Видите ли, сейчас ситуация очень сильно усложняется тем, что, во первых, под термином "традиционное" многое подается такое, что этому определению не соответствует. Так же неудивительно, что фактически нет и тех, кого можно было бы называть учениками в традиционном смысле. Но множество и преподавателей йоги и прочих восточных методов, и просто тех, кто "для себя", это надо их правильно определять, просто люди немного чем-то интересующиеся, в лучшем случае пытающиеся что-то там понять. И вот на базе всего, что я перечислил, они все как бы "практики" и типа "практикуют". О чем говорить, если даже индологи на Западе, скажем прямо, обманывают местных.
Значит, что нужно? Надо интересоваться, вот вы, например, говорите про каналы, прану и в то же время про познание божественной природы во всем. Но давайте посмотрим на множество ситуаций, которые нас везде окружают, все эти многочисленные "йога-практикующие" в "йога"-центрах от занятий пранаямой стали осознавать божественность и из них исходит ануграха? Нет. Но если тексты древние говорят, что эта божественность должна быть реализованна и через такие практики, то, вероятнее всего, логический вывод, что эти люди, сейчас миллионами занимающиеся "йогой", не знают чего-то до конца. И все эти "опытные практики" (не факт, что это как раз не есть экспонаты, олицетворящие невежество), все эти спецы в индуизме, все, что они пишут в книгах, это кастрированный вариант и традиционного обучения, и практики, и развития. И как можно вообще что-то понять, не став хотя бы один раз в жесткую оппозицию к ним? К ним надо подходить очень жестко, просто если к ним быть лояльным, то рано или поздно вы начнете им подражать, а это предательство против развития своей трезвости и здравомыслия. Не то чтобы я против практики и прочего труда, но просто важно и понимание, чему ты следуешь. Например, можно пользоваться всю жизнь установкой, что, копая траншеи и работая на стройках, этот труд сделает тебя миллиардером, просто факта лишь бы много работать якобы достаточно для этой цели, а это как раз может отказаться путем в другую сторону от богатства. То же самое и с современной йогой, "эзотерикой", сейчас она идет полностью в противоположном от йоги направлении.
Что я имел в виду, говоря об отстраненности и осознании своего естества? Много всего, там и умение воспринимать шакти через отстраненность от нее, но это не двойственность, а двойственность как упая для недвойственности. Это и направленность всех методов на совершенную лакшью (цель), т.е. на свою природу (иначе какой смысл в этих методах йоги?) В Индии йоги ничего не делают просто так, ради того, чтобы просто делать, у них у всего есть большой смысл, смысл дает Гуру, а это как раз то, что Запад ненавидит (Россия тому точно не исключение). Значит, что получается? То, что йогин, если это настоящий йогин, – это человек, который все больше и больше идет против того, чему следует масса, и чем больше он йогин, тем он все меньше и меньше похож на других. Похожи бывают только овцы в загонах, но не йоги.