее:
"41-42. Поведаю мантру для непригодных (к произнесению пранавы). У Богини панчакшары, высшей видьи в образе линги без слога ОМ. Слог ШИ – лицо, слоги ВА и ЙА – две руки, висарга – середина тела, слоги НА и МА – две ноги. Так созерцается она дваждырожденными, непригодными к произнесению пранавы.
43. А, У Ма – таковы пять частей, составляющих вместе пранаву, известную как тонкая панчакшара.
Затем (следует) «НАМАХ ШИВАЙЯ» – это является грубой панчакшарой.
44. Каждая из них великая и ничем не делимая.
45-46. Тонкая (панчакшара) является корневой, грубая является ее разворачиванием. Годные к произнесению пранавы должны произносить мантру вместе с пранавой. Не годный к произнесению пранавы, но произносящий ее, идет низшим путем. Эта панчакшари мантра равна по сути с пранавой. Согласно учению Бога богов, желающего милости миру, она должна произноситься всеми. Повеление Шамбху превыше."
Стхула-панчакшара (грубая) – очевидно, из-за слышимых отчетливо слогов, а сукшма (тонкая) является потенциалом, т.е. гарбхой – тем, что в зародышевом состоянии содержит в себе грубую. Почему ОМ как тонкий потенциал содержит пять элементов? С учетом того, что текст тантрический, ОМ содержит: А-бодрствование, У – сон со сновидением, М – бессознательное, Ардхачандра – Турья (Раскрытие Атмана или Атма-вьяпти) и Бинду – Турьятита (как Параматма или Парамашива).
Теоретически такое может быть, но, конечно, в самой Индии, далеко не все на это обращают внимание, многие повторяют шадакшари независимо от своей варны и т.д. Есть еще и другие варианты, например, с Махамая мантрой " ХРИМ ", в тантре она по значимости близка к мантре " ОМ ", даже рассматривается как ее видоизмененный аналог.