Просмотрев тексты различных пудж (Горакшанатху, Шиве, Ганапати, Дурге) составил простой шаблон для проведения любой пуджи, который в дальнейшем (без задержек!) воспроизводится по памяти. Польза от этого очевидная: внимание больше сосредотачивается не на внешних аспектах ритуала, а на происходящем в собственном сознании.
Вообще, это серьезная, периодически подымаемая проблема: громоздкая пуджа невольно становится механистичной или формальной по сути, внутреннее погружение в звуки мантр, в весь ритуал поклонения подменяются одними многочисленными действиями. Достигается лишь некий успокаивающий или оглушающий эффект без какой-либо энергетической проработки
На днях одна православная жаловалась мне, что часовые монотонные чтения молитв во время службы в церкви ее слишком утомляют, не оставляя ничего в сердце.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Возможно, что-то упустил, есть ошибки в написании?!
Например, нет ссылок на:
- риши-ньясы (каждый раз используются различные винийоги),
- ритуал поклонения четкам (довольно длинный текст, требующий определенного уровня знания санскрита).
Более подробная информация есть, например, тут:
http://nathi.ru/read/practice/course2/Ritual/havan_t.phpСпасибо!
Э Л Е М Е Н Т Ы П Р О С Т О Й П У Д Ж И Устанавливаем изображение почитаемого Божества, его янтру, кувшинчик с водой, свечи, подношения.
Садимся на асану (подстилку из ткани) лицом на восток к Божеству. Зажигаем справа от себя свечу.
Окропление водойПроизносится мантра очищения пространства (павитрикарана) с одновременным окроплением водой себя и всего места проведения ритуала.
om apavitraḥ pavitro vā sarvāvasthāṁ gato'pi vā |
yaḥ smaret puṇḍarīkākṣaṁ sabāhayābhyantaraḥ śucīḥ ||В любом состоянии, будь оно чистое или нечистое, человек, который помнит Господа (чьи глаза прекрасны как цветок лотоса), очищается и снаружи, и внутри.
Приветствие стороны света (Шелкаем пальцами на уровне головы в выбраннном направлении – защита пространства):
- оm prAcyai namaH – восток
- оm agneyyai namaH - юго-восток
- om dakShiNAyai namaH – юг
- om nairR^ityai namaH - юго-запад
- om pratIcyai namaH – запад
- om vAyavyai namaH - северо-запад
- om udIcyai namaH – север
- om aishAnyai namaH - северо-восток
- om UrdhvAyai namaH - зенит (верх)
- om bhUmyai namaH - надир (низ)
Ньясы (обычно перед всеми их видами добавляется слог om, плюс биджи или части основной мантры – призыв в свое тело энергий Божества)
Кара-ньяса (последовательно соединяют кончики пальцев правой и левой руки, произнося):
- aṁguṣṭhābhyāṁ namaḥ – большие пальцы
- tarjanībhyāṁ namaḥ – указательные пальцы
- madyamābhyāṁ namaḥ – средние пальцы
- anāmikābhyāṁ namaḥ – безымянные пальцы
- kaniṣṭhikābhyāṁ namaḥ – мизинцы
- karatalakara pṛṣṭhābhyāṁ namaḥ – ладони и тыльные стороны кисти.
Хридая-ньяса:- hṛdayāya namaḥ – приложить правую ладонь к середине груди, пальцами вверх
- śirase svāhā – сомкнуть вместе кончики пальцев и коснуться ими лба у волос
- śikhāyai vaṣaṭ – сжав правую руку в кулак, касаемся макушки головы большим пальцем, вытянутым вниз
- kavacāya hum – скрестить руки на груди, кисти лежат на предплечьях, правая рука сверху
- netratrayāya vauṣaṭ – касаемся безымянным и указательным пальцами правой руки обоих глаз, средним - межбровья
- astrāya phaṭ – проводим правой рукой вокруг головы, затем ударяем средним и указательным пальцами по ладони левой руки
Собственно пуджа (поднощения (упачары) изображению или янтре Божества)
om -имя или мантра Божества- само подношение
- acаmaniyAm samarpayAmi - воды для испития
- puShpani samarpayAmi – цветы (при отсутствии заменяют рисом)
- dhUpaM samarpayAmi - благовонное воскурение
- dIpaM samarpayAmi - горящий светильник
-naivedyaM samarpayAmi - жертвенное угощение (фрукты, сладости)
Гаятри-мантра Божества
Джапа-мантра (повторение мантры Божества на четках)
Другие формы поклонения При желании читаются хвалебные гимны (стотры), молитвы (прартханы) о прощении, защите и пр., поются песни религиозного содержания (бхаджаны), произносятся различные имена Божества, совершается хома (огненное жертвоприношение) или просто молятся своими словами о личных нуждах.
Завершение (предложение плодов практики Божеству)
Оm Sarva _имя или мантра Божества_
DevatArpanam astu Да будет все пожертвовано великому Господу _имя или мантра Божества_ !
Прадакшина (обход по часовой стрелке со свечой в правой руке и колокольчиком –
в левой места пуджи, алтаря и пр. помещений)