Isckatel, вопрос ваш очень важный и огромный, потому коснусь того, что считаю наиболее актуальным.
Да, вы правы, йога появилась внутри религиозной культуры Индии, и, конечно, они связаны. И йога отражает ее, нравится нам это или нет, здесь надо быть честными. Но религия, что они часто обозначают термином "дхарма", - большее, чем то, как этот термин понимает Запад. Для них дхарма - это все: это и долг (социальный, семейный, профессиональный перед Высшим и т.д.), это и моральные общественные ценности (то, что вы упомянули как Яма-Нияма).
Дхарма - это и закон (природы, праведного социума, Вселенной и др.). Это и религия в широком смысле, и также путь, миссия. Я думаю, есть разные дхармы: есть общая, а есть связанная с западным миром, Россией и др. Потому – таки да, что-то из йогической традиции, существующей веками в Индии, может идеально соответствовать любой среде, включая и нашу русскую, а что-то нет.
Мы не дети, и нам незачем выпендриваться, изображая из себя супертрадиционных. Это так делают люди по очень коварным мотивам (и заканчивается это все ничем). Потому, конечно, в России должен быть свой пантх, на самом деле, он уже есть, мы очень много сделали уже для этого. Но надо, чтобы традиция еще крепче стала на ноги, и потому этот переходный момент очень важен. Именно поэтому очень важно, чтобы эту традицию продвигали порядочные люди, у кого цель не личные низменные интересы, а большие.
Теперь рассмотрим сами вопросы:
Правильно ли я помню, что Горакшанатх ввел практику произношения мантр на родном языке?
Да, правильно, и это хороший пример, как надо поступать. Это же мне говорили и индийские Гуру. Но языковая тема очень непростая, она много в себя включает. Я думаю, что йога Горакшанатха ориентирована на уход из принципа формы, это главный ориентир, и потому с ним можно гибко действовать в любой культуре.
Есть ли до сих пор идеи о том, что возможно со временем в России появиться русский пантх?
Он уже фактически есть, как я ранее сказал, и будет развиваться нами дальше.
Обязательно ли русскому натха-йогу одеваться как в Индии, использовать атрибуты для поклонения божеству как в Индии?
Одежда, например ее цвет, может иметь свой особый смысл. Например, оранжевая - цвет отречения, но некоторые тантрические йоги считают, что "бхагава" - это соединение красного и белого, символ союза Шивы и Шакти. Свои есть значения у черного, красного и разных природных цветов. Как бы то ни было, основной смысл одежды – это естественный, природный образ жизни. Обилие всего - это тантричность, а простота и естество - это йога. Как нам вести естественный образ жизни в плане одежды, питания и т.д. – это отдельный разговор. Мы не должны ничего имитировать, особенно тупо, без понимания. Например, в Непале они совсем иначе одеваются, также в Пакистане, где тоже существует натхизм. Так почему мы не можем так же в соответствии со своими условиями поступать? Конечно, они и в самой России у всех могут быть разные, и этот факт надо учесть. Если нужно ходить в брюках порой, то не вижу в этом ничего плохого. Когда надевать люнги, курту и т.д., при пудже или еще когда, это все можно гибко решать.
Всегда ли Горакшанатху поклоняются в его образе «Индийского-йога»?
Ему поклоняются в разных формах, он есть и в буддизме, и в исламе, это вообще до сих пор предмет спора и в самой Индии среди натхов. Есть те, кто считают, что он вообще никогда не говорил, что ему надо поклоняться, а есть те, кто считают, что говорил, и что он Шива. Он просто сам по себе образ йоги, потому Горакшанатх - это некий ориентир. Но есть много натхов, которые почитают самых разных Деват, разных святых, или своего Гуру, или просто медитируют на запредельное. Мне довелось когда-то много общаться с ныне ушедшим Аведьянатхом джи, он говорил, что и Иисус тоже был по сути натха-йогином, и его тоже можно почитать как Сиддха-пурушу или кому как удобно. Один раз я даже организовал делегацию из России, примерно 35 местных практикующих йогу и преподавателей. И он также при них сказал, что Иисус был настоящим натха-йогином. Неважно, что его называли как-то иначе, сама реализация более чем йогическая. А несколько лет назад мы с Виласнатхом организовывали приезд моих учеников на Шанкадхал, было более 20 человек. Глава Джамата сказал, что натх-йоги может следовать любой дхарме, я спросил:"И даже христианской?". Он сказал, что и ей, вне каких-либо сомнений. Конечно, есть те, кому это может не понравиться, кто за "чистоту религии", но конфликтов много и в рамках одной традиции. Полно бранчей, полно просто людей с разными взглядами на все, но нас в целом интересует то, как практика нас может сделать чище, адекватнее, а не наоборот. Потому мы должны искать способы, как избежать узости сознания.
Возможно ли адаптация натха-сампрадаии к русской культуре и быту?
Возможно.
Может ли семейный человек в достаточной мере приобщиться к натха-сампрадайи? И что вообще натхизм говорит о семейной жизни? Понятно, что в 50-60 лет можно уйти из семьи, совсем физически и психологически или только психологически, но до этого времени тоже же можно, что-то практиковать.
Мне вот на нашем московском сатсанге как раз задавали эти вопросы, и я дал общие ориентиры, постараемся выложить аудио каких-то наиболее важных моментов. Насчет семейных ценностей, тема сложная, потому что и на Западе они такие, что с точки зрения какого-нибудь стандартного индийца это равносильно их отсутствию. Я думаю, у всех традиций есть свои эффективные и слабые стороны, их надо изучать, брать что-то на вооружение. В самой же Традиции Натхов есть и грихастхи, и, конечно, санньясины. Так как йога в целом ориентирована на отстраненность от всего (нивритти), то в целом традиция известна как ориентированная на отречение. Но здесь также надо мудро подходить к тому, каким должно быть отречение на Западе, незачем копировать индийскую санньясу (тем более, это и невозможно). Конечно, если кто-то хочет ей следовать, и фактически в стандартном виде, как в Индии, это все тоже возможно, но я не думаю, что таких людей много. Однако если кто-то хочет жить один, он все равно должен много практиковать, изучать тексты, нести людям учение и помогать обществу, совершенствуя и себя, и его. Отрешенный человек не должен кичиться тем, что он если один, то лучше других, унижать других людей, преподнося их как людей "второго сорта". Как такой человек сможет помочь обществу? Иначе его йога станет причиной еще больших личных омрачений, это не есть цель йоги. Наша цель – сориентировать людей на изучение традиционных источников через изучение текстов, общение в виде сатсангов, проведение пудж, посещение святых мест, встречу с мудрыми людьми разных традиций. Мы должны помогать друг другу выживать в периоды социальных и духовных кризисов, поэтому очень важна искренность между нами. Но искренность не означает метания бисера перед свиньями и поддержку чьих-то омрачений, искренность в том, что мы все им прямо говорим. Нам нужны порядочные люди, на которых не жалко будет тратить силы и время. Взаимопонимание и взаимодоверие – это для нас самое главное.