Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Новый свет на Тантру  (Прочитано 6118 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 254
    • Традиция натхов
Новый свет на Тантру
« : Май 24, 2007, 17:42:52 »

Новый свет на Тантру Печать       
Автор S. Banerji  

(Пер. с англ. Лалитанатх)

Философия Горакшанатха.


  Философия приверженцев школы Натхов, как практическая, так и проповедуемая Горакшанатхом, представлена в его произведениях, особенно в «Сиддха-сиддханта-паддхати». Центральная тема философии – тело человека как микрокосм. В «Пиндотпатти» (раздел "Сиддха-сиддханта- паддхати") описана постепенная эволюция 36-и элементов, образующих тело. Из тонкого Парамашивы произошли элементы, составившие грубый объект. Желание творить возникает в Шиве, который остается в непроявленной форме во время пралайи (растворения). Это желание раскрывается посредством Шакти. В этом состоянии Шива называется Сагуна (владеющий атрибутами). Шива и Шакти соответственно обозначаются как Акула и Кула и их различие не постижимо.
В связи с этим приведем следующие пары:

shivasyabhyantare saktih sakterabhyantare sivah |
antaram naiva pasymi candracandrikayoriva ||


В Шиве - Шакти, а в Шакти -и Шива; и не найти различий между ними.

prasaram bhasate saktih samkocam bhasate sivah |
tayoh samyogakari yah sa bhaved yogayogirat ||


Проявление - это Шакти, сжатие – Шива. Единый - объединяет двух, становясь царем йогинов в Йоге.

     Имеется ввиду, что душа существа принимающего позицию Шивы и Шакти особо воспринимается преданными. Начало и конец, а именно проявление и сжатие, известно как самьявастха (равновесие), нирабхаса (не проявленное) или Шивавастха (состояние Шивы). Вышеупомянутая Шакти является сознательной, в отличие от бессознательной Майи Веданты; Шакти осознающего Шивы сама становится сознательной. Так, этот феноменальный мир - проявление сознательной Шакти. Шива имеет два аспекта: Ниргуна (лишенный атрибутов) и Сагуна (владеющий атрибутами). Когда Он лишен действия, Он - Ниргуна. Когда действует, Он – Сагуна. Слияние основы Сагуны и Ниргуны составляет природу Натха. Натх вне Сагуны и Ниргуны; вне Двайты (двойственности) и Адвайты (недвойственности). Творение вселенной поддерживает Шива, не являющийся Натхом. Состояние Натха известно в философии как кайвалья (отделение души от материи, отождествление с Высшим духом). Это действительно высочайшее состояние. Согласно философии этой школы, дживанмукти (освобождение при жизни) и есть реальное спасение, а не видехамукти (спасение в бестелесном состоянии, т.е. после смерти). Отождествление пинды с Парама (Высший) - конечная цель, а дживанмукти лишь побочное состояние. Внутренняя суть видехамукти состоит в том, что оно препятствует дехапата (разрушению тела); т.е. если там отсутствует дехапата, там нет мукти. Большая важность придается телу. Для достижения парамапада (Высшего состояния), тело должно освободиться от распада и стать бессмертным. В «Йогабидже» говориться: Ajaramarapindo yo jivanmuktah sa eva; тот, чье тело не распадается и не умирает, действительно освобожден при жизни. Достижение такого состояния называется каясиддхи или дехасиддхи. Сиддхи достигаются посредством тантрической садханы, йога-садханы или раса-садханы. Таким образом, с телом связывают восемь сиддх: анима (способность уменьшаться в размерах), лагхима (способность становиться предельно легким), пракамья (способность достигать удаленных объектов), махима (способность увеличиваться до любых размеров), прапти (способность воздействовать на умы и чувства всех существ), ишитва (способность управлять всеми существами, превосходство), вашитва (взятие себя и других под контроль), камавасайта (исполнение желаний), из-за которых жизнь не растрачивается во вне и остается единый Натха. Для достижения этого состояния подчеркивается необходимость Гуру. Гуру - тот, кто может освободить ученика от восьми видов низших качеств (отвращение, притворство, гордость, заблуждение, высокомерие, неприязнь, низость, бесчестие), передавая ему чистое знание на пути к спасению. Это суть философии Горакши. Только гьяна (знание), соединенная с йогой способствует достижению спасения. Пиндасиддхи (соответствующие способности тела) - необходимый шаг на пути к этой цели, а достижение состояния Сиддхадеха (т.е. Дживанмукта) - величайшее благо.

Горакша – самхита                                                                                                

     Имя Горакшанатха предстает как очень известное в летописях Натха-сампрадаи. В действительности, он один из 9-и знаменитых Натхов и его имя включено в список 84-х Сиддхов натха-школы. Имя Горакша встречается в Атхарваведе, Шивапуране, Брахмандапуране, Скандапуране (Кедаракханда), Маркандеяпуране, Махакала-самхите, Йогашастре, Калпадруме и др. – как доказательство, поддерживающее традицию, что в каждую из четырех юг (Крита или Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга) свидетельствующее о пришествие Горакшанатха. Среди других произведений, также упоминают его имя: Махарнаватантра, Варнаратнакара, Хатха-йога прадипика, Куларнава тантра, Шьяма-рахасья, Судхакара-чандика и др. Этимологическое значение имени Горакша было предложено в Горакша-натха-стотре: "Га" - означает guNasaMyukta (одаренный заслугами), "Ра" - rUpa (прекрасной наружности), "Kша" - akshaya brahma (нетленный Брахман). Таким образом, Горакша – тот, кто одарен многими способностями и привлекательной внешностью и подобен самому Брахману. Согласно Горакша упанишаде, Горакша – защитник чувств (gAH rakshati; go – означает органы чувств); т.е. тот, кто держит чувства под контролем. В произведении, Горакшашабданируки (публикация Йогапрачарини- сабха, Варанаси), утверждалось: rakshatIti rakshaH, gavAM rakshaH gorakshaH, arthAt yAvad gopadavAcyaM yo rakshati sa gorakshaH; т.е. тот, покровитель всего, обозначается словом «go». В его работе, озаглавленной Амараугхашасана, Сиддха Горакшанатха был назван Махамахешварачарья. И вновь, в своем труде, Махартхаманджари, приводится другое имя Горакши - Махешварананданатха. Традиция гласит, что люди в основном называли его Горакша, но старожилы ордена называли его Махешвара. Ничего доподлинно не известно о личной истории Горакшанатха. Несомненно, он был Гуру в Натха-сампрадае и играл важную роль в становлении этого ордена. Говорят, что он был и буддистом, после чего стал учеником великого Гуру Матсьендранатха – очень выдающейся личности в натховской литературе Бенгалии. Несмотря на то, что Матсьендра был бенгальцем, рождению Горакшанатха в Бенгалии нет доказательств. Согласно традиции, передаваемой среди йогинов, Горакшанатха был уроженцем одного из мест северо- западной Индии. Его знаменитая ученица, Маянамати, дочь короля Удджайны, была королевой Бенгалии. Среди его учеников такие известные личности как Бхартрихари, Джаландхара и др.,  предполагают, что они не были бенгальцами. Основанный им орден Канпхата Йоги, все еще пользуется большим влиянием в Гималайском регионе. Бенгалия, Саураштра (полуостров Гуджарат или Калхиавад), Каччх (Катч) и Панчал (Рохилкханд) претендуют на место его рождения. Реальным фактомостается то, что он довольно рано отверг мирскую жизнь. Людям он известен как аскет, они не доставляли беспокойств, находясь вблизи мест его пребывания. Следующие факторы привели некоторых ученых к заключению, что он был Брахманом, сведущим в священных писаниях: благородный характер; священная садхана; жизнь в великом отречении и глубокомысленном учении, отраженном в работах, связанных с его именем; знание эволюции последовательных стадий тантрического посвящения и поклонения. Он явился чтобы преобразовать тантрические практики, искаженные буддистами и другим. Он поспособствовал дисциплинированной жизни последователей шайва-орденов, называемых лингаята, пашупата, капалика, каламукха, и др., он тот, кто изучив общество, осудил их практики; под его влиянием они стали уважаемыми сиддхами. Он обладал редкой комбинацией – чистотой характера и идеальным поведением. История говорят, что его Гуру Матсьендранатха был привязан к богатству, а Горакша тот, кто йогической силой спас своего Гуру и помог ему остаться на правильном пути. Его появление имеет широкое и сильное влияние в Непале. Люди верили, что горакши из Непала, которых так называли их предки, были преданными Горакши (Гораккха – Горкха). Горакшанатху приписывают следующие труды: Аманаскайога, Aмараугхапрабодха, Aмараугхашасана. Нижеупомянутые слова служили приставкой к слову Горакша: -гита, -бодха, -дикша, -ганешагоштхи, авадхута-гоштхи, -йогаманджари, -шатака или -гьянашатака, -гьянаганга, анама-таттва-пракаша, -упанишад, -шабда, -паддхати, -самхита. Ему также приписывали следующие произведения: Хатха-самхита, Хатха-самкета, Махартхаманджари, Нрипабодха, Пранашрикхала, Шатчакрачинтамани, Шатчакрабодха, Сиддха-сиддханта-паддхати, Трипурасундари-паддхати, Вивекамартанда, Йогасиддханта-паддхати. Изучив вышеуказанные произведения, издатель Горакша-самхиты (Варанаси,1976) сделал вывод, что только следующие являются подлинными трудами Горакшанатха: Сиддха-сиддханта-паддхати, Шатчакрачинтамани, Шатчакрабодха, Трипурасундари-паддхати, Йогасиддханта-паддхати, Вивекамартанда, Амараугхашасана, Аманаска-йога, Амараугхапрабодха, Пранашринкала, Нрипабодха, Хатха-самхита, Хатха-самкета. Он полагает, что остальные работы в действительности были написаны последователями Горакшанатха; знания полученные из трудов Горакши, были оформлены как отдельные трактаты. Причиной такого заключения является то, что содержимое подлинных работ встречается без искажений или с незначительными изменениями относительно предыдущих. Таким образом, лингвистические погрешности книг указывали на подлог, что делает не возможным воссоздание их композиции знатоками санскрита, подобной композиции Горакшанатха.
Записан