Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Размышления о Тантре и Вайшнавизме  (Прочитано 4921 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 313
    • Традиция натхов

 Размышления о Тантре и Вайшнавизме     
Автор K.P.Sinh   

(Пер. с англ. Лалита-натхини)

Три Шакти и три грантхи.

   Маха Сарасвати, Маха Лакшми и Маха Кали – три Шакти или божественные силы в Тантре. Они символизируют гуны, каждой соответствует определенный цвет, а именно - Маха-Сарасвати (белый, саттва), Маха Лакшми (красный, раджас) и Маха Кали (черный, тамас). Эти шакти, конечно же, не отдельны одна от другой, так как они - проявления Универсальной Шакти.
   Корень идеи о трех проявлениях Шакти заложен в Шветашватара упанишаде, где говорится, что «аджа» - не рожденная шакти, проявляет себя как красную, белую и черную. Из этих трех, Маха-Сарасвати символизирует гьяну или знание, Маха Лакшми – крию или действие, а Маха Кали – иччху или волю. Кроме того, Маха Сарасвати представляет чит (сознание), Маха Лакшми – сат (существование), а Маха-Кали – ананду (блаженство).
      Этим трем Шакти соответствуют три божества - Брахма, Вишну и Рудра или Махешвара, которым так же соответствует: раджас, саттва и тамас. Брахма олицетворяет стхула (грубую форму реальности), Вишну – сукшма (тонкую форму), Рудра – карана (причинную). Значению этих трех божеств соответствует крия (действие), иччха (воля) и ананда (блаженство), а так же три звука составляющие пранаву (Ом) т.е. А-У-М; так же с божествами соотносят: творение, сохранение и разрушение. Что касается отношения между так называемыми тремя Шакти и тремя Богами, в тантре говорится, что Маха Сарасвати супруга Брахмы, Маха Лакшми супруга Вишну, а Маха Кали супруга Рудры. Брахма в союзе с Сарасвати творит мироздание, Вишну с Лакшми поддерживает его, а Рудра с Кали его разрушает. Далее следуют имена, которые подробно описывают кундалини-йогу, Богиня также отождествлялась с различными йогини, главенствующими над 7-ю элементами (человеческого тела). Согласно тантре, в человеческом теле существуют три «грантхи» (узла), которые так и называются Брахма, Вишну и Рудра. Этим узлам соответствуют три шакти, Маха Сарасвати, Маха Лакшми и Маха Кали. Тантра утверждает, что через преодоление этих грантх, практикующий реализует Абсолютную Истину, Шиву или Мать. Три события связанные с Чанди, т.е. убийства Мадху-Каитавы, Махишасуры и Шумбха-Нишумбхи, объясняются комментаторами, как обращение к трем грантхам и трем шакти. То есть, считают, что убийство Мадху и Каитавы означает разрушение кама (наслаждение в многообразии) и моха (желание пребывать в какой-либо из проявленных форм Майи). Посредством этого действа осознается  единая реальность – Сат. Что означает преодоление садхакой Брахмагрантхи. Во время преодоления Брахмагрантхи, Шакти проявляет себя как Маха Кали, с которой связана тамагуна и ананда (блаженство). Убийство Махишасуры – это разрушение раджа-гуны, которая является корнем кродха (гнева) и мада (гордыни). Через это действие реализуется Чит (сознание). Это характеризует преодоление садхакой Вишнугрантхи. Во время преодоления Вишнугрантхи, Шакти проявляет себя в виде Маха Лакшми, которая связана с раджа-сгуной и сат (существование). Убийство Шумбхи и Нишумбхи подразумевает разрушение понятий «Я» и «Мое», которые лежат в корне лобха (жадности) и матсарья (злобы). Через это действие, реализуется ананда (блаженство), этим характеризуется преодоление Рудрагрантхи. В момент ее преодоления, Шакти выражает себя как Маха Сарасвати, в которой преобладает саттва-гуна и чит (сознание). Таким образом духовный прогресс практикующего зависит от прохождения через эти три грантхи, последовательно, одну за другой. При рпеодолении этих грандх, садхака достигает высшей духовности. Также,  преодоление грантх означает прохождение через них Кундалини-шакти, которая располагается у основания позвоночника и поднимается вверх по сушумне. Три Шакти и три Бога соответствуют различным местам, локализованным вдоль Сушумны. На этот счет есть разные взгляды:
1.1.Брахмавидья упанишада говорит, что Брахма находится в сердце, в анахата чакре; Вишну – в горле – в вишуддха чакре и Рудра – во лбу – в аджна чакре. 1.2.Йогашикха упанишада говорит, что чатураштра (четырехугольник муладхары), центр в основании позвоночника - место Брахмы; ардха-чандракрти, т.е свадхистхана – место пребывания Вишну; и трикона (треугольник), пространство находящееся возле аджны - место пребывания Рудры. Далее говорится, что Кундалини Шакти первым пересекает узел Брахмы, а затем входит в узел Шивы. 1.3.Йогакундали упанишада говорит, что Кундалини Шакти сначала преодолевает Брахмагрантхи за счет раджа-гуны и входит в канал Сушумна. Затем достигает Вишнугрантхи в сердце, после чего поднимается вверх и пересекает Рудрагрантхи. Кундалини Шакти пробуждается ото сна посредством удара огня и воздуха образующегося при преодолении первой Брахмагрантхи, затем она пересекает Вишнугрантхи и Рудрагрантхи, проходя через 6 жизненных центров. 2.Хатха-йога прадипика говорит, что Брахмагрантхи расположена в анахата чакре, Вишнугрантхи – в вишуддха чакре, Рудрагрантхи – в аджна чакре. Она так же говорит, что для достижения цели йоги, практикующий должен преодолеть эти грантхи одну за другой. 3.Комментаторы Чанди, такие как Брахмариши Сатьядев и другие, определяют место Брахмагрантхи, Вишнугрантхи и Рудрагрантхи таким образом: манипура-чакра, анахата-чакра и аджна-чакра. 4.Некоторые определяют место Брахмагрантхи выше манипура-чакры, Вишнугрантхи – выше анахата-чакры и Рудрагрантхи – выше аджна-чакры. 5.Так же существуют другие места расположения этих грантх, точно в обратном порядке. Т.е. Рудрагрантхи – внизу (свадхистхана-чакра), Вишнугрантхи – посредине (выше манипура чакры), Брахмагрантхи – вверху (выше аджна-чакры). Так же считают, что каждая из этих грантх имеет два вспомогательных центра. Муладхара и свадхистхана чакры приходятся на Рудрагрантхи, манипура и анахата чакры – Вишнугрантхи, вишуддха и аджна чакры – Брахмагрантхи. Маха Кали, Маха Лакшми и Маха Сарасвати – Шакти, соответствующие этим трем грантхам. Кому-то может показаться, что такое расположение произошло из-за попытки установить связь Шакти или их энергии с их адхарами (опорами). Нпример, Шакти или энергии нижней и верхней грантхи – Маха Кали и соответственно Маха Сарасвати. Так же Рудра и Брахма - адхары Маха Кали и Маха Сарасвати. Есть предположение, что и нижняя и верхняя грантхи являются и Рудрагрантхи и соответственно Брахмагрантхи. Первый узел, который характеризует привязанность к многообразию - это Брахма грантхи, хотя Шакти, при помощи которой материальное «многообразие» преодолевается – Маха Кали. Таким же образом дело обстоит с последним узлом, который мешает прохождению Кундалини, Рудрагрантхи, хотя Шакти, приводящая к знанию и пронизывающая этот узел – Маха Сарасвати. Следовательно, не должно быть ни каких сомнений в том, что первый узел – Брахмагрантхи, второй – Вишнугрантхи, а третий – Рудрагрантхи, и что Шакти этих трех грантхи таковы: Маха Кали, Маха Лакшми, Маха Сарасвати. В другом случае, нет споров о том, что Рудрагрантхи существует в аджна чакре, противоречие вызывает только позиция, относительно Брахмагрантхи и Вишнугрантхи. Некоторые определяют место Брахмагрантхи в муладхара чакре, а другие – в свадхистхана чакре, манипура чакре, а так же в анахата чакре. Подобно этому, так же определяют место нахождения Вишнугрантхи: свадхистхана, анахата, вишуддха. В то же время ни один из этих взглядов не отвергнут, но факт то, что психологический или духовный прогресс у практикующего наблюдается различными мудрецами с разных точек зрения. Все мудрецы единогласно отмечают, что поднятие Кундалини-шакти к манипура чакре является первым особым этапом в практике садхака. Садхака, достигая этой чакры, преодолевает все основные животные наклонности. На этом этапе он осознает себя, как субъекта связанного с двойственностью. Он пытается избавиться от этих слепых двойственных сил и жаждет света. Продвигаться ему мешает узел. Второй этап, который отмечают в духовном прогрессе садхака, когда он преодолевает этот узел и поднимается к анахата чакре. Поднимаясь и достигая этого центра, он получает свет сознания и ощущает нектар, льющийся вниз из вишуддха чакры. На этой стадии садхака приобретает полный контроль над своими чувствами и реализует все существование Абсолюта. Но садхака все еще чувствует свое отличие от Абсолюта и окутан чувством несовершенства. Он пытается преодолеть эту стадию, но дальнейшему прогрессу мешает следующая грантхи. Третий важный этап на духовном пути садхака, когда преодолевается этот узел и шакти восходит к аджна чакре. Здесь садхака переживает чит (сознание) или ананда (блаженство) Абсолюта. На этом этапе садхака реализует единство с Абсолютом и гармонизирует все разнообразие в одном (единство многообразия), т.е. он обнаруживает, что чувство двойственности не противостоит единству. На этой стадии садхака достигает Савикальпа-самадхи. Это означает, что единство с Абсолютом еще не достигнуто. Садхака, который желает достичь полного единства с Абсолютом, ожидает еще один узел. После преодоления этого этапа, садхака полностью сливается с не-двойственным Абсолютом и достигает Нирвикальпа-самадхи. Таким образом, прохождение Кундалини через манипура, анахата и аджна чакры, является особым этапом на духовном пути всей садханы. Соответственно Брахмагрантхи, Вишнугрантхи и Рудрагрантхи локализованы в этих трех чакрах. Такой взгляд наиболее популярен и общепринят. Так же, говорится, что духовный прогресс – это длительное путешествие. Даже для поднятия Кундалини до манипура чакры, садхака подвергается не мысленным трудностям. Принимая во внимание все эти различные точки зрения, мудрецы описывали различным образом расположение этих трех грантх, расположенных вдоль сушумны.
Записан