Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Шакти в Тантре. Академический подход  (Прочитано 4691 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 313
    • Традиция натхов

Шакти в Тантре. Академический подход     
Автор Pandit Rajamani Tigunait   

(Пер. с англ. Лалита-натхини)
 
Глава 4. Шакти: происхождение Мантры, Янтры и Божества.

Шакти и чакры в человеческом теле.


   Так как Лакшмидхара считает, что вся вселенная развивается из самая, и что вселенная, является всеголишь преобразованным состоянием самая, вкючающим все,  чакры, шричакру, шривидья-мантру, матрику и каждое отдельное существо, происходящее из одного и того же источника и частей одного и того же процесса эволюции. Согласно Лакшмидхаре, все таттвы проявленного мира находятся в теле. Центры этих таттв, также как их управляющие силы, называются - чакры. В системе Лакшмидхары существует 6 чакр: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна, которые соответственно являются центрами земли, воды, огня, воздуха, пространства и ума. [4] Каждая из первых 5-и чакр так же включает танмантры, тонкие элементы, соответствующие их грубым частям. Таким образом, первые 5 чакр также являются центрами обоняния, вкуса, формы, осязания и звука. Подобным образом, 6-я чакра, аджна, является центром 10-ти чувств. [5] Эти чакры соотносятся со всем проявленным миром, тогда как сахасрара, 7-я чакра, соответствует чистой, трансцендентной самая. Так же как самая является источником всего и трансцендентна по отношению к миру, так и сахасрара - источник всех чакр и трансцендентна по отношению к ним. Подчеркивая превосходство сахасрары, Лакшмидхара утверждает, что это особенная чакра находится вне вселенной, а также вне человеческого тела. [6] В этой чакре шуддхавидья и садашива пребывают в вечном союзе. Это состояние единства и есть 26-я таттва, известная как самая или садакхья.
    Исключая сахасрару из своей чакральной системы, Лакшмидхара разделяет 6 чакр на 3 части, содержащих по паре. Эти три раздела известны как: агнеякханда (огненный), сауракханда (солнечный) и сомакханда (лунный). Все три сосредоточены в трех грантхи, узлах: рудрагрантхи, вишнугрантхи и брахмагрантхи. [7] Цитируя Рудраямалу, Лакшмидхара, утверждает: «Вся вселенная состоит из огня, солнца и луны». [8] «Луна, солнце и огонь пронизывают тела живых существ, также как и вселенную». [9] Он снова напоминает читателю, что сахасрара запредельна человеческому телу и вселенной. [10] Затем, Лакшмидхара начинает сравнительное обсуждение самая и сахасрары, 24-х таттв и нижних чакр, но прее тем как сделать заключение, неожиданно начинает обсуждение шриянтры и ее связь с чакрами. Вероятно он предполагает, что читатель уже знаком с концепцией единства чакр и шричакры, потому что она до сих пор не фигурировала в его комментарии на 41 стих, в котором он ясно излагает, что чакры, шричакра и шривидья-мантра, божество и индивидуальное "Я" - тождественны. К тому же многие детали, устанавливливающие равенство и приводящие достаточно оснований единства этих компонентов, не описывались до 92 и 98 стихов.
   Возможно главная причина, по которой Лакшмидхара принимает этот специфический стиль - его желание непрерывно подтверждать  существование  небольшого пространство для внешней шричакры в самаячарской  школе Шривидьи, либо его отсутствие. Так как в большинстве текстов Шривидьи, включая СЛ, большая часть философии и практик сосредоточено вокруг шричакры и воплощенной формы божества, таким образом поддерживая Каулизм, он должен находить путь для размещения таких идей внутри системы взглядов Самаячары. С метафизической точки зрения Самаячарской школы, самая или садакхья - абсолютны, существующие везде и во всем, хотя и находятся за пределами всего. С точки зрения личной духовной садханы, она - трансцендентная шакти, пребывающая в сахасраре и должна переживаеться сразу. Таким образом в обсуждении Самаячары, каждый компонент философии или практики - будь то мантра, янтра, божество, Гуру, ученик и т.д. - должен  в конечном счете быть связан с сахасрарой, а сахасрара с самая или садакхья.
   Как показано в Главе 3, Лакшмидхара предлагает теорию о 25-и таттвах, как противоположную 51 таттве Ваяввия самхиты, которая включает 36 таттв из Шайва агамы. Пять нижних чакр охватывают сферу 5-и грубых и 5-и тонких элементов. Шестая, аджна-чакра, охватывает 10 чувств и ум. Над 6-й чакрой расположена сахасрара, которая является местом пребывания запредельной садакхья или тождественна eй. Так, 6 нижних чакр охватывают только 21 таттву. В схеме Лакшмидхары, оставшиеся 4 таттвы, а именно: майя, шуддхавидья, махешвара и садашива, не находят себе место ни в 6-и нижних чакрах, ни в 7-й. Скорее, он относит их к брахмагрантхи, которая также известна как брахмадвара или брахманади. [11] Согласно Лакшмидхаре, в отличие от других таттв от земли до ума, эти 4 таттвы не являются частью проявленного мира уже потому, что они развиваются из самая и вовлечены в процесс творения, поддержания и разрушения, и не превосходят их. Они не являются частью эмпирического мира, так как они управляющие и направляющие силы всего мирового феномена. Так же и брахмагрантхи или брахманади не принадлежат к области 6-и нижних чакр и не являются неотъемлемой частью сахасрары. Скорее, согласно Лакшмидхаре и источникам которые он цитирует в своем комментарии, они расположены над аджна-чакрой но ниже сахасрары. [12] Отсюда возникает вопрос: если они не являются частью сахасрары, запредельны ли они вселенной?
   Лакшмидхара разъясняет этот парадокс, возвращаясь к теме 4-х таттв, когда он описывает воплощенный образ богини Трипурасундари. В описании великолепного образа богини, как приведено в СЛ, существует особый остров, состоящий из драгоценностей и окруженный океаном амброзии. Ее жилище, сделанное из драгоценных камней исполняющих желания, находится в центре ниповой рощи. Она восседает на своем королевском ложе в дальней комнате своего жилища. Она сама - садакхья, а 4 таттвы - ее ложе. Из-за их чрезвычайной близости с самая, они превосходят мирa, a так 6 чакр. [13] Важно отметить, что  4 таттвы подобны концепции панчабрахмана или брахмапанчака, 5-и брахман кашмирского шайвизма. В кашмирском шайвизме  5 брахман не являются  частью проявленного мира, и не превосходят проявленный мир. [14]
   Оставаясь верным своему основному предположению, что вселенная и человеческое тело - одно целое, Лакшмидхара объясняет как различные эзотерические планы существования соотносятся с различными чакрам. Согласно ему, муладхара - план андхатамишра, план непроглядной тьмы; свадхиштхана и манипура - мишралока, план, который является смесью света и тьмы; анахата - джьетирлока, план света; вишуддха - чандралока, план Луны, и аджна - шудхалока, сфера нектара. Тысячалепестковый лотос, сахасрара - джьетснамаялока, план, тождественный свету, который есть садакхьякала, вечный план, превосходящий все 25 таттв. [15] Это 26-я трансцендентная садакхьякала, так же известна под терминам: сарагха, шричакра, судхасиндху. [16]

Шакти (Самая) и Калашакти.


   Следующие и наиболее интригующие концепции, излагаемые Лакшмидхарой, это отношения между калашакти и самая и то, как калашакти соответствует теории чакр. Согласно Лакшмидхаре, эта вселенная сотворена 360-ю лучами калашакти. Эти лучи соотносятся с 360-ю днями года. И те и другие называются кала. На самом деле концепция 360-и кала основана на солнечном календаре, тогда как концепция деления времени на 15 кала (2 недели), основана на лунном календаре. Лакшмидхара рассматривает время как цель для достижения своей адвайта вады, ему необходимо продемонстрировать соотношение кала или калашакти в схеме проявления, которую он приводит. Калашакти идентична самватсара (году) и праджапати (повелителю живых существ).  Демонстрируя отношение между калашакти и самая, Лакшмидхара утверждает, что из самая, находящейся в трансцендентной чандракалачакре (т.е. сахасрара-чакра или бинду), исходит бесчисленное множество лучей. Солнце, луна и огонь собирают эти 360 лучей, из которых творят и освещают всю вселенную. Самая превосходит лучи, которые составляют вселенную и человеческое тело.  Это утверждение ясно показывает, что калашакти, которая тождественна самватсар и праджапати - ниже по статусу, чем самая; калашакти относится только к 360-и лучам из бесконечного множества, исходящих из самая. Калашакти со своими 360-ю лучами, включает только 21 элемент, от земли до ума, оставаясь таким образом ниже самая и 4-х оставшихся высших таттв, которые существуют в брахманади, над аджна-чакрой.
   Лакшмидхара далее поясняет эту концепцию, разделяя и распределяя 360 лучей между различными чакрами, подтверждая таким образом равнозначность вселенной и человеческого тела. Вначале он разделяет все лучи на 3 категории: саура, агнея и сома. Сто восемь кала принадлежат агнеякханде, 116 - сауракханде, а 136 -  сомакханде. Более того, 56 кала соответствуют муладхаре, центру притхиви-таттвы (элемент земли) и гандха танматре (запах); 52 - соответствуют манипуре, центру агни-таттвы (элемент огня) и рупа танматре (форма); 62 - соответствуют свадхиштхане, центру джала-таттвы (элемент воды) и раса танматре (вкус); 54 - соответствуют анахате, центру ваю-таттвы (воздух) и спарша танматре (осязание); 72 - соответствуют вишуддхе, центру акаша-таттвы (пространство) и шабда танматре (звук); и 64 - соответствуют аджне, центру манаса-таттвы (ум и чувства). Четыре таттвы - майя, шуддхавидья, махешвара и садашива, также как 26-я, самая, находятся над 360 кала.
   В то самое время как Лакшмидхара пытается уравнять все возможные тантрические концепции с самая и таттвами, развивающимися из нее, он так же пытается создать подобное равенство между тантрическими концепциями и калашакти. Например, согласно ему, 50 букв санскритского алфавита соответствуют 360-и кала калашакти. Интересно то,  что в этом контексте Лакшмидхара использует термины калашакти и термин мужского рода махакала, ясно показывая, что 360 кала тождественны махакала. Он также устанавливает равенство между 360-ю кала (соответствующие солнечному календарю) и 15-ю кала, которые соответствуют 15-и дням и 15-и ночам 2-х недель. Все эти тантрические концепции (т.е., 50 букв, 360 кала, и 15 кала - тождественные друг другу), принадлежат к имманентному аспекту реальности, тогда как садакхья или шривидья превосходит все их.  В ходе этого обсуждения, Лакшмидхара вводит понятия нада, бинду и кала. Согласно ему, пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари, обобщенно названы нада; бинду относится к 6-и чакрам, а кала означает 50 букв или 360 дней года.
   Как уже обсуждалось в предыдущей главе, СУ,  один из основных источников Лакшмидхары, вообще не использует термин самая, а слова самая и самаямарга использовались только однажды. В СЛ, термин самая встречается лишь дважды, но Лакшмидхара предпочитает его больше чем все остальные термины, которые  являются синонимами  трипуры или шривидьи. Возможно он предпочитает поступать подобным образом, потому что его намерением является выделить концепцию, сосредоточенную вокруг кала, махакала, кали и махакали, не связывая себя со школами, в которых известны эти специфические понятия, будь то Кали махавидья   Шактизма,  Крама Шайвизма или Вьякарана агама.
   Маловероятно что Лакшмидхара, чье знание Тантры очевидно, был бы незнаком с тантрическими текстами касающиеся тем, которые он рассматривает так глубoкo. Например, согласно СТ, Кундалини шакти является тем же самым, что и шабдабрахман, и тождественна 50-и буквам, которые проявляются из него. Кундалини-шакти также является источником всей вселенной. Подобные описания относительно кундалини и шабдабрахмана найдены в Бхуташуддхи тантре в Тантрасанграхе, часть III (далее приводится как ТС-III).  Подобно тому как Лакшмидхара объясняет понятия сахасрары, огня, солнца и луны, процесс проявления и разрушения, связывая их все с самая, так и Нирвана тантра в ТС -II связывает эти же понятия с Кали.  Подобные обсуждения также встречаются в Ватулашуддхакхья тантре, Анубхава-сутре, Вирупакша-панчашике и Трипурасундари-махимна-стотре в TС-I; Тодалатантре и Камадхену тантре в TС-II; Лагхустути; Чарчастути; Амбастути; Сакаладжананиставе; Трипурасундаридандаке; Саубхагьяхридая-стотре; Саубхагьясудходае; НС; ККВ и ВР.
   В Вьякарана агаме, калашакти шабдабрахмана, играет значительную роль в проявлении мира. Согласно наблюдениям Гауринатха Шастри, шабдабрахман и калашакти являются двумя аспектами одной и той же реальности. Посредством калашакти, которая является силой шабдабрахмана, происходит этот двойственный но одновременный процесс проявления. Через калашакти, шабдабрахман проявляется в пашьянти, мадхьяма, вайкхари и одновременно соответствyeт этим трем объективным мировым проявлениям.  Однако, в системе Лакшмидхары, пара (ступень вне пашьянти, согласно Вьякарана агаме), пашьянти, мадхьямаи и вайкхари, относятся к имманентному миру. Сочетание этих 4-х фаз вак, называется нада. Трипурасундари превосходит эти  нада. [29] Таким образом, согласно Лакшмидхаре, шабдабрахман - высшая реальность в Вьякарана агаме, а калашакти - внутренняя сила шабдабрахмана, состоящая из 360 кала, является только частицей  бесконечных кала, присходящих из самая. Принимая во внимание, что кала или махакала идентична 360-и лучам калашакти и в тоже самое время придерживаясь мнения о том, что самая - источник калашакти, Лакшмидхара, уподобляя эти идеи, все еще поддерживает превосходство своей философии.   
Записан