Адеш Враджанатх!
Интересно однако. Вообще-то я встречался с патриархом корейского дзена (Чоге) в Корее, он рассказал о том, что когда-то, в пятом веке, кто-то из Индии к ним завез сутру, которая до сих пор хранится в "Кореана-трипитаке" (собрание буддийских сутр, записаных на деревянных дощечках), а еще сами монахи практикуют асаны, Гурудев в "Сеульском вестнике" об этом статью писал, чем меня собственно йога и привлекла. Все-таки интересно как обстоит дело на самом деле, буддизм, тхеравада, ваджраяна и дзен настаивают только на своих методах и насколько понял, очень консервативны по отношению к своим же школам других линий, как бы мягко их "опускают под себя". Насколько знаю, натховские пантхи в этом плане в Индии не в таком разногласии. В чем-то их методы внешне разнятся, но в целом пантхи натхами не рассматриваются как одни высшие или низшие. К примеру Пагал пантх, там много мусульман с аугхарскими посвящениями, но тоже не факт, есть и канпхаты. Да и было бы для натхов бессмысленно пантхи соотносить с верами других религий, ведь натхи эти Барах пантхи (12 пантхов) считают намного древнее например того же ислама. Интересно, если получится натхам как и будиистам на мировой уровень выйти, чтобы избежать таких же дроблений, нужна какая-то одна несокрушимая основа учения, может у Гурудева это и получится. На данный момент времени у натхов все с виду напоминает полный хаос и раздрай, но при этом есть какая-то незримая для непосвященного целостность в натховских линиях. Наверное это вообще свойственно Индии, под видом внешнего хаоса сохранять духовную стабильность. Мне буддизм нравится своей четкостью и систематизацией, но не очень нравится своим консерватизмом.
Про парилку это действительно так и есть, в Бикрам-йоге специально используют комнаты с подогревом, чтобы кровообращение улучшалось, вот еще бы веничек дубовый туда и тогда вообще будет улет.
. Но это уже моя разработка, а не Бикрама
. Ну что я могу сказать, Аэнгар тоже канаты использует и т.д. А началось ведь все со 100, 300 асан вместо 15-32, вот и понадобились "костылики", воистину, лень - двигатель прогресса. Хотя йога вроде бы наоборот должна освобождать от зависимостей, впрочем тема боюсь будет большой, если ее развивать, скорее надо назвать "йога натхов и современные школы".
На тему денег, согласен, по идеи для мокши вообще все оставить надо, оплата-то всеголишь символика, можно много об этих вещах говорить и предлагать все Гуру или Божествам ментально, но лично я пока не встречал реально прогрессирующих "ментальщиков". А вот с теми кто вещественно жертвовал, ситуация значительно лучше, поэтому, лично я считаю, что в реальной материальной дакшине есть какой-то работающий эффект, чтобы там мы не думали и не говорили.
В дзогчене лично меня интересуют три уровня передачи, словестная, символическая и безмолвная, хотелось бы узнать поподробней о этих передачах и насколько они соответствуют натхам или не соответствуют. Хотелось бы получше узнать про дзогчен, который берет корни в Индии, может быть он имеет отношение к натхам, про Шенраба Гьялцена я немного слышал, от него пошел Бон, эта тема тоже интересна, насколько знаю есть два Бона. Вот думаю если в буддизме Матсьендранатха соотносят с разными буддийскими персонажами, может и дзогченовские архетипы учителей связаны с натхами каким-то образом? Любопытно еще понятие "тигле", я где-то у Торчинова читал, что тигле соотносится с чакрами, кундалини, сушумной. Мало еще известно про практики "янтра-йоги" Намхайя Норбу, есть ли классические тибетские тексты по этой системе ну хотя бы краткое упоминание, понятно что и натховские тексты не описывают комплексы всяких там "последовательностей", которых сейчас наизобретали разные новые школы. Какие-то методы ведь у тибетцев могли быть описаны в краткой форме, в их ранних трактатах или же это Намхай Норбу сам разработал?
Кстати, если посмотреть классические тексты натхов, то там нет нигде описания ныне популярного полного дыхания, мне просто Гурудев дал почитать пока не изданные переводы, весьма любопытная вещь, везде в текстах говорится о "наполнении воздухом живота"
, что собственно наталкивает на сходство китайских, буддийских и натховских практик. Такие вот дела.