Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Хануман  (Прочитано 8718 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

djoyce

  • *
  • Сообщений: 7
Хануман
« : Август 13, 2014, 13:58:13 »

Здравствуйте, уважаемые. Расскажите пожалуйста о Ханумане, какое значение поклонение ему имеет в практике тантры? какие есть хорошие мантры? У меня такое чувство, что Хануман как-то связан с 10-ью Махавидьями, прав ли я в этом?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re:Хануман
« Ответ #1 : Август 13, 2014, 14:57:46 »

Хануман – это инкарнация Рудры, почитание Ханумана помогает в защите от всяких пишач, ракшасов и разных врагов (шатру). В Индии чаще всего его для этого и почитают. Он также является брахмачари, и, соответственно, для брахмачарьев он очень полезен. Еще Хануман является воином, потому тот, кто почитает Ханумана, обретает физическую силу.

Относительно Махавидий, с ними, конечно, есть связь, так как он – Шива, но есть масса и других Деват, которые намого лучше соотносятся.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

djoyce

  • *
  • Сообщений: 7
Re:Хануман
« Ответ #2 : Август 13, 2014, 16:54:26 »

Хануман - это инкарнация Рудры, почитание Ханумана помогает для защиты от всяких пишач, ракшасов и разных врагов (шатру). В Индии, чаще всего, его для этого и почитают. Он также является брахмачари и, соответственно, для брахмачарьев он очень полезен. Еще Хануман является воином, потому, тот кто почитает Ханумана обретает физическую силу.

Относительно Махавидий, с ними конечно есть связь, так как он - Шива, но есть масса и других Деват, которые намого лучше соотносятся.
Благодарю Вас за ответ, Гуруджи. Просто я чувствую какую-то связь с Хануманом и его мантра мне легче всего дается. Кстати, не могли бы пояснить её смысл :05: Был бы Вам весьма признателен. А то я её начитываю, но толком не понимаю. Я вот про эту OM Namo Hanumate Bhaya Bhanjanaya Sukham Kuru Phat Svaha. Почему у меня от мантры Шивы идет ощущение пустоты, а от мантры Ханумана - наоборот, такое радостное ощущение?
Записан

crac333

  • *
  • Сообщений: 147
Re:Хануман
« Ответ #3 : Август 13, 2014, 17:12:55 »

мои пять копеек:
Можно почитать книгу "Чудо любви" Рам Дасса.
Лично я ее долгое время игнорировал, после того как мне ее подсунул один друг, ибо имя Рам Дасса на тот момент у меня ассоциировалось с т.с. попсой. но прочитав изменил свое мнение...Есть святые обладающие непередаваемым юмором, таким отчасти был оптинский старец Нектарий(см воспоминания ученицы из сборника митрополита Вениамина(Федченкова), или падре Пио(см.Марию Виновски), вот и Ним Кароли(Ниб Карори) Баба был тоже из их числа, абсолютно неподрожаемый стиль)))...

Он был большим преданным Шри Ханумана-джи. Некоторые даже задумывались уж не аватаром ли, настолько через него сквозила Его энергия, благодаря ему и старанию его учеников Земля Бхараты пополнилась большим количеством храмов и святилищ посвященных Сыну Бога Ветра. Кароче рекомендую)) http://www.koob.ru/dass/miracle_of_love
Записан

crac333

  • *
  • Сообщений: 147
Re:Хануман
« Ответ #4 : Август 13, 2014, 17:33:12 »

еще две копейки.
подумалось.
Говорят(несмотря, на то что у меня есть знакомый посвященный в рамананди сампрадае я точно этого сказать не могу поскольку он и его вриндаванский Гуру акцентированы на бхакти, а не на йоге), что среди рамананди много достойных йогинов вплоть до сего дня, тот же Ним Кароли Баба хотя был скуп на ответы о собственной садхане и пути развития все же похоже стал тем кем он стал очень не просто, о чем свидетельствуют отрывочные сведения из его ранней биографии, а в т.ч. и в результате аскетических трудов и потов то бишь йогической садханы и тапасье. Но так же говорят, что найти среди рамананди гуру для белого не только в рамках бхакти, но и йоги достаточно трудно....не уверен даже, что возможно, хотя может быть я просто малоинформирован))) блистательный Йогиджи Матсьендранатх, надеюсь, если что поправит. Та же Джогапрадипика это именно раманандевский труд(хотя источников этого труда было масса в т.ч. и из натха-сампрадайских текстов).

Т.е. это я к чему. Теоретически можно приобщится к йоге именно в кругу почитателей Шри Хануман-Джи. Насколько это практически реализуемо аз не вемы.
Записан

djoyce

  • *
  • Сообщений: 7
Re:Хануман
« Ответ #5 : Август 15, 2014, 00:14:55 »

мои пять копеек:
Можно почитать книгу "Чудо любви" Рам Дасса.
Лично я ее долгое время игнорировал, после того как мне ее подсунул один друг, ибо имя Рам Дасса на тот момент у меня ассоциировалось с т.с. попсой. но прочитав изменил свое мнение...Есть святые обладающие непередаваемым юмором, таким отчасти был оптинский старец Нектарий(см воспоминания ученицы из сборника митрополита Вениамина(Федченкова), или падре Пио(см.Марию Виновски), вот и Ним Кароли(Ниб Карори) Баба был тоже из их числа, абсолютно неподрожаемый стиль)))...

Он был большим преданным Шри Ханумана-джи. Некоторые даже задумывались уж не аватаром ли, настолько через него сквозила Его энергия, благодаря ему и старанию его учеников Земля Бхараты пополнилась большим количеством храмов и святилищ посвященных Сыну Бога Ветра. Кароче рекомендую)) http://www.koob.ru/dass/miracle_of_love
Большое спасибо Вам за подсказку. Некоторые вещи Рам Дасса я читал, но вот конкретно про эту книгу ни разу не слышал.


еще две копейки.
подумалось.
Говорят(несмотря, на то что у меня есть знакомый посвященный в рамананди сампрадае я точно этого сказать не могу поскольку он и его вриндаванский Гуру акцентированы на бхакти, а не на йоге), что среди рамананди много достойных йогинов вплоть до сего дня, тот же Ним Кароли Баба хотя был скуп на ответы о собственной садхане и пути развития все же похоже стал тем кем он стал очень не просто, о чем свидетельствуют отрывочные сведения из его ранней биографии, а в т.ч. и в результате аскетических трудов и потов то бишь йогической садханы и тапасье. Но так же говорят, что найти среди рамананди гуру для белого не только в рамках бхакти, но и йоги достаточно трудно....не уверен даже, что возможно, хотя может быть я просто малоинформирован))) блистательный Йогиджи Матсьендранатх, надеюсь, если что поправит. Та же Джогапрадипика это именно раманандевский труд(хотя источников этого труда было масса в т.ч. и из натха-сампрадайских текстов).

Т.е. это я к чему. Теоретически можно приобщится к йоге именно в кругу почитателей Шри Хануман-Джи. Насколько это практически реализуемо аз не вемы.
Я тут вычитал,что Шри Хануман у натхов почитается как Бирбанканатх, основатель Дхвадж-пантха. Т.е. у него должны быть свои последователи.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re:Хануман
« Ответ #6 : Август 18, 2014, 09:33:14 »

Джаятарама, который написал "Джога-прадипику", действительно относился к Вайшнава-сампрадае, однако в самом тексте многие асаны названы именами известных натхов, отсюда вывод, что он просто позаимствовал практики у натхов. На самом деле, такие явления очень частые, это нормально для Индии, когда каждый создает такие тексты и практики, которые сам считает эффективными, если ему его знания и опыт позволяют.

Индия слишком непростая страна, они, с одной стороны, могут всецело следовать этикету, кланяться в стопы и тут же, отойдя в сторону, говорить, что это не его Гуру и учиться у него им лично нечему. А почему кланяются? Этикет такой. Поэтому ничего там не надо понимать буквально, и эта небуквальность вообще никак не вяжется с тем, что пишут об Индии индологи, воспитанные на книгах, которые дают общие формальные определения чего-либо. Ну, вот есть хороший пример: на Фэйсбуке есть Йоги Суруджнатх из Махараштры, который всех, кроме тех, кто верит только в «Горакхсабади» и «Горакх-бани», называет "идеологический маркет религий". Только непонятно, зачем тогда он столько занимается самопиаром на ФБ? Говорит, что ССП и остальные тексты – не чисто натховские, что это помесь веданты и т.д. Т.е. патриархи Сампрадаи ему пополам, но он сам же практикует и учит всех випассане Гоенко, а Кришнамурти приравнивает к уровню Горакшанатха и говорит, что это 100% правда. Это только один из простых примеров, но такая Индия на 85%, где каждый сам себе режиссер, и все верят, что там должна быть одна "традиционная" схема, но в большинстве своем это все не так. Мне еще не нравится, что если индусы делают такие импровизации, то все иностранцы им все равно поверят и воспримут это как истину в последней инстанции, но если то же самое сделает иностранец, даже если он будет более знающий, ему, скорее всего, не поверят. Массовые иллюзии об Индии кругом, я еще думаю, что их поддерживают корпорации, типа ИСККОНа, где деньги проще делить на меньшее количество Гуру и где знание жестко однонаправленное, где любой шаг в строну – расстрел. Но этого всего нет в Индии, там Гуру может быть кто угодно, Гуру в Индии часто называют тех, кого уважают и только, им по барабану пафосная принадлежность: если ты знаток предмета и обладаешь мощной Шакти, этого достаточно. То же самое относительно того, что можно практиковать в Традиции, а что нет. Формально это все есть, но на 80% это существует именно фомально. Книги типа Джаятарамы, Чарандаса, Сундардевы и др., где явно видно, что инфа взята у натхов, говорят о том, что в Индии каждый сам себе режиссер.

Что касается Вирбанканатха, да, много последователей этого течения встречается на юге Индии. У них есть история, что Хануман воевал с Горакшанатхом, Хануман не хотел пропускать Горакшанатха в царство Матсьендранатха, но в конечном счете, когда Горакшанатх его победил, тот стал его учеником.

Насколько я знаю, Раманандины – это ответвление Шри-сампрадаи. Я видел посвященных иностранцев и в одной, и в другой линии.  Например, в Австралии есть ачарья иностранец, также в Англии. Я слышал, что и в России есть кто-то, кто получил дикшу в Рамананда сампрадае.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re:Хануман
« Ответ #7 : Август 23, 2014, 16:26:21 »

Насколько я знаю, раманандины во многом похожи на натхов. Рамананда, собственно, создал новое направление, которое отошло от рамануджьевского, так как в Шри сампрадае больше делается упор на классическую веданту, а Рамананда многое поменял. Во-первых, он разрешил всем независимо от их джати и варн становиться учениками, вместе принимать (вкушать) пищу (прасад), также в его направлении начали писать тексты на хинди, они уже меньше делали акцент на санскрит, что, собственно, их и откололо от Шри сампрадаи. Разумеется, не только это их отличало, они многое заимствовали у натхов и дашанами. Их садху называются вайраги, авадхуты, тьяги, как и в дашанами, они хатха-йогу больше практикуют как форму аскетизма. На дашанами (именно нага-садху), думаю, оказал влияние тот факт, что они были воинствующей организацией и многие техники, очевидно, использовали для подготовки тела. То же самое в направлениях Рамананды, они в основном рассматривали хатха-йогу как подготовку к реализации бхакти. Простой пример: в сампрадае Раманужди акцент на бхакти идет вначале, а дальше – на джняне, а у Мадхавы наоборот, сначала джняна, а бхакти – это верх и финал. С хатха-йогой, возможно, в разных сампрадаях существуют похожие отношения. Иногда бывает смешно: например, во Франции ко мне приходил один практик из Бихарской школы, так он высказывал свое недовольство тем, что, дескать, когда Свами Ниранджананда почти перестал появляться на публике, сейчас там всем руководит женщина садхви, Сатья Сатсанги. И что с ее появлением, несмотря на то что она все основное относительно их техник хатха-йоги знает, там стали делать акцент на служение, на карма-йогу и Веданту.  :05: В общем, разговор у нас очень долгий и интересный получился, хотя больше, наверное, для него. Пришлось долго доносить идею о том, что это, в принципе, линия ведантическая и хатха-йога если и может какая-то быть, то никак не что-то основное. И даже если такие практики и существуют в глубоком виде, то в Индии ученик проходит полноценную школу карма-йоги, севы и т.д., пока он грихастха и т.д., и то, это не отменяется после того, как он станет садху. Конечно, Запад, я бы сказал прямо, ненавидит такие вещи. В общем, женщина взяла весь удар на себя.  :05: Хотя я думаю, они в своем новаторстве ушли так далеко, что их сложно будет рассматривать как ту традицию, к которой Шивананда еще имел какое-то отношение. После него там уже понеслось совсем другое. Это и понятно, ведантический орден Сарасвати в его полноценном виде, я думаю, мало кому будет интересен. Иногда подстройки под Запад заходят совсем далеко, так что уже с их изначальной традицией нет ничего общего. Ну что, например, общего между ритуалистической брахманской Шри сампрадаей и йогой Паттабхи Джойса и Айенгара? Уже давно – ничего, их практика хороша для звезд Голливуда, поп-эстрады, для офисных работников, детей и т.д. Изучать и практиковать панчаратру для них слишком непосильное дело. Это иногда выглядит абсурдно, когда все эти учителя из Бихарской школы, ученики Кришнамачарьи и др. взяли то, на чем должны делать акцент натхи, и то, на высшей стадии, разбавили это массой физкультуры (то, что в Индии называют деха-абхьяса), а потом их представители спрашивают: "А в чем отличие натхов от Джойса, от Шивананды и т.д.?" Но если я задаю вопрос о парампаре и практиках, которым должны были бы учить эти учителя, но не учили западных студентов или учили, но постольку-поскольку (т.е. не учили, если трезво оценить), то они впадают в ступор. Сначала надо понять, что у них за сампрадая и чему должна следовать, а потом уже спрашивать, чем же она вообще от натхов отличается.

Хочется много сказать на эту тему, я думаю, мы ее еще продолжим, есть что рассматривать и обсуждать. Есть ли древние связи между натхами и раманандинами? Конечно, есть, например, тот же Кабир, который был последователем Рамананды, он был довольно интересным персонажем, проявлял огромное уважение к Горакшанатху, так что до сих пор многие натхи ссылаются на его труды, посвященные Горакшанатху. Кабир также принимал идеи не только вайшнавизма и натхов, но и ислама, хотя он и был вайшнав, почитающий Раму. В целом он Богом считал запредельную реальность, которая над всеми проявлениями, и он верил, что ее можно раскрыть через имя Рамы. Все это очень схоже с подходами Горакшанатха и его последователей. Но, конечно же, он был не единственным, кто перенимал какие-то концепции натхов, просто он был известным сантом, но было и множество менее известных, которые заимствовали не только идеи, но и практики натхов и были не только в раманандинской сампрадае. Некоторые ответвления сикхов, например сант мат, делают акцент на практиках Звука и Света, что, собственно, базовое для натхов и тантриков. Я думаю, нам вообще не мешало бы рассмотреть многие схожие элементы с разной трактовкой, которые встречаются у Сиддха Амритнатха. Такие элементы, как падастха, пиндастха, рупастха и рупатита, и элементы с такими названиями в кашмирском шиваизме, только там последовательности другие, сначала пиндастха, потом падастха идет.        
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

crac333

  • *
  • Сообщений: 147
Re:Хануман
« Ответ #8 : Август 23, 2014, 20:05:49 »

Благодарим,Гуруджи, и ждем продолжения.)
Записан

des

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 29
Хануман
« Ответ #9 : Сентябрь 17, 2014, 07:06:48 »

Уважаемый Гуруджи Йоги Матсиендранатха! Разрешите задать Вам вопросы?

1. Хануман это Девата четвертой чакры, имеет ли смысл почитать его человеку (например, для защиты от сущностей, которых Вы описали), не имеющему традиционной передачи и практики (наработки) нижних (условно) чакр по отношению к четвертой? Речь идет о знакомом человеке.

2. Есть ли существенная разница в действии различных имен (например, между Хануманом  и Анджанеей)?

3. Можете сказать пару слов о Хануман-чалисе, для чего ее применяют?

4. Можно ли говорить о том, что без потенции Ханумана, аватар Вишну не "раскроется" во всей полноте, как это видно на примере Рамаяны. Или это касается только Рамы, а других аватаров не затрагивает?

5. Вы назвали Ханумана воином. Можно узнать об этом чуть подробнее? В моем представлении, воины это скорее асуры, которым чужда ахимса.

Примите благодарность и поклоны за Ваше драгоценное внимание!
Записан
Om!

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re:Хануман
« Ответ #10 : Сентябрь 17, 2014, 21:01:32 »

1. Хануман это Девата четвертой чакры, имеет ли смысл почитать его человеку (например, для защиты от сущностей, которых Вы описали), не имеющему традиционной передачи и практики (наработки) нижних (условно) чакр по отношению к четвертой? Речь идет о знакомом человеке.

Садханы каждого из известных Божеств в индуизме способны активизировать все чакры в теле, пробудить силу Кундалини, даровать разные силы, не только какие-то определенные, хотя в каждом Божестве выражены больше какие-то определенные качества. Тем не менее, индийцы любят во всем полноту, особенно когда мы говорим о тантре, поэтому все Божества для них могут быть воплощениями всех совершенств, если к садхане подойти серьезно (традиционно т.е.).

Хануман, в первую очередь, устраняет влияние низших сущностей и демонов, но как я выше написал, все Божества на это способны, однако, если сказать более существенно, устраняют, скорее, ваши чистые чувства, мотивации в отношении Божества, Гуру, пути и т. п. Так как демонам несвойственна бескорыстная любовь, самопожертвование и т.д., а вы к Божеству именно это и проявляете, что и изгоняет все низменное. Я не уверен, что просто техническое исполнение мантр, без упомянутых выше состояний, сыграет какую-либо существенную роль; чудеса творят именно высшие чувства, такие как самоотдача, самопожертвование, смелость, бескорыстие и т.п. Просто технические манипуляции, "умность" – как раз, наоборот, могут привести к попаданию по влияние низких измерений. Правда, люди безразличны к вещам, подобным тем, что я упомянул, большинство интересует все низшее, но, наверное, так и должно быть в мирском социуме.   

Цитировать
2. Есть ли существенная разница в действии различных имен (например, между Хануманом  и Анджанеей)?

У него много имен, например сто, тысяча, они у всех Божеств есть. Как правило, имена связаны с историями этих Божеств, их качествами. Анджанея – от его матери Анджани. А вот насчет имени "Хануман" есть масса версий, одна связана с Индрой: он ударил его в подбородок "हनु хану", немного его деформировал, отсюда такое имя. Другое значение – от "хан" – разрушение, "мана" – гордость. Есть и другие.

Цитировать
3. Можете сказать пару слов о Хануман-чалисе, для чего ее применяют?

Это сорок ("чалис" – на хинди) стихов, посвященных Хануману, написанные известным Сантом Туласидасом; после на разных разговорных языках стали составляться другие чалисы тем или иным Божествам. Сейчас они фактически есть у всех. Даже мой Гуру составил свою чалису для Багаламукхи. А так как Хануман-чалиса была первой из всех и ее составил Туласидас, то, видимо, поэтому она стала наиболее известной. Все просто.   

Цитировать
4. Можно ли говорить о том, что без потенции Ханумана, аватар Вишну не "раскроется" во всей полноте, как это видно на примере Рамаяны. Или это касается только Рамы, а других аватаров не затрагивает?

Сложный вопрос, потому что вишнуиты могут иметь свои представления, шайвиты – другие, да и вайшнавы тоже бывают разные: для кого-то это может быть так, но кто-то может считать Ханумана формой Шивы (иногда даже Бхайравой, хотя это редко встречается), и вообще, как самое высшее Божество. Это зависит от направлений и разных Гуру.

Цитировать
5. Вы назвали Ханумана воином. Можно узнать об этом чуть подробнее? В моем представлении, воины это скорее асуры, которым чужда ахимса.

Все-таки в индийском эпосе он для большинства более чем положительный герой :05:, хотя и воинствующий, помогающий Раме в войне с Раваной. Это так же, как и Арджуна с Кришной: их военные действия официально описаны в праведных тонах.:05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

naum

  • *
  • Сообщений: 9
Re:Хануман
« Ответ #11 : Ноябрь 10, 2014, 14:08:39 »

Ом. Шри Натх джи, Гуру джи ко Адеш!

 Напишите пожалуйста, если кому известно, к какой сампрадае принадлежал Ним Кароли Баба и его последователи?
 Гуру джи, кто в традиции садху в основном почитают Шри Ханумана джи? Есть тантры которые описывают почитание вцелом и отдельных форм, скажем Панчамукхи Ханумана , к каой традиции( Вайшнавов, Шайвов может к какойто конкретной) они относятся? Интересно, во многих мандирах Натх джи, есть мурти Ханумана джи, вообще во многих, разных мандирах и особенно посвященных Ему.

Ом Гуру джи, Адеш!
Записан

crac333

  • *
  • Сообщений: 147
Re:Хануман
« Ответ #12 : Ноябрь 10, 2014, 16:47:56 »

Насколько я понимаю Ним Кароли Баба принадлежал(по крайней мере до своей реализации ибо после это вопрос такой......) к одной из рамаитских сампрадай(их 4 основных и они при том, что несколько различаются в подходах довольно близкородственные). Кроме того, насколько я понимаю(на это есть намеки в "Чудо Любви" Рам Даса) в самом начале своего пути он практиковал виды аскезы характерные для тьягов(рамаитских йогов-аскетов...из рамананди сапрадаи в основном и может быть прочих рамаитских ветвей) типа сидения между пяти огней и тд, хотя насколько я понимаю он считал что для реализации пожобная аскеза не обязательна и что называется не для всех, ибо обсуждал эти вопросы со считаными единицами(иными словами осознать Бога можно и другими путями, а к подобным аскезам надо быть готовым...насколько я мог понять мнение Ним Кароли, конечно).

Лучший блог по сабджу(по рамаитским сапрадаям) - http://tulsidas.livejournal.com , пожалуй единственный в своем роде рамаитский ресурс на русском языке, правда последнии обновления датированы 2012-ым годом.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6229
    • Традиция натхов
Re: Хануман
« Ответ #13 : Октябрь 22, 2018, 17:16:57 »

Адеш!

Кстати, по поводу Ханумана. Мы знаем историю, что Хануман – проявление Рудры – согласно натховской версии, стал учеником Горакшанатха, известным как Дхваджнатх. И конечно, он известен как брахмачари. Однако есть еще одна, не менее интересная версия, в свое время обратил внимание, что в "Махакала-самхите" он перечисляется как один из упасаков Гухья Кали. Я обратился к Гуру по поводу этой темы, как оказалось, согласно "Агастья-самхите", Хануман был посвящен в тантризм Богом Сурьей. Более того, он даже был вынужден жениться на дочери Сурьи, Суварчале, после чего получил посвящение в ритуал панчамакар. На юге Индии есть Суварчала-сахита Хануман-мандир. Кому интересно, можете забить в Гугл эти два имени, и увидите весьма нестандартную форму Ханумана, так как большинство верят, что он был без Шакти. Впрочем, вамачарская садхана тоже является формой брахмачарьи, потому, со слов Гуруджи, это нельзя рассматривать как ее нарушение.

Что я вам хочу сказать, товарищи. Нравится мне индуизм, ох и нравится. :05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.