Существуют самые разные традиции в Индии, где можно встретить разное описание чакр. Даже в одной традиции встречаются они в разном количестве. Например, у натхов есть известные 6 (с 7-й чакрой), есть и восемь чакр (согласно "Горакх-бани"), есть и 12, и 28, и др. В Шривидье вы тоже можете встретить 6 чакр, 9 чакр и более 20-и. Тантра очень гибка, ее крайне непросто классифицировать, и сказать, что это только так и невозможны "отклонения", не выйдет. Вы можете в Кубджике, Кашмирском Шиваизме встретить схемы из 5 чакр, 6, 7 и другие, все зависит от конкретных текстов, какие там даются рекомендации, а также зависит от Гуру, как он лично вас учит. Проблема в принятии людьми на Западе такого на вид "хаоса" заключается в том, что, став предметом продажи, вся эта информация вытеснила тенденцию живого поиска, заменила все потребительством, "вещизмом". Людям хочется все распределить и взять в свои руки, т.е. тебе Гуру дает что-то, и больше это не его, теперь оно твое и только твое, эти практики взращивают эго, вместо отстраненности от него. Так, "Пранатошини-тантра" говорит о том, что шададхвы, чакры, адхары, лакшьи (лингамы на уровне грантх) и вьомы – нераздельны с Гуру. А как западный человек может такое допустить в своем даже очень смелом воображении? Может быть, кто-то скажет: "А зачем Йоги Матсьендранатх пишет столько негатива и критики, нет чтобы "просто дать правильную практику"?" Но в том-то и дело, что не существует одной только правильной практики, вы можете понять или две одновременно, или ни одной. Поэтому надо говорить и о хорошем, и о плохом. Но как, чтобы тебя восприняли без негативной реакции? Ведь это вовлекает в конфликты и т.д. Потому многие просто обсуждают все, что связано с глубокой практикой, в основном в закрытом кругу. У этого причин крайне много.
Если вы возьмете всем "известную"
схему семи чакр, то увидите массу объяснений в текстах, которые весьма абстрактны и символичны. Например, вы можете встретить описание, что внутри сушумны находится ваджра-нади, в ней - читрини, этот канал очень тонкий, и в нем находятся чакры. Как так в тончайшем канале может быть чакра, да еще с таким богатым содержанием: лепестки с санскритским алфавитом, таттвы с их биджа-мантрами, Божества, их Богини, также Йогини (Дакини, Ракини и др.), которые согласно "Рудра-ямале" охраняют вход в измерение чакры, отвечают за 7 дхату и т.д.? Если человек не знает, что под тонким подразумевается вездесущность, вмещающая в себя всю вселенную, то для него это будет абсурдом и головоломкой. Многие сиддхи, описывая такие элементы, использовали язык других мерностей, которые пронизывают то, что мы воспринимаем как "физическое". "Понять это умом" - означает сублимировать этот ум под эти измерения, увидеть свое родство с ними, осознав, что ты точно не то, чему тебя учит весь внешний мир. Внешний - это следствие внутреннего бытия. Научить этому - значит привести ученика к такому восприятию, это не то обучение, как учат в институтах. Даже если сейчас и есть "йога-институты", это не упрощает правильное отношение к йоге, а скорее наоборот, привносит много иллюзий.
Вы спросили, какая польза от созерцания чакр и того, что с чакрами связано? Раскрывая Шакти чакр, вы открываете в себе самом пространства информации, разных психофизических состояний, благодаря которым некоторые ученые и мирские люди делают разные открытия. Открытия могут опровергать какие-то общепринятые законы. Мы ведь не знаем многого о мире, что бы ученый ни открывал, он всегда говорит, что это не все, я нашел что-то, что было, что мы могли смутно чувствовать, но не найти этому точных изложений. Йогин - это в каком-то смысле ученый, который живет постоянными откровениями. Что с этим потом делать? Я этого не скажу ни вам, ни кому-либо еще, открывайте сами, и только когда откроете, вы наверняка будете знать, какие в этом плюсы. Мой опыт - это мой, вам нужен собственный.
Про матрики надо говорить много. Есть тантрические системы, которые гласные соотносят с Шивой, а согласные с Шакти, например, в Кашмирском Шиваизме так. Но есть и шактийские, где может быть все наоборот. Есть очень много тонкостей и интересных принципов, как из первой гласной "а" разворачивается весь алфавит. В гласных он комбинируется, образуя из двух акшар одну последующую, это комбинации двух энергий, которые выражаются в третьей. Потом гласная "а" незримо присутствует в согласных. Гласные ("свара") можно перевести как "самоэкспрессия" или экспрессия "анахаты". Согласные ("вьянджана") можно перевести как "украшение", "Шакти украшает Шиву". Эти слоги называют "а-кшара" (нерушимые или вечные), они - выражение вечности. Из согласных проявляется вся вселенная. Мне почему-то вспомнилась
греческая история, когда Богиня Гера собралась встретиться с Зевсом, она использовала украшения, по одной из версий - это косметика, от того же корня, что и космос. Она при встрече с ним создала космос. Это красота вселенной, мировая гармония. Так же и Шива с Шакти посредством экспрессии "анахаты" и выраженных ей фонем создали мироздание. Это если в двух словах о матрике. Есть очень много технических элементов, в тантре - это антар-матрика ньяса, в йоге - просто медитация на матрики в лепестках чакр, на разные элементы в чакрах. Но надо как минимум освоить правильную фонетику, это не русский алфавит и не английский, там много тонкостей. Даже алфавит санскрита сам по себе имеет массу особенностей, начните с их изучения.